Конспект НОД по формированию экологической безопасности в старшей группе "Уголок природы - лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

танюша к.

Цель: создание условий для осмысления и систематизации знаний о безопасном поведении в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ugolok_prirody-les.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

(МДОУ «Детский сад № 109»)

413108, Саратовская область, Энгельсский район, рабочий поселок Приволжский, 3 квартал, дом 14а, телефон/факс 8(8453)756-238, e-mail: mbdou.engels109@yandex.ru

Конспект НОД по формированию экологической безопасности

в старшей группе

тема «Уголок природы - лес»

Воспитатель: Кашуба Татьяна Аркадьевна

                                                      Дата выполнения работы: 15.01.2022г.

Конспект непрерывной образовательной деятельности.

Кашуба Татьяна Аркадьевна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №109».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

Тема НОД: «Уголок природы - лес».

 Направление образования и развития образовательная Область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: создание условий для осмысления и систематизации знаний о безопасном поведении в лесу.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- дать элементарное представление о взаимосвязи человека и природы;

- закрепить знания детей о лесе;

- вспомнить и закрепить с детьми правила поведения на природе;

-  уточнить и расширить знания детей о грибах.

Развивающие:

- Развивать диалогическую речь, активизация и обогащение словаря;

- развивать воображение, образное мышление, зрительное восприятие;

- развивать любознательность, интерес к полученной информации.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны;

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Виды детской активности:

игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадок, решение проблемной ситуации, изобразительная деятельность, игра «Волшебное озеро», словесно-дидактическая игра «Соберись в дорогу», психогимнастика-пантомима «Прогулка по лесу», дидактическая игра «Собери грибы в лукошко», «Назови причину пожара в лесу» физминутка «Прогулка».

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа:

- рассматривание картин и иллюстраций леса, с изображением опасных растений и жалящих насекомых.

- чтение литературы по теме;

- загадывание загадок;

- беседы о жизни растений и животных в лесу и правилах поведения в лесу;

- релаксация «Звуки леса»

Оборудование: волшебная шкатулка для игры «Волшебное озеро», мультимедийная установка, слайдовая презентация, слайдовые картинки для дидактической игры «Соберем грибы в лукошко», карточки-картинки для дидактической игры «Назови причины пожара в лесу», детские рисунки для выставки рисунков «Правила безопасного поведения в лесу»

Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент:

(воспитатель с детьми стоят в кругу)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут необычайная прогулка, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

 Но для начала хочу предложить вам заглянуть вот в эту волшебную шкатулку. Как вы думаете, что этой шкатулке?

Воспитатель: В этой шкатулке вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему!

Проводится игра на положительный эмоциональный настрой «Волшебное озеро»


Воспитатель. Кого вы увидели? 

Воспитатель. Улыбнулись? Настроение отличное? Теперь можем продолжать!

Приветствия детей.

Ответы детей.

Дети по очереди заглядывают в шкатулку.

Ответы детей: Себя

Ответы детей: Да!

2. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята,

скажите, а все из вас знают, что такое природа?

Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам отправиться в один из уголков природы, который вы узнаете, когда послушаете стихотворение:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем!

Слайд №1

(на экране изображение леса)

Воспитатель: Про какой дом говорится в этом стихотворении? 

Воспитатель: Правильно, мы отправимся в лес! А как вы думаете, зачем мы ходим в лес?

Воспитатель: Да, вы правы. Но чтобы отдых или прогулка в лесу была безопасной, вы должны знать, как вести себя в лесу, что надо брать с собой и какие опасности могут вас там подстерегать.

Воспитатель: Ну что ребята, давайте собираться. Скажите, как нужно одеваться в лес?

Слайд №2

Воспитатель: Правильно, а почему мы так одеваемся?

Воспитатель: В лес мы оделись правильно, а что же нужно брать с собой в лес?

проводится словесно-дидактическая игра «Соберись в дорогу» 

(на столе лежат различные предметы, дети по одному выходят и берут нужный для похода в лес предмет и поясняют, зачем он нужен. Пример: «Я беру с собой в лес рюкзак, потому что в нем удобно все нести» (на столе лежат нож, свисток, игрушка, фонарик, рюкзак, бутылка воды, мешок для мусора, средство от комаров, аптечка, спички, еда, телефон, расческа, дождевик, игрушка)

Воспитатель: Молодцы с заданием справились отлично, можем отправляться в лес.

Воспитатель: Давайте закроем глаза, посчитаем до трех. Раз, два, три! Слышите?

(звучит аудио музыка «Звуки леса»)

Ответы детей: Природа-это воздух, вода, солнце, деревья, цветы и т.д.

Ответы детей: Лес

Ответы детей: Отдыхать, дышать свежим воздухом, любоваться природой.

Ответы детей: Нужно одеть рубашку или кофту с длинным рукавом, брюки, заправить их в сапоги, на голову шапку, платок или кепку.

Ответы детей: Чтобы защититься от вредных насекомых (комаров, клещей)

На столе лежат различные предметы, дети по одному выходят и берут нужный для похода в лес предмет и поясняют, зачем он нужен.

3. Основная часть:

(звучит аудио музыка «Звуки леса»)

Слайд №3

Воспитатель: Открываем глаза, ну вот, мы с вами в лесу. Посмотрите, какая красота кругом, птицы поют, жужжат шмели – природа словно поет. Какие же здесь могут быть опасности?

Воспитатель: Да, гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасность №1 - в лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу?

Воспитатель: Правильно! Это правило номер 1. Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один.

Слайд № 4

Воспитатель: Как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел со взрослыми?

Воспитатель: Правильно. В лесу нужно держаться вместе.

Воспитатель: А если все-таки потерялся?

Воспитатель: А еще нужно прислушаться, не слышно ли где голосов людей, шум автомобилей, поездов, лай собак, говорящих о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук и иди в этом направлении. Если звук становится громче, ты идёшь правильно. Самое главное не плачь, знай – тебя найдут!

Воспитатель: Ну что, ребята, предлагаю вам немного поиграть:

Проводится психогимнастика-пантомима «Прогулка по лесу»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

(изображать ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам)

 Воспитатель: Мы зашли далеко в лес и заблудились.

(выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

Заблудились мы в лесу

Эхо! эхо! (грустно)

Закричали все: «АУ!»

Вот потеха! (громко)

Никто не отзывается,

Это эхо каждый раз,

Тихо откликается

Передразнивает нас (печально)

Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау!Ау!» (тихо)

Нашли тропинку, возвращаемся домой! (радостно)

Воспитатель: Молодцы! Да, ребята, если соблюдать все правила безопасного поведения в лесу, то лес окажется чудесным местом, необыкновенным миром тайн и загадок. Кстати о загадках, я вспомнила несколько загадок про лес. Интересно, сможете ли вы их отгадать?

Загадывание загадок о лесе

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Слайд №2 (дерево)

Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его…

Слайд №4 (медведь)


Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Слайд №5 (муравьи)

Мы вчера в лесок зашли,

И чего мы там нашли?

Он стоял на толстой ножке,

В крепкой шляпе у дорожки

Слайд №3 (гриб)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы как раз вышли на замечательную поляну. Скажите какую опасность еще таит в себе лес?

 

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы проверим, все ли из вас знают какие грибы ядовитые, а какие нет? Мы разделимся на команды. Сначала одна команда будет собирать грибы, а потом другая.
Проводится дидактическая игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Слайд №4 (на экране картинка с изображением различных грибов)

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Давайте немного погуляем по лесу:

Проводится физкультминутка «Прогулка»
Дети по лесу гуляли,

(Ходьба на месте)
За природой наблюдали. 

(Повороты головой влево-вправо)
Вверх на солнце посмотрели, 

(Встать на носки)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,

(Присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, 

(Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
Бабочки летали, 

(Бег на месте, плавно машем руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, 

(Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. 

(Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли 

(Дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.

Воспитатель: Ну вот мы немного погуляли по лесу. Но что это такое, ребята посмотрите?

Слайд №5 (пожар в лесу)

Воспитатель: Чем опасен пожар для леса?    

Воспитатель: А как от лесных пожаров страдают люди?  

Воспитатель: В пожаре могут погибнуть люди, оказавшиеся в лесу. Пожар также может уничтожить рядом расположенные деревни. Лесные   пожары загрязняют воздух вредными веществами, которые приносят вред здоровью человека.

Воспитатель: Так отчего же может возникнуть пожар в лесу?


Проводится дидактическая игра «Назови причину пожара в лесу» 

(ход игры: на столах лежат карточки, где изображены причины пожара. Нужно выбрать те картинки, которые являются причинами пожара в лесу и объяснить свой выбор)

Воспитатель: Дети, если вы обнаружите очаг пожара в лесу, как вы поступите?   

Воспитатель: Правильно, 101-это номер пожарной службы.

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. Раз, два, три, и мы оказались у нас в группе.

4. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша прогулка по лесу?

Воспитатель: А я предлагаю вам сделать выставку рисунков на тему «Правила безопасного поведения в лесу». Для этого вам необходимо будет нарисовать рисунки, которые рассказывают о том, как себя нельзя вести в лесу и разместить на выставке.

Изобразительная деятельность: рисование рисунков на тему «Правила безопасного поведения в лесу»

(карандаши, мелки, фломастеры)

Воспитатель: Молодцы, наши рисунки готовы. А где мы можем разместить нашу выставку?

Воспитатель: Правильно, мы разместим нашу выставку в группе и пригласим ребят из других групп, чтобы они узнали о правилах безопасного поведения в лесу.

Итог:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Воспитатель: Что мы с вами делали?

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Воспитатель: Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Ответы детей: В лесу можно заблудиться.

Ответы детей: Не ходить в лес одним, а только со взрослыми.

Ответы детей: Надо держаться вместе.

Ответы детей: Нельзя никуда убегать. Надо стоять на месте и громко кричать: «Ау!».

       

Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Дети мимикой выражают свое состояние.

Ответы детей:

Ответы детей: Дерево

Ответы детей: Медведь

Ответы детей: Муравьи

Ответы детей: Гриб

Ответы детей: Ядовитые грибы

Дети делятся на две команды.

Дети выбирают съедобные грибы, и они исчезают (оказываются в лукошке), а ядовитые грибы остаются на экране (на поляне)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Ответы детей: Лесной пожар

Ответы детей: Пожар уничтожает лес. После него   остаются только обгоревшие пеньки. В пожаре   погибают птицы, животные, насекомые, грибы, растения. 

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выбирают те карточки на которых причины пожара в лесу и объясняют свой выбор.

Ответы детей: Сообщить о пожаре в пожарную спасательную службу по телефону.

Ответы детей.

Дети приступают к рисованию рисунков на тему «Правила безопасного поведения в лесу»

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика – Синтез 2015

1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 112с.

2.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012. – 80с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе

Экологический поход с детьми старшей группы, включающий в себя разные виды деятельности детей....

Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе " Очистим планету от мусора"

Цель:  Способствовать  экологическому  воспитанию  детей  дошкольного  возраста, формированию экологической культуры.Задачи: Закреплять  элементарные  представл...

Конспект ОД по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Конспект ОД по экологии "Дальневосточный лес - многоэтажный дом"...

Конспект ОД по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Конспект ОД  по экологии "Животные лесов Дальнего Востока"...