Опыты с водой во второй младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Пастухова Ольга Владимировна

Опыты с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов с водой во второй младшей группе.

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Задачи: Знакомство детей с окружающим миром (свойства воды).

Снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и агрессии.

Развитие зрительно – двигательной координации и мелкой моторики рук.

«Узнаем, какая вода?»

1.Прозрачность воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 с подкрашенной гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя один ребѐнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают. Подведение детей к пониманию свойства воды – прозрачная.

«Узнаем, какая вода?»

2. Запах воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

«Узнаем, какая вода?»

3. Вкус воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать. Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар (по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха

«Узнаем, какая вода?»

4. Переливание воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки. Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.), наполовину наполненные водой; 8 высоких узких прозрачных пластиковых стаканов, прозрачная миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; клеёнка, фартуки по количеству детей. Ход опыта: По предложению воспитателя дети переливают воду поочередно в разные ѐмкости: стаканы, миски, широкие чашки. Воспитатель напоминает об аккуратности в процессе перелива. Подводит детей к пониманию того, что вода течѐт, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льётся?

«Разноцветная вода»

(Окрашивание воды)

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ёмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей. Ход опыта: Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и, привлекая внимание детей, встряхивает её. Вода окрашивается в цвет, нанесѐнной на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода. Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в неё добавить краску.

«Вода – наша помощница»

1.Игровая ситуация «Девочка чумазая»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды. Материалы: кукла, кувшин с водой, салфетка, таз. Создание проблемной ситуации: внесение куклы с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мытьем рук куклы из кувшина с водой над тазом, вытирание). Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного. Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь.

2. «Без воды нам никуда»

Цель: формирование познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой); умения устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Материалы: стол – поддон для экспериментирования с песком и водой; песочные наборы для каждого ребѐнка, кувшин с водой, салфетки, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети делают поделки в формочках из мокрого песка, помогая себе руками («Испечѐм пирожки»); воспитатель обращает внимание детей на их руки. Вопросы к детям: Что же нужно сделать, чтобы руки стали чистыми? Может быть отряхнуть или подуть на них? Стали руки чище? Как очистить руки от песка? Выслушивание ответов. Мытьё рук из кувшина, вытирание салфетками. Обобщение сделанного, подведение к пониманию свойства воды: смывает грязь, делая предметы чище.

3.Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: лейка, комнатные растения, пульверизатор. Организация наблюдения детей за поливом комнатных растений. Вопросы к детям: Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? Откуда она льётся? Выслушивание ответов. Знакомство со специальным устройством для разбрызгивания пульверизатором. Объяснение, что он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обращение внимания детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень маленькие. Предложение подставить ладошки, побрызгать на них. Вопросы: Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.)  Подведение детей к пониманию, что вода может литься, а может разбрызгиваться.

«Соберём водичку»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой). Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка, разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеёнка. Ход эксперимента: Каждому ребёнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество), покрытый клеёнкой из стакана; выжимание её из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу.  Подведение к пониманию свойства воды – принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов – поролоновой губки – впитывает жидкость, помогая собрать воду.

«Кораблики»

Свойство предметов - плавучесть

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой). Материалы: таз с водой, бумажные кораблики, кораблики из скорлупы грецкого ореха и коробочек, фартуки по количеству детей. Ход эксперимента: По предложению воспитателя дети опускают (поочерёдно) на воду бумажные кораблики, кораблики из скорлупы и коробочек, наблюдая за ними. Вопросы к каждому ребёнку, комментирование результата. Обыгрывание ситуации, предложив детям сделать «ветер» и «волны» (имитация ветерка). Наблюдение за движением предметов по воде. Подведение детей к пониманию свойств плавающих предметов.

«Тонет - плавает»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды. Материалы: таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (ложки деревянная и металлическая, пластмассовый и деревянный шары, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какая из игрушек тонет и почему); бумажный кораблик, небольшие камешки, поднос, салфетки, фартуки. Загадывание загадки о воде (см. картотеку худ. произведения о воде). Активизация детей на экспериментирование с водой и др. материалами. По предложению воспитателя дети берут в руки предметы, называя их, и аккуратно опускают в воду. Вопросы к каждому ребёнку, комментирование воспитателем результата (Что ты взял? Какого цвета шарик? Шарик утонул или плавает? – Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Аналогичное опускание в воду остальных предметов, наблюдение. По окончании эксперимента предложение детям выловить предметы из воды с помощью сачка. Активизация с помощью воспитателя, вывода: какой предмет плавает, а какой тонет.

« Пар – это тоже вода»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды. Материалы: термос с кипятком; зеркальце. Привлечение внимания детей к наблюдению за паром, поднимающимся из открытого термоса, знакомство со свойством воды – пар. Напоминание правил безопасности в процессе работы с кипятком. Активизация познавательного интереса детей: поместив над паром зеркальце, показать появившиеся на нём капельки воды.

«Заморозим воду»

1.«Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение в переливании воды ложкой. Материалы: ложки, пиалы с водой, окрашенной в 4 основных цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки, клеёнка. Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы - переливания ложкой окрашенной воды из пиалы в формочку для игр в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замёрзла, превратилась в лёд, потому что в холодильнике очень холодно). Затем воспитатель с детьми достают лёд из формочек, выносят его на улицу и украшают им снег на участке во время прогулки. Подведение детей к пониманию свойства воды – вода может замерзать в лёд, лёд – это твёрдая вода.

«Лёд»

Цель: формирование  умения  экспериментировать  со  льдом; называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный. Материалы: формочки со льдом (неокрашенные и окрашенные), таз с водой, сачки, поднос, фартуки, клеёнка. По  предложению  воспитателя  дети  берут  в  руки  лёд, рассматривают  его,  делятся  своими  впечатлениями.  Вопросы воспитателя индивидуально к каждому ребёнку: Льдинки скользкие? Льдинки  хотят  выскользнуть  из  рук?  Какой  лёд:  тёплый  или холодный? Затем  дети  вместе  с  воспитателем  кладут  лёд  в  таз  с  водой (напоминание об аккуратности во время опускания льда в воду, для того чтобы руки не намочить). Обращение внимания детей на их руки: мокрые. Почему? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые? Подведение детей к пониманию того, что лёд от тепла тает, а руки тёплые (предложение вытереть руки салфетками). Организация наблюдения детей за льдом в воде: плавает, не тонет. Подведение детей к пониманию, что лёд легче воды. Предложение воспитателя выловить сачком льдинки на поднос, помощь детям в вылавливании. С помощью вопросов активизация речевой активности детей, уточнение много ли льдинок на подносе. В  течение  дня  привлечение  внимания  детей  к  процессу, происходящему с льдинками, оставленными воспитателем в ванночке (без воды), отмечая изменения (лёд тает, появляется вода; растаяли все льдинки, в ванночке – вода). Подведение детей к пониманию, что вода превращается в лёд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты с водой во второй младшей группе

Опыты с водой во второй младшей группе...

Проект «Водичка- водичка» во второй младшей группе.

АктуальностьВода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.Иван АксаковВода главный компонент жизни. Она необходима д...

Картотека игр и опытов с водой во второй младшей группе

Увлекательно и познавательно о важном....

Картотека опытов с водой во второй младшей группе.

Знакомство детей с опытно-эксперементальным видом деятельности, с целью формирования и расширения представлений младших дошкольников о воде и ее свойствах через практические действия....

Картотека игр и опытов с водой во второй младшей группе

Картотека игр и опытов с водой во второй младшей группе...

Картотека опытов с водой во второй младшей группе

Цели:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

Опыты с водой во второй младшей группе

Воду нужно уважать —Это должен каждый знать!Воду нужно изучать-Всё о ней нам нужно знать!Совершенно не секрет —Без воды нам жизни нет!Цель:  развивать познавательный интерес и воображ...