Проект по экологическому образованию «Экозабота»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект по экологическому образованию "Экозабота"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kudimova.docx | 74.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому образованию
«Экозабота»
Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход”. (.Николаева С. И. Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 1999. — С. 4.)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Актуальность данного проекта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
I.2. Цели и задачи
Цель: прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Таблица – Задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Стратегические задачи | Тактические задачи |
1. Расширение и углубление экологических представлений детей дошкольного возраста. 2. Развитие у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к природе. 3. Формирование у детей дошкольного возраста мотивов и умений экологически целесообразной деятельности. | 1. Создание в педагогическом коллективе учреждения дошкольного образования атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания. 2. Создание в учреждении дошкольного образования условий, обеспечивающих процесс экологического воспитания. 3. Систематическое повышение квалификации педагогов учреждений дошкольного образования. 4. Совершенствование экологического просвещения среди родителей воспитанников учреждений дошкольного образования. |
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Образовательные
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек – природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные это живые организмы; о наличии в природе живых тел, об их взаимосвязи;
- зависимость строения организма от условий среды обитания, на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения.
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы.
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие
- развитие системы умений и навыков и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природоиспользования;
- развитие навыков здорового образа жизни, охрана и укрепление здоровья детей.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
∙ игровые ситуации;
∙ наблюдение,
∙ беседа,
∙ исследовательская деятельность,
∙ экспериментальная деятельность,
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен: | |
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. |
Перспективное планирование работы с детьми группы среднего дошкольного возраста «Золотая рыбка»
4-5 лет.
15 | Февраль | «Красота на подоконнике» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин,колеус). Учить различать листья,стебли, цветы. Знать что корни в земле. |
16 | Февраль | «Как живешь, цветок?» | Обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. |
17 | Февраль | «Поможем ёлке» (экскурсия) | Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви. |
18 | Февраль | Среда обитания « Знакомство с животными жарких и холодных стран» | Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. |
19 | Март | Экологическая викторина «Знатоки природы» | Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ |
20 | Март | «Домашние животные» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку. |
21 | Март | «Дикие животные нашего леса» | Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать. Показать связь -пищевые цепочки в лесу |
22 | Март | Игровое обобщающее занятие « У нас в гостях животные» | Учить видеть сходства и различия между разными группами животных, знать повадки. |
23 | Апрель | «Кто живет в воде?» | Развивать умение классифицировать морских обитателей, их жизнь на воде и под водой. |
24 | Апрель | «По экологической тропе» | Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. |
25 | Апрель | «Санитары леса» | Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса, их образе жизни. |
26 | Апрель | «Перелетные птицы» | Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам |
27 | Май | «Весенняя трель» | Обобщать и систематизировать знания оематизироватьо птицах |
28 | Май | «Самая быстрая улитка в мире» | Познакомить детей с важным органом чувств -ухом |
29 | Май | Экологическая сказка «Ручеек» | Показать взаимосвязь живого в природе, развивать познавательные способности. |
30 | Май | «Путешествие в весенний лес» | Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"
В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....
Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ
Развивающая среда для экологического образования : экологичесие комплексы в ДОУ....
Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ
Развивающая среда для экологического образования : экологичесие комплексы в ДОУ....
Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды....
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....