Педагогический проект для детей средней группы на тему: "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Педагогический проект для детей средней группы на тему: "Мир насекомых"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.mir_nasekomyhsrednyaya_gruppa_2022g._1.docx | 717.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1»
городского округа Самара
Педагогический проект с детьми средней группы № 10.
Тема: «Мир насекомых»
Подготовили и провели
воспитатели:
Сычёва Ольга Александровна
Рассадина Надежда Александровна
Самара , 2022 г.
Паспорт проекта
Направление образовательной деятельности | Познавательно - исследовательский |
Название проекта | «Мир насекомых» |
Вид проекта | По виду деятельности: познавательно -исследовательский По срокам проведения: среднесрочный (май - июнь 2022г.) По составу: групповой |
Разработчики проекта | Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна |
Участники проекта | Воспитанники средней группы № 10. Родители детей группы № 10. Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна. |
Актуальность | Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому проект направлен на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир. Эту работу начали с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи и поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых. |
Проблема | Во время игровой деятельности дети увидели на окне пчёлку,залетевшую в группу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: Хорошо ли, что так много насекомых, пользу или вред они приносят? Насколько велика их роль в природе? Если на Земле столько много насекомых, обязательно ли их надо охранять? Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисково - исследовательскую деятельность. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Защита насекомых, необходима для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней, для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | - дети различают и называют некоторых насекомых, их характерные признаки; знают, как передвигаются, какие звуки издают, где живут; какую пользу приносят людям; - знают о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям; - у детей развит интерес к насекомым, эмоциональная отзывчивость; - бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым. |
Цель проекта | Формирование заинтересованного, бережного отношения к насекомым, как объектам живой природы. |
Основные задачи проекта | Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о некоторых видах насекомых (бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, божья коровка, гусеница, пчела) : внешний вид, способы передвижения, поведение в разных ситуациях, какие звуки издают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, как защищаются от врагов. Закрепить правила поведения с насекомыми, какие могут быть опасными и почему? Совершенствовать технические навыки и умения в продуктивных видах деятельности. Развивать познавательный интерес, психические процессы: речь, мышление, воображение, внимание, память; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование; коммуникативные навыки, Воспитывать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, гуманное отношение к насекомым. |
Принципы построения проекта. | Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. |
Формы реализации проекта | -чтение и заучивание художественной литературы по теме; -рассматривание и обсуждение по теме; -продуктивные виды деятельности; -игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения; -беседы и ООД с детьми; -игровые и проблемные ситуации; -культурно-досуговая деятельность; -целевые прогулки и наблюдения; -оздоровительные мероприятия по теме; -работа со схемами и планами; -речевое творчество; -совместные виды деятельности детей и родителей; -самостоятельная деятельность детей; -работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей; -консультация для воспитателей. Ресурсное обеспечение проекта : -предметно-пространственная развивающая среда; -методическая литература; -художественная литература; -средства ИКТ. |
Продукт проекта | Выставка детских работ: - Рисование: «Божья коровка»; - Лепка «Бабочка». 2. Оформление книжной выставки. |
Этапы реализации проекта (Примерный план работы )
Подготовительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Изучение методической литературы и составление перспективного плана, конспектов | Систематизация материала. | |
Привлечь родителей к реализации проекта | Ознакомление родителей с проектом (буклет)
| |
ППодготовить практический материал: сбор материалов для детского творчества; подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности; подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые». | Привлечь родителей к реализации проекта | Беседы по проведению проекта. |
Основной этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Проведение бесед, тематических занятий; -Аппликация «Гусеница»; - Рисование: «Божья коровка»; - Лепка «Бабочка». -Рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»; К. Чуковский «Тараканище»; В. Сутеев «Под грибом»; Н. Владимирова «На полянке рос грибок»; | Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о некоторых видах насекомых (бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, божья коровка, гусеница, пчела) : внешний вид, способы передвижения, поведение в разных ситуациях, какие звуки издают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, как защищаются от врагов. | Подбор раскрасок о насекомых |
-Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчёлами, жуками); -чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых; -просмотр презентаций «Насекомые», «Муравейник»; -просмотр мультфильмов «Под грибом», «Зайчонок и муха», «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей»; | Закрепить правила поведения с насекомыми, какие могут быть опасными и почему? | Оформление консультаций для родителей: «Вред и польза от насекомых» Наблюдение за насекомыми. Консультация по теме: «Мир насекомых». Мультфильм про насекомых. |
Дидактические игры: -дидактические и настольно-печатные игры на тему: «Насекомые»; -подвижные игры на тему: «Насекомые»; -разучивание пальчиковых игр на тему: «Насекомые»; -театрализованная деятельность с воспитанниками, обыгрывание сказкок «Стрекоза и муравей» на новый лад, «Лесные жители». | Воспитывать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, гуманное отношение к насекомым. | Консультация «Что мы знаем о насекомых?» Памятка «Первая помощь при укусах насекомыми» Блиц-опрос «Мое отношение к насекомым?» |
Заключительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Мероприятия для детей | Цели | Работа с родителями |
Проведение игры-викторины «Мир насекомых». | Закрепление знаний детей по теме «Мир насекомых» | Помощь в подготовке детей к викторине( сбор информации) |
Подведение итогов проекта, оценка его результативности и эффективности, определение перспектив. | Вывод о проделанной работе | Презентация работ детей . |
Взаимодействие с педагогами:
- Разработка методических рекомендаций по использованию данных конструкторов для педагогов.
- Создание картотеки дидактических игр по теме: «Мир насекомых».
- Предложение проекта в помощь педагогам.
- Публикация проекта в интернет изданиях.
Список литературы:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, Примерная общеобразовательная программа дощкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозаика-Синтез,
2021г
О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.
Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Имеется ли Leco или другой конструктор у Вас дома ?(Назовите).
2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков
детей в детском саду:
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,
внимания, воображения?
3. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном
возрасте? В чѐм заключается их важность? _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?
_______________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
__________________________________________________________________
6.Какие виды конструирования Вы знаете?
__________________________________________________________________
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию
вместе с ребѐнком?
__________________________________________________________________
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме
развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе .
Успешное ЛЕГО-конструированию зависит от умений воспитателя. Поэтому, прежде чем начать обучать детей конструировать на занятиях с ЛЕГО, мы попробовали тщательно отработать все игровые задания и приемы сами. На предварительном этапе нами были организованы спонтанные игры детей с ЛЕГО. Это было сделано нами потому, что мы понимали желание ребенка потрогать, рассмотреть и просто поиграть.
Организуя игру с красивым конструктором, мы поощряли инициативу детей, обязательно учитывая, что нельзя отрицательно высказываться в адрес ребенка, даже если кажется, что ребенок делает что-то не так. При проведении спонтанных ЛЕГО-игр мы не ограничивали детей предварительным замыслом, который диктовался бы нами. Игры с конструктором обязательно сопровождались похвалой и положительными эмоциями детей. В играх мы составили свой ЛЕГО-словарь. Совместно с детьми мы обговаривали с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО-элементы: «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др. Для этого мы предлагали игры типа «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.
Методика проведения занятий предполагала определенный алгоритм:
- Каждое занятие по конструированию мы начинали с сюрпризного или игрового момента. Например, нашей находкой стало создание маленьких сказок с ЛЕГО-персонажами. Мы обыграли элементы и соединенные детали ЛЕГО, превращая их в различные вещи — в дом, человечка, замок, пещеру и т. д. На глазах у детей мы превращали детали в сказочного персонажа — ЛЕГО-друга. И этот сказочный персонаж помогал детям познакомиться с ЛЕГО, давал задания, рассказывал сказки.
- Тем самым мы повышали интерес и активность детей, стимулировали детей к выполнению различных заданий. Особенно охотно дети выполняли задания, в условие которых была заложена просьба о помощи. Также хорошим стимулом являлось побуждение, произнесенное от имени ЛЕГО-друга, например: «Мы — фантазеры! Кто самый лучший фантазер?».
Мы также учитывали, что дети не могут долго слушать, и чрезмерное увлечение объяснениями и сказками утомляет их. Видя перед собой красивый яркий конструктор, дети начинали отвлекаться, невольно тянуться к ярким деталям, перебирать их, что приводило к дезорганизации занятия. Поэтому мы четко продумывали объяснения, не затягивая вводную часть занятия.
Для развития фантазии и воображения дошкольникам мы давали задания с ограниченным количеством кирпичиков. Например: «Закрыли глазки и взяли каждой ручкой по ЛЕГО-элементу, а теперь еще взяли правой рукой один элемент. Попробуйте сделать подарок для ЛЕГО-друга (мамы, папы и. т.д.)».
- После игровой мотивации мы побуждали детей к обследованию объекта (образца), обращая внимание на цвет, форму, возможные и невозможные способы скреплений.
При обследовании образца мы учили детей соблюдать следующую последовательность: рассмотреть объект в целом; выделить цвета деталей; назвать детали ЛЕГО-конструктора; установить пространственное расположение частей постройки; вернуться к целостности объекта.
Кроме этого, непосредственно на занятиях по обучению ЛЕГО-конструированию мы определили следующие необходимые действия:
– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, мы показывали один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показывали, как скрепляются два кирпичика, и просили детей найти другие способы;
– предъявление речевого образца. В процессе обучения мы предъявляли детям образцы речевых высказываний;
– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулировали мы, а потом — дети;
– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед.
- Далее мы побуждали детей самостоятельно создавать объекты. Сначала мы просили детей до начала конструирования рассказать о своем замысле, о том, почему и для чего они хотят построить. Просьба, построенная в форме: «Составь рассказ о своей будущей постройке», вызывал у детей реакцию некоторого замешательства, поэтому мы использовали наводящие вопросы, например: «Расскажи, как ты будешь это делать?» Для более успешной работы мы предложили детям речевую схему, на основе которой они могли строить свой рассказ.
Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке состояла из следующих вопросов:
-Расскажи, что ты будешь делать?
-Расскажи, какие детали будешь использовать?
-Расскажи, что будешь делать сначала, что потом?
-Расскажи, как будешь скреплять детали ЛЕГО?
-Расскажи, что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?
При этом на занятиях ЛЕГО-конструированием мы развивали конструктивные умения в соответствующих возрасту формах организации — по образцу, предложенным условиям и замыслу.
Так, при конструировании по образцу мы предлагали образцы построек, выполненных из деталей ЛЕГО-конструкторов и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивалась прямая передача детям готовых знаний, способов действий с ЛЕГО-элементами.
Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагалась определенная задача, но не давался способ ее решения.
В процессе конструирования по предложенным условиям мы не давали образцов постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяли условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).
- После завершения постройки мы предлагали детям рассказать о ней, отвечая вопросы:
– Расскажи, что у тебя получилось?
– Расскажи, что ты делал сначала, что потом?
– Расскажи, какие детали ЛЕГО ты выбрал? Почему?
– Расскажи, как скреплял детали?
– Расскажи, что ты еще хочешь добавить. Также мы поощряли детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности.
- После занятия мы обязательно отводили время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Например, предлагали детям объединить постройки в общий сюжет.
В этом случае нами использовалась схема для составления рассказа об игре с постройкой из ЛЕГО: У тебя такая красивая постройка, расскажи ЛЕГО-другу, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? Расскажи, что будет делать твоя постройка? Расскажи, что ты еще хочешь добавить.
Таким образом, обучение детей ЛЕГО-конструированию позволяла решать не только задачи развития конструктивных умений, но и задачи развития игровой, познавательной и речевой деятельности.
Дидактические игры.
«Найди постройку»
Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.
Материалы: карточки, постройки, коробочка или мешочек.
Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.
«Что изменилось?»
Цель: Способствовать развитию быстроты внимания
Материалы: набор LEGO- конструктора, укрывной материал
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материалы: кирпичики LEGО
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для детей средней группы "Я и моя семья"
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Инте...
Образовательный проект для детей средней группы «Познаём тайны мира насекомых»
В мае мы столкнулись с недостаточными (часто ошибочными) представлениями детей о мире насекомых. Наши дошколята резко делили представителей мира насекомых на полезных и вредных. У ро...
Педагогический проект для детей средней группы «Дикие животные»
Педагогический проект для детей средней группы «Дикие животные»Цель проекта:- формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни животных, воспитывать люб...
педагогический проект для детей средней группы к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "9 мая - День Победы"
В этом году мы отмечаем 70 летие великого праздника, Дня Победы. Вся страна готовит мероприятия посвященные этой знаменательной дате. Дошкольные учреждения также не остались в стороне. Тема для детей ...
Педагогический проект с детьми средней группы на тему: "Здравствуй лето"
Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содерж...
Педагогический проект с детьми старшей группы № 10. Тема: «Мир насекомых» Подготовили и провели
Педагогический проект с детьми старшей группы № 10. Тема: «Мир насекомых»...
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Удивительные насекомые»
Формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым....