"День пожилого человека"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Информационно-социальный
творческий проект на тему
Подготовил:
Воспитатель
2020 г
Пояснительная записка.
Во все времена пожилые люди ассоциировались с мудростью, большим профессиональным и жизненным опытом. К ним шли за советом, с них брали пример.
День пожилого человека — это прекрасная возможность еще раз сказать теплые слова благодарности и признательности нашему старшему поколению.
Отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно, ведь этот праздник - дополнительная возможность воспитать у детей любовь и уважения к старшему поколению. Так как в детском саду закладывается начало всему прекрасному, и, в том числе, любовь и уважение к старшему поколению. С детства человек впитывает от старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Мы никогда не забудем того, что сделано руками людей старшего поколения.
Для того чтобы сформировать позитивное отношение дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества, был создан проект «Пожилые люди в нашей жизни». Участниками проекта стали воспитатели и дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители, бабушки и дедушки воспитанников. В течение месяца будет проводиться работа, задачами которой станут: ознакомление детей с ролью старшего поколения в семье, формирования основы уважительного отношения к пожилым людям, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, воспитание желания детей проявлять заботу о людях пожилого возраста. Итогом проделанной работы и результатом совместной творческой деятельности будет создание совместно с родителями альбомов о старшем поколении семьи.
В результате мы получаем:
Дети знают фамилию, имя, отчество бабушек и дедушек.
Проявляют желание заботиться о них, оказывать помощь в делах.
Дети умеют своими поступками и поведением принести радость старшему поколению.
У детей проявляется стойкий интерес к истории семьи и семейным традициям.
Дети понимают, что бабушка и дедушка — это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки — это родители дедушки и бабушки.
Родители, бабушки и дедушки воспитанников привлечены к активному участию в жизни дошкольного учреждения.
Актуальность проекта.
Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С. Макаренко говорил родителям: «Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
1 октября - Международный день пожилых людей - относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации - в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кого мы уважаем и любим. День пожилого человека для россиян особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел... Но забота о наших стариках, пожилых людях - то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь — вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.
Большое складывается из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, выразить простое человеческое внимание - и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное спасибо им за это!
Мы живём с вами в веке технического прогресса. Люди увлечены своей карьерой, стремятся заработать побольше денег и стать успешными в этой жизни. Мы стремимся идти в ногу со временем, следим за развитием современных технологий, и в этой гонке не всегда успеваем обратить своё внимание на тех, кто рядом и, возможно, нуждается в нашей помощи.
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Реализация проекта «День пожилого человека» в ДОУ поможет привить нашим воспитанникам такие важные личностные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, и, конечно же, поддерживает творческую активность детей. Мы не должны забывать простую истину: старость придет к каждому из нас, и чтобы она была счастливой и беззаботной, нужно с раннего возраста прививать детям уважение к старшему поколению.
Тип проекта: краткосрочный.
По содержанию: информационно-социальный, творческий.
Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители, бабушки и дедушки.
Цель проекта: формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека и создание совместных детско-родительских альбомов «Старшее поколение нашей семьи».
Задачи проекта:
- сформировать у детей основы уважительного отношения к пожилым людям, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений;
- ознакомить с профессиями бабушек и дедушек, ролью старшего поколения в семье;
- воспитывать желание детей проявлять заботу о людях пожилого возраста;
- совершенствовать навыки культурного поведения;
- создать совместно с родителями альбомы о старшем поколении семьи;
- вовлечь жизненный опыт бабушек и дедушек в образовательный процесс.
Ожидаемые результаты
Дети знают фамилию, имя, отчество бабушек и дедушек.
Проявляют желание заботиться о них, оказывать помощь в делах.
Дети знают, как своими поступками и поведением принести радость старшему поколению.
У детей проявляется стойкий интерес к истории семьи и семейным традициям.
Дети понимают, что бабушка и дедушка — это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки — это родители дедушки и бабушки.
Родители, бабушки и дедушки воспитанников привлечены к активному участию в жизни дошкольного учреждения.
Направления проекта:
Взаимодействие со старшим поколением семей воспитанников (их бабушки и дедушки).
Взаимодействие со старшим поколением бывших сотрудников детского сада.
Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями воспитанников и пожилыми людьми. Проект разработан в целях усиления
патриотического воспитания, социально-личностного развития детей, формирования гражданской позиции, уважения к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.
Ресурсы необходимые для выполнения проекта:
Материально-технические: ноутбук, мультимедиа, телефон.
Кадровые: взаимосвязь с музыкальным руководителем;
Информационные:
методическая и художественная литература: сказки: «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» в пересказе А. Н. Толстого, Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей», «Моя бабушка» С.Капутикян, «Мой дедушка» Р.Г амзатов;
энциклопедии для дошкольников;
презентации «День добра и уважения. Международный день пожилых людей», «Наши любимые дедушки и бабушки», «Наша дружная семья», «Как создать открытку-подарок для пожилых людей»;
материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картинный материал «Мои любимые бабушка и дедушка», картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме, «Игры наших дедушек и бабушек»: «Уголки», «Краски», «Цепи кованные», «Лапта» и т. п.;
Этапы проекта
Мотивационный этап
Проблемная ситуация
Просмотр презентации: «День добра и уважения. Международный день пожилых людей». Уточнение знаний детей об этом празднике. А кто такие пожилые люди? А что вы знаете о жизни старшего поколения вашей семьи? Давайте вместе с вами изучим их жизнь и трудовую деятельность, узнаем о значимости старшего поколения в семьях.
Вопросы для активации деятельности
Как зовут ваших бабушку (дедушку)? Где и кем они работали? Какие традиции есть в вашей семье? А как вы отмечаете праздники? А какие увлечения и таланты есть у ваших бабушек и дедушек? Чем больше всего вам нравится заниматься с бабушкой? А в какие игры научил играть вас дедушка? Почему нужно заботиться о пожилых людях? Какую роль играют наши предки в нашей жизни? А вы помогаете бабушке (дедушке)? Как? Какие подарки, по-вашему, понравятся вашим бабушкам и дедушкам?
Обсуждение вариантов создания альбома «Старшее поколение нашей семьи».
Проблемно-деятельностный этап
Виды деятельности | Сроки | Ответственные |
Просмотр презентации: «День добра и уважения. Международный день пожилых людей». Введение детей в тему. | Первая неделя сентября | Воспитатели |
Беседа «За что я люблю бабушку и дедушку», «Оказание помощи пожилым людям». Цель: Расширение и систематизация представлений о том, какую помощь дети оказывают взрослым дома, на улице, на даче и т. д. Дети рассказали о своих дедушках и бабушках, чем они любят заниматься. Какие вкусные пирожки пекут бабушки, и как они бабушкам в этом помогают. Дети рассказали, как с дедушками играют в игры, смотрят фотоальбомы, читают книжки, гуляют на улице. Таким образом, мы видим, как в семьях наших воспитанников укрепляется связь между поколениями. | Первая неделя сентября | Воспитатели |
Рисование портретов бабушек и дедушек «Бабушка и дедушка - милые, родные». Цель: Развитие творческого воображения, графических навыков, умение организовать свою деятельность. Привлечение родителей к жизни детского сада. | Первая неделя сентября | Воспитатели |
Чтение произведения «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» в пересказе А. Н. Толстого. Цель: Воспитание уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, на основе классических произведений литературы. | Первая неделя сентября | Воспитатели |
Просмотр картотек, пособий, настольно-печатных игр по теме, «Игры наших дедушек и бабушек»: «Уголки», «Краски», «Цепи кованные», «Лапта» и т. п. | На протяжении всего проекта | Свободная деятельность детей |
Чтение: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов. Цель: Воспитание уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, на основе классических произведений литературы. | Воспитатели, дети | |
Беседа на тему «Традиции нашей семьи». Цель: развивать свободное общение детей с взрослым; формировать представление о семейных традициях. | Вторая неделя сентября | Воспитатели |
Лепка «Дедушка с бабушкой рядышком». Цель: Развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук. | Вторая неделя сентября | Воспитатели, дети |
Выставка творческих работ «Золотые бабушкины руки». Приобщение к семейным традициям. Воспитание уважения к труду бабушек. | Вторая неделя сентября | Родители, бабушки |
Беседа с детьми на тему «Старость надо уважать». Цель: знакомимся с понятием старость. Понимание того, что старость придет к каждому из нас. Рассуждение о том, почему к пожилым людям нужно относиться уважительно. | Вторая неделя сентября | Воспитатели |
Разучивание песни «Бабушка милая». Цель: Развитие музыкальных способностей детей. Получения эмоционального отклика от старшего поколения после прослушивания песни. | Третья неделя сентября | Музыкальный работник |
Аппликация «Букет для бабушки и дедушки». Цель: Развитие творческих способностей детей. Возбуждение желания сделать приятное бабушке и дедушке своими действиями. | Третья неделя сентября | Воспитатели |
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Цель: Воспитание уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, на основе классических произведений литературы. | Третья неделя сентября | Воспитатели |
Вечер загадок на тему: «О бабушке и дедушке». Цель: Развитие мыслительных процессов. Активизация словаря. | Третья неделя сентября | Воспитатели |
Беседа: «Лучший помощник для бабушки и дедушки». Цель: Воспитание желания помогать пожилым людям. Поддерживать их своими поступками и поведением. | Третья неделя сентября | Воспитатели |
Чтение: Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей». Цель: Воспитание уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, на основе классических произведений литературы. | Четвертая неделя сентября | Воспитатели |
Заучивание стихов ко Дню пожилого человека. Цель: Развитие памяти, мыслительных процессов, развитие речи. Поддержка желания доставить радость близким. | Четвертая неделя сентября | Воспитатели |
Творческая мастерская «Подарок бабушке». Цель: Формирование желания сделать приятное своим бабушкам. Отблагодарить их за заботу. | Четвертая неделя сентября | Дети, родители |
Изготовление совместных детско-родительских альбомов «Старшее поколение нашей семьи». Цель: Развитие творческого воображения. Укрепление связей между поколениями. | Четвертая неделя сентября | Дети, родители |
Творческий этап
Подведение итогов реализации проекта.
Выставка рисунков «Бабушка и дедушка - милые, родные».
Выставка совместных детско-родительских альбомов «Старшее поколение нашей семьи».
Результаты проекта
В рамках проекта планируются следующие мероприятия: проведение тематических занятий и бесед с детьми с целью воспитания у них нравственных черт характера: толерантности, милосердия, доброты отзывчивости и уважения к старшему поколению.
В группе под руководством воспитателя организуется работа «Детской мастерилочки», где дети смогут изготовить подарки для любимых бабушек и дедушек. Детям представится возможность самим окунуться в далекое прошлое своих родных.
Кроме этого, в детском саду будет проведена выставка детских рисунков «Бабушка и дедушка - милые, родные», а также совместных детско-родительских альбомов «Старшее поколение нашей семьи».
Результатами проекта является:
Дети знают фамилию, имя, отчество бабушек и дедушек.
Проявляют желание заботиться о них, оказывать помощь в делах.
Дети знают как своими поступками и поведением принести радость старшему поколению.
У детей проявляется стойкий интерес к истории семьи и семейным традициям.
Родители, бабушки и дедушки воспитанников привлечены к активному участию в жизни дошкольного учреждения.
Практическая значимость проекта
Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
lсценарий проведения праздника " День пожилого человека"
даны стихи и сценка для праздника бабушек и дедушек...
"День пожилого человека"
Сценарий праздника "День пожилого человека".Сценарий посвящен ко дню пожилых и педагогам ветеранам. ...
День пожилого человек в ДОУ. Старшая группа. Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"
День пожилого человек в ДОУ. Старшая группа. Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"...
2020 год День пожилого человек в ДОУ в старшей группе. Сценарий «Люди пожилые – сердцу дорогие!»
День пожилого человек в ДОУ в старшей группе.Сценарий «Люди пожилые – сердцу дорогие!»...
"День Пожилого человека" тематический день.
Воспитанники старшей группы изготовили подарки своим бабушкам ко Дню пожилого человека. День пожилых- это праздник осенний,Он добротой и любовью овеян, Будто подул к нам ветер весенний,...
День Добра и Уважения.День пожилого человека.
Впреддверии праздника Дня пожилого человека дети старшей группы вышли на улицы города с целью подарить праздничное настроение бабушкам и дедушкам. Так как около детского сада расположен магазин и апте...
1 октября - День добра и уважения, международный день пожилого человека.
Малыши из группы «Знайки» очень любят своих бабушек и дедушек и в подарок для них приготовили большую поздравительную открытку....