Проект "Земля-наш общий дом"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektpo_ekologii.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №12»
города Сорочинска Оренбургской области
Проект по экологическому воспитанию
детей подготовительной группы
«Земля – наш общий дом»
Воспитатели: Демина Г.А.
Мельникова Н.В.
Сорочинск
2021-2022 год
Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.
Сроки реализации проекта: с 1 октября 2021г. по 31 мая 2022г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельности.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» . М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность
Задачи:
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
- Создание картотеки игр
- Составление перспективно - тематического плана.
- Обеспечение условий для проведения проекта.
- Осуществление контроля над реализацией проекта.
Основной этап:
- Чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин о природе, а так же из жизни животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, Федора Васильева;
- рассказы воспитателя о живой и не живой природе, о заповедниках, памятниках природы;
- беседы на экологические темы;
- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
- целевые прогулки на природе;
- сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);
- опыты и эксперименты;
- экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;
- работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
- изготовление макетов;
- создание фотоальбома «Изменения в природе»;
- посещение музеев совместно с родителями.
Заключительный этап:
- Презентация проекта;
- Итоговое развлечение «День Земли»
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня знаний по экологии у детей;
- Повыситься уровень наблюдательности;
- Появился интерес к явлениям и объектам природы;
- Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;
- Пополнится развивающая среда в группе;
- Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- Разработка рекомендаций для родителей и педагогов в воспитании экологической культуры детей.
Работа с родителями
- Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»,
- Беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
«Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)
«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.).
«Сокровища леса». (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
«Солнечная система». (О строении солнечной системы).
«Жители леса». (О многообразии животных в наших лесах).
«Наблюдаем за явлениями природы». (Как помочь детям усвоить смену времен года, суток; о сезонных особенностях; о необычных природных явлениях). - Рекомендации для родителей (посещение экологических музеев, выставок, зоопарка, городских парков)
- Ширмы для родителей по экологическому воспитанию
«Азбука поведения в природе»
«Прогулки в природу»
«Защитим друзей леса!»
«Поможем птицам»
«Чистый воздух» - Информационные листы
«Давайте беречь воду!»
«Пожар — это беда леса!»
- Выставки семейных плакатов
«Береги природу!»
«Человек – часть Природы» - Совместное посещение (дети, родители, педагоги) музеев: «Зоологический», «Музей воды», «Ботанический сад»
- Привлечь родителей к оформлению экологического уголка, пополнению экологической библиотеки
- Совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала
Перспективное планирование по проекту «Земля - наш общий дом»
Месяц | Тема, цель | Формы работы с детьми |
Сентябрь | Что подарило нам лето? Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. | Беседа о лете, «Что такое природа? Живая и не живая природа», «Планета Земля в опасности», «Туристы и природа». Экологические игры «Что, где зреет?», «Снаряжение туристов», «Живая и не живая природа» Серия опытов с водой «Приключение Капельки» Коллективная работа из природного материала «Живая и не живая природа» Путешествие по экологической тропинке детского сада Аппликация на тему: «Ели, сосны и сказочный лес». Составление рассказов на тему: «Дары природы». Д/и «Природа и человек»,«Что было бы, если из леса исчезли…». Изготовление из природного материала корзинки с дарами природы. Составление гербария из лекарственных растений Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков. Рассматривание картины «Осень наступила». |
Октябрь | «Осень золотая» Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу. | Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека». Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?» Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая» Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву». Серия опытов с водой «Путешествие Капельки» Прогулка совместно с родителями в осенний парк. Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке. Экологическая игра «Приключение берёзового листочка» Составление букетов из осенних листьев. С/Р игра «Овощной магазин». НОД на тему: «Хлеб всему голова». Д/и «Как хлеб на стол пришёл?» Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина». Рассматривание картины И.И.Левитан «Золотая осень» |
Ноябрь | «Дикие и домашние животные. Птицы» Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных. Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому. | Экологическое занятие «Звери и птицы готовятся к зиме» Серия опытов с водой «Путешествие Капельки» Экологическая игра «Где живёт такое животное?» Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц» «Царство орнитологии». Расскажи о домашних и диких животных. Словесная игра «Что за животное?». Д/и «Узнай животное по загадке», «Узнай по описанию», «Чей хвост» Изготовление поделок «Животные из природного материала» Создание коллажа «Животные разных стран» С/Р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк» Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек) Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?» Экологическая игра «Детки на ветке» Лепка «Всем знакома эта птица», роспись птицы. Посещение Зоологического музея (родители, дети , воспитатели) |
Декабрь | «Природа зимой» Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней. Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы. | НОД «Профессии» Беседа «Чем помочь природе зимой» Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека». Игры с цветными льдинками. «Укрась снежную дорожку цветными фонариками». Занятие на тему: «Подарки снежной королевы», «Шуба белая весь свет одела». Чтение пословиц и поговорок о зиме. С/Р игра «В зимнем лесу» Развлечение «Следы на снегу» Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками. Составление сказки и мини-книжки о зиме. Рассматривание картины К.Коровина «Зима» Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек» |
Январь | «Эта волшебница – вода» С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | Экологическое занятие-прогулка «Путешествие по зимнему лесу». «Зимушка – зима на Русь забрела». Д/и «Зимнее путешествие капельки», Рассматривание картины Д. Александрова «Зимняя сказка». Экологическая игра «Иней, лёд, морозные узоры на стекле». Расскажи о животных, которые не спят зимой. Нарисуй след животного. Беседа «Какой бывает вода?», «Север царство льда и снега» Экспериментирование: Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры. «Что такое позёмка?» «Кто оставил следы на снегу?» Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу». Рисование на тему: «Где гуляла зима». Совместное посещение «Музей воды» (Родители, дети, воспитатели) |
Февраль | «Природа родного края» В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых);о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края. | «Зима» - занятие-развлечение. Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи. Пейзаж и искусство в поэзии А. С. Пушкина. Путешествие на тему: «Удивительное место на земле». Просмотр презентации «Природа России» НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса» Экологические игры: «Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча», «Северные олени», «К названному дереву беги». Чтение художественной литературы: П. Мочанов «Спасительница»; С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Беседа «Как появился календарь?» Творческая мастерская. Создание календаря природы Экологическая игра: «Угадай время года по описанию». Чтение пословиц и поговорок о природе. |
Март | «Пришла весна. Природа весной» Поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увлечение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня. Воспитывать интерес к народному календарю. Сформировать представления детей об основных периодах жизни человека. | НОД «Как поссорились март и февраль» Занятие на тему: «Как снеговик правду о весне искал?» Логическая игра «Какой снеговик быстрее растает?» (Работа по картинкам) Подберём краски для рисования весны. Экологическая игра «Кто из детей вырастет здоровым?» игра по картинкам. «Посадка цветочной рассады» Создание Эко-Человечка Беседы. «Почему они так называются?» «Три победы весны»; «Тайны географической карты». Чтение художественной литературы. В.Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»; Н.Сладков «Ворбьишкина весна», «Весенние радости», «Зимние долги»; А.Плещеев «Уж тает снег…»; К.Ушинский «Утренние лучи»; В.Алферов «Март»; В.Сухомлинский «Весенний ветер»; А.Шевченко «Гнезда»; Е.Благинина «Весна», «На моем окошке». Экологическая игра «О чём просят комнатные растения?» (свет, тепло, воду). Составление портрета Марта-месяца. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» |
Апрель | «Земля – живая планета» Дать представления о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать желание жить в гармонии с природой. Продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе. | Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха. Обведи цветы, которые появляются первыми (рисунки прилагаются). Занятие, посвящённое Дню Земли – 22 апреля. Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев». Занятие – игра «На что похоже солнышко?» Д/и «В гостях у радуги» Обучающие видиофильмы «Планета Земля и все вокруг нее» Д/и «Шестиногие малыши» (бабочки, пчела, муравей, божья коровка), какой рисунок лишний, зачеркни его. Создание коллективного коллажа нашей планеты Нарисуй насекомое, которое тебе нравится. Путешествие к звёздам. Волшебные звёзды. Д/и «Почему Луна не падает на землю?» Аппликация «Моя любимая звёздочка». Посещение Планетария с родителями, рассказ детей об увиденном |
Май | «Экологический город» Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев., распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов. | НОД «Строим экологический город» Занятие – сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево. Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?» Лепка барельеф «Грибы» Занятие на тему: «Для чего человеку нужна глина?» Экспериментирование «Сравним песок и глину». Что можно сделать из глины? Игра – экспериментирование на прогулке «Такой разный песок». «Откуда берётся песок?» Опыты с песком. Рисование палочкой на влажном песке. Рассматривание картины Федора Васильева «Мокрый луг» Чтение художественной литературы. Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?»; Н.Сладков «Друг или враг?»; С.Михайлков «Прогулка»; Б.Заходер «Про всех на свете»; Г.Ладанщиков «Дикарь в лесу»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; Ф.Троицкий «Отчего зацвел цветок?»; А.Тамбиев «Кто в кустах живет?»; В.Бманки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г.Снегирев «Про птиц», «Тридцать три зернышка»; З.Воскресенская «Петя пересмешник»; М.Горький «Воробьишка»; В.Астафьев «Стриженок Скрип». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...