проект "Бумага"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Приходько Ирина Владимировна

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебница бумага"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_bumaga.docx63.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  на тему

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ»

https://infourok.ru/proekt-dlya-starshey-gruppi-udivitelniy-mir-bumagi-3563962.html

Участники проекта:

- Дети старшей группы

- Родители воспитанников

- Педагоги старшей группы Алиева АА, Приходько И.В.

Тип проекта:

исследовательский, информационно – творческий.

Актуальность проекта:

Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей привлекает бумага – это еще неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, можно смять, порвать и даже попробовать на вкус .

Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в течении дня. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Поэтому и возникла необходимость в создании  проекта «Волшебный мир бумаги», для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге. Почему « волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.

Проект позволит не только закрепить на практике теоретические знания о бумаге, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения, испытать ощущение эмоционального удовольствия и самореализации.

Цели проекта:

  • Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге. Дать ребенку возможность открыть для себя волшебный мир бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм.
  • Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

Задачи проекта:

  • Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
  • Получить бумаг ручной работы из вторичного сырья;
  • Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;
  • Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах;
  • Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги;
  • Активизировать личностную позицию ребенка;
  • Развивать логическое мышление, внимание и память;
  • Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам;
  • Расширять словарный запас детей
  • Расширять кругозор дошкольников, формировать интерес в познавательно – исследовательской деятельности.
  • Развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес, творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
  • Развивать и формировать трудовые навыки;

Гипотеза: Если показать детям, как много усилий и природных богатств (леса) уходит на изготовление разных видов бумаги, то дети станут бережнее и рачительнее относиться к бумаге и различным изделиям из неё.

Итоговое мероприятие: 

- Выставка детских  и совместных с родителями  поделок из бумаги

-  Бумага, изготовленная своими руками.

- Создание альбома «Виды бумаги»

- Презентация проекта.

        

Ожидаемый результат: 

- дети получат знания об истории возникновения бумаги, технологии её изготовления;

- дети смогут самостоятельно определять виды бумаги, называть её свойства - у детей сформируются навыки работы с бумагой;

- повысится уровень речевого и познавательного развития;

- совершенствуется мелкая моторика рук и глазомер;

- проявятся творческие способности и фантазия детей;

- дети научатся принимать участие в совместных с родителями акциях и мероприятиях;

- у детей сформируется рачительное отношение к бумаге.

Распределение работы по этапам проекта:

Подготовительный этап:

  • подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
  • подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбома «Виды бумаги»», оборудование для проведения экспериментальной деятельности.
  • подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.

Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация

Однажды дети в группе обсуждали одну из серий мультфильма «Фиксики», в которой говорится о том, как делается бумага. Дети удивились,  узнав что бумагу делают из дерева, ведь дерево твердое, а бумага мягкая. Несколько детей обратились  к воспитателям группы с вопросами : Откуда берется бумага? Почему бумага рвется? Почему бумага промокает? Кто придумал бумагу?

  Постепенно подошли к тому, что дети решили узнать о том ,откуда берется бумага, какая она бывает.

Второй этап: разработка (планирование) проекта

  • Обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы
  • Определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
  • Обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ  по теме проекта, создание альбома «Виды бумаги», выставка «Поделки из бумаги».

Третий этап: исследовательский

Беседы:

  • Происхождение бумаги
  • Состав бумаги
  • Производство бумаги
  • Виды бумаги
  • История возникновения бумаги
  • Откуда пришла бумага
  • Дерево – источник бумаги
  • Чем пользовались люди, когда не было бумаги?
  • Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?

Опыты:

  • Волшебная бумага
  • Сравнение бумаги
  • Разрывание бумаги
  • Вода и бумага
  • Шуршащая или поющая бумага
  • Склеивание бумаги
  • Летающая бумага
  • Прочность бумаги
  • Сметание бумаги
  • Изготовление бумаги собственного производства

Игры:

Словесные игры

  • «Что бывает из бумаги»,
  • «Бывает – не бывает»
  • «Скажи наоборот»,
  • «Бумажная, бумажный, бумажные»,

Дидактические игры

  • «Определи на ощупь»,
  • «Найди нужный вид бумаги»,
  • «Из какой бумаги сделано?»

Сюжетно – ролевые игры

  • «Магазин бумажных изделий».

Дыхательная гимнастика

  • «Бумажный комочек»

Стихи:

  • «Лист бумаги» С. Мехалков
  • «Смешной цветок» Агния Барто
  • «Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко
  • «Простой листок бумаги» Н. Колесова
  • «Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин

Сказки:

  • «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова
  • «Сказка о бумажном маге» Ю.Марковцев
  • «Сказка о бумажной балерине» Д. Новак
  • «Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна

Рассказ:

  • «Откуда пришла бумага?» Б.Житков

Загадки о бумаге.

Взаимодействие с родителями:

  • Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге..
  • Сбор макулатуры
  • Индивидуальный проект Есении П «Волшебная бумага»
  • Конкурс бумажных изделий
  • Консультация для родителей:

«Нетрадиционные техники работы с бумагой»

«Волшебный мир бумаги»

«Игры с бумагой для детей и взрослых».

Четвертый этап: продукты деятельности и презентация проекта.

  • Бумага, изготовленная своими руками.
  • Выставка поделок из бумаги, совместно с родителями.
  • Создание альбома «Виды бумаги»
  • Индивидуальный проект Есении П «Волшебная бумага»

        

Заключение

1Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 5 – 6 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.

2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале, широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов. Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.

Литература.

  1.  Энциклопедия « Вопросы и ответы». Москва. 1999г
  2. Алябьева Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004 год.
  3. Мулько И.Ф. МП Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. — М.: ТП Сфера, 2004
  4. Дыбииа О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Мулько И.Ф. МП Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. — М.: ТП Сфера, 2004

Приложение.

Беседа

«Бумага и ее происхождение.»

Цель :

Знакомство с историей создания бумаги

Задачи:

– познакомить с историей создания бумаги, с изготовлением бумаги;

– развивать интерес к познанию окружающего мира, творческое воображение.

- формирование у детей бережного отношения к бумаге

Оборудование и материалы:

- наглядные пособия: презентация «Что такое бумага?»,

Ход беседы:

Введение в тему.

Сегодня мы с вами узнаем, что такое бумага, познакомимся с историей её видами и свойствами

Ребята, посмотрите, что я держу в руках? (Лист бумаги) Да это обыкновенный лист бумаги, на которой Вы любите рисовать.

А Вы знаете, что раньше бумаги не было. Что было вместо неё? Что бы узнать ответ на этот вопрос, ученые много лет изучали древние рукописи и раскапывали старинные города.

Так откуда же появилась бумага? Оказывается, давным-давно люди писали на бересте. Что такое береста? (Ответы детей)

Береста – наружная часть березовый коры (показ березовый коры).

Ученые нашли на раскопках древнего города берестяные грамоты. Это письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапаны особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобным, так как свитки бересты занимали много места.

Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных – пергамент.

Это очень прочный материал. Раньше были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук. Такое сходство дополняли застежки, а иногда и замки. Такие книги были объемными, и занимали много места. Но шло время, и появился новый материал, который был намного тоньше пергамента. В Древнем Китае придумали рецепт изготовления бумаги. На нем было просто и удобно писать. Этим материалом как диовинкой восхищались все страны, но чудесный способ изготовления её держался в строгой тайне. Прошло много лет, и жители других стран узнали, способ изготовления этого чуда.

Как Вы думаете из чего изготавливают бумагу? (Ответы детей) Если дети затрудняются с ответом обратимся к загадке.

Загадка: В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья)

Дерево – это многолетние растение, имеющие один твёрдый стебель (ствол), корни, ветви и листья.

Подумайте и назовите продукцию, которая производиться из древесины? (Ответы детей)

Деревья – богатство нашей природы. Из древесины изготавливают: мебель, доски, деревянные дома, карандаши, бумагу, спички и многое другое.

Для того чтобы узнать, как из дерева делают бумагу нужно отправиться на бумажную фабрику. Именно туда привозят срубленные из леса бревна. На фабрике с деревьев сдирают кору, измельчают на щепки, а щепки сортируют, добавляют специальные водные растворы, и отправляют на варку.

Существует два вида обработки древесины:

  1. Механический способ. Бумага получается непрочной, идет на производство газеты.

2. Химический способ. Из древесины получается бумажная масса, которая попадает в бумагодельную машину, в которой много-много валиков.

Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, наша древесина превращается в высококачественную белую бумагу.

Скажите ребята, а для чего людям нужна бумага? (Ответы детей)

Педагог: Много предметов вокруг нас сделаны из бумаги. Посмотрите и назовите эти предметы. (Ответы детей)

1. Школьные принадлежности: книги, учебники, тетради, блокноты, альбомы для рисования, цветная бумага;

2. Изделия для квартиры: газеты, журналы, обои, салфетки, туалетная бумага;

3. Изделия для упаковки: коробки, тары, упаковочная бумага и т.д. Для всего этого нужно много бумаги. При этом быстро сокращаются лесные массивы. Чтобы не вырубать леса люди придумали сдавать макулатуру и из неё производить бумагу.

Макулатура – это использованная в быту бумажная продукция (старая газета, тетради, журналы, коробки и т.д.) Так бумага получает вторую жизнь и называется вторсырьем.

Собранная макулатура отправляется на завод, перерабатывается и производится бумага

24 октября - отмечается Международной день без бумаги. Девиз дня научить людей рационально (экономно) использовать бумагу.

Опыты и эксперименты.

Исследование свойств бумаги.

Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение. Попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

Опыт № 1

«Волшебная бумага»

Цель: закрепить знания о том, что на бумаге можно рисовать и писать.

Предложила детям альбомные и тетрадные листы бумаги, фломастеры, карандаши простые и цветные.

Что можно сделать с бумагой, карандашами и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования и письма.

Опыт № 2

«Сравнение бумаги и картона»

Предложили детям два вида бумаги: картон, простая цветная бумага для аппликации. Мы попробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко.

При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага, его тяжелее разрезать.

Опыт № 3

«Сминание бумаги и картона»

Цель: подвести детей к пониманию того, что можно сделать с бумагой и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?

Предложили детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли, это сделать?

Предложили детям смять бумагу и картон. С каким материалом проще работать?

Вывод: бумага – непрочная. мягкая, её можно легко смять. Дерево, из которого сделан кубик – прочное, твёрдое, не сминается.

Бумага сминается легче, чем толстый картон. Картон потихоньку расправляется.

Опыт № 4.

«Разрывание бумаги»

Предложили детям два вида материала: бумагу, картон.

Задание: разорвать бумагу и картон.

В ходе исследования бумага быстро и легко рвалась на полоски.

При разрывании картона, нужно было прикладывать много усилий и не все дети справились с этой задачей.

Вывод: тонкая бумага легко рвётся, а прочный картон разорвать трудно и не всегда можно это сделать.

Опыт № 5.

«Вода и бумага»

Для этого опыта предложила детям разные виды бумаги: бумажные салфетки, бумагу для заметок, альбомный лист бумаги.

Из разных видов бумаги сделала кораблики. Провели игру – эксперимент «Чей кораблик будет дольше в пути?»

Кораблики из салфеток тут же размокли.

Кораблики из серой бумаги для заметок какое-то время продержались на воде.

Кораблики из альбомных листов намокли, но не рвались.

Вывод: бумага боится воды.

Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал непрочный. Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает и портится.

Опыт № 6.

«Шуршащая или поющая бумага»

Может ли бумага издавать звуки, петь?

Предложила взять разноцветные кусочки бумаги и выполнять движение «стирка белья». Бумага издавала шуршащие и скрипящие звуки.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7.

«Летающая бумага»

Предложила детям полоски бумаги. Может ли бумага летать?

Для этого необходимо создать движение воздуха: помахать веером, или подуть, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная бумага разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски тонкой бумаги очень легкие,

поэтому когда дует ветер они разлетаются или летят на открытом пространстве

Опыт №8

«Гладкость»

Мы взяли разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметили, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная. Очень понравилась детям гладкая мелованная бумага.

Вывод:

бумага бывает гладкая и шероховатая. Гладкая бумага выглядит красивее. Она приятна на ощупь. Изделия из неё более привлекательны.

Поэтому её используют при изготовлении печатной продукции (журналы, буклеты, рекламки, календари).

Опыт № 9

Изготовление бумаги в домашних условиях

1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки не больше, чем 2х2 см и поместить их в миску.

2. Налить в миску воды

(лучше теплой).

3. Даём бумаге постоять минут 10, а затем взбиваем миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.

4. Добавляем две ложки крахмала и клей ПВА и снова взбиваем миксером.

5. Берём сито, распределяем бумажную массу по поверхности сита так, чтобы вода стекала в миску.

Даём воде стечь обратно в миску.

6. Осторожно переворачиваем сито на лист бумаги, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.

7. Аккуратно удаляем промокательную бумагу.

Получившийся лист не трогаем 24 часа до полного высыхания.

Вывод : бумагу можно изготовить в домашних условиях самостоятельно.

 

Конспект НОД «Волшебница бумага»

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах;

2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой;

3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Словарная работа: развивать словарь по данной теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения.

Материальное обеспечение: у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги, картон (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), ножницы,клей.

Предварительная работа: - беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц.

Чтение отрывка стихотворения «Бумага» С. Михалкова:

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука!

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?.

В: Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Верно, о бумаге.

Но сначала послушайте небольшую историю:

Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.

Какого цвета бумага?

Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)

Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.

Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)

Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.

Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)

Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)

Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.

ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.

Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)

ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.

Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)

Вся ли бумага режется легко?

МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.

А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.

Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая) .

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?

ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.

Сейчас я вам покажу ещё одно свойство бумаги, бумага очень хорошо горит. Но это свойство очень опасно, его можно проверять только взрослым!

ВЫВОД: БУМАГА ХОРОШО ГОРИТ, ОНА ПОЖАРООПАСНА!

Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.

Что сегодня мы рассматривали на занятии?

Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная, хорошо горит.

Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Конспект НОД «Бумага и её свойства»

Программное содержание:

1. Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов.

3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано? », картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.

Ход НОД:

Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?

Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

(Книга)

А как вы думаете, из чего сделана книга?

(Из бумаги)

Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?

(Из полена, дерева)

Почему дерево и бумагу называют родственниками?

Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?

(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная,)

Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2.

Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага легко рвётся.

Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свой-ствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги?

(Рвётся не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)

А сейчас Старичок-Лесовичок проведёт свою любимую физминутку:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

(сопровождается показом картинок)

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано? » У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала.

Стакан – стеклянный;

Ложка – металлическая;

Салфетка – бумажная;

Дощечка – деревянная.

Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага?

(Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная,)

Воспитатель отмечает работу детей, раздаёт им призы.

Старичок- Лесовичок угощает всех детей сладкими подарками и прощается с детьми.

Конспект НОД «Удивительная бумага»

Программное содержание. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Развивать память, внимание, мышление, речь. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Оборудование. Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)

2. Беседа о бумаге

— Для чего нужна бумага?

— Как вы думаете, бумага была всегда?

— На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.

Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, — бумага.

Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?

Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. А давайте вспомним виды бумаги

(дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

3. Экспериментальная деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага — гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия и опыты с бумагой, рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнется, рвется, можно резать, непрочная, намокает.

Физпауза.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

4. Практическая часть.

Предлагаю сделать стаканчик из бумаги и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.

Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

5. Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

Консультация для родителей

«Нетрадиционные техники работы с бумагой»

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения, торцевание

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

— повышают сенсорную чувствительность, т.е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;

— развивают воображение, пространственное мышление;

— развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук:

— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

— вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Нетрадиционные техники аппликации:

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Торцевание

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Квиллинг

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Оригами.

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Рекомендации родителям.

*занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;

*не стремиться навялить ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными видами деятельности;

*не ограничивать детскую свободу и раскованность;

*доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии-только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка.

«Ребенок-это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь»

Вывод.

Детские поделки - благодатная нива для взрослого, ведь ребенку интересно все, что можно потрогать, не боясь испортить или создать что-то собственными силами. Простор для такой приятной работы может дать любой подручный материал, найденный в закромах вашего дома. Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Консультация для родителей.

«Волшебный мир бумаги

Искусство для детей должно быть богатым,

 разнообразным по содержанию,

 по тем чувствам,

которые оно вызывает,

а также по приемам

художественной выразительности.

Г. А. Флерина

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогики. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”..

Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Интерес – важный стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению его интеллекта. Но не только педагоги заинтересованы в этом. Как развивается ребенок, каков его кругозор и интеллект - это те вопросы, которые должны волновать и родителей. А поэтому родители должны постоянно заботиться о том, как помочь своим детям не растерять те знания, которые дают их малышам педагоги. Проще говоря, родители должны уметь то, что умеют делать их дети. Дети очень эмоциональны, они с большим желанием занимаются всем необычным и интересным, а интересно им все: и рисовать, и лепить, и конструировать, и апплицировать. И главный помощник родителям в этом - бумага. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Известно, что бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Дети очень любят заниматься с бумагой, создавать что то необычное, интересное.

Работа с бумагой развивает:

Внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер.

Работа с бумагой способствует эстетическому развитию:

дети правильно учатся:

подбирать цветные сочетания,

грамотно составлять композицию,

выбирать форму;

привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумага - это тот материал, с которым ребёнок встречается ежедневно: дома, в быту, на занятиях, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя из бумаги. Конструирование из бумаги - это превращение листа бумаги в объёмную форму, в результате чего появляется объёмная поделка. Существует еще и понятие " объемная аппликация ".

Объёмные поделки и объемная аппликация - это:

игрушки и аппликация из бумажных комочков;

    игрушки и аппликация из полос бумаги;

ребристые игрушки и аппликация с их использованием;

 игрушки на основе конусов и аппликация с их использованием;

игрушки на основе цилиндра и аппликация с их использованием;

игрушки из пушистых шариков и аппликация с их использованием;

игрушки-оригами и т. д.

Конечно, родителям, как и детям, нужно начинать с самого простого. Поэтому мы, сегодня поговорим лишь о некоторых видах работ.

ИГРУШКИ И АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ КОМОЧКОВ.

Выполняются из достаточно тонкой, но пластичной и мягкой бумаги, которая должна хорошо удерживать форму комочка после того, как ее смяли (это могут быть обычные салфетки разных цветов или гофрированная бумага). Комочки могут быть большими (целая деталь фигурки животного) или маленькими (мелкие оформительские детали, наклеенными на большую основную деталь (комочки шерсти на овечке или семечки на подсолнухе и т. д.). Из больших комочков можно сделать разных зверюшек, приклеивая дополнительно ушки, хвостик и т. д.

Бумажные комочки можно использовать и для создания картинки, предварительно нарисовав на листе какой-нибудь сюжет или сказочного героя. Картинка по желанию ребенка обрамляется в рамку, что позволяет продемонстрировать ее окружающим и самому ребёнку красиво оформленной и придаёт ей законченный вид.

ИГРУШКИ И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПОЛОС БУМАГИ.

Используются разные способы превращения заготовки в объемную фигурку (склеивание полоски кольцом, петелькой, складывание гармошкой). Полоски используются как для основных деталей поделки (голова, туловище птиц, животных, людей, так и для изготовления мелких деталей (уши, хвост и т. д.).

И здесь, конечно, можно сделать столько интересного, насколько богата ваша фантазия: и цыпленка, и елочку, и снеговика, и светофор, и цветы, и различных животных и т. д.

РЕБРИСТЫЕ ИГРУШКИ И АППЛИКАЦИЯ С ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Выполняются приемом вырезания деталей из полоски, сложенной гармошкой, и склеивания поочередно половинок каждой детали. Ребристые игрушки можно использовать как елочные украшения, как атрибуты для настольного театра, который затем можно поставить вместе с ребенком. Таким способом можно сделать красивые цветы, фрукты, овощи. А какой замечательный может получиться зонтик, тучка, грибы и т. д. !

Если картинки, игрушки, поделки ребёнок будет дарить близким людям, друзьям, гостям, педагогам, если детскими работами постоянно будет украшаться не только интерьер группы, но и ваша квартира, уважаемые родители, к любому празднику или событию (Новый год, Международный день матери, день рождения ребёнка или членов семьи и пр., то ценность этих работ значительно возрастает. В результате такой планомерной работы малыши начнут видеть всю многогранность красоты окружающего мира. А ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь.

В воспитании детей и становлении их личностью (в этом и важно сотрудничество педагогов и родителей) нет стандартов, и не может быть готовых рецептов. Любой совет нуждается в глубоком осмыслении, умении применять его на практике творчески, с учетом конкретных условий. А это требует высокой ответственности, постоянных раздумий и поиска. Занимайтесь вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша.

Консультация для родителей

«Игры с бумагой для детей и взрослых»

Бумага – просто идеальный материал для детского творчества, причем использовать ее можно с самого раннего возраста. Игры, о которых пойдет речь, будут интересны и увлекательны даже для очень маленьких детей. Интерес к бумаге у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с ней покажите малышу, что бумагу интересно не только мять и рвать, но и клеить. Прежде, чем начинать что-либо творить, подготовьте рабочее место и материал. Все заготовки желательно делать заранее (можно привлечь некоторых членов семьи). И не старайтесь сделать все за ребенка.

Ребенок пробует – он учится. Хвалите его за малейшие достижения. Ваша похвала развивает у ребенка уверенность в собственных силах, желание сделать что-то еще.

В гости к бабушке

Обыграйте любую сказку, чуть видоизменив ее. Например, Красная Шапочка должна пройти по дорожке и прийти в гости к бабушке. Но дорожка ее не так проста. На пути встречаются ямки (круги, нарисованные на листе бумаги, через которые нужно перепрыгнуть), камни (рисуем на бумаге камни), туннель (дорога под стулом), речка (небольшая кастрюлька с водой, через которую нужно переступить, не намочив ножки или нарисованная). Таким образом, мы развиваем у ребёнка координацию движений.

Полет в космос

«Когда же я теперь все это уберу?» - думает в ужасе мама, разглядывая то, что осталось от бумаги. А убирать будет сам ребенок – вернее, играть, убирая. Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно скомкать в шарики.

Дорожки

Когда ребенок научится пользоваться ножницами, предложите ему игру «Дорожки». Режьте с ним по ровной линии – от одного края листа бумаги к другому. Пусть это будут у вас дорожки, по которым рыбка плывет от одного берега к другому. Постепенно усложняем задачу – режем по волнистой линии, зигзагообразной (заранее нарисованной), вырезаем геометрические фигуры или контуры какого-либо предмета. Либо просто даем ребенку лист бумаги, и он кромсает ее в свое удовольствие.

Снежные войны

В домашних условиях можно отлично поиграть в зимние игры. Зима – одно из любимых времен года детворы. И не удивительно: можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Но не всегда наша погода позволяет пойти на длительную прогулку. Для «Снежных войн» дома приготовьте газетную бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10--20 снарядов. Теперь устройте себе укрепления из стульев на некотором расстоянии друг от друга. Высовываясь из-за стула, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

Самый меткий

Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделайте снаряды разного цвета (маме – красные, папе – желтые, ребёнку – синие). После окончания такого матча подсчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

Найди сюрприз

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?» Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком. Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

Тропинка

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,  выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит , успешно до него добравшись .

На что это похоже?

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Волшебный сгиб

А еще интересно бумагу сгибать. Можно согнуть лист в любом месте, проведя по сгибу пальчиками. Предложить ребенку сгибать лист по линиям, которые можно нарисовать заранее. Таким образом, можно получить конверт для писем (а почтальон будет разносить письма игрушкам), геометрические фигуры. Для завершения этой игры можно смастерить бумажный самолетик, кораблик, лягушку и т.д.

 

Сложные упражнения предполагают более разнообразные действия с геометрическими фигурами.

Фокусники

Квадрат пригласил в гости друзей и показал фокус. Он встал на уголок, сложился пополам, разделив верхний и нижний углы «дорожкой» с интересным названием «диагональ». Приложил к ней сначала поочередно верхние стороны, а потом все четыре одновременно и превратился в ромб с уголками. Пусть дети поиграют с новой фигурой, развернут и внимательно посмотрят на разнообразие линий и форм на плоскости квадрата

Сложи меня

Квадрат показывает новый необычный способ его складывания. «Познакомьте мои противоположные углы и отправьте их домой, — говорит он.- Посмотрите внимательно, они образовали две пересекающиеся «дорожки» с интересным названием «диагонали». К месту их пересечения приходят все углы. Им стало скучно жить по одному». Квадрат поворачивается в другую сторону и просит повторить все действия. Еще раз перевернулся, и все углы опять сбежались к центру. « Спасибо, дети. Теперь я стал маленький и толстенький. С одной стороны треугольники, а с другой квадраты. Это мои карманы»

Спросите детей, сколько образовалось квадратов, треугольников, сколько их вместе, сколько щелей?

Веселые полоски

Детям нравится играть с полосками бумаги. Превращения полосок вызывают и восхищение и смех. Из них могут получиться дорожки,  забор,  травка, ниточки, волосы,  усы,  борода, завитушки,  спиралька, цепочки,  гирлянды, крышки, букет,  пирамидка, колечко, баранка, руль, обручи, пружинка, буквы, гармошка, лесенка, ступеньки. Помогите детям установить это сходство через обыгрывание результатов работы и оформление композиций. Для активации мышления можно использовать загадки.

Дидактические игры и элементарные опыты с бумагой можно использовать для развития мышления  детей, ориентировки их в окружающем мире.

Где меня используют?

Расширит жизненный опыт детей, обогатит словарь. Ребята узнают, что название бумаги  связано с ее предназначением: чертежная используется для черчения, писчая – для письма, рисования и печатания на машинке; бумажные обои делают квартиру и другие помещения теплыми, красивыми и уютными; есть промокательная бумага, оберточная, копировальная т.д. Пусть ребята немного подумают и ответят: почему бумагу делают   разных видов, с чем это связано?

В опытах закрепляются знания детей о фактуре бумаги: гладкая и шероховатая, тисненная и гофрированная, писчая, тонкая, прозрачная, мягкая, рыхлая, плотная. Дети смотрят через бумагу на свет, рвут, мнут и растягивают ее вдоль и поперек, подвешивают груз, прокалывают иголкой и шилом, прошивают на машинке, делают из разных ее видов хлопушки, кораблики, которые спускают в воду. На практике они убеждаются в разном качестве бумаги: хлопушка, выполненная из мягкой бумаги, не стреляет, а кораблики  «терпят крушение».

Следовательно, фактура бумаги определяет и ее название, и вид.

Что я могу

Познакомит детей с пластическими свойствами бумаги, которая складывается, оставляя след; легко скручивается или сопротивляется, растягивается, рвется.  Можно бумагу смять, разорвать, разрезать ножницами и ножом.

Радость детям приносят и открытия: оказывается, бумага может защищать от солнечного света, холода, сохранять тепло.

Налейте теплую воду в две емкости, одну из которых заверните в газетную бумагу, через некоторое время сравните температуру воды.

Полезно обратить внимание детей на то, что бумага теряет свои изначальные качества под воздействием солнечных лучей: выгорает, высыхает и становится ломкой; клей делает бумагу более жесткой, толстой; промасленная тонкая бумага становится прозрачной, на ней уже невозможно писать и рисовать. Но зато она становится водоотталкивающей, а, следовательно, и более прозрачной.

Какая прочнее?

В этой игре дети проверяют свойства бумаги в воде. Заставляют ребят задуматься над такими загадками и вопросами: можно ли из бумаги построить дом? Дышит ли бумага? Можно ли бумагу мыть? На чем люди писали до появления бумаги? Есть ли у бумаги день рождение?

Дошкольникам будет интересно узнать, как изготавливают  бумагу: делают ее из древесины, соломы, тряпья и старой, бывшей в употреблении бумаги – макулатуры. Все эти материалы размалывают на специальных машинах, добавляют мел, красители, клей, затем размешивают и получают однородную массу, из которой в специальных машинах выжимают воду, далее ее равномерно распределяют, прессуют, сушат, а потом режут на большие и маленькие листы. Маленькие сшивают в тетради и блокноты, а большие скатывают в рулоны. На изготовление бумаги люди затрачивают много труда, поэтому бумагу, как и другие материалы и вещи, нужно беречь.

Играйте с вашим ребенком, наслаждайтесь этим процессом - и вы увидите, что фантазия вашего малыша безгранична и его шедевры удивят не только вас!