Проект "Природа глазами ребёнка"
проект по окружающему миру
Проект призван сформировать у детей и родителей интерес изучать прекрасный мир природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_glazami_rebyonka_ok.docx | 805.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Природа глазами ребёнка» Воспитатель Фирсова С.С.
Проект «Природа глазами ребёнка»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: 4 недели
Актуальность проекта
Создание проекта «Природа глазами ребёнка» это стремление педагогов привлечь детей и их родителей к изучению и постижению прекрасного мира природы. Молодые родители слишком увлечены образованием детей в обучающих центрах и не считают необходимым прививать детям любовь и интерес к природному пространству. Прогулки часто сведены к обычному пребыванию на детских площадках. Дети не замечают природы, не умеют находить с ней общий язык, бояться её.
Данный проект рассчитан на дошкольников старшей группы.
Он призван сформировать у детей и взрослых – участников проекта экологическую культуру, интерес к объектам живой и неживой природы, явлением природы. Объекты природы рассматриваются в проекте не только с научной стороны, но и с художественной точки зрения.
В ходе реализации проекта дети учатся наблюдать природные объекты и явления, замечать изменения, отражать их в речи, таблицах и художественно-эстетической деятельности, рассматривать природу как источник знаний, красоты, эстетики и вдохновения. Знакомятся с великими русскими художниками, поэтами, композиторами для кого природа была непревзойдённым эталоном. Знакомятся с современным искусством, воспевающим красоту родного края.
Данный проект охватывает все стороны жизни ДОУ, все образовательные области. В нём в соответствии с требованиями ФГОС учтены: направленность на развитие личности ребёнка, направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, нацеленность на дальнейшее образование, направленность на сохранение и укрепление здоровья детей, в ходе разворачивания проекта учитывались индивидуальные особенности и потребности детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Проектная идея
Создание выставки с творческими работами детей «Природа глазами ребёнка».
Цель проекта
Формирование у детей интереса к природному пространству, приобщение к экологической культуре; вовлечение родителей в педагогический процесс
Задачи проекта:
- формирование у детей устойчивого интереса к миру природы
- обучение детей взаимодействию с природными объектами, культуре поведения в природе
- закрепление и систематизация знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
- формирование природоохранного сознания, активной гражданской позиции защитника природы
- формировать у детей и взрослых эмоциональное, положительное отношение к объектам природы, умение видеть прекрасное, восхищаться природой
- воспитывать у детей и взрослых любовь к природе и бережное к ней отношение
- формирование у детей и взрослых эстетического восприятия окружающей природной действительности, желания и умения отражать полученные впечатления в художественно-эстетической деятельности
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками изодеятельности
- Развивать у детей связную, диалогическую и монологическую речь
- Закрепить умение самостоятельно и при помощи взрослых готовить экологические сообщения, сочинять рассказы, сказки
- Развивать внимание, память, мышление, эстетическое восприятие и художественный вкус
Участники проекта:
- Воспитатели, специалисты
- Дети старшей группы МБОУ ЦО № 16
- Родители
Предполагаемый результат
Сформировать:
- устойчивый интерес к миру природы, закрепить и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях
- культуру поведения детей в природе, природоохранное сознание
- умение видеть и подмечать научные и эстетические категории в статике и динамике природных явлений
- желание и умение отражать полученные впечатления в художественно-эстетической деятельности, словотворчестве (загадки, экологические сказки и т.д.)
- навыки связной речи, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
Необходимая поддержка проекта:
- Совместная работа со специалистами. Рекомендации методиста, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Тесная взаимосвязь со специалистами детского сада помогает решать общие задачи в воспитании и качественной подготовке детей к школьному обучению.
- Поддержка родителей, проведение дополнительных консультаций по экологическому воспитанию, использованию музыкальных произведений и художественной литературы по названной теме.
Семья обладает всем спектром объективных возможностей для формирования личности ребёнка. Деловое сотрудничество с родителями – важный фактор в развитии и воспитании гражданина современного общества.
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный:
- разработка идеи, постановка цели и задач проекта;
- подбор методического материала и литературы;
- исследование проблемы: опрос родителей, анкетирование.
II этап. Основной, реализация проекта:
- Работа с детьми;
- Работа со специалистами;
- Работа с родителями.
III этап. Заключительный:
- Анализ результатов реализации проекта;
- Итоговая выставка творческих работ детей «Природа глазами ребёнка»;
- Презентация проекта.
Последовательность реализации проекта
I неделя:
- Круглый стол
Цель: обсуждение с педагогическим персоналом ДОУ темы, идеи, актуальности проекта, постановка цели, задач.
- Подбор методического материала и литературы, консультация со специалистами ДОУ
- Встреча с родителями (групповая консультация) «Природа глазами ребёнка»
Цель: подвести родителей к пониманию важности своевременного экологического просвещения детей и приобщения их к экокультуре (приложение)
- Индивидуальные консультации для родителей; беседа с родителями, отсутствующими на встрече, раздача памятки «Мир природы глазами ребёнка»
Цель: охват педагогическим просвещением всех родителей
II неделя. Тема недели: «Живая природа – растительный мир» | ||||
День недели | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
Понедельник | Познание «Откуда берутся растения» Цель: вызвать у детей интерес к растительному миру природы | 1.Тематическая прогулка по территории детского сада Цель: закрепить названия растений на участке, умение выделять особенности строения деревьев, кустарников и цветов Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Чей плод» Цель: закрепить названия растений ближайшего окружения 2. Чтение сказки Д. Чехова «Сказка старого дуба» Цель: Помочь детям понять иронию автора, вызвать эмоциональный отклик на произведение | 1. Дидактические игры: «Собери растение» Цель: закрепление знаний о строении растений; «Собери пейзаж» Цель: упражнение в расположении пейзажа на мольберте. 2. Рисование восковыми мелками и акварелью «Мир растений» Цель: создать условия для творческой реализации детей | Организация взаимодействия с родителями по вопросу подготовки к игре – путешествию «Мы идём в поход». Раздача литературного материала для подготовке к игре, рекомендации о проведении дома познавательных бесед о назначении туристических походов. Цель: создание условий для совместной педагогического взаимодействия родителей и детей. |
Вторник | 1.Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Составление узора из осенних листьев» (коллективная работа) Цель: побуждать детей подмечать изящество и многообразие форм и красок окружающей природы. 2.Речевое развитие. Разучивание стихотворения «Осень» М. Ходяковой Цель: познакомить детей с приметами осени с помощью художественного слова | 1.Экскурсия в природу «Люблю я пышное природы увяданье» (конспект см. приложение) Цель: познакомить детей с видовым разнообразием деревьев, формировать представление детей о состоянии растений в осенний период. 2. Просмотр мультфильма «Сказки старого дуба». Цель: вызвать детей к размышлению, что было бы, если бы не было деревьев. | 1.Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чей плод» Цель: закрепить знания детей о растениях, произрастающих на территории сада 2. Рассматривание альбома «Осень» современных фотографов-пейзажистов. Цель: приобщение детей к художественной культуре. | Организация взаимодействия родителей и детей по вопросу создания творческой поделки из природного материала «Дары осени» Цель: создание условий для совместной практической деятельности детей и взрослых. |
Среда | Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие. Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»; разучивание песни «Осенний наряд» Цель: развивать музыкальное восприятие, певческие навыки | 1.Прогулка с видоискателем Цель: Учить детей подмечать живописные участки природы, воспитание любви, восхищения красотой родной природы, развивать эстетическую зоркость 2.Речевое развитие. Упражнение Закончи фразу: У дуба листочки дубовые. У осины? -… У березы? - … У рябины? - … У клена? - … У тополя? - … Цель: правильное применение суффиксов в притяжательных прилагательных | Просмотр альбомов с произведениями художников – пейзажистов И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень», К. Коровина «Осень», В.Поленова «Золотая осень» и др. Цель: формировать представление о воспевании природы русскими художниками. | Организация взаимодействия с родителями по вопросу подготовки к игре – путешествию «Мы идём в поход». Рекомендации о проведении дома познавательных бесед о поведении туристов во время походов (отношение к природе) Цель: создание условий для совместной педагогического взаимодействия родителей и детей. |
Четверг | Художественно-эстетическое развитие. Рисование пейзажа «Милый сердцу уголок» Цель: формировать у детей умение подмечать красоту родного края, желание отражать впечатления в изодеятельности. | Прогулка. Решение проблемной ситуации «Почему растения погибают» Цель: формировать желание сохранить природу, беречь растения на планете. | Рассматривание гербария, собранного детьми подготовительной группы Цель: формирование устойчивого интереса к изучению мира природы. | Индивидуальные консультации для родителей Цель: педагогическое просвещение родителей детей, нуждающихся в особенном отношении. |
Пятница | Познавательно-исследовательская деятельность «Окрашивание листьев капусты в разные цвета». Цель: наглядно показать детям, как растения впитывают влагу. | Беседа с детьми о лекарственных растениях. Цель: расширять представления детей о назначении растений. | 1.Рассматривание энциклопедии «Мир растений» Цель: формировать у детей интерес к изучению и систематизации информации о растениях 2.Дидактическая игра «Лото. Что где растёт». | Участие родителей (5-7 человек по желанию) в организации выставки творческих работ Цель: формирование у родителей активной гражданской позиции. |
Итоговое мероприятие недели:
Цель: формирование у детей и взрослых экологического мировоззрения, создание атмосферы сотрудничества |
III неделя. Тема недели: «Живая природа – животный мир» | ||||
День недели | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
Понедельник | Познание. «Удивительный мир животных» Цель: вызвать у детей интерес к животному миру. | 1.Тематическая прогулка по территории детского сада. Цель: Подмечать характерные особенности животных, птиц, насекомых 2.Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко» Цель: вызвать эмоциональный отклик на произведение, познакомить детей с повадками животных. | 1.Просмотр альбома «Дикие животные» Цель: расширять представления детей о среде обитания и повадках диких животных 2. Дидактическая игра «Кто где живёт» Цель: закреплять представления детей о среде обитания диких животных | Организация взаимодействия родителей и детей по вопросу подготовки сообщения «Мой питомец» или «Моё любимое животное» Цель: создание условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых |
Вторник | Художественно-эстетическое развитие. Лепка. «Моё любимое животное» Цель: формировать у детей способность самостоятельно воплощать замысел в изодеятельнос-ти. | 1.Прогулка Наблюдение за домашними животными Цель: помочь детям сформировать представление о роли человека для домашних животных 2.Речевое развитие. Задумай животное. (По наводящим вопросам, угадать животное) Цель: активизировать словарь детей, логическое мышление 3. Просмотр презентации «Удивительные животные» Цель: формировать интерес к миру животных. | 1.Просмотр альбома «Домашние животные» Цель: закреплять представления детей о домашних животных 2.Сюжетно-ролевая игра «Зооуголок» Цель: вызвать у детей интерес к изучению повадок животных, желание заботится о них | Индивидуальные консультации по вопросу подготовки сообщения «Мой питомец» или «Моё любимое животное» Цель: конкретизация условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых. |
Среда | Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность. Прослушивание отрывков из муз. произведения Сен-Санса «Карнавал животных»; передача сценических образов животных в народной песне «Как у наших у ворот» Цель: развивать музыкальное восприятие, актёрское мастерство | Прогулка с увеличительным стеклом (лупой). Цель: развивать интерес к изучению объектов природы, пополнить «копилку научных фактов», учить бережному отношению к обитателям Земли. 2. Речевое развитие. Упражнение Скажи правильно: Нора лисы – лисья нора Уши зайца - … Лапы волка - ... Берлога медведя - … Припасы белки - … Хвост павлина - … Шея лебедя - … Нос комара - … Нюх собаки - … Цель: правильное применение суффиксов в притяжательных прилагательных | 1.Просмотр альбома «Насекомые» Цель: закреплять представления детей о насекомых 2.Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Следопыт», «Чей хвост» Цель: закрепить знания детей о животных 3. Создание творческих работ «Семья пингвинов» печатание картошкой Цель: использование нетрадиционной техники рисования | Рекомендации родителям о проведении во время прогулок познавательных бесед и наблюдений. Помощь в подборе тем наблюдений: наблюдения за перелётными птицами, повадками животных, птиц и т.д. Цель: создание условий для совместной педагогического взаимодействия родителей и детей. |
Четверг | Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Моё любимое животное» Цель: формировать у детей умение передавать характерные особенности животных в рисовании. | 1.Прогулка. Решение проблемной ситуации «Встреча с животным». Цель: формировать умение вести себя при встрече с незнакомыми животными. | 1.Просмотр альбома «Птицы» Цель: закреплять представления детей о птицах 2.Дидактические игры: «Зоологическое лото» Цель: закрепить знания детей о классификации животных. | Индивидуальные консультации для родителей Цель: педагогическое просвещение родителей детей, нуждающихся в особенном отношении. |
Пятница | Познакомить детей с произведениями художников и фотографов – анималистов Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к животному миру | Прогулка. Решение проблемной ситуации «Для чего нужны животные» Цель: помочь детям сделать выводы о взаимосвязи «человек - животный мир» | Просмотр альбома «Пресмыкающиеся», «Удивительные жители морей» Цель: закреплять представления детей о пресмыкающихся (ящерицах, змеях, черепахах и др.); подводных обитателях. | Приглашение родителей на просмотр телепередачи «В мире животных» Цель: предоставить родителям возможность увидеть детей в новой роли |
Итоговое мероприятие недели:
цель: учить детей делать небольшие сообщения о животных
|
IV неделя. Тема недели: «Живая, неживая природа; природные явления» | ||||
День недели | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
Понедельник | Познание. «Живая, неживая природа» Цель: познакомить детей с объектами живой и неживой природы, дать их точную классификацию | Тематическая прогулка по территории детского сада «Живая – неживая природа» Цель: поупражнять детей в классификации объектов окружающей природы Экспериментирование «Дружба воды и песка» Цель: | 1.Рассматривание объектов неживой природы «Коллекция камней» Цель: расширять представления детей об объектах неживой природы 2.Игра «Повтори узор» Цель: получение сенсорного опыта | Организация взаимодействия родителей и детей по созданию творческой поделки - кормушки для птиц. Цель: создание условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых, воспитание активной позиции защитника природы. |
Вторник | Экспериментирование «Круговорот воды в природе» Цель: раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека, формировать интерес к изучению объектов неживой природы | 1.Наблюдение за облаками. Цель: Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые. Отгадывание загадок о явлениях природы, неживой природе 2.Чтение рассказа «Спор облачка, дождика и грозы» Цель: Помочь детям понять причину явлений природы | 1.Дидактическая игра «Живая – неживая природа» Цель: закрепить представления об объектах живой и неживой природы. 2. Создание творческих работ «Каким бывает небо» при помощи акварели и восковой свечи. Цель: развивать самостоятельную творческо-поисковую активность | Рекомендации родителям по вопросу организации наблюдений за природными явлениями. Предложение организовать домашнюю выставку «Какие бываю облака». Цель: создание условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых |
Среда | Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность. Прослушивание отрывков из муз. произведений, обсуждение какие природные явления передали композиторы в своих музыкальных произведениях. Цель: развивать музыкальное восприятие, слух. | Прогулка. Беседа с детьми о значении солнца, воздуха и воды в жизни человека, животных, растений. Цель: формировать у детей научное мировоззрение. | Просмотр альбома с подборкой произведений русских живописцев, изображающих явления природы: К.Маковский «Дети, бегущие от грозы», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу», А. Куинджи «Гроза» и др. Цель: поддержание интереса к изучению природных явлений не только с точки зрения науки, но и как эстетических объектов | Предложить родителям найти и выучить с детьми несколько поговорок, пословиц, примет осени. Пронаблюдать найденный материал на практике. Цель: создание условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых |
Четверг | 1.Познавательная беседа «Интересная наука – метеорология», просмотр презентации «Приборы метеоролога» Цель: познакомить детей с профессией метеоролог 2.Художественно-эстетическое развитие. Рисование гуашью «На что похоже облако» Цель: формировать у детей умение подмечать динамику явлений природы, развивать воображение | Тематическая прогулка по территории детского сада. Цель: закрепить знания детей о живой и неживой природе, проанализировать погоду, используя переносную метеостанцию. | Дидактическая игра «Сложи узор» с использованием природного материала Цель: обогащать сенсорный опыт, развивать воображение, творчество. | Индивидуальные консультации для родителей Цель: педагогическое просвещение родителей детей, нуждающихся в особенном отношении. |
Пятница | Познание. Основы безопасности. Просмотр презентации явлений природы, в том числе и опасных для человека. Цель: подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, человек должен знать как вести себя в ЧС (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.) | Прогулка Познавательная беседа «Какие растения и животные предсказывают погоду» Цель: расширять представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы | Дидактическая игра с карточками «Собери цепочку» Цель: установление причинно-следственных, временных связей. | Участие родителей (5-7 человек по желанию) в организации выставки творческих работ детей и взрослых Цель: поддержание партнёрских отношений с педагогами ДОУ |
Итоги проекта:
|
Результаты работы с детьми:
У детей сформированы:
- устойчивый интерес к экопространству, закреплены и систематизированы знания об объектах растительного, животного мира, живой и неживой природы
- культура поведения детей в природе, природоохранное сознание
- умение всматриваться в природу, замечать происходящие изменения, подмечать красоту и эстетику природных явлений
- потребность отражать полученные впечатления в художественно-эстетической деятельности, словотворчестве
- навыки диалогической и монологической речи
- способность уверенно высказываться, отстаивать свою точку зрения, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
- знания о природе Тульского края, об общечеловеческих ценностях.
- улучшились отношения детей друг с другом
Результаты работы с родителями:
- повысилась педагогическая активность родителей
- сформировалось осознание необходимости формирования у детей экосознания и экокультуры, в т.ч. и собственным примером
- Установилось равенство
дети + родители + педперсонал ДОУ = деловое партнёрство
Приложение 1
Групповая консультация для родителей
«Природа глазами ребёнка»
Вступительное слово
Всё начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, пока душа ребёнка наиболее восприимчива к добрым делам. Всё, что поймёт, увидит ваш малыш в детстве, он пронесёт с собой через всю жизнь.
Ребёнка необходимо научить любить и понимать окружающих людей, родителей, друзей, животных и растения, одним словом «весь мир природы». Изначально в детях заложен потенциал любви ко всему живому. Но если малыш подрастая, начинает губить природу: животных, растения; причинять им вред, то в этом, прежде всего, виноваты взрослые, пропустившие сензитивный период для воспитания любви к природе. Воспитание необходимо начинать с младенческого возраста, ведь так важно привить детям чувство ответственности за всё живое на земле.
Интерактивная часть
Викторина «Как вы гуляете с ребёнком (детьми)»
Ответы родителей на вопросы:
- Часто ли вы гуляете со своим ребёнком?
- Как и где проходят ваши прогулки чаще всего?
- О чём вы беседует во время прогулок, что наблюдаете, подмечаете?
- Ваши действия при встрече с незнакомым животным?
- Участвуете ли вы в каких-либо мероприятиях экологической направленности?
Просмотр презентации «Мир природы глазами ребёнка»
Вывод: Что же делать родителям?
Как научить ребёнка любить и понимать природу? Предлагаю некоторые рекомендации:
- Будьте сами внимательны и заботливы к миру природы, в котором вы живёте, в конечном счёте, родительский пример будет приоритетным для малыша (что бы вы не говорили, ребёнок всё равно будет похож на вас)
- Научите малыша любить, уважать и заботится о живых существах, жалеть животных, объясните, что им бывает больно, как и тебе
- Воспитывайте в ребёнке доброту и человечность. Пусть ваш ребёнок знает, что всё живое для него – неприкосновенно. Неважно, насекомое это или первые весенние цветы, которые малыш хочет вам подарить, сорвать
- Учите с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению, наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы
- Дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте художественную литературу, рисуйте, рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами
- Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном
- Учите видеть и понимать состояние другого существа.
Пусть ваш ребёнок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности - Больше гуляйте с детьми. Сначала посетите двор, сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. Всюду своя жизнь, свое очарование
- Подскажите ребёнку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме
- Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите пока ребёнок, освоится, «войдет в доверие» к животному
- Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребёнок сам ухаживает за ним. Поэтому заведите дома какое-нибудь животное
- Как можно раньше давайте возможность ребёнку участвовать в уходе за животными, растениями.
- Не надо требовать от ребёнка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Не ругайте малыша за «безотвественность», а регулярно включайте его в вашу деятельность по уходу. Дайте понять ребёнку, насколько необходимы его действия животному
- Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребёнок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь.
Человек является неотъемлемой частью природы и чем раньше придёт осознание ребёнком этой простой истины, тем скорее он научиться жить в гармонии с природой – источником творческого вдохновения, красоты, познания, единства и целесообразности всего живущего на Земле…
Приложение 2
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Природа глазами ребёнка
Рекомендации для родителей, которые хотят научить детей любить и понимать живую природу, жить в гармонии с ней.
Всё начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, пока душа ребёнка наиболее восприимчива к добрым делам. Всё, что поймёт, увидит ваш малыш в детстве, он пронесёт с собой через всю жизнь. Ребёнка необходимо научить любить и понимать окружающих людей, родителей, друзей, животных и растения, одним словом «весь мир природы». Изначально в детях заложен потенциал любви ко всему живому. Но если малыш подрастая, начинает губить природу: животных, растения; причинять им вред, то в этом, прежде всего, виноваты взрослые, пропустившие сензитивный период для воспитания любви к природе. Воспитание необходимо начинать с младенческого возраста, ведь так важно привить детям чувство ответственности за всё живое на земле.
Задумайтесь:
- Часто ли вы гуляете со своим ребёнком?
- Как и где проходят ваши прогулки чаще всего?
- О чём вы беседует во время прогулок, что наблюдаете, подмечаете?
- Ваши действия при встрече с незнакомым животным?
- Участвуете ли вы в каких-либо мероприятиях экологической направленности?
Что же делать родителям?
Как научить ребёнка любить и понимать природу? Предлагаю некоторые рекомендации:
- Будьте сами внимательны и заботливы к миру природы, в котором вы живёте, в конечном счёте, родительский пример будет приоритетным для малыша (что бы в не говорили, ребёнок всё равно будет похож на вас)
- Научите малыша любить, уважать и заботится о живых существах, жалеть животных, объясните, что им бывает больно, как и тебе
- Воспитывайте в ребёнке доброту и человечность. Пусть ваш ребёнок знает, что всё живое для него – неприкосновенно. Неважно, насекомое это или первые весенние цветы, которые малыш хочет вам подарить, сорвать
- Учите с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению, наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы
- Дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте художественную литературу, рисуйте, рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами
- Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном
- Учите видеть и понимать состояние другого существа.
Пусть ваш ребёнок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности - Больше гуляйте с детьми. Сначала посетите двор, сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. Всюду своя жизнь, свое очарование
- Подскажите ребёнку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме
- Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите пока ребёнок, освоится, «войдет в доверие» к животному
- Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребёнок сам ухаживает за ним. Поэтому заведите дома какое-нибудь животное
- Как можно раньше давайте возможность ребёнку участвовать в уходе за животными, растениями.
- Не надо требовать от ребёнка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Не ругайте малыша за «безотвественность», а регулярно включайте его в вашу деятельность по уходу. Дайте понять ребёнку, насколько необходимы его действия животному
- Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребёнок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь.
Человек является неотъемлемой частью природы и чем раньше придёт осознание ребёнком этой простой истины, тем скорее он научиться жить в гармонии с природой – источником творческого вдохновения, красоты, познания, единства и целесообразности всего живущего на Земле…
Приложение 3
Игра - путешествие «Мы идём в поход!»
(совместное мероприятие детей, родителей и педагогов)
Цель:
формирование у детей и взрослых экологического мировоззрения, создание атмосферы сотрудничества.
Задачи:
- воспитание устойчивого интереса к изучению мира природы;
- привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды;
- формирование опыта взаимодействия ребенка с природой;
- формирование экологической культуры;
- развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.
Ход игры:
Ведущий:
Осень - это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей туристической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле.
Ребенок 1:
Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
Ребенок 2:
И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно
Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе, будто самую малость
Нам на этой планете жить и править осталось.
Ребенок 3:
Мы - не гости на планете, и Земля – наш дом,
Будет в нём светло и чисто, если мы его спасём:
И прозрачные озера, и еловый лес,
И цветных полей узоры, и речной простор.
Ребенок 4:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Ребенок 5:
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Ребенок 6:
Украсим всю Землю цветами, садами…
Все вместе: Такая планета нужна нам с вами!
(Дети исполняют песню «Осенний наряд»).
Ведущий:
По-своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай. ( М. Марик)
В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.
(Звучит фонограмма «Песенка про веселого туриста».)
1 этап. «Разминка»
Задание 1. Узнаем названия команд.
(В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команды)
Ведущий:
Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.
(На пути расставлены «кочки» - спортивные коврики-маты.)
А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернутся на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!
(Команды выполняют задание.)
Ребята, давайте узнаем названия ваших команд ( «Турист» и «Компас»)
В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.
Задание 2. Нужные вещи в походе. (Для детей и родителей)
Ведущий: Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.
(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку - «1 км».)
1. Я маленький, да удаленький, стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (Компас)
2. Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить, чай душистый вскипятить. (Котелок)
3. В деревянном домике проживают гномики.
Уж такие добряки – раздают всем огоньки. (Спички)
4. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной, я повисну за спиной. (Рюкзак)
2 этап.
Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей).
Ведущий:
Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится.
(Команды по очереди отгадывают загадки.)
- Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - и остался стебелек. (Одуванчик)
- Девчонки - невелички, а сердце золотое,
Пушистые реснички сияют белизною,
На ветру качаются, всем улыбаются. (Ромашка)
- То фиолетовый, то голубой, он на опушке встретился с тобой.
Звонким названием он наделен, но никогда мы не слышали звон.
(Колокольчик)
Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой -
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка)
Задание 2. Лечебница доктора Айболита. (Для родителей)
Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их названия, для чего принимают эти растения в лечебных целях (стоимость ответа - 2 км).
1. Ты растение не тронь - жжётся больно, как огонь.
(Крапива. Отваром крапивы можно мыть голову, а также она останавливает кровь.)
2. Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.
На земле лежат листочки - маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы.)
3. Белая корзинка, золотое донце.
(Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине.)
4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды.
(Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)
Задание 3. Лесная кухня (Для родителей и детей)
Ведущий. Вопросы команде «Компас»:
1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель.)
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)
Молодцы! А теперь вопросы команде «Турист»:
1. Назовите, из каких растений в походе в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван-чай; листья брусники.)
2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? ( Вымытые и просушенные клубни закапывают в горящую золу.)
Задание 4. Лесной компас (Для родителей)
Ведущий:
Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудится в лесу и всегда знают, как найти дорогу домой (раздает каждой команде по 2 рисунка). Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках:
1. Рисунок «Хвойные деревья» (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)
2. Рисунок «Лесные ягоды» (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повернута к северу.)
3. Рисунок «Пни» (На пнях деревьев кольца более широкой частью обращены на юг.)
4. Рисунок «Камни» (На камнях с северной стороны вырастает мох.)
3 этап. Подведение итогов.
Ведущий:
Земля - наш большой дом, в котором мы все живём. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.
Ребятам команды - победительницы вручаются медали «Опытному туристу», а второй команде вручаются медали «Начинающему туристу».
Приложение
Семинар-практикум для детей и родителей:
«Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»
Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей эстетически относится к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Сознательно организуемое и направляемое педагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, с создания его целостного образа. При этом правильные представления о предметах легче всего формируется в процессе непосредственного чувственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного. Кроме того, он получает сведения от взрослого, передаваемые словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т.п.).
Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Если предмет не оставляет ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение переходит в активную деятельность: в стремлении сохранить понравившуюся, умножить красоту, передать ее другим (нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку и Т.Д.).
Дети часто связывают понятия «добро» и «красота» с природой, с бережным отношением к ней. Наш опыт свидетельствует: многие дети знают, что природу нужно беречь, но, лишь дополнительные эстетическим чувствам, положительным отложением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы, чувство любви к ней определяют их практическую деятельность по ее охране, умножение ее богатств.
Экологическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Средствами развития эстетических чувств у детей являются и прослушивание музыкальных произведений, посвященным природным явлениям, сезонам, рассматривание полотен великих художников, а также знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе, большое значение имеют и наглядные пособия.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в актуальное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами' и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатление от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства, Игра способствует углубленному переживанию детей, Расширению их представлений о мире». (Т.С. Комарова).
Чем разнообразней по содержанию игровые действия, тем интереснее и
эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знания детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит им игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как его участник. Игра требует от ребенка точности в своих правила: он должен быть внимательным. к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запоминать все обучения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают своё внимание на посторонние предметы, на людей. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Могут быть сгруппированы следующим образом: - игры по ознакомлению с флорой и фауной;
- игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);
- игры по ознакомлению с деятельностью человека.
В нашей работе с детьми мы использовали дидактические игры, которые «укладываются» в эту классификацию. Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута, необходимо, чтобы она сопровождалась большим красочным материалом, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задания той или иной игры. Большие размеры наглядного материала позволяют хорошо его рассмотреть, реализовать свою игровую задачу.
Конспект экологической игры «Экознайка» (совместно с родителями)
Цель
закрепить знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формировать экологическую культуру через познавательную игру.
Материал:
Двенадцать игровых дорожек - «лучи солнца», сходящихся к большому кругу. Каждая дорожка - цветные карточки с тематическими вопросами, окрашена в цвета, соответствующие тематике вопросов: зеленый (фауна и флора), голубой (водная экосистема), коричневый (земля), красный (природные явления).
Вопросы игры:
Зеленый сектор
1-я команда:
1. Куда зайцу удобнее бежать: в гору или с горы? (В гору, потому что у него передние лапы длиннее задних, с горы он катится кубарем).
2. У сосны семена находятся в шишках, а у березы…? (В сережках).
3. Лев, выступающий в цирке, дикое или домашнее животное? (Дикое).
4. Назовите жилища лисицы, медведя, волка, белки? (Нора, берлога, логово, дупло).
5. Кто родится с усами? (Кошка).
2-я команда:
1. Назовите 3 животных, которые зимой впадают в спячку. (Медведь, барсук, ёж).
2. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать. (Утки и гуси).
3. У каких деревьев осенью не меняется цвет листьев? (У хвойных).
4. Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом коры, формой листьев).
5. Есть у льва, но нет у львицы. (Грива).
Вопросы родителям:
1. Какую птицу называют так же, как экзотический фрукт? (Киви).
2. Где раки зимуют? (На дне рек и озёр, зарываясь в ил).
3. Назовите птиц, которые не умеют летать. (Пингвин, страус, киви, нанду).
4. Назовите 3 животных, у которых есть иголки. (Ёж, дикобраз, морской ёж).
Голубой сектор
1-я команда:
1. Как называется буря на море? (Шторм).
2. Какие приспособления используют люди для передвижения по воде? (Плот, лодка, катер, корабль).
3. У горы высота, а у реки… (Глубина).
3. Что больше: океан или море? (Океан).
2-я команда:
1. Когда реки выходят из берегов? (Весной).
2. Что больше: ручей или река? (Река).
3. Каким цветом на карте обозначают реки, моря и океаны? (Синим).
4. Назовите реку, протекающую в Туле?
Вопросы родителям:
1. Как называется окруженный деревьями источник воды, который находится в пустыне? (Оазис).
2. Как называется часть суши, со всех сторон окруженная водой? (Остров).
3. Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое).
4. Назовите речки, протекающие в нашей области. (Упа, Воронка, Ока, Красивая Меча, Вашана).
Коричневый сектор
1-я команда:
1. Из чего можно сделать посуду: из песка, чернозёма, глины? (Из глины).
2. Есть ли в почве воздух? Как это доказать? (Залить в емкость с почвой воду – на ее поверхность поднимутся пузырьки воздуха).
3. Что выше: гора или холм? (Гора).
4. Как называется модель земного шара? (Глобус).
2-я команда:
1. Что лучше пропускает воду: глина или песок? (Песок).
2. Почему вершины некоторых гор круглый год покрыты снегом? ( На большой высоте холодно и выпавший снег не тает).
3. Как называют людей, которые поднимаются на высокие горы? (Альпинисты).
4. Кто живет в почве? (Дождевые черви, различные жуки и их личинки, муравьи, мыши, кроты, хомяки).
Вопросы родителям:
1. Как называется засушливая песчаная или каменистая местность, почти лишённая растительности? (Пустыня).
2. Как одним словом назвать торф, уголь, нефть, газ? (Полезные ископаемые).
3. Что такое «Черное» золото? (Нефть).
4. Первые представления древних людей о Земле. (Древние люди считали, что Землю создали боги, и она плавает в океане. Небо над Землей поддерживает своими руками могучий герой Атлант.
Жители Индии полагали, что Земля с одной стороны плоская и держится на спинах слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, которая плавает в океане.
Древние славяне считали, что Земля стоит на трёх китах, плавающих в море.).
Красный сектор
1-я команда:
1. Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха? (Термометр).
2. Если паутины много летает, то ? (Будет хорошая погода).
3. Дождь состоит из капель, а снег ….? (Из снежинок).
4. Назовите 2 осенние пословицы. (Холоден сентябрь, да сыт. День на печи провалялся - зимой голодным остался.)
2-я команда:
1. Как называется явление падения листьев с деревьев? (Листопад).
2. В какое время года цветет большинство деревьев? (Весной).
3. Если перелётные птицы летят высоко, то ? (Близки холода).
4. Назовите 2 осенние пословицы. (Урожай потеряешь, коль день прозеваешь. В сентябре и лист на дереве не держится).
Вопросы родителям:
1. Как называют кусочки льда, падающие с неба? (Град).
2. Если деревья долго не сбрасывают листья, то… ? (зима будет морозной).
3. Если рябина уродилась обильная, то.. (жди морозную зиму).
4. К чему гром в сентябре? (К тёплой осени).
5. Появление комаров в конце осени к … (тёплой зиме)
6. Вспомните 2-3 поговорки об осени (Весна красна цветами, а осень – снопами. Весна красна, да голодна; а осень холодна, да сыта. От осени к лету поворота нету.)
Подводятся итоги. Награждаются все участники игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для публикации: «Социальная азбука глазами ребёнка».
В последнее время особое значение приобретает социализация личности ребенка в обществе, семье, образовательном учреждении и т.д. Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом об...
Анкета "Семья глазами ребёнка".
Анкета " Семья глазами ребёнка"...
Тренинговая работа с воспитателями "Моя группа и Я" и "Счастье глазами ребёнка"
Сценарий тренинговой работы для педагогов-психологов с воспитателями детского сада...
Консультация для родителей «Семья глазами ребёнка»
Значение семьи в жизни ребёнка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА
С того момента, как ребёнок родился и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, ...
Консультация для родителей на тему: «Семья глазами ребёнка»
Цель: дать родителям понятие, что личность формируется не только в результате того, что ребёнка чему-то учат, дают указания, объясняют что хорошо, а что плохо, но и в итоге различных косве...
Анкета "Семья глазами ребёнка"
Анкета "Семья глазами ребёнка"...