Методическая разработка "Живое-неживое".
методическая разработка (старшая группа)
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, делать выводы и умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivoe_-_nezhivoe.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет.)
«Живое - неживое»
(используемые образовательные технологии: исследовательская деятельность)
Автор-составитель:
Вендерова Н.А
Воспитатель.
Санкт – Петербург
2020г.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, делать выводы и умозаключения.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Дать детям представление о значении корня, стебля в жизни растения.
Продолжать закреплять у детей знания о строении растения и названии его частей.
Учить опытным путем определять нужность и необходимость частей растения, для его роста и развития.
Развивающие:
Развивать у детей умение, на основе опытов делать выводы, предположения.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.
Развивать любознательность и наблюдательность.
Продолжать развивать и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
Учить работать в коллективе и индивидуально во время проведения опытов.
Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор, любознательность.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Реализуемая образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Речевое развитие.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедий по теме «Растения».
С/И «Органы растения», Д/И «Живое-неживое».
Н/И «Как, все живое растет?»
Проведение опытов и экспериментов. «Растение, как корни пьют воду?» провести опыт заранее, без детей, чтоб на занятии поменять стаканчики.
Беседы, общение с детьми о растениях, их разновидности, необходимости в жизни человека.
Художественное слово по теме «Растения»
Используемые материалы: горшок с комнатным растением. Искусственный цветок. Карточки с изображением и названием частей растения, рисунки с движением питательных веществ. Нарукавники и передники для проведения опытов. Стебельки – без корней, стебельки с корнями. Горшочки с землей и без земли. 4 емкости с водой, пищевые красители. Разноцветные. Бумажные цветы, тазики с водой. Семена, пронумерованные стаканчики с землей. Листы фиксации опытов. Карандаши или авторучки.
Ход совместной деятельности.
Воспитатель: (Дети сидят полукругом). Ребята, мне, вчера подарили небольшой подарок. Он лежит в этой коробке.
Хотите узнать, то это за подарок?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда послушайте загадку.
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
Дети: Цветок
Воспитатель: Вы правы. Давайте откроем коробку и посмотрим так ли это.
(Открывают коробку и достают цветок).
Воспитатель: Посмотрите, какой он красивый. Я очень, хочу, чтобы он не погиб, а становился ещё краше, больше. Давайте, его посадим, в горшок и он будет у нас расти.
Дети: Цветок искусственный, неживой. Он не будет расти. Но он и не погибнет.
Воспитатель: Вы опять правы, этот цветок неживой, а искусственный.
Воспитатель: Посмотрите (Воспитатель показывает горшок с комнатным цветком), а этот цветок живой или нет?
Дети: Этот живой.
Воспитатель: Скажите, мне, а чем, живое отличается от неживого?
Дети: Живое живет, оно растет. А неживое не растет.
Воспитатель: Да, правильно. Ребята, давайте поиграем в игру, «Живое – Неживое».
Р/И «Живое – неживое».
Воспитатель: Я называю слово, если слово «Живое» - вы хлопаете, если «Неживое», вы топаете. (Дети встают в круг)
(Кошка, крокодил, машина, мышка, конфета, крот, торт, слон, шампунь, дети, колбаса, муравей.).
Воспитатель: Молодцы, вы справились.
Воспитатель: Посмотрите на цветок, назовите его части? (цветок прикрепляется к ковролину)
Дети: У цветка есть, стебель, лист, цветок. (Показать рисунок №1)
(Если дети скажут ствол – отметить, принято называть – стволы
у деревьев и кустарников.)
Воспитатель: Правильно, ребята, а как вы думаете, зачем растению «Стебель»?
Дети: На стебле крепятся листья, цветы.
Воспитатель: Ребята, стебель проводит воду к листьям, цветам, является местом их крепления. (Показать рисунок №2 и №3)
Воспитатель: А, зачем растению Листья?
Дети: Для красоты.
Воспитатель: (Показать рисунок №4). Через «Лист» – растение дышит, улавливает свет и тепло.
Воспитатель: Ну, а Цветок, наверно не нужен?
Дети: Нет нужен. Для красоты.
Воспитатель: Конечно, нужен, но не только для красоты. Из цветка – появляется плод и семена. (Показать рисунок №5)
Рисунок №5.
Воспитатель: Давайте вспомним, где у цветка находится корень
Дети: В земле.
Воспитатель: А, зачем растению корень?
Дети: Корень пьет воду из земли.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного поэкспериментировать. Для этого оденем передники и нарукавники, пройдем к столу номер 1.
Воспитатель: Перед вами лежат стебельки (без корня) и стаканчики с землей.
Ребята, давайте возьмём стебель, без корня (сама взяла) и поместим его в стакан с землёй.
В стакан ставим стебель без корня (на каждого ребенка)
Воспитатель: Ого, стебель упал. Почему стебель упал?
Дети: Потому, что у него нет корня.
Воспитатель: Но, а сейчас возьмите, стебель с корнем, (беру сама) и поместите во второй стакан, без земли.
Воспитатель: А, этот стебель не упал, почему ребята?
Дети: Стебель держат корни.
Воспитатель: Как вы думаете, какой стебель оказался более устойчивым? С корнем или без корня?
Дети: С корнем.
Воспитатель: Вы правы, более устойчив тот стебель, на котором есть корень.
Значит, мы можем сказать, что корни удерживают растения в земле.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как растения питаются, у них ведь рта нет?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах стоят 4 емкости с водой. Мы с вами возьмём пищевые красители и раскрасим воду в емкостях. Еще, для проведения этого эксперимента, нам понадобится (черенки комнатного растения: традесканции или бальзамина). Опустим их в подкрашенную воду и посмотрим, что произойдет.
Воспитатель: Пусть пока черенки постоят. А мы свами продолжим наше путешествие.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем дальше. (Дети подходят к столу на нем тазы с водой, и цветы из бумаги.) Воспитатель берет цветок и читает стихотворение, дети вместе с ним опускают цветок в воду.
Воспитатель: Жизнь проста и так мудра
Вот для этого цветка (показывает цветок из бумаги)
Происходит удивление,
Новой жизни зарождение.
Лишь воды цветок касается,
Лепесточки раскрываются.
Воспитатель: Посмотрите, что происходит с лепестками цветов?
Дети: Лепестки цветов распускаются.
Воспитатель: Ребята, а почему цветы распускаются?
Дети: Потому, что бумага намокла.
Воспитатель: Да, вы правы. Потому что вода, постепенно поднимается от корней по стеблю, к листьям, к цветкам, и они раскрываются.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что произошло с нашими черенками.
Дети: Корешки и черенки окрасились.
Воспитатель: Значит мы сможем с вами сделать вывод. С помощью корней растения получают влагу, посмотрите, как она медленно поднимается по корням. Эта влага попадает к листьям и цветам. Растение растет, цветы распускаются.
(Посмотреть на рисунок №2; и рисунок № 3.)
Воспитатель: А, ещё у меня есть семечко.
Давайте подумаем, что мы сможем с ним сделать?
Дети: Давайте посадим его в землю и посмотрим, что вырастет.
Воспитатель: Правильно молодцы. Чтоб нам было поинтереснее наблюдать, мы посадим несколько разных семечек.
Воспитатель: Ребята давай подумаем, что нам нужно чтобы эти семечки выросли и превратились в растения?
Дети: Нужно будет поливать их и ухаживать за ними.
Воспитатель: Молодцы. Давайте семена пронумеруем. Эти номера напишем на горшочки. Ещё мы с вами заведем дневник наблюдений, где будем отмечать все изменения, которые будут происходить с нашими семенами.
Воспитатель. Давайте посадим семечки в горшочки с землёй, польем их, и будем ждать первых побегов. (Дети вместе с воспитателем сажают и поливают семена)
Воспитатель: Ещё я вам предлагаю начать вести дневник прямо сейчас.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Снимаем передники и нарукавники.
Присаживаемся за столы. У вас на столе лежат бланки наблюдений. В них мы будем писать число и Имя наблюдателя, то есть ваше. (Дети заполняют бланк).
Воспитатель: Зарисуйте, как мы с вами сажали семечко.
Воспитатель: Молодцы. Я вам предлагаю вам зарисовать опыты, которые мы сегодня проводили.
Воспитатель: Готовы. Расскажите нам какой опыт вы зарисовали.
Дети: Я нарисовал как распускаются цветы. Я нарисовал как корешки пьют воду. Я нарисовала, что помогает растению держаться в земле. Я, нарисовала цветок и его части.
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Вы молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...