эко-проект "Муравьишки"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Замятина Наталья Павловна

Проблема воспитания экологически бережного отношения к природе, к природным объектам сейчас стоит особенно остро. Дети, наблюдая за тем, как взрослые, в том числе и их родители, губят природу, в дальнейшем сами повторяют это поведение в своей жизни. Дети ломают ветки деревьев, пугают для своей забавы птиц, уничтожают насекомых. Наблюдается у детей необоснованный страх перед пауками, червями, муравьями.

Поэтому необходимо познакомить детей с этими представителями фауны, их образом жизни, который является не только безопасным, но и полезным для человека.

Так как детей больше заинтересовало (в какой-то мере, растревожило) поведение муравьев, живущих под камнем, находящимся рядом с участком группы, было принято решение познакомить детей с образом жизни этих представителей насекомых.

О том, как интересно устроен муравейник, как распределены в нем роли муравьев, призван рассказать наш исследовательский проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-proekt.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Городская интеллектуальная игра - викторина  

«Эколёнок-2021»

Муниципальное бюджетное дошкольное  

образовательное учреждение-детский сад №26

        «Там, на невидимых дорожках уральского леса»  

Тема проекта: «Муравьи, их «профессии» и дом-муравейник»

   

 

        Педагоги-руководители:

Замятина Наталья Павловна-

воспитатель 1КК

Титова Анна Дмитриевна

                                                 воспитатель 1КК

Паспорт проекта.

Тема проекта: «Муравьи, их «профессии» и дом-муравейник»                          

Тип проекта: Познавательно-исследовательский экологической направленности

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы №7 (возраст детей 5-6 лет), родители (законные представители).

Продолжительность: две недели (краткосрочный)

Актуальность проекта (обоснование выбранной темы):

Проблема воспитания экологически бережного отношения к природе, к природным объектам сейчас стоит особенно остро. Дети, наблюдая за тем, как взрослые, в том числе и их родители, губят природу, в дальнейшем сами повторяют это поведение в своей жизни. Дети ломают ветки деревьев, пугают для своей забавы птиц, уничтожают насекомых. Наблюдается у детей необоснованный страх перед пауками, червями, муравьями.

Поэтому необходимо познакомить детей с этими представителями фауны, их образом жизни, который является не только безопасным, но и полезным для человека.

Так как детей больше заинтересовало (в какой-то мере, растревожило) поведение муравьев, живущих под камнем, находящимся рядом с участком группы, было принято решение познакомить детей с образом жизни этих представителей насекомых.

О том, как интересно устроен муравейник, как распределены в нем роли муравьев, призван рассказать наш исследовательский проект.

Задачи проекта:  

             - Формировать представление детей о наличии интересных,

               скрытых от людских глаз животных (насекомых) и их необычных мест обитания        

               (муравейнике).

             - Формировать представления детей о жизни муравьев,

               особенностях образа жизни.

             - Формировать представления детей о способах охраны муравейников

               их обитателей.

             - Воспитывать уважительное отношение к природе уральского леса

               и его обитателям, в том числе, насекомым.

             - Привлечь внимание детей и родителей к решению проблемы защиты муравьев                

               через вовлечение в практическую деятельность.

             - Развивать творчество, активность, самостоятельность, инициативу, умение  

               работать в коллективе.

             - Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, бережное отношение к

               природе, её представителям.

 

Цель проекта:  

Развитие познавательных способностей детей в процессе работы над проектом.

Развитие интереса к исследовательской работе.

Развитие умения работать в команде.

Формирование экологической культуры у детей и их родителей, желания беречь

и защищать природу.

 

Объект и предмет исследования: Муравейник и его обитатели-муравьи.

Гипотеза проекта: Муравьи, живущие в одном муравейнике, они одинаковые?

Проблема проекта: Нужно ли охранять муравьев?

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Реализация проекта (формы работы):

1. Чтение художественной литературы (стихи, загадки), сказки, басни:

   Бианки В. «Путешествие муравьишки»,

   Крылов И. «Стрекоза и муравей»,

   Павлович И. «Братишки-муравьишки»

2. Просмотр познавательных фильмов.

                 «Познавательно о муравьях» http://www.youtube.com/watch?v=AzZAFYY46Dk;

                 «Муравьиная семья» http://www.youtube.com/watch?v=uNzWsrNAQsk;

                 «Муравьи. Детям о насекомых» http://www.youtube.com/watch?v=AzZAFYY46Dk.

3. Дидактические игры (разрезные картинки, создание образа из геометрических фигур)

4. Наблюдения.

5. Творческо-продуктивная деятельность в рамках совместной деятельности и НОД:  

-рисование (раскрашивание);

- конструирование

                         из природного материала: плоды каштана, дуба, фундука, платана, ольхи,              

                                                                      арахиса, косточки персика, коробочки мака;

                        из бросового материала: элементы термомозаики, шпажки, пластмассовые

                                                                   ложки, проволоки.

6. Подвижные игры

7. Самостоятельная деятельность детей:

- рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала,

- самостоятельная продуктивно- художественная деятельность (рисование, конструирование, раскрашивание сюжетов из жизни муравья,

- самостоятельная деятельность в уголке социально-коммуникативного развития ( сюжетно-ролевые игры по теме реализуемого проекта)

8. Организация деятельности по желанию детей (индивидуализация образовательного процесса).

9. Создание творческой презентации с использованием ИКТ

Результат (продукт) проекта:

Макет муравейника, фигурки муравьев.

Коллекция произведений о муравейнике и его обитателях (рассказы, стихи, загадки, фильмы, иллюстрации, фотографии).

Дидактическая игра «Собери муравейник» (конструктор).

Выставки детских работ (рисование, конструирование из природного и бросового материала).

Работа с родителями: 

  • Привлечь родителей к сбору информации.
  • Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о муравьях.
  • Предложить родителям сшить костюмы для защиты проекта.
  • Предложить родителям приобрести «Муравьиную ферму» и организовать наблюдение за поведением муравьев.  

Предполагаемый результат:

Сформированность знаний детей о муравьях и образе жизни обитателей муравейника.  Создание мультимедийной творческой презентации. Создание совместно с родителями продукта проекта – макета муравейника.

В дальнейшем у детей должно сложиться представление о роли человека в заботе об обитателях леса, об образе жизни муравьев.

 

Перспектива: В дальнейшем у детей должно сложиться представление о разнообразии и уникальности животного мира Урала.

Дети должны иметь представление о муравейнике, муравьях, их образе жизни, о роли человека в сохранении богатств живой природы Урала.

У детей должно возникнуть желание бережно относится к природным ресурсам Родины.  

Результаты и выводы.  

  • Дети узнали об устройстве муравейника, специализации муравьев. Познакомились с образом жизни муравьев.
  • Через вовлечение детей и родителей в практическую деятельность, привлечено их внимание к проблеме бережного отношения к муравьям, муравейникам.
  • Через творчество в изобразительной деятельности и конструировании закрепили внешнего вида муравья, образа жизни.
  • Дети стали более активными, самостоятельными, инициативными в проявлении своих познавательных и творческих способностей.
  • Дети проявили отзывчивость, доброжелательность, усвоили, что нужно бережно относится к природе.
  • Родители приобщились к воспитательно-образовательному процессу детей, повысили свою экологическую грамотность.