Педагогический проект для детей средней группы на тему: "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сычёва Ольга Александровна

Педагогический проект для детей средней группы на тему: "Мир насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.mir_nasekomyhsrednyaya_gruppa_2022g._1.docx717.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

городского округа Самара

Педагогический проект   с детьми средней группы № 10.

Тема: «Мир насекомых»

                                                                                       Подготовили и провели

                                                                     воспитатели:

                                                                                                     Сычёва Ольга Александровна

Рассадина Надежда Александровна

Самара , 2022 г.

Паспорт проекта

Направление образовательной деятельности 

Познавательно - исследовательский

Название проекта

«Мир насекомых»

Вид проекта

По виду деятельности: познавательно -исследовательский

По срокам проведения:  среднесрочный

(май - июнь 2022г.)

По составу: групповой

Разработчики проекта

Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда

Александровна

Участники проекта

Воспитанники средней группы № 10.

Родители детей группы № 10.

Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна.

Актуальность

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому проект направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир. Эту работу начали с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи и поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Проблема

Во время игровой деятельности дети увидели на окне пчёлку,залетевшую в группу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема:

Хорошо ли, что так много насекомых, пользу или вред они приносят?

Насколько велика их роль в природе?

Если на Земле столько много насекомых, обязательно ли их надо охранять?

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисково - исследовательскую деятельность.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. 

Защита насекомых, необходима для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней, для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Ожидаемые результаты реализации проекта

- дети различают и называют некоторых насекомых, их характерные признаки; знают, как передвигаются, какие звуки издают, где живут; какую пользу приносят людям;

- знают о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;

- у детей развит интерес к насекомым, эмоциональная отзывчивость;

- бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

Цель проекта

Формирование заинтересованного, бережного отношения к насекомым, как объектам живой природы.

Основные задачи проекта

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о некоторых видах насекомых (бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, божья коровка, гусеница, пчела) : внешний вид, способы передвижения, поведение в разных ситуациях, какие звуки издают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, как защищаются от врагов.

Закрепить правила поведения с насекомыми, какие могут быть опасными и почему?

Совершенствовать технические навыки и умения в продуктивных видах деятельности.

Развивать познавательный интерес, психические процессы: речь, мышление, воображение, внимание, память; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование; коммуникативные навыки,

Воспитывать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, гуманное отношение к насекомым.

Принципы построения проекта.

Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы реализации проекта

-чтение и заучивание художественной литературы по теме;

-рассматривание и обсуждение по теме;

-продуктивные виды деятельности;

-игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения;

-беседы и ООД с детьми;

-игровые и проблемные ситуации;

-культурно-досуговая деятельность;

-целевые прогулки и наблюдения;

-оздоровительные мероприятия по теме;

-работа со схемами и планами;

-речевое творчество;

-совместные виды деятельности детей и родителей;

-самостоятельная деятельность детей;

-работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей;

-консультация для воспитателей.

Ресурсное обеспечение проекта :

-предметно-пространственная развивающая среда;

-методическая литература;

-художественная литература;

-средства ИКТ.

Продукт проекта

Выставка детских работ:
- Коллективная аппликация «Мир насекомых»;
- Аппликация «Гусеница»;

- Рисование: «Божья коровка»;

- Лепка «Бабочка».

2. Оформление книжной выставки.

Этапы реализации проекта (Примерный план работы )

Подготовительный этап

Основные направления и содержание деятельности организации  учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Цели

Работа с родителями

Изучение методической литературы и составление  перспективного плана, конспектов

Систематизация материала.

Привлечь родителей к реализации проекта

Ознакомление родителей  с проектом (буклет)

 

ППодготовить практический материал:  

сбор материалов для детского творчества;

подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности;

подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые».

Привлечь родителей к реализации проекта

Беседы по проведению проекта.

Основной этап

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Цели

Работа с родителями

Проведение бесед, тематических занятий;

-Аппликация «Гусеница»;

- Рисование: «Божья коровка»;

- Лепка «Бабочка».

-Рассматривание иллюстраций;

чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»; К. Чуковский «Тараканище»; В. Сутеев «Под грибом»; Н. Владимирова «На полянке рос грибок»;

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о некоторых видах насекомых (бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, божья коровка, гусеница, пчела) : внешний вид, способы передвижения, поведение в разных ситуациях, какие звуки издают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, как защищаются от врагов.

Подбор раскрасок о насекомых

-Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчёлами, жуками);

-чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых;

-просмотр презентаций «Насекомые», «Муравейник»;

-просмотр мультфильмов «Под грибом», «Зайчонок и муха», «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей»;

Закрепить правила поведения с насекомыми, какие могут быть опасными и почему?

Оформление консультаций для родителей: «Вред и польза от насекомых»

Наблюдение за насекомыми.

Консультация по теме: «Мир насекомых».

Мультфильм про насекомых.

Дидактические игры:

-дидактические и настольно-печатные игры на тему: «Насекомые»;

-подвижные игры на тему: «Насекомые»;

-разучивание пальчиковых игр на тему: «Насекомые»;

-театрализованная деятельность с воспитанниками, обыгрывание сказкок «Стрекоза и муравей» на новый лад, «Лесные жители».

Воспитывать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, гуманное отношение к насекомым.

Консультация «Что мы знаем о насекомых

Памятка «Первая помощь при укусах насекомыми»

Блиц-опрос «Мое отношение к насекомым

Заключительный этап

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Цели

Работа с родителями

Проведение игры-викторины «Мир насекомых».

Закрепление знаний детей по теме «Мир насекомых»

Помощь в подготовке детей к викторине( сбор информации)

Подведение итогов проекта, оценка его результативности и эффективности, определение перспектив.

Вывод о проделанной работе

Презентация работ детей .

Взаимодействие с педагогами:

- Разработка методических рекомендаций по использованию данных конструкторов для педагогов.

- Создание картотеки дидактических игр по теме: «Мир насекомых».

- Предложение проекта в помощь педагогам.

- Публикация проекта в интернет изданиях.

Список литературы:

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, Примерная общеобразовательная программа дощкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозаика-Синтез,

2021г

О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.

Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Имеется ли Leco или другой конструктор у Вас дома ?(Назовите).

2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков

детей в детском саду:

а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;

б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,

внимания, воображения?

3. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном

возрасте? В чѐм заключается их важность? _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?

_______________________________________________________________

5. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к

конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

__________________________________________________________________

6.Какие виды конструирования Вы знаете?

__________________________________________________________________

7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию

вместе с ребѐнком?

__________________________________________________________________

9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме

развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

IMG_256

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе .

Успешное ЛЕГО-конструированию зависит от умений воспитателя. Поэтому, прежде чем начать обучать детей конструировать на занятиях с ЛЕГО, мы попробовали тщательно отработать все игровые задания и приемы сами. На предварительном этапе нами были организованы спонтанные игры детей с ЛЕГО. Это было сделано нами потому, что мы понимали желание ребенка потрогать, рассмотреть и просто поиграть.

Организуя игру с красивым конструктором, мы поощряли инициативу детей, обязательно учитывая, что нельзя отрицательно высказываться в адрес ребенка, даже если кажется, что ребенок делает что-то не так. При проведении спонтанных ЛЕГО-игр мы не ограничивали детей предварительным замыслом, который диктовался бы нами. Игры с конструктором обязательно сопровождались похвалой и положительными эмоциями детей. В играх мы составили свой ЛЕГО-словарь. Совместно с детьми мы обговаривали с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО-элементы: «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др. Для этого мы предлагали игры типа «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.

Методика проведения занятий предполагала определенный алгоритм:

  1. Каждое занятие по конструированию мы начинали с сюрпризного или игрового момента. Например, нашей находкой стало создание маленьких сказок с ЛЕГО-персонажами. Мы обыграли элементы и соединенные детали ЛЕГО, превращая их в различные вещи — в дом, человечка, замок, пещеру и т. д. На глазах у детей мы превращали детали в сказочного персонажа — ЛЕГО-друга. И этот сказочный персонаж помогал детям познакомиться с ЛЕГО, давал задания, рассказывал сказки.
  2. Тем самым мы повышали интерес и активность детей, стимулировали детей к выполнению различных заданий. Особенно охотно дети выполняли задания, в условие которых была заложена просьба о помощи. Также хорошим стимулом являлось побуждение, произнесенное от имени ЛЕГО-друга, например: «Мы — фантазеры! Кто самый лучший фантазер?».

Мы также учитывали, что дети не могут долго слушать, и чрезмерное увлечение объяснениями и сказками утомляет их. Видя перед собой красивый яркий конструктор, дети начинали отвлекаться, невольно тянуться к ярким деталям, перебирать их, что приводило к дезорганизации занятия. Поэтому мы четко продумывали объяснения, не затягивая вводную часть занятия.

Для развития фантазии и воображения дошкольникам мы давали задания с ограниченным количеством кирпичиков. Например: «Закрыли глазки и взяли каждой ручкой по ЛЕГО-элементу, а теперь еще взяли правой рукой один элемент. Попробуйте сделать подарок для ЛЕГО-друга (мамы, папы и. т.д.)».

  1. После игровой мотивации мы побуждали детей к обследованию объекта (образца), обращая внимание на цвет, форму, возможные и невозможные способы скреплений.

При обследовании образца мы учили детей соблюдать следующую последовательность: рассмотреть объект в целом; выделить цвета деталей; назвать детали ЛЕГО-конструктора; установить пространственное расположение частей постройки; вернуться к целостности объекта.

Кроме этого, непосредственно на занятиях по обучению ЛЕГО-конструированию мы определили следующие необходимые действия:

 – показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, мы показывали один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показывали, как скрепляются два кирпичика, и просили детей найти другие способы;

– предъявление речевого образца. В процессе обучения мы предъявляли детям образцы речевых высказываний;

– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулировали мы, а потом — дети;

– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед.

  1. Далее мы побуждали детей самостоятельно создавать объекты. Сначала мы просили детей до начала конструирования рассказать о своем замысле, о том, почему и для чего они хотят построить. Просьба, построенная в форме: «Составь рассказ о своей будущей постройке», вызывал у детей реакцию некоторого замешательства, поэтому мы использовали наводящие вопросы, например: «Расскажи, как ты будешь это делать?» Для более успешной работы мы предложили детям речевую схему, на основе которой они могли строить свой рассказ.

Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке состояла из следующих вопросов:

-Расскажи, что ты будешь делать?

-Расскажи, какие детали будешь использовать?

-Расскажи, что будешь делать сначала, что потом?

-Расскажи, как будешь скреплять детали ЛЕГО?

-Расскажи, что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?

При этом на занятиях ЛЕГО-конструированием мы развивали конструктивные умения в соответствующих возрасту формах организации — по образцу, предложенным условиям и замыслу.

Так, при конструировании по образцу мы предлагали образцы построек, выполненных из деталей ЛЕГО-конструкторов и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивалась прямая передача детям готовых знаний, способов действий с ЛЕГО-элементами.

Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагалась определенная задача, но не давался способ ее решения.

В процессе конструирования по предложенным условиям мы не давали образцов постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяли условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).

  1.  После завершения постройки мы предлагали детям рассказать о ней, отвечая вопросы:

 – Расскажи, что у тебя получилось?

– Расскажи, что ты делал сначала, что потом?

– Расскажи, какие детали ЛЕГО ты выбрал? Почему?

 – Расскажи, как скреплял детали?

 – Расскажи, что ты еще хочешь добавить. Также мы поощряли детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности.

  1. После занятия мы обязательно отводили время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Например, предлагали детям объединить постройки в общий сюжет.

В этом случае нами использовалась схема для составления рассказа об игре с постройкой из ЛЕГО: У тебя такая красивая постройка, расскажи ЛЕГО-другу, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? Расскажи, что будет делать твоя постройка? Расскажи, что ты еще хочешь добавить.

Таким образом, обучение детей ЛЕГО-конструированию позволяла решать не только задачи развития конструктивных умений, но и задачи развития игровой, познавательной и речевой деятельности.

Дидактические игры.

«Найди постройку»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Материалы: карточки, постройки, коробочка или мешочек.

Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.

«Что изменилось?»

 Цель: Способствовать развитию быстроты внимания

Материалы: набор LEGOконструктора, укрывной материал

 

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти»

Цель: развитие внимания, памяти.

Материалы: кирпичики LEGО

Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей средней группы "Я и моя семья"

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Инте...

Образовательный проект для детей средней группы «Познаём тайны мира насекомых»

В мае мы столкнулись с недостаточными (часто ошибочными) представлениями  детей о мире насекомых. Наши дошколята резко делили  представителей мира насекомых на полезных и вредных.  У ро...

Педагогический проект для детей средней группы «Дикие животные»

Педагогический проект  для детей средней группы «Дикие животные»Цель проекта:- формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни животных, воспитывать люб...

педагогический проект для детей средней группы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "9 мая - День Победы"

В этом году мы отмечаем 70 летие великого праздника, Дня Победы. Вся страна готовит мероприятия посвященные этой знаменательной дате. Дошкольные учреждения также не остались в стороне. Тема для детей ...

Педагогический проект с детьми средней группы на тему: "Здравствуй лето"

Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содерж...

Педагогический проект с детьми старшей группы № 10. Тема: «Мир насекомых» Подготовили и провели

Педагогический проект   с детьми старшей группы № 10. Тема: «Мир насекомых»...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Удивительные насекомые»

Формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым....