Долгосрочный проект "Природа глазами ребёнка"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.
Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
В группе реализуется долгосрочный проект: «Природа глазами детей»
Тип проекта: игровой, познавательно - творческий.
Вид проекта: долгосрочный (01.09.2021-31.05.2022)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников (законные представители).
Краткая аннотация проекта
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» – природа.
Проект «Природа глазами детей» рассчитан на детей дошкольного возраста и разработан с учётом возрастных особенностей детей и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа.
Актуальность проекта
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Окружающий мир привлекает ребёнка своей новизной. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребёнок, который познаёт неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребёнка, расширяется словарь: ребёнок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребёнок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новизна проекта
Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Оригинальность: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
Основная цель проекта: формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте.
Задачи проекта:
образовательные:
- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
- формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать связи между ними;
- закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
- приобщать детей к выращиванию растений;
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности;
- развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
воспитательные:
- воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
- воспитывать у ребёнка потребность здорового образа жизни, позитивное отношение к природе и самому себе, как её части.
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их): беседа; рассказ; обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.
Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе): демонстрация наглядных пособий; демонстрация голосов птиц, звуков природы, наблюдение.
Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): познавательно-исследовательские работы; игра; изготовление рисунков.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Формы и содержание работы с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся родительское собрание.
В группе проводятся анкетирования, консультации на экологическую тематику.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как серия наблюдений в природе.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.
Основное содержание проекта
Этапы реализация проекта:
Первый этап – подготовительный
– Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
– Оформление выставки рисунков детей;
– Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.
Ресурсы:
Материально-техническая база:
предметно-развивающая среда;
уголок природы в группе;
огород на окне;
наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, аудиозапись с голосами птиц;
кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, фигурки, изображающие домашних птиц, мягкие игрушки (волк, лиса, заяц), кукла в костюме Красной Шапочки;
макеты различных грибов, корзинка;
бумага, цветная бумага, картон
Теоретическая и методическая литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2011.
5. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.
6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.
8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
12. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
14. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.
15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
7. Узнали много интересного о жизни растений, учатся правильно ухаживать за растениями.
8. Дети не только расширили свои знания, но охотно делятся ими со сверстниками.
Педагоги:
- Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.
4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьёй.
Родители:
- Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
- Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в экологическом воспитании детей группы.
Критерии результативности проекта
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей, целью которого является выявить уровень экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
- познавательный интерес к природе и её изучению;
- знания об окружающей природе;
- восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- проявление бережного отношения к природе;
- практические умения и навыки по охране природы.
Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития показывают незнание практических навыков и умений по охране природы, дают мало правильных ответов об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывают затруднения в ответах, чувствуют себя менее уверенно.
Средний уровень. Дети со средним уровнем развития ведут себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечают односложно и не всегда верно, некоторые дети ждут наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Высокий уровень. Дети с высоким уровнем развития показывают неплохие знания об окружающей природе, проявляют познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствуют, очень активны, используют развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывают особых затруднений, речь у них развита хорошо.
Сложившиеся традиции группы:
- «Если хочешь быть здоров» (неделя здоровья)
Цель: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
- «Со светофором мы друзья» (неделя Правил дорожного движения)
Цель: расширять знания о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на улицах города.
- «Экскурсия в библиотеку» (Цикл бесед)
Цель: вызвать у детей интерес к чтению, желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.
- «В гостях у книжки» (Неделя детской книги)
Цель: прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
- «Мастерская добрых дел» (Родительский клуб)
Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширение знаний детей о своих близких людях.
Конкурсы и выставки, организуемые совместно с родителями (законными представителями) как участниками образовательного процесса
Сентябрь | Выставка рисунков «Как я провел лето» |
Октябрь | Выставка поделок из природного материала «Осенняя пора – очей очарованье»» |
Декабрь | Выставка детского творчества «Символ года» |
Январь | Конкурс рисунков «Красавица Зима»» |
Февраль | Выставка рисунков «Наши замечательные папы»» |
Март | Выставка «Наши мамы» Выставка книжек – малышек «Вот, какая книжка» |
Апрель | Выставка поделок ко дню космонавтики Выставка рисунков птиц |
Май | Выставка детского творчества рождения города |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для публикации: «Социальная азбука глазами ребёнка».
В последнее время особое значение приобретает социализация личности ребенка в обществе, семье, образовательном учреждении и т.д. Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом об...
Анкета "Семья глазами ребёнка".
Анкета " Семья глазами ребёнка"...
Тренинговая работа с воспитателями "Моя группа и Я" и "Счастье глазами ребёнка"
Сценарий тренинговой работы для педагогов-психологов с воспитателями детского сада...
Консультация для родителей «Семья глазами ребёнка»
Значение семьи в жизни ребёнка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА
С того момента, как ребёнок родился и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, ...
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»...
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»...