Проект "Бабушкина елка"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с советской елочной игрушкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
докуиентация проекта | 27.61 КБ |
презентация проекта | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Мини-музей «Бабушкина елка».
У всех есть дома свой семейный клад -
Богатым от него никто не станет,
Но бережно сокровища хранят
В коробке или в старом чемодане.
Мы достаём их только в Новый год,
И вот ведь странность - сердце замирает.
Не дух ли в них магический живёт -
Не зря ж они таинственно сверкают!
Чтоб все сбылись надежды и мечты,
Мы рядим ёлку ими до макушки!
В заветный час желания чисты,
Просты, как новогодние игрушки!
Актуальность: В преддверии новогодних праздников все люди ждут самых необыкновенных чудес. Самым трогательным ритуалом при подготовке к новогодним праздникам является украшение елочки разноцветными новогодними игрушками. Во многих домах игрушки хранятся из поколения в поколение и занимают на пушистых ветках достойное место рядом с современными елочными украшениями. Но многие дети не знают, какими игрушками наряжали новогодние елки раньше. Поэтому мы решили организовать мини-музей «Бабушкина елка» и познакомить с историей создания елочной игрушки.
Цель: Приобщение дошкольников к культурно - историческим процессам, формирование исследовательского интереса, развитие любознательности к прошлому страны и настоящему через изучение окружающего нас предметного мира (в нашем случае – новогодней игрушки); воспитание любви к Родине.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей возникновения новогодней игрушки в нашей стране; расширить представления о материалах, используемых при изготовлении ёлочных игрушек;
- Обогатить словарный запас следующим содержанием: музей, экскурсия, экспозиция, экспонаты
Развивающие:
- Развивать у детей наглядно - образное мышление, словесно – логическое; память, внимание, воображение, исследовательский интерес, посредством изучения истории новогодней игрушки; «погружения в атмосферу специфики музейной культуры»; через организацию, интеграцию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.
- Развивать монологическую речь, диалогическую, связную;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории своей страны, через знакомство детей с ёлочными игрушками.
Тип проекта: Познавательно – творческий
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители
Продукт проекта: мини-музей «Бабушкина елка»
Предполагаемый результат:
У детей расширилось представление об истории возникновения елочной игрушки, сформированы новые знания о празднике Новый год, оформлена выставка елочных игрушек
педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности;
группа украшена к Новому году;
у детей и их родителей создано праздничное настроение.
Методы проекта:
1. Познавательно – игровые занятия.
2. Беседы, консультации.
3. Художественная деятельность.
4. Индивидуальная работа.
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап
2. Основной этап (практический)»
3. Заключительный этап.
План работы над проектом.
Подготовительный этап:
- Рассматривание открыток, иллюстраций, чтение литературы по теме, конструктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка.
- Подбор наглядно – дидактических пособий для занятий.
• Разработка идеи оформления мини-музея;
• Сбор информации;
• Знакомство с новогодними игрушками (рассматривание и игры с ними);
• Подбор художественной литературы, рассматривание картинок и фото по данной теме;
- Беседа с родителями о проекте. Приглашение к участию в выставке новогодних игрушек.
• Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми);
Основной этап:
- Беседа: «История елочной игрушки»
- Беседа: «Откуда елка к нам пришла»
- Занятие по ФЦКМ: «Новый год идет по миру».
- Занятие по развитию речи: «Составление рассказа по серии картин. Украшаем елку».
- Составление описательного рассказа по предмету: елочная игрушка, фигурки деда Мороза, снегурочки.
- Д/и «Новогодняя елка», «Какое время года в лесу», «Что бывает зимой», «Дорисуй по точкам», «Собери елочку», «Сложи снеговика» и т.д.
- Словесная игра «Зимние слова»
- П/и : «Льдинки, ветер и мороз», «Зима пришла», «Заморожен», «Елочки бывают…»
- Чтение К. Чуковский «Елка», р.н.с. «Морозко», Г.Скребицкий «Зимняя стужа» и др.
- Рисование «Ёлочный шар».
- Аппликация «Новогодняя ёлка»
- Консультация для родителей «История новогодней игрушки».
- Раскрашивание раскрасок на тему «Новый год».
Цели: Продолжать учить раскрашивать аккуратно, не выходя за контур,
развивать цветовое восприятие.
- Рассматривание иллюстраций на тему « Зима», «Новый год»
Цели: развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, продолжать учить описывать увиденное, видеть красоту природы.
- Прослушивание детских песен про Новый год . Цели: Вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений
- Просмотр мультфильмов про Новый год.
«Когда зажигаются елки»,
«Дед Мороз и серый волк»,
« Новогодняя сказка»
Заключительный этап:
- Украшение ёлки в детском саду и дома.
- Создание мини - музея «Бабушкина елка»
Вывод:
В результате проведения проекта удалось повысить интерес детей и родителей к такому любимому празднику как «Новый Год», к его традициям, не всегда известным, к его истории; появилось желание узнать ещё что-нибудь новое о хорошо известном празднике. Помимо этого удалось объединить усилия взрослых и детей, активизировать их желание действовать совместно.
Список литературы.
Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (6-7л.). Конспекты занятий.
Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7л.). Конспекты занятий.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 л.) Год выпуска 2017, Издательство Мозаика-Синтез.
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования. 2013
Веракса Н. Е. Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. -М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014
Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в д/с» Изд. Воронеж «Учитель» 2003
Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.
Е.А. Янушко Рисуют малыши Изд. Москва «Мозаика-синтез» 2008г.
Игрушки наших бабушек и дедушек.
В сиянии новогодних игрушек отражается целая эпоха, по ним можно изучать историю нашей страны. Внешний вид елочных игрушек и их смысловая нагрузка изменялись в соответствии с историческими реалиями. Игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики, их делали из дрезденского картонажа, ваты и стекла. Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолетов, танков. А макушку елок в то время могла украшать только красная звезда.
В конце 30-х годов массово начинают изготавливать Дедушек Морозов и Снегурочек. Например, московские артели специализируются на подъелочных фигурах. Помимо Дедов Морозов и Снегурочек, выпускают другие фигуры. При этом используется почти исключительно ручной труд. Лицо и голову делали, используя глину или папье-маше.
В основе фигуры был каркас. А вот для наряда использовалась обыкновенная вата. А для того, чтобы она, мягкая и пышная, не «расползалась», ее тщательно покрывали клейстером. Клейстер предварительно вываривали. Застывая, наряд игрушки становился твердым. Потом фигуру раскрашивали. Для украшения нарядов за неимением других материалов обычно использовали битое стекло и слюду.Так как фигурки изготавливались вручную, все они отличались друг от друга чертами лица и иногда одеждой в 30-40-е годы чаще встречались «белые» Деды Морозы. Краску экономили, и волшебникам расписывали только лицо. Специалисты утверждают, что к 1941 году в Москве выпускали 36 моделей Дедов Морозов.
Также в конце 30-х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему — это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы. Некоторые из них представлены в нашем мини-музее.(сл.15) Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись. Появлялись тематические новогодние игрушки, которые характеризовали то или иное событие в жизни нашей страны. После выхода на экраны кинофильма «Цирк» появились игрушки на цирковую тематику. Освоение Севера ознаменовалось фигурками полярников.
Производство елочных игрушек не прекращалось даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Они должны были напоминать всем жителям страны, а также фронтовикам и лечащимся в госпиталях солдатам о спокойной, мирной жизни и скорой победе. Делали их из отходов военного производства: кусочков металла, проволоки и металлической стружки, фигурки которых мастерили из бинтов, погон, носочков. В этот момент выпускались игрушки в виде солдат, пистолетов, танков, другой военной техники и собак-санитаров. Характерная игрушка тех лет — перегоревшая электрическая лампочка, которую покрывали краской.
В послевоенные годы для украшения новогодней елки использовались только мирные игрушки. К Новому 1949 году была выпущена серия новогодних игрушек с изображением героев из сказок Пушкина, она была посвящена юбилею со дня рождения великого поэта.
В 50-х годах, когда на территории Советского Союза возникла серьезная продовольственная проблема, было решено выпустить серию елочных игрушек в виде овощей, фруктов и ягод они должны были символизировать изобилие в стране. Раскрашенные игрушки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели. В эти годы появились елочные игрушки в виде зверей, птиц, Деда Мороза и Снегурочки, сказочных героев. Появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. Елки украшались серпантином из цветной бумаги. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».
А после выхода на экраны страны фильма «Карнавальная ночь», стали выпускать и стеклянные часы, стрелки которых показывают пять минут до наступления Нового года.
Игрушки наших мам и пап.
В конце 60-х годов производство ёлочных игрушек было поставлено на поток. Поэтому большого разнообразия в это время не наблюдается. Фабрики трудились по единому трафарету. Начиная с 70-х годов, выпускаемые в СССР елочные игрушки утратили свое разнообразие, было налажено массовое производство, а на фабриках их уже не выдували, а штамповали, но продолжали расписывать вручную. Тонкие узоры, прозрачные линии, тщательно прорисованные мелкие детали – ёлочные игрушки становятся настоящими произведениями искусства. В магазинах в широком ассортименте появились похожие друг на друга разноцветные шарики, золоченые стеклянные шишки, однообразные сосульки и колокольчики. В 1970-80-е годы выпускали игрушки с напылением в виде снега (шишки, колокольчики, домики, заметённые снежком), стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая серебристая мишура. В оформлении ёлочных игрушек стала популярной рождественская и деревенская тематика. В 80-е годы писком моды стало украшение ёлки в одинаковых тонах. Поэтому шарики, фигурки, макушки подбирались одного цвета.
Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они тоже наряжали новогоднюю ёлку. В игрушках тех времён отражалась история нашей страны.
Активно развивалось сельское хозяйство и на ёлку вешали игрушки в виде овощей, фруктов и ягод: виноград и лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук и чеснок. Особое место занимала кукуруза – «царица полей». Выпускали игрушки, которые крепились на ёлку при помощи прищепки. Стали производиться и первые электрические гирлянды.
Когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос – на ёлках появились игрушки в виде космических спутников и космонавтов в скафандрах, ракет, парашютов, шариков на космическую тематику.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: В преддверии новогодних праздников все люди ждут самых необыкновенных чудес. Самым трогательным ритуалом при подготовке к новогодним праздникам является украшение елочки разноцветными новогодними игрушками. Во многих домах игрушки хранятся из поколения в поколение и занимают на пушистых ветках достойное место рядом с современными елочными украшениями. Но многие дети не знают, какими игрушками наряжали новогодние елки раньше. Поэтому мы решили организовать мини-музей « Бабушкина елка » и познакомить с историей создания елочной игрушки.
Цель: Приобщение дошкольников к культурно - историческим процессам, к прошлому и настоящему нашей страны через изучение окружающего нас предметного мира (в нашем случае – новогодней игрушки
Задачи: проследить изменение внешнего вида ёлочных игрушек в зависимости от времени их появления; расширить представления детей о материалах, используемых при изготовлении ёлочных игрушек; дать понятие о возникновении тематики и сюжетов игрушек, в зависимости от события; воспитывать интерес к истории своей страны, через знакомство детей с ёлочными игрушками.
Тип проекта: Познавательно – творческий Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители Продукт проекта: мини-музей « Бабушкина елка » Предполагаемый результат: У детей расширилось представление об истории возникновения елочной игрушки, сформированы новые знания о празднике Новый год, оформлена выставка елочных игрушек педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности; группа украшена к Новому году; у детей и их родителей создано праздничное настроение.
Формы реализации проекта: 1. Познавательные занятия. 2. Беседы с рассматриванием картинок. 3.Продуктивная деятельность. 4. Индивидуальная работа. Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, к онсультации Этапы реализации проекта. 1.Подготовительный этап 2. Основной этап 3. Заключительный этап. Срок реализации проекта: Краткосрочный (2 недели)
План работы над проектом. Подготовительный этап: Рассматривание открыток, иллюстраций, чтение литературы по теме, конструктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка. Подбор наглядно – дидактических пособий для занятий. • Разработка идеи оформления мини-музея; • Сбор информации; • Знакомство с новогодними игрушками (рассматривание и игры с ними); • Подбор художественной литературы, рассматривание картинок и фото по данной теме; Беседа с родителями о проекте. Приглашение к участию в выставке новогодних игрушек. • Подбор экспонатов для музея (родителями и детьми);
Основной этап: Беседы: «История елочной игрушки», «Откуда елка к нам пришла» Занятие по ФЦКМ: «Новый год идет по миру». Занятие по развитию речи: «Составление рассказа по серии картин. Украшаем елку». Составление описательного рассказа по предмету: елочная игрушка, фигурки деда Мороза, снегурочки. Д/и «Новогодняя елка», «Какое время года в лесу», «Что бывает зимой», «Дорисуй по точкам», «Собери елочку», «Сложи снеговика» и т.д. Словесная игра «Зимние слова» П/и : «Льдинки, ветер и мороз», «Зима пришла», «Заморожен», «Елочки бывают…» Чтение К. Чуковский «Елка», р.н.с. « Морозко », Г.Скребицкий «Зимняя стужа» и др. Рисование «Ёлочный шар». Раскрашивание раскрасок на тему «Новый год». Аппликация «Новогодняя ёлка» Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Рассматривание иллюстраций на тему « Зима», «Новый год» Прослушивание детских песен про Новый год Просмотр презентаций, мультфильмов про Новый год. «Когда зажигаются елки»,«Дед Мороз и серый волк»,« Новогодняя сказка»
Заключительный этап: Украшение ёлки в группе детского сада и дома. Создание мини - музея «Бабушкина елка» Вывод: В результате проведения проекта удалось повысить интерес детей и родителей к такому любимому празднику как «Новый Год», к его традициям, не всегда известным, к его истории; появилось желание узнать ещё что-нибудь новое о хорошо известном празднике. Помимо этого удалось объединить усилия взрослых и детей, активизировать их желание действовать совместно.
Фотоотчет проекта
Наряжали елку Рассматривали игрушки
Творческая деятельность
Мини-музей «Бабушкина елка»
Ватные подъелочные игрушки
Коллекция игрушек - персонажей
Игрушки 50-х годов, Хрущевской «оттепели»
Игрушки из 80-х
Подарок для нашего мини-музея
Список литературы. Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (6-7л.). Конспекты занятий. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7л.). Конспекты занятий. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 л.) Год выпуска 2017, Издательство Мозаика-Синтез. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования. 2013 Веракса Н. Е. Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. -М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014 Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в д /с» Изд. Воронеж «Учитель» 2003 Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова . – М.: Совершенство,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка у новогодней елки
Новогоднее развлечение "Сказка у новогодней елки" для среднего дошкольного возраста с участием взрослых (Снеговик, Снегурочка, Дед Мороз и т.д. ) и детей....
Мастер-класс по изготовлению елки из пуговиц с детьми подготовительной группы «Красавица елка»
Цель:Активизация творческого потенциала детей. Задачи:ØСоздать условия и привлечь детей в продуктивную деятельность.ØПривлечь родителей в продуктивную деятельность.ØСоздать условия дл...
Здравствуй, елка!Праздник елки для подготовительной группы -ЗПР
Какие только козни не придумывает баба Яга, чтобы остаться на празднике у ребят. Новогодние приключения только веселят детей, а баба Яга никак не уймется, даже друг ее Пират пытается...
Конкурс на лучшее оформление новогодней елки в помещениях дошкольных отделений "Чудо-елка"
Среди дошкольных групп дошкольного отделения школы в декабре прошел новогодний конкурс по оформлению новогодних елок в помещениях дошкольных групп. Совместно с родителями нашей группы "Радуг...
Смотр-конкурс на лучшее оформление новогодней елки в групповых помещениях "Чудо-елка"
Итак, конкурс на лучшее оформление новогодней елки в помещениях дошкольных отделений ГБОУ Школа № 777 "Чудо-елка" Конкурс был направлен на решение следующих задач:- Создание празд...
Игровое пособие "Елочка-красавица" Блестят на елке бусы, Хлопушки и звезда. Мы любим нашу елку — Да, да, да!
Для детей первой младшей группы было изготовлено игровое пособие "Елочка-красавица". С помощью пособия дети закрепляют основные цвета, развивают тактильные ощущения, а так же тренируют метко...