Конспект НОД по формированию экологической безопасности в старшей группе "Уголок природы - лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создание условий для осмысления и систематизации знаний о безопасном поведении в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_ugolok_prirody-les.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
(МДОУ «Детский сад № 109»)
413108, Саратовская область, Энгельсский район, рабочий поселок Приволжский, 3 квартал, дом 14а, телефон/факс 8(8453)756-238, e-mail: mbdou.engels109@yandex.ru
Конспект НОД по формированию экологической безопасности
в старшей группе
тема «Уголок природы - лес»
Воспитатель: Кашуба Татьяна Аркадьевна
Дата выполнения работы: 15.01.2022г.
Конспект непрерывной образовательной деятельности.
Кашуба Татьяна Аркадьевна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №109».
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Тема НОД: «Уголок природы - лес».
Направление образования и развития образовательная Область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание условий для осмысления и систематизации знаний о безопасном поведении в лесу.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- дать элементарное представление о взаимосвязи человека и природы;
- закрепить знания детей о лесе;
- вспомнить и закрепить с детьми правила поведения на природе;
- уточнить и расширить знания детей о грибах.
Развивающие:
- Развивать диалогическую речь, активизация и обогащение словаря;
- развивать воображение, образное мышление, зрительное восприятие;
- развивать любознательность, интерес к полученной информации.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Виды детской активности:
игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадок, решение проблемной ситуации, изобразительная деятельность, игра «Волшебное озеро», словесно-дидактическая игра «Соберись в дорогу», психогимнастика-пантомима «Прогулка по лесу», дидактическая игра «Собери грибы в лукошко», «Назови причину пожара в лесу» физминутка «Прогулка».
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа:
- рассматривание картин и иллюстраций леса, с изображением опасных растений и жалящих насекомых.
- чтение литературы по теме;
- загадывание загадок;
- беседы о жизни растений и животных в лесу и правилах поведения в лесу;
- релаксация «Звуки леса»
Оборудование: волшебная шкатулка для игры «Волшебное озеро», мультимедийная установка, слайдовая презентация, слайдовые картинки для дидактической игры «Соберем грибы в лукошко», карточки-картинки для дидактической игры «Назови причины пожара в лесу», детские рисунки для выставки рисунков «Правила безопасного поведения в лесу»
Музыкальное сопровождение: звуки леса.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Организационный момент: (воспитатель с детьми стоят в кругу) Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут необычайная прогулка, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Но для начала хочу предложить вам заглянуть вот в эту волшебную шкатулку. Как вы думаете, что этой шкатулке? Воспитатель: В этой шкатулке вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему! Проводится игра на положительный эмоциональный настрой «Волшебное озеро»
Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное? Теперь можем продолжать! | Приветствия детей. Ответы детей. Дети по очереди заглядывают в шкатулку. Ответы детей: Себя Ответы детей: Да! |
2. Вводная часть: Воспитатель: Ребята, скажите, а все из вас знают, что такое природа? Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам отправиться в один из уголков природы, который вы узнаете, когда послушаете стихотворение: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем! Слайд №1 (на экране изображение леса) Воспитатель: Про какой дом говорится в этом стихотворении? Воспитатель: Правильно, мы отправимся в лес! А как вы думаете, зачем мы ходим в лес? Воспитатель: Да, вы правы. Но чтобы отдых или прогулка в лесу была безопасной, вы должны знать, как вести себя в лесу, что надо брать с собой и какие опасности могут вас там подстерегать. Воспитатель: Ну что ребята, давайте собираться. Скажите, как нужно одеваться в лес? Слайд №2 Воспитатель: Правильно, а почему мы так одеваемся? Воспитатель: В лес мы оделись правильно, а что же нужно брать с собой в лес? проводится словесно-дидактическая игра «Соберись в дорогу» (на столе лежат различные предметы, дети по одному выходят и берут нужный для похода в лес предмет и поясняют, зачем он нужен. Пример: «Я беру с собой в лес рюкзак, потому что в нем удобно все нести» (на столе лежат нож, свисток, игрушка, фонарик, рюкзак, бутылка воды, мешок для мусора, средство от комаров, аптечка, спички, еда, телефон, расческа, дождевик, игрушка) Воспитатель: Молодцы с заданием справились отлично, можем отправляться в лес. Воспитатель: Давайте закроем глаза, посчитаем до трех. Раз, два, три! Слышите? (звучит аудио музыка «Звуки леса») | Ответы детей: Природа-это воздух, вода, солнце, деревья, цветы и т.д. Ответы детей: Лес Ответы детей: Отдыхать, дышать свежим воздухом, любоваться природой. Ответы детей: Нужно одеть рубашку или кофту с длинным рукавом, брюки, заправить их в сапоги, на голову шапку, платок или кепку. Ответы детей: Чтобы защититься от вредных насекомых (комаров, клещей) На столе лежат различные предметы, дети по одному выходят и берут нужный для похода в лес предмет и поясняют, зачем он нужен. |
3. Основная часть: (звучит аудио музыка «Звуки леса») Слайд №3 Воспитатель: Открываем глаза, ну вот, мы с вами в лесу. Посмотрите, какая красота кругом, птицы поют, жужжат шмели – природа словно поет. Какие же здесь могут быть опасности? Воспитатель: Да, гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасность №1 - в лесу можно заблудиться. Воспитатель: Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу? Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. Слайд № 4 Воспитатель: Как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел со взрослыми? Воспитатель: Правильно. В лесу нужно держаться вместе. Воспитатель: А если все-таки потерялся? Воспитатель: А еще нужно прислушаться, не слышно ли где голосов людей, шум автомобилей, поездов, лай собак, говорящих о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук и иди в этом направлении. Если звук становится громче, ты идёшь правильно. Самое главное не плачь, знай – тебя найдут! Воспитатель: Ну что, ребята, предлагаю вам немного поиграть: Проводится психогимнастика-пантомима «Прогулка по лесу» Цель: развивать выразительность мимики и жестов. (изображать ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам) Воспитатель: Мы зашли далеко в лес и заблудились. (выразить состояние людей, заблудившихся в лесу) Заблудились мы в лесу Эхо! эхо! (грустно) Закричали все: «АУ!» Вот потеха! (громко) Никто не отзывается, Это эхо каждый раз, Тихо откликается Передразнивает нас (печально) Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау!Ау!» (тихо) Нашли тропинку, возвращаемся домой! (радостно) Воспитатель: Молодцы! Да, ребята, если соблюдать все правила безопасного поведения в лесу, то лес окажется чудесным местом, необыкновенным миром тайн и загадок. Кстати о загадках, я вспомнила несколько загадок про лес. Интересно, сможете ли вы их отгадать? Загадывание загадок о лесе Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки Слайд №2 (дерево) Любит кушать он малину Слайд №4 (медведь)
Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. Слайд №5 (муравьи) Мы вчера в лесок зашли, И чего мы там нашли? Он стоял на толстой ножке, В крепкой шляпе у дорожки Слайд №3 (гриб) Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы как раз вышли на замечательную поляну. Скажите какую опасность еще таит в себе лес?
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы проверим, все ли из вас знают какие грибы ядовитые, а какие нет? Мы разделимся на команды. Сначала одна команда будет собирать грибы, а потом другая. Цель: развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. Слайд №4 (на экране картинка с изображением различных грибов) Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Давайте немного погуляем по лесу: Проводится физкультминутка «Прогулка» (Ходьба на месте) (Повороты головой влево-вправо) (Встать на носки) (Присесть, руки на поясе) (Встать на носочках, руки на поясе) (Бег на месте, плавно машем руками) (Хлопки в ладоши) (Притопы на месте) (Дети присаживаются на свои места) Воспитатель: Ну вот мы немного погуляли по лесу. Но что это такое, ребята посмотрите? Слайд №5 (пожар в лесу) Воспитатель: Чем опасен пожар для леса? Воспитатель: А как от лесных пожаров страдают люди? Воспитатель: В пожаре могут погибнуть люди, оказавшиеся в лесу. Пожар также может уничтожить рядом расположенные деревни. Лесные пожары загрязняют воздух вредными веществами, которые приносят вред здоровью человека. Воспитатель: Так отчего же может возникнуть пожар в лесу?
(ход игры: на столах лежат карточки, где изображены причины пожара. Нужно выбрать те картинки, которые являются причинами пожара в лесу и объяснить свой выбор) Воспитатель: Дети, если вы обнаружите очаг пожара в лесу, как вы поступите? Воспитатель: Правильно, 101-это номер пожарной службы. Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. Раз, два, три, и мы оказались у нас в группе. 4. Заключительная часть: Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша прогулка по лесу? Воспитатель: А я предлагаю вам сделать выставку рисунков на тему «Правила безопасного поведения в лесу». Для этого вам необходимо будет нарисовать рисунки, которые рассказывают о том, как себя нельзя вести в лесу и разместить на выставке. Изобразительная деятельность: рисование рисунков на тему «Правила безопасного поведения в лесу» (карандаши, мелки, фломастеры) Воспитатель: Молодцы, наши рисунки готовы. А где мы можем разместить нашу выставку? Воспитатель: Правильно, мы разместим нашу выставку в группе и пригласим ребят из других групп, чтобы они узнали о правилах безопасного поведения в лесу. Итог: Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Воспитатель: Что мы с вами делали? Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Воспитатель: Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? | Ответы детей: В лесу можно заблудиться. Ответы детей: Не ходить в лес одним, а только со взрослыми. Ответы детей: Надо держаться вместе. Ответы детей: Нельзя никуда убегать. Надо стоять на месте и громко кричать: «Ау!».
Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам. Дети мимикой выражают свое состояние. Ответы детей: Ответы детей: Дерево Ответы детей: Медведь Ответы детей: Муравьи Ответы детей: Гриб Ответы детей: Ядовитые грибы Дети делятся на две команды. Дети выбирают съедобные грибы, и они исчезают (оказываются в лукошке), а ядовитые грибы остаются на экране (на поляне) Дети выполняют движения в соответствии с текстом Ответы детей: Лесной пожар Ответы детей: Пожар уничтожает лес. После него остаются только обгоревшие пеньки. В пожаре погибают птицы, животные, насекомые, грибы, растения. Ответы детей. Ответы детей. Дети выбирают те карточки на которых причины пожара в лесу и объясняют свой выбор. Ответы детей: Сообщить о пожаре в пожарную спасательную службу по телефону. Ответы детей. Дети приступают к рисованию рисунков на тему «Правила безопасного поведения в лесу» Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Список используемой литературы:
1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика – Синтез 2015
1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 112с.
2.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012. – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")
Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")
Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...
Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе
Экологический поход с детьми старшей группы, включающий в себя разные виды деятельности детей....
Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе " Очистим планету от мусора"
Цель: Способствовать экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, формированию экологической культуры.Задачи: Закреплять элементарные представл...
Конспект ОД по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Конспект ОД по экологии "Дальневосточный лес - многоэтажный дом"...
Конспект ОД по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Конспект ОД по экологии "Реки и их обитатели"...
Конспект ОД по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Конспект ОД по экологии "Животные лесов Дальнего Востока"...