Незнакомая соль
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Осипова Татьяна Александровна

Этот материал будет полезен педагогам средней группы. На занятии дети познакомятся с солью, её свойствами и способами применения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neznakomaya_sol.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Незнакомая соль

 «Обыкновенная необыкновенная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Пополнять словарный запас. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.

 

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: иллюстрации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование:

 тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки

Ход занятия

– Нам нужно узнать, чем же мы будем заниматься сегодня. Как мы сможем это сделать? (посмотреть календарь)

Достаём записку, читаем:

– О чём мы будем говорить?

– Странно. Разве мы чего-то не знаем о соли? Что мы о ней знаем?

Дети говорят о том, что они знают о соли, а я заполняю таблицу

– Не так уж много мы о ней знаем.

– А хотите больше узнать?

– Где можем узнать? Можем спросить у гостей? Спросите.

– Вот сколько мы о соли знаем.

– А полезная она или нет?

– Где в доме находиться соль?

– Как называется посуда, в которой держат соль дома?

– Как соль появилась на нашем столе?

– А я тоже могу вам рассказать кое-что о соли. Послушаете меня?

Происхождение слова «соль», связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

– Соль – полезное ископаемое, природный элемент. 

– Соль была известна человеку с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

– Соль добывают. Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Долгое время её добывали вручную, а сейчас это делают машины.

Соль добывают в шахтах из-под земли, из морей и солёных озёр, из карьеров.

– Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.  

– Но много солёной пищи тоже не полезно. Организм также может очень сильно страдать. Всего хорошо в меру.

– Человек очень активно использует соль в своей жизни. Где именно, вы знаете?

– Соль используется  в косметологии (принимают ванны, чистят кожу лица, делают маски для лица), подсаливают пищу.

– Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.) Когда соляную шахту закрывают, там создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов

– Даже снег на улице посыпают солью. Как вы думаете, для чего это делается? (для безопасности человека, чтобы не было скользко)

– Кому ещё, кроме человека полезна соль? (животным).

– Соль используют в народном творчестве: о ней написаны стихи, сказки, были, загадки, пословицы. Также её используют в рукоделии.

– Вот сколько я знаю о соли.

– Какие свойства у соли?

Опыт № 1. «Из чего состоит соль»

– Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

– На что похожа соль? (похожа на порошок белого цвета)

– А теперь давайте РАССМОТРИМ СОЛЬ ЧЕРЕЗ ЛУПУ (состоит из кристаллов)

– Чем пахнет? Ничем

– Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт № 2. «Соль хрустит»

– Надавите на соль сухой ложкой, что мы услышали? (хрустящие звуки).

– Где мы такие звуки слышим? (при ходьбе по снегу в морозный день).

– Почему мы услышали хруст, а не писк, стук, бульк…?

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3. «Соль поглощает воду»

– Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (соль поглотила воду).

– Добавьте ещё воды, размешайте. Что произошло с солью? (растворилась)

Опыт № 4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

– Ребята, перед вами кружки с водой. Потрогайте кружки и скажите, что вы чувствуете? (В одной кружке вода холодная, а в другой тёплая)

– В каждую кружку положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. (В тёплой воде соль растворилась быстрее).

– Сейчас мы в кружках соль видим? (нет, она растворилась). Как узнать, что соль растворилась, а не пропала, не исчезла? (попробовать на вкус)

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде растворяется быстрее.  

– Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый».

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить: банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.

– Как вы думаете, много мы сегодня узнали о соли? Смотрим на таблицу и проговариваем, что узнали.

– Как вы считаете, нам нужно продолжать начатое дело или, может быть, остановимся на этом?

«Ласточки». Средняя группа          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Конспект занятия по ОБЖ «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице, в подъезде и незнакомыми предметами».

Тема: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома, на улице, в подъезде и незнакомыми предметами. »Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возник...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Такая знакомая незнакомая соль.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»

В конспекте представлен материал интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности....

Презентация к НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»

Впрезентации представлен материал к интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности....