Дидактические игры по познавательному развитию
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Дидактические игры по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.miru-starsh.gr_.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
(ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА)
(старшая группа)
Воспитатель: Иванова Т. Н.
1. «Из чего сделаны предметы?»
Цель: добиться уточнения знаний детей о материалах, из которых делаются предметы.
Материалы. Деревянный солдатик, железная тележка, бумажный человечек.
Содержание.
Игра развертывается на сюжет сказки. Центральная фигура – Дед Мороз. Для этой роли нужно выбрать ребенка с хорошо развитой речью. Деду Морозу требуется много игрушек, чтобы подарить детям на елку, но их не из чего сделать. Поэтому он посылает по свету своих помощников – «Деревянного солдатика», «Железную тележку» и «Бумажного человечка», чтобы они принесли готовые игрушки или такие предметы, из которых можно изготовить игрушки. «Деревянный солдатик» имеет право принести только деревянные предметы, «Железная тележка» - только железные, а «Бумажный человечек» - бумажные. Дед Мороз проверяет, правильно ли они принесли предметы. Помощники должны меняться, чтобы как можно больше детей участвовало в игре.
2. «Выставка»
Цель: обеспечить развитие умения детей определять из какого материала предметы (дерево, стекло, металл).
Материалы: различные предметы из дерева, из стекла, из металла, из материала и др.
Содержание.
Предметы разложены на столе. Педагог объясняет детям, из чего сделаны предметы. Вызываются 3-4 участника игры, чтобы они выбрали предметы из дерева, из стекла, затем все предметы раздаются детям. Потом педагог просит вернуть все предметы, причем разложить в определенной системе, например, в одном ряду все деревянные вещи, в другом – металлические и т.д.
3. «Какое это животное?»
Цель: систематизировать знания детей о животных, описывая животных по наиболее типичным признакам.
Содержание.
Один из детей водящий. Он загадывает животное и описывает его: «Это белое животное, у него 4 ноги, рога, коротенький хвост. Оно дает молоко». Остальные дети угадывают. Кто первый угадает, получает право загадывать.
4. «Как мы одеваемся?»
Цель: систематизировать знания об отдельных частях одежды и навыки их правильного использования.
Содержание.
Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку. Платье, перчатки, майку и пр. и называет их только педагогу, чтобы остальные дети не слышали (воспитатель следит, чтобы несколько детей не выбрали один и тот же предмет).
Потом один ребенок рассказывает о чем-нибудь. Например: «Собрался я кататься на санках и надел на себя…» Прервав рассказ, он показывает на какого – нибудь участника игры. Тот называет часть одежды, которую он задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделись мальчик или девочка. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные словосочетания.
5. «Найди деток»
Цель: систематизировать знания детей о названиях детенышей животных.
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.
Содержание.
Ребенку дают картинку с изображением животного, а он должен найти картинку, на которой нарисован детеныш этого животного, и правильно его назвать. После этого можно предложить детям поделить животных на 2 группы: домашние животные и дикие.
6. «Что растет в лесу?»
Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.
Содержание.
Педагог выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит «грибы», второй – «малина», третий – «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает. Что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду, либо кто живет в лесу, во дворе и т.д.
7. «Садовник»
Цель: обеспечить применение на практике умения определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов.
Материалы: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов.
Содержание.
Дети садятся вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой или каким – нибудь другим типичным для садовника предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Поди ко мне, Анечка, что – нибудь сорви».
Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником, и игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.
8. «Овощи»
Цель: систематизировать знания детей о различных овощах.
Материалы: картинки с изображением овощей, разрезанные на несколько частей.
Содержание.
Дети складывают картинки из частей и говорят, как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.
9. «Ищи и найдешь»
Цель: упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года.
Материалы: картинки с изображением родной природы в различные времена года.
Содержание.
Дети классифицируют картинки и приставляют их друг к другу, в зависимости от того, относятся ли они к весне, лету, осени или зиме.
10. «Фрукты и овощи»
Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах.
Материалы: карточки с изображением фруктов и овощей.
Содержание.
- Педагог раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы: фрукты и овощи.
- Педагог выбирает одну карточку и показывает детям. Дети должны сказать, что нарисовано на карточке и к какой группе ее следует отнести (например, груша - фрукт).
- Педагог называет какой – нибудь фрукт или овощ, а дети должны его найти и указать, к какой группе он относится (например, найти морковь, лук, черешню и пр.)
- Сравнивать изображения на карточке с настоящими фруктами или овощами. Например, по карточке, на которой нарисован лук, найти настоящий.
- Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает карточку и рассказывает, что на ней нарисовано. Остальные дети угадывают по описанию, что это такое.
- Педагог раздает детям карточки и говорит: «Все дети, у которых на карточках изображены фрукты, (овощи), поднимают картинку».
11. «Что кому нравится?»
Цель: уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.
Материалы: картинки, на которых нарисованы животные и картинки, на которых нарисованы разные виды корма (морковь, трава, капуста, молоко, кости и пр.).
Содержание.
Педагог сажает небольшую группу детей вокруг стола. Прежде всего она знакомит их с картинками, изображающими животных, затем раздает детям картинки, на которых нарисован корм для животных. После этого воспитатель показывает детям, например, корову и предлагает найти для нее корм.
12. «Угадай, что в мешочке»
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.
Содержание.
Педагог предлагает одному из детей достать из мешочка предмет, но не вытаскивать его, а , ощупав, назвать характерные признаки. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.
13. «Почтальон принес посылку»
Цель: способствовать развитию умения описывать предметы и узнавать их по описанию.
Материалы: воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
Содержание.
Коробку (посылку) приносят в группу. Педагог говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точное вкусовое ощущение.
14. «Овощехранилище»
Цель: отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.
Правило: распределять овощи и фрукты для хранения так. Чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.
Материалы. В ряд расставляют три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» - овощи, хранящиеся свежими, - картофель, свекла, морковь и др.), на другом - будут складываться то, что пойдет на засолку (на «вывеске» - бочка с огурцами или чем – то другим). Подготовить «тару» для хранения, для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).
Содержание.
Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрукты – в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие солят (огурцы). Дети должны знать, что есть овощи, которые хранят свежими, и солеными (например, капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.
Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть детей приемщиками, остальные – колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определенного способа хранения.
15. «К названному дереву – беги!»
Цель: тренировка в быстром нахождении дерева.
Содержание.
Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз – два – три – беги!»
16. «Природа и человек»
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Содержание.
Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что создано человеком?» - спрашивает воспитатель и предает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди должны бережно относиться к природе: охранять леса от пожаров, очищать пруды, озера, реки, охранять животных и птиц.
17. «Птицы (звери, рыбы)»
Цель: обеспечить развитие умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Содержание.
Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передает предмет следующему. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая, если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто – нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.
Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.
18. «Вершки – корешки»
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Правила: отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Содержание.
Педагог уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!». Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант. Он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах.
19. «Магазин «Цветы»
Цель: описать, найти и назвать растения по характерным признакам.
Материалы: комнатные растения.
Содержание.
На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель и какой он (прямостоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог описывает сам растения.
20. «Отгадай, что за растение»
Цель: обеспечить развитие умений описывать растение и узнать его по описанию.
Материалы: комнатные растения.
Содержание.
Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно -…, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.
21 «Детки на ветке»
Цель: обеспечить развитие умения сопоставлять предметы по принадлежности к одному растению.
Содержание.
Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой – овощи («деток»). По сигналу: «детки» найдите свои «ветки!» - каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по познавательному развитию
Дидактические игры по познавательному развитию...
"Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"
В конспекте дана классификация дидактических игр, структура и технология дидактических игр. А также представлена игра для детей старшего дошкольного возраста "Логический экран"....
Призентация дидактической игры по познавательному развитию "В гости к Мишке"
Дидактическую игру "В гости к Мишке" можно использовать,,как на заняти, так и виндивидуальной работе с детьми на форимирование знаний об окружающим мире и закреплении колличественного счета....
Дидактическая игра по познавательному развитию "Веселый счет"
Дидактическая игра по познавательному развитию "Веселый счет"...
Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Учебнно-методическое пособие дидактическая игра "Назови одним словом"....
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
Интерактивная дидактическая игра по познавательному развитию для детей 4-7 лет "Дидактические игры"
Участие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — одно из новых и актуальных направлений в отечественной дошкол...