Наш дом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по духовно-нравственному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_dom.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
Подготовительная к школе группа
Наш дом.
Цель. Формирование представлений о жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе.
Задачи: развивать речь детей, активизировать её словами: русская изба, улица, деревня, ставни, село.
Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; чувство отзывчивости, трудолюбия, взаимопомощи.
Материалы: макет русской деревни, иллюстрации деревни, русских изб; театральные персонажи: кот Матроскин, и пёс Шарик, акварельные краски, альбом, глобус, карта России, детские русские народные костюмы.
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте гости дорогие. Сегодня я предлагаю вам поговорить о доме. Но прежде, чем начинать наш разговор, я хочу с вами поиграть в русскую народную игру «Ворон».
Игра «Ворон»
Воспитатель. Заигрались мы с вами, а ведь нас ждут гости. Вы их узнали? Это кот Матроскин, и пёс Шарик. Они ищут дом для дяди Фёдора. Я пригласила их к нам в группу, ведь у нас много разных домов. Давайте им поможем выбрать дом для дяди Федора.
(Предлагает дом, оформленный из глобуса крышей.)
Воспитатель. Вот такой дом вам подходит?
Кот Матроскин. А разве это дом?
Воспитатель. Мы с ребятами называем его домом.
Пёс Шарик. Совсем это не дом.
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем гостям, почему это мы называем домом. (ответы детей)
Кот Матроскин, и пёс Шарик. Мы поняли, что это большой общий дом для всех людей, животных, растений и т.д. И мы здесь уже живём.
Воспитатель. Молодцы! Правильно! А вот такой дом, поменьше вам нравится? (карта России, оформленная под дом)
Кот Матроскин Красивый! Только вот он на дом тоже не похож. Ребята расскажите, почему мы это называем своим домом. (ответы детей)
Пёс Шарик. Значит и мы живём в этом доме., но нам нужен ещё один дом – деревянный, с крыльцом, чтобы возле дома был колодец.
Кот Матроскин. И хлев для коровы. «Корова на дворе – харч на столе».
Воспитатель. Ребята, о чем это сказал Матроскин? (ответы детей)
Воспитатель. Такой дом есть в нашей деревне. Выбирайте, друзья.
Кот Матроскин, и пёс Шарик. Вот этот! Здесь и колодец есть и хлев для коровы.
Воспитатель. Давайте присядем и послушаем, как в старину называли дом, почему деревню называют деревней, дорогу возле домов – улицей, село называли – селом.
(Дети и гости рассаживаются вокруг стола. На столе макет избы.)
Воспитатель. Ребята, вспомните, как назывался дом в русских сказках.
Дети. Избушка.
Воспитатель. А если большая?
Дети. Изба.
Воспитатель. Правильно. А ещё раньше избу называлась «почином», от слова – «почин». Из чего стоили избы?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Молодцы. Не каждое дерево годится для избы. Берёза – дерево слабое, липа – слишком мягкое дерево. Рубили сосну да ель – деревья крепкие, но не все годятся для избы – старые деревья не трогали. Старость на Руси всегда уважали. Отсюда и пошло название деревни. Избы к дороге ставили той стороной, где больше окон. Называлась эта сторона дома – лицом. Поэтому строили большие избы. И приговаривали «Избу построить не шапку надеть». Как Вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)
Снаружи дома украшали наличниками со ставнями. Они защищали от снега, дождя и ветра.
Кот Матроскин. Ставни закрыты – значит, хозяева спят или ушли куда-то. Открыты – значит, хозяева уже встали.
Воспитатель. Правильно, кот Матроскин. Ставни и наличники украшали резьбой и рисунками. Для этого хозяин должен быть умелым и трудолюбивым. Ведь не зря говорят: «Лениться да гулять – добра не видать». Ребята, как, вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).
Воспитатель. Дети, Кот Матроскин, пёс Шарик, а какие, вы знаете пословицы о трудолюбивых и ленивых людях? (Ответы детей и гостей)
Воспитатель. Возле каждого дома строили крыльцо: тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце и возле него на завалинке посидеть, поговорить, повеселиться и потешиться. Давайте и мы с вами споём и поводим хоровод. (Дети и гости встают в круг)
Хоровод «Про зайчика».
Кот Матроскин, и пёс Шарик. Да, ребята, много мы у вас узнали. Вы столько всего интересного рассказали. Но делу время – потехе час. Не жалей минутки для весёлой шутки. А давайте вспомним потешки.
(Рассказывают потешки)
Воспитатель. Гости дорогие, вот вы и нашли дом для дяди Фёдора. А сейчас ребята помогут тебе его украсить.
Аппликация «Украшение избы»
Подведение итогов. Выставка работ. Дети отдают готовые работы гостям. Кот Матроскин, и пёс Шарик прощаются с детьми.