Конспект ООД "Юные экологи спешат на помощь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ходоренко Ольга Анатольевна

Тема занятия: Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной группы «Юные экологи спешат на помощь».

Образовательная область: "Познавательное развитие"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_ekologi_speshat_na_pomoshch_podg_gr.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Ходоренко Ольга Анатольевна

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной группы «Юные экологи спешат на помощь»

Цель занятия: познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа, экологи; расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире; уточнить представление о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации.

Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением. Занятие уточняет и расширяет представления детей о живой и неживой природе, учит внимательно и бережно относиться к окружающему миру. А решение проблемных ситуаций развивает у старших дошкольников творческую активность, способствует формированию стремления использовать личный опыт для принятия самостоятельных решений.

Задачи:

Образовательные: 

– познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа (большой вред, который наносится природе по вине человека), экологи (люди, которые помогают природе);

– расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире;

– уточнить представление о перелетных и зимующих птицах;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации;

– обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;

– формировать практические природоохранные умения;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;

– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

– получать удовлетворение от проделанной работы;

Здоровьесберегающие :

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы о природе;

- рассматривание иллюстраций зимующих и перелетных птиц;

- рассматривание иллюстраций растений, обитателей водоемов;

-беседы о бережном отношении к природе;

-д/и «Зимующие и перелетные птицы», д/и «Живая и неживая природа»;

- отгадывание и придумывание загадок о птицах.

Оборудование и материалы:

 план – схема маршрута;  игрушка  белка; модель “Живое”; галстуки зеленого цвета; карточки с изображением

зимующих и перелетных птиц; иллюстрации (перелетные и зимующие птицы); иллюстрации обитателей водоемов (рыбы, раки,

лягушки, насекомые); бросовый материал (коробки из-под сока, проволока); ножницы;  проектор;

 

экран; аудиозапись (шума воды в реке).

Интеграция:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

1.Организационный момент, начало занятия

Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи: 1. Привлечь детей к совместной деятельности;

  1. Активизировать мыслительную деятельность детей;
  2. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности.

Деятельность детей

        Деятельность педагога

Примечание

Дети слушают воспитателя

Воспитатель приносит в группу конверт, в котором находится письмо и план – схема.

Педагог читает письмо: “Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие. Дорогу вам укажет план – схема. Вас ожидают очень интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка в этом путешествии вам очень пригодятся. Белочка”.

2. Основная часть занятия.

Цель: познакомить детей с новыми понятиями – экологическая катастрофа, экологи; расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем мире; уточнить представление о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать проблемные ситуации.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети знакомятся с планом – схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками: “Речка”, “Лес”, “Лаборатория”, “Мастерская”.

Рассказ детей. Это река. У реки есть два берега. Реки бывают большие и маленькие. Река сейчас замерзла.

В речке живут разные речные рыбы, раки, насекомые, растения. К реке в теплое время приходят животные напиться воды.  

Дети по очереди берут схемы с условными обозначениями и рассказывают

Ответы детей

Ответы детей

Рассуждения детей.

Рассказы детей

Дети идут в «уголок  леса».

 

Ответы детей

Рассказы детей

Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм.

Движения глаз вверх – вниз.

Движения глаз вправо – влево.

 

Дети выполняют задание

Дети выполняют задание, объясняя свое решение

Ответы детей

Ответы детей

Дети читают название следующей остановки “Мастерская” и идут делать кормушки.

Дети  слушают и смотрят.  

Изготовление детьми кормушек из пакетов от сока.

Дети ножницами вырезают отверстие

в пакете.

Педагог предлагает отправиться в путешествие

Первая остановка – “Речка”.

Детей встречает белочка и рассказывает о том, что с ней произошло: “Я хочу рассказать вам свою историю. Вчера один мальчик увидел меня в лесу, подкрался тихонько и поймал. Принес меня сюда и бросил. Я осмотрелась по сторонам и увидела, что это не мой дом. Я очень хочу домой, но мне интересно: где я, что вокруг меня. Расскажите мне, пожалуйста, куда я попала”.

Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена река и предлагает детям рассказать о том, что они видят.

 

Расскажите, ребята, кто живет в речке.

Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые. Давайте рассмотрим модель “живое” и расскажем белочке все, что мы знаем. Научим ее определять, где живой объект, а где неживой.

Ребята, молодцы, справились с заданием!

Читает стихотворение:

В мире огромном,

В мире прекрасном,

В маленькой речке

Под солнышком ясным

Рыбы и раки,

Жуки – плавуны

Просто не могут без чистой воды!

 

Ребята, что  сейчас произошло с речкой?

Да, ребята, речка замерзла и ее обитателям мало кислорода под водой. Рыбы  и другие обитатели могут погибнуть. Подумайте и скажите, что можно сделать, чтобы кислорода больше поступало обитателям реки.

Правильно, нужно прорубить прорубь.

  А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами. Я поздравляю вас и хочу повязать вам специальные галстуки.

– А как вы думаете, почему галстуки зеленого цвета?

– Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу и заботитесь о ней.

Ребята, что вы слышите? Это речка благодарит вас за помощь.  

Но нам еще нужно помочь белочке вернуться домой. А где живет белка? Расскажите об этом.

– Ребята, внимательно посмотрим на схему и отправимся дальше по нашему маршруту.

Белочка, тебе эти места знакомы. Ребята, какое  сейчас время года?

Как вы думаете, белка готова к зиме? Расскажите об этом.

– Теперь мы можем оставить белочку здесь – пусть лакомится орешками и грибами.

– Птичьих голосов в лесу стало меньше, что произошло? Расскажите.

– Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц? Почему они улетели?

– Но не все птицы улетели. Некоторые остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.

– Скажите, каких зимующих птиц вы узнали.

– Правильно, у нас зимуют воробьи, синицы, снегири, вороны, дятлы, клесты, совы.

– А почему эти птицы не улетают в теплые края?

Зрительная гимнастика

Птичка крылышки сложила,  

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Наша птичка улетела.

Ребята, я надеюсь, что юные экологи хорошо запомнили зимующих птиц. – Пойдем в нашу “Лабораторию” и там поработаем

Вспомните зимующих птиц, которых вы видели в лесу, и  найдите их на картинке.

А сейчас проверим ваше внимание. Проведем игру “Кто лишний?” Я назову несколько птиц, а вы на слух определите ту, которая не подходит к остальным.

Давайте, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили, по каким признакам отличают живое от неживого. Возьмите по две карточки с изображением разных предметов. Внимательно посмотрите и определите, к живой или неживой природе относится то, что изображено.

Настоящие экологи понимают природу и даже понимают голоса птиц. Кто из вас догадался, о чем говорит воробей?

О какой помощи просят птицы? Что нам делать? Как нам быть? Чем мы можем помочь голодным птицам зимой?

– Давайте посмотрим на план – схему и узнаем, какая следующая остановка у нашего путешествия.

Ребята, что находится у вас на столах? Сегодня мы попробуем ненужные пакеты превратить в полезные вещи. Сделаем из них кормушки для птиц.

– Прежде, чем приступить к работе, рассмотрим алгоритм изготовления необычной кормушки.

Воспитатель рассказывает последовательность изготовления кормушки.

Воспитатель читает стихотворение

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед

(Рассказ детей сопровождается показом иллюстраций).

Работа с моделью “Живое”

(Рассказ сопровождается показом  модели “живое”).

Все живые существа дышат – изображение носа;

питаются – изображение тарелки;

растут – изображение дерева низкого и дерева высокого;

передвигаются – изображение ног птицы;

размножаются – изображение цыпленка и курицы.

Показ картинки прорубь

Педагог повязывает детям галстуки.

 

На экране появляется изображение леса

На экране появляется изображение белки в зимней серой “шубке”.

На экране появляются изображения птиц  

Игра «Зимующие и перелетные птицы» проводится в быстром темпе

На экране появляется изображение воробья.

Ребенок читает стихотворение.

– Я – маленький воробей,

Я гибну. Дети, спасите,

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гонял.

Пожалуйста, помогите!

Второй ребенок читает стихотворение.

Я – дятел, пестрый такой,

Я гибну. Дети, спасите…

Все лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек истребил,

Пожалуйста, помогите!

 

3. Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итогов занятия.

Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ответы детей

Дети фотографируются на фоне леса. На прогулке развешивают кормушки с кормом для птиц.

 

Хорошо потрудились юные экологи. Кормушки получились удобные и прочные. На прогулке мы развесим их на деревьях и насыплем в них корм. Так спасем птиц от зимнего голода.

– Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов.

– А на память о нашем путешествии я предлагаю

 всем вместе сфотографироваться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь». Занятие из раздела «Познание».

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Развитие интегративных качеств...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии "Юные экологи спешат на помощь"

Занятие по экологии в подготовительной к школе группе "Юные экологи спешат на помощь".иСоставитель Багинская Т.А....

Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

- Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.-  Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни человека.- Учить работать в коллективе и ...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Занятие-путешествие с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы. Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением....