«История о маленьком медвежонке»
план-конспект занятия по окружающему миру
Использование элементов технологии ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_istoriya_o_malenkom_medvezhonke.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в средней группе
с использованием элементов технологии ТРИЗ.
«История о маленьком медвежонке»
Программное содержание:
1. Образовательные задачи. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей. Учить детей самостоятельно находить и разрешать противоречия в предметах
и явлениях; упражнять детей в решении проблемных ситуаций; активизировать творческое мышление и воображение.
2. Развивающие задачи. Развивать логическое мышление, сообразительность. Продолжать развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать
и находить ответ.
3. Воспитательные задачи. Воспитывать уважение друг к другу; умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, стремление оказать помощь тому, кто нуждается в ней.
Методы и приёмы: Наглядно-слуховой, игровой, наглядно-зрительный, словесный, исследовательский, описание, инструкции, практический, системный оператор.
Материал:
- картинки А4 – медвежонок мокрый, медвежонок сухой, берлога;
- маленькие картинки – новорождённый медвежонок, маленький медвежонок, большой медведь, лес c дикими животными, части медведя – для пособия – девятиэкранка.
- игры из технологии ТРИЗ – «Скажи наоборот», «Что сначала, что потом», «Где живёт», «Раньше-позже», «Хорошо-плохо», «Всё в мире перепуталось».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, воспитатели из нашего детского сада, давайте с ними поздороваемся и покажем, чему мы с вами научились. У меня сегодня такое чудесное настроение, а у вас? Хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Дети:
А вы грустные ребята? Мы весёлые ребята!
Вы ленивые ребята? Мы трудолюбивые!
Вы драчливые ребята? Мы дружные!
Вы злые? Мы добрые!
Я очень рада, что вы у меня такие замечательные.
С помощью вопросов попробуйте отгадать, кому сегодня нужно помочь.
На доске находится спрятанная картинка мокрого медвежонка.
Игра «Данетка»
Дети задают вопросы, воспитатель может отвечать на вопросы только да или нет, постепенно дети отгадывают, кто изображён на картинке, воспитатель переворачивает картинку, дети видят маленького, мокрого медвежонка.
В.: Посмотрите на медвежонка, что вы можете сказать о нём?
Д.: Медвежонок маленький, коричневый, бурый, испуганный, лохматый, мокрый…
В.: А как вы думаете, почему он мокрый?
Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь…
(обсуждение с детьми противоречий в погоде, игра «Хорошо-плохо»)
В.:Что хорошего в дожде?
Д.: Всё растёт, свежий воздух после дождя…
В.:Что плохого в дожде?
Д.: Можно заболеть, промокнуть…
В.: Как же помочь нашему медвежонку высохнуть?
Д.: Вытереть полотенцем, обсушить феном, положить на солнышко…
В.:Я предлагаю подойти к столу, посмотрите, что здесь лежит? Правильно, это предметы и материалы из чего можно сделать солнце. Выбирайте себе друга, кто из чего будет его делать.
Детям предлагается манка в коробке, круг с прищепками, палочки, плоскостные фигуры. После того, как ребятишки выполнили задание, рассматриваем чьё солнце лучше может обсушить медвежонка, стараются доказать, что у них солнце получилось лучше. Пока дети выполняли задание, воспитатель меняет картинку на сухого медвежонка.
В.: Ребята, а ведь медвежонок не просто появился у нас, он такой маленький, что не знает, кто он и откуда появился, не знает, где он живёт и кто живёт там вместе с ним. Расскажем ему про него самого?
В.: Где живут медведи?
Д.: В лесу
В.: А ещё где можно встретить медведя?
Д.: В зоопарке, в книжке, в мультике.
В.: А кто ещё живёт вместе с медведем в лесу, какие животные?
Д.: Лиса, заяц, волк, ёжик…
В.: Наш медвежонок маленький, он детёныш кого?
Д.: Медведицы
В.: У меня есть мяч, предлагаю поиграть в игру «Кто у меня детёныш»?
У лисы, у зайчихи, у волчицы, у ежихи, у белки, у рыси?
Д.: Лисёнок, зайчонок, волчонок, ежонок, бельчонок, рысёнок.
В.: Как одним словом назвать этих животных?
Д.: Дикие.
В.: А почему их так называют?
Д.: Потому что они живут в лесу и заботятся о себе сами, добывают себе еду, строят сами себе жильё…
В.: А дом медведя как называется?
Д.: Берлога.
В.: Посмотрите – вот берлога, какая она?
Д.: Большая, крепкая…
В.: Скажите, пожалуйста, а из чего сделана берлога?
Д.: Ветки, прутья, земля.
В.: А как вы думаете, она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Д.: Её не было, на этом месте росли деревья.
В.: А что будет с берлогой потом?
Д.: Она сгниёт, развалится, смешается с землёй.
В.: Всё рассказали о медвежонке, проходите, присаживайтесь, сейчас мы с вами восстановим всё, о чём говорили на волшебном экране, с помощью картинок. Перед детьми девятиэкранка – системный оператор, использовать будем 5 экранов, воспитатель напоминает детям стихотворение «Что-то».
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
М.С. Гафитулин
В.: Кому мы сегодня помогли?
Д.: Медвежонку (ребёнок, который ответил на вопрос ищет картинку).
В.: Найди картинку с медвежонком и помести её в самую середину волшебного экрана. Назовите из каких частей состоит медвежонок?
Д.: Голова, туловище, ноги, лапы.
В.: Найди картинку и помести её под медвежонком. Где живёт наш медвежонок?
Д.: В лесу, в берлоге. Найдите картинку и поместите её над медвежонком.
В.: Что было с медвежонком в прошлом?
Д.: Он был совсем крошечным и мог поместиться на ладошке у человека.
В.: Найдите картинку и поместите слева от медвежонка.
А что будет с медвежонком в будущем? Как вы думаете?
Д.: Он вырастет и будет огромным медведем!
В.: Найдите картинку и поместите справа от медвежонка. Вот и готов наш волшебный экран. Понравилось вам история медвежонка? Как вы думаете мы ему помогли? Вы сегодня были дружными и смогли выполнить все задания, молодцы!