статья «Создание «экологической тропинки» в детском саду».
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа,но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание «экологической тропинки» в детском саду. | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание «экологической тропинки» в детском саду».
Экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.
Экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.
Первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки не-большой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, или дети одной возрастной группы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число людей. Они выявляют желающих принять участие в общем деле. С их помощью, исходя из интересов и возможностей, дети делятся на подгруппы - «бригады». Командирами бригад становится члены группы организаторов.
После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов, куда входят педагоги, родители, шефы. В торжественной обстановке, объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам на занятиях изготовляют и соответствующие изделия. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители. Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей.
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому.
Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.
Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
• Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
В целом можно обозначить основные виды работ по созданию экологической тропы.
Следующий этап - открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ. На торжество приходят родители, представители охраны природы, шефы.
В дальнейшем на экологической тропе происходит следующее:
1. Встречи с интересными людьми; членами организаций общества охраны природы и станции юннатов; руководителям и членам кружка Дворца творчества детей и молодежи «Юный эколог»; представители метеослужбы.
2. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.
3. Посещение старших дошкольников в экскурсоводы.
Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.
При выборе хозяина экологической тропинки можно устроить конкурс среди детей и родителей: Кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, его можно изобразить на всех табличках видовых точек или хотя бы в начале и конце маршрута, т. е. там, где он встречает детей и прощается с ними.
Периодически этот персонаж посылает детям письма задания.
Вначале тропы помещают план тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформления тропинки следует привлекать детей: или хотя бы воспользоваться некоторыми из их предложений. Это дает возможность почувствовать ребенку причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по - особенному относиться к ней считать своей и проявлять большой интерес к занятиям. Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т. п.
Эффективнее всего организовать экологическую тропинку используя результаты исследования, выполненных при составлении экологического паспорта ДОУ.
В качестве видовых точек выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок прилегающий к зданию ДОУ достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных прежде всего для данной местности (лес, луг, это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. При размещение растений на территории ДОУ необходимо учитывать затененные и открытые, влажные и сухие участки. По возможности, можно создать небольшой водоем с растениями и животными - это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Также целесообразно сделать небольшие возвышения, что разнообразит условие произрастания растений, позволит организовать различные наблюдения. Однако лежащие камни не только украсит тропинки, но и послужат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д.
Традиционно в ДОУ выделяют участки для лекарственных растений, не-обходимо создать условие и для выращивания растений подлежащих охране. Тем самым вы оформите своеобразную «живую красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения часы и растения барометры им соответствуют аналогичные по названию клумбы. На территории, возможно, создать сад или клумбу «непрерывного цветения». Интересной для наблюдения может стать. Точка «муравейник», а также метеоплощадка с размещенным на ней соответствующим оборудованием Главный принцип организации экологической тропинки в естественных условиях такой же, как и для тропинки на территории ДОУ. Как можно больше разнообразия.
В естественных условиях разнообразие растений и животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок необходимо включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.
В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.
Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить
оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.
С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.
Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается педагог эколог или воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности.
Для организации работы на необходимо разработать паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов, одна более сложная схема - для педагогов; вторая проще для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
На основе выше изложенного можно сказать следующее:
- в экологической культуре мы можем выделить сведущие составляющие: экологическое сознания, которое выполняет ряд функций и формируется в процессе приобретения человеком соответствующих знаний, которое в свою очередь трансформируются в отношение - конечный результат экологического образования - на основе чего человек осуществляет свою деятельность;
- содержанием экологической культуры детей дошкольного возраста являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе - это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем;
- экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, получает все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования заботиться об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения;
- при формировании экологической культуры дошкольников используются большое разнообразие средств и методов экологического образования при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществится в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является базой для их рационального использования;
- создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условие для рационального использования различных методов при организации процесса - взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.
Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения игры, различного вида занятия и экскурсии. Для организации работы на экологической тропинке необходимо разработать специальный паспорт эко-логической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов.
Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ
На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.
Рыжова Н. А. рекомендовала следующие этапы по организации экологической тропы ДОУ:
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов
2. Составление карты-схемы тропы.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки.
4. Описание всех видов точек, ознакомление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и нахождение точек маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Таким образом экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
Создание «экологической тропинки» в детском саду.
Паспорт экологической тропы....
Эссе на тему: "Создание экологической тропинки в детском саду
Роль "Экологической тропы" в детском саду...
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
Статья "Создание "экологической тропинки" в детском саду"
С 2007 года МБДОУ «Детский сад «Ягодка» присвоен статус «Центра экологического образования». Каждые три года этот статус подтверждается. В работе по э...
Статья "Экологическая тропа в детском саду"
Статья о том, как можно организовать экологическую тропу на территории детского сада и рекомендации о том, как на ней работать с детьми....