Конспект ООД "Юные экологи спешат на помощь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема занятия: Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной группы «Юные экологи спешат на помощь».
Образовательная область: "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_ekologi_speshat_na_pomoshch_podg_gr.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог: Ходоренко Ольга Анатольевна
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема занятия: Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной группы «Юные экологи спешат на помощь»
Цель занятия: познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа, экологи; расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире; уточнить представление о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации.
Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружающему миру. А решение проблемных ситуаций развивает у старших дошкольников творческую активность, способствует формированию стремления использовать личный опыт для принятия самостоятельных решений.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека), экологи (люди, которые помогают природе);
– расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире;
– уточнить представление о перелетных и зимующих птицах;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации;
– обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;
– формировать практические природоохранные умения;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;
– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;
– получать удовлетворение от проделанной работы;
Здоровьесберегающие :
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма;
- повышение умственной и физической работоспособности.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы о природе;
- рассматривание иллюстраций зимующих и перелетных птиц;
- рассматривание иллюстраций растений, обитателей водоемов;
-беседы о бережном отношении к природе;
-д/и «Зимующие и перелетные птицы», д/и «Живая и неживая природа»;
- отгадывание и придумывание загадок о птицах.
Оборудование и материалы:
план – схема маршрута; игрушка белка; модель “Живое”; галстуки зеленого цвета; карточки с изображением
зимующих и перелетных птиц; иллюстрации (перелетные и зимующие птицы); иллюстрации обитателей водоемов (рыбы, раки,
лягушки, насекомые); бросовый материал (коробки из-под сока, проволока); ножницы; проектор;
экран; аудиозапись (шума воды в реке).
Интеграция:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
1.Организационный момент, начало занятия Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии. Задачи: 1. Привлечь детей к совместной деятельности;
| ||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||
Дети слушают воспитателя | Воспитатель приносит в группу конверт, в котором находится письмо и план – схема. Педагог читает письмо: “Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие. Дорогу вам укажет план – схема. Вас ожидают очень интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка в этом путешествии вам очень пригодятся. Белочка”. | |||||
2. Основная часть занятия. Цель: познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа, экологи; расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире; уточнить представление о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации. | ||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||
Дети знакомятся с планом – схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: “Речка”, “Лес”, “Лаборатория”, “Мастерская”. Рассказ детей. Это река. У реки есть два берега. Реки бывают большие и маленькие. Река сейчас замерзла. В речке живут разные речные рыбы, раки, насекомые, растения. К реке в теплое время приходят животные напиться воды. Дети по очереди берут схемы с условными обозначениями и рассказывают Ответы детей Ответы детей Рассуждения детей. Рассказы детей Дети идут в «уголок леса».
Ответы детей Рассказы детей Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм. Движения глаз вверх – вниз. Движения глаз вправо – влево.
Дети выполняют задание Дети выполняют задание, объясняя свое решение Ответы детей Ответы детей Дети читают название следующей остановки “Мастерская” и идут делать кормушки. Дети слушают и смотрят. Изготовление детьми кормушек из пакетов от сока. Дети ножницами вырезают отверстие в пакете. | Педагог предлагает отправиться в путешествие Первая остановка – “Речка”. Детей встречает белочка и рассказывает о том, что с ней произошло: “Я хочу рассказать вам свою историю. Вчера один мальчик увидел меня в лесу, подкрался тихонько и поймал. Принес меня сюда и бросил. Я осмотрелась по сторонам и увидела, что это не мой дом. Я очень хочу домой, но мне интересно: где я, что вокруг меня. Расскажите мне, пожалуйста, куда я попала”. Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена река и предлагает детям рассказать о том, что они видят.
Расскажите, ребята, кто живет в речке. Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые. Давайте рассмотрим модель “живое” и расскажем белочке все, что мы знаем. Научим ее определять, где живой объект, а где неживой. Ребята, молодцы, справились с заданием! Читает стихотворение: В мире огромном, В мире прекрасном, В маленькой речке Под солнышком ясным Рыбы и раки, Жуки – плавуны Просто не могут без чистой воды!
Ребята, что сейчас произошло с речкой? Да, ребята, речка замерзла и ее обитателям мало кислорода под водой. Рыбы и другие обитатели могут погибнуть. Подумайте и скажите, что можно сделать, чтобы кислорода больше поступало обитателям реки. Правильно, нужно прорубить прорубь. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами. Я поздравляю вас и хочу повязать вам специальные галстуки. – А как вы думаете, почему галстуки зеленого цвета? – Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу и заботитесь о ней. Ребята, что вы слышите? Это речка благодарит вас за помощь. Но нам еще нужно помочь белочке вернуться домой. А где живет белка? Расскажите об этом. – Ребята, внимательно посмотрим на схему и отправимся дальше по нашему маршруту. Белочка, тебе эти места знакомы. Ребята, какое сейчас время года? Как вы думаете, белка готова к зиме? Расскажите об этом. – Теперь мы можем оставить белочку здесь – пусть лакомится орешками и грибами. – Птичьих голосов в лесу стало меньше, что произошло? Расскажите. – Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? Почему они улетели? – Но не все птицы улетели. Некоторые остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев. – Скажите, каких зимующих птиц вы узнали. – Правильно, у нас зимуют воробьи, синицы, снегири, вороны, дятлы, клесты, совы. – А почему эти птицы не улетают в теплые края? Зрительная гимнастика Птичка крылышки сложила, Птичка перышки помыла, Птичка клювом повела, Птичка зернышки нашла. Птичка зернышки поела, Наша птичка улетела. Ребята, я надеюсь, что юные экологи хорошо запомнили зимующих птиц. – Пойдем в нашу “Лабораторию” и там поработаем Вспомните зимующих птиц, которых вы видели в лесу, и найдите их на картинке. А сейчас проверим ваше внимание. Проведем игру “Кто лишний?” Я назову несколько птиц, а вы на слух определите ту, которая не подходит к остальным. Давайте, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили, по каким признакам отличают живое от неживого. Возьмите по две карточки с изображением разных предметов. Внимательно посмотрите и определите, к живой или неживой природе относится то, что изображено. Настоящие экологи понимают природу и даже понимают голоса птиц. Кто из вас догадался, о чем говорит воробей? О какой помощи просят птицы? Что нам делать? Как нам быть? Чем мы можем помочь голодным птицам зимой? – Давайте посмотрим на план – схему и узнаем, какая следующая остановка у нашего путешествия. Ребята, что находится у вас на столах? Сегодня мы попробуем ненужные пакеты превратить в полезные вещи. Сделаем из них кормушки для птиц. – Прежде, чем приступить к работе, рассмотрим алгоритм изготовления необычной кормушки. Воспитатель рассказывает последовательность изготовления кормушки. Воспитатель читает стихотворение Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед | (Рассказ детей сопровождается показом иллюстраций). Работа с моделью “Живое” (Рассказ сопровождается показом модели “живое”). Все живые существа дышат – изображение носа; питаются – изображение тарелки; растут – изображение дерева низкого и дерева высокого; передвигаются – изображение ног птицы; размножаются – изображение цыпленка и курицы. Показ картинки прорубь Педагог повязывает детям галстуки.
На экране появляется изображение леса На экране появляется изображение белки в зимней серой “шубке”. На экране появляются изображения птиц Игра «Зимующие и перелетные птицы» проводится в быстром темпе На экране появляется изображение воробья. Ребенок читает стихотворение. – Я – маленький воробей, Я гибну. Дети, спасите, Я летом всегда подавал сигнал, Чтоб сторож ворон с огорода гонял. Пожалуйста, помогите! Второй ребенок читает стихотворение. Я – дятел, пестрый такой, Я гибну. Дети, спасите… Все лето я клювом стволы долбил, Тьму вредных букашек истребил, Пожалуйста, помогите!
| ||||
3. Заключительная часть занятия: Цель: Подведение итогов занятия. Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату. | ||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||
Ответы детей Дети фотографируются на фоне леса. На прогулке развешивают кормушки с кормом для птиц. |
Хорошо потрудились юные экологи. Кормушки получились удобные и прочные. На прогулке мы развесим их на деревьях и насыплем в них корм. Так спасем птиц от зимнего голода. – Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов. – А на память о нашем путешествии я предлагаю всем вместе сфотографироваться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь». Занятие из раздела «Познание».
Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Развитие интегративных качеств...
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии "Юные экологи спешат на помощь"
Занятие по экологии в подготовительной к школе группе "Юные экологи спешат на помощь".иСоставитель Багинская Т.А....
Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».
- Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.- Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни человека.- Учить работать в коллективе и ...
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».
Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности....
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».
Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы. Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением....