Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Юные палеонтологи - охотники за прошлым".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде, бережном отношении к ней. Но эти представления формируются не на пустом месте.Любой педагог, который работает с дошкольниками, уверенно скажет: «Дети любят динозавров!». В каждой группе детского сада есть дети, которых интересует тема динозавров и палеонтологии. Мы попробовали использовать страстное увлечение детей динозаврами в экологическом проекте и ответить на вопросы: Каким мир был во времена динозавров? Каким мир был до периода динозавров? Что может сделать человек, чтобы сохранить окружающий мир?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_paleontologi.doc | 870.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 88 Центрального района Санкт-Петербурга
Проект
Юные палеонтологи - охотники за прошлым
Авторы-разработчики:
учитель-логопед
Арсеньева Екатерина Аркадьевна
Воспитатель
Мурзакова Светлана Станиславовна
Санкт-Петербург
Содержание
| 3 |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
- Паспорт проекта
Участники: дети и родители подготовительной группы «Смешарики»
Место проведения: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88 Центрального района Санкт-Петербурга
Тип проекта:
*По ведущему методу: информационно-творческий проект;
*По содержанию: педагогический, ребёнок и семья;
*По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
* По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
*По количеству участников: групповой;
*По длительности: краткосрочный (три недели).
Цель проекта:
Формирование экологической культуры детей через отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Задачи проекта:
1. Познакомить с удивительными животными прошлого – с разнообразием видов динозавров и их предшественников. Сформировать представления о ленте времени, начальные представления о геохронологической шкале.
- Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом
- Продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.
- Привлечь родителей к реализации совместной детско – взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.
- Повысить уровень знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.
Проблема:
Всегда ли мир был таким, каким мы видим его сейчас? Что может сделать человек, чтобы быть здоровым, а окружающий его мир красивым и чистым?
Материалы:
Книги и энциклопедии, изображения различных видов динозавров, фильмы, мультфильмы, слайды о жизни динозавров, пластилин, акварельные краски, кисти, цветные карандаши, набор игрушек «Динозавры», коллекция окаменелостей со следами трилобитов, аммонитов, белемнитов, песок, стол с ваннами для экспериментирования, кисти, молотки, лопатки, костюмы палеонтологов (жилет и панама), природные материалы (мох, сухие листья и ветки, камни, галька).
- Актуальность проекта
Обретение экологической культуры, экологического мышления – это единственный путь для человечества выхода из экологической катастрофы. Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших воспитанников: от того какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношения с природой.
Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде, бережном отношении к ней. Но эти представления формируются не на пустом месте.
Любой педагог, который работает с дошкольниками, уверенно скажет: «Дети любят динозавров!». В каждой группе детского сада есть дети, которых интересует тема динозавров и палеонтологии. Такие ребята готовы выдать научные названия десятков, если не сотен, динозавров. Они расскажут вам, чем эти существа питались, как выглядели, где жили. Они знают разницу между эпохой мезозоя и меловым периодом. Уровень знаний ребенка о динозаврах может поражать воображение, особенно учитывая, что средний взрослый готов назвать десяток динозавров в лучшем случае. Педагоги часто слышат от родителей воспитанников: «Он может назвать их всех! Я не понимаю, как он их запоминает»
Такие увлечения чрезвычайно полезны для когнитивного развития. Интенсивные интересы способствуют росту внимательности и настойчивости, увеличивают уровень знаний о мире, а также формируют навык глубокой обработки информации. Интерес к динозаврам может оказаться веселым, но временным периодом в жизни ребенка, а может однажды помочь подающему надежды ученому раскрыть секреты выживания.
Ученый - палеонтолог Кеннет Лаковар в одном из интервью сказал: «Людей, и даже палеонтологов, интересует больше не прошлое, а будущее, но у нас нет туда доступа. Мы не можем произвести в нем наблюдения или поставить эксперимент. А прошлое — перед нами. Мы можем его потрогать, что-то найти в нем, поместить эти находки в музей на всеобщее обозрение. И что наиболее важно, прошлое — это наш путеводитель в будущее». Древний мир динозавров - прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое.
Мы попробовали использовать страстное увлечение детей динозаврами в экологическом проекте и ответить на вопросы: Каким мир был во времена динозавров? Каким мир был до периода динозавров? Что может сделать человек, чтобы сохранить окружающий мир?
Игры в палеонтологов, когда дети «откапывают» ископаемые окаменелости древних животных мы взяли не случайно. Каждая находка, каждый аммонит, трилобит или фрагмент окаменевшего дерева для ребенка – не просто красивая вещица. Это ниточка, связывающая наше настоящее с далекими эпохами. И может быть, благодаря им ребенок осознает себя частью удивительной истории, начавшейся сотни миллионов лет назад, поможет сформировать у ребенка осознание единства системы природы-общества-человек, где человек – часть природы.
3. Схема реализации проекта «Юные палеонтологи - охотники за прошлым»
Области | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
1 этап: определение темы проекта: Проблемное обсуждение «Всегда ли мир был таким, каким мы его знаем. Кто жил на Земле до появления человека?» | ||||||
Обсуждение «Следы невиданных зверей» | Знакомство с коллекцией минералов. | |||||
2 этап: подготовительный. Анализ изображений по вопросам:
| ||||||
Выставка печатных изданий (энциклопедии, журналы, художественная литература) на тему: «Жизнь на планете Земля». | ||||||
3 этап: основной. Подтема 1: До динозавров Проблемное обсуждение: «Как мы можем заглянуть в прошлое?» | ||||||
Области | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Совместная деятель-ность | Проблемные ситуации: «Извержение вулкана», «Как ученые-палеонтологи узнали про историю земли?». «Как сохраняются древние животные и растения?» | Презентация «Строение земли» познакомить детей со строением Земли. Д/и «Угадай день или ночь»: познакомить детей со сменой дня и ночи. Экспериментирование: «Извержение вулкана» Знакомим с природными явлениями. | Пополнение словаря (лава, ядро, земная кора, вулкан) Игра «Утро-день-вечер-ночь» на развитие связной речи, употребление предлогов до, после, перед, между | Рассматривание картины «Последний день Помпеи» К. Брюллов Совместная лепка модели вулкана для экспериментирования «Извержение вулкана» закреплять знания о природных явлениях. | П.И «День-ночь»: упражнять в беге на команду день, и замирать на команде ночь. | |
Сюжетно-ролевая игра «Мы палеонтологи»: дети откапывают из песка окаменелости со следами древних животных. | Просмотр познавательного видео: Трилобит. Аммонит. Экспериментирование «Раскопки ископаемых древних животных» опыты со свойствами песка, камня. Определяют по картинкам какое животное в окаменелости. | Пополнение словаря (палеонтолог, трилобит, аммонит, белемнит, окаменелость, ископаемое) Чтение, обсуждение и разучивание стихов Тесаковой Е. «Аммонит», «Белемнит», «Морской ёж» и др. | Лепка «На дне древнего моря»: учить лепить аммонитов, закреплять приемы скручивания. | П.И эстафета «Туристический поход»: упражнять детей в беге и прыжках. П.И. «След в след»: упражнять в координации движений, различении следов. | ||
Работа с родителями | Консультирование родителей по теме: размещение в группе вконтакте «Смешарики» научно-популярных фильмов, мультфильмов, книг энциклопедий и подготовка к семейному «путешествию-экспедиции» по городу «В поисках древних животных». Родители с детьми ищут в городском пространстве (облицовке станций метро, отделке цоколей и фасадов зданий, отделке Витебского вокзала) отпечатки и окаменелости древних животных (трилобитов, аммонитов, белемнитов и др.). Фотографии находок выкладывают в сети интернет в группе вконтакте «Смешарики». На основании этих открытий собираем карту «Ископаемые в Санкт-Петербурге» | |||||
Продукт: палеонтологический музей ископаемых животных в кабинете «Моя планета» в детском саду (карта «Ископаемые Санкт-Петербурга», окаменелости со следами трилобитов, аммонитов и др,) | ||||||
Подтема 2: Загадочный мир динозавров. Проблемное обсуждение: «Как палеонтологи узнали какими были динозавры?» | ||||||
Области | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
С\р игра «Палеонтологическая экспедиция» дети откапывают из песка части динозавра, учатся собирать динозавра из чатей скелета. Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия на выставку динозавров», «Где яйцо? Что в нем?» Театр из фетра «пальчиковый, плоскостной) «Найди маму динозаврика» «Научная библиотека», | Онлайн экскурсия в палеонтологические музеи МУЗЕЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В НЬЮ-ЙОРКЕ и ПАРИЖСКИЙ МУЗЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Просмотр познавательных видео о динозаврах: познакомить с внешнем видом, способами питания, Просмотр мультфильма «Земля до начала времен» «Дети динозавров»: закреплять знания о видах динозаврах – травоядных, хищников, летающих, «Найди отличия» лото «Веселые динозаврики», «ходилка» «Мир динозавров» Д/и «Покорми динозавра»: закреплять знания о способах питания динозаврах Опыты: вырастим яйцо динозавра «На кого похожи динозавры»: определить ряд животных, существующих в настоящее время и похожих на динозавров. | Чтение и обсуждение: энциклопедия «Динозавры» Чтение стихотворений о динозаврах. Д/и «Назови динозавра» на формирование слоговой структуры слова. Разучивание стихов о динозаврах. Роджер Кур «Динозавры и планета Земля», Козлова Ю.М. Д/и «Кто детёныш?» на формирование навыков словоизменения и словообразования Разучивание стихотворения «Динозавр» Ю.Юркина | Лепка из пластилина «Стереозавр»: закреплять знания о внешнем виде Рисование «Ихтиозавр» Совершенствовать умение отображать в рисунке свои знания о динозаврах, воплощать задуманное. Рассматривание иллюстраций с изображением динозавров. Аппликация «Динозавры гуляют» (Развивать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер и положение на бумаге). Строительство «Дино-парка». Рисование животных по шаблону и их раскрашивание | П.и. эстафета «Яйцо динозавра» учить ловкости в переноске мячей-яиц в совке по одному, в платке в парах П.и..«Летает-не летает», учить переключаемости и координации движений Игра «Волшебные мешочки» на развитие мелкой моторики, воображения Экскурсия «Покажем Динику Летний сад" | ||
Продукт: инсталляция «Парк юрского периода» в кабинете «Моя планета» | ||||||
Подтема 3 «Земля после динозавров. Современный мир природы» Проблемное обсуждение: Отчего вымерли динозавры? Все же мы считаем, что до наших дней дожили некоторые родственники динозавров. И они нам всем известны! И если мы не будем охранять окружающую среду, эти виды могут исчезнуть, как и динозавры. | ||||||
Области | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Сюжетно-ролевая игра «Путешественники во времени» Проблемные обсуждения: «Почему надо беречь воду? Как сберечь воду?», «О чем рассказала Красная книга» | Рассказываем динозаврику Дино о современных животных, птицах, растениях. Экскурсия для Дино к реке Фонтанке, рассказываем Дино как надо беречь воду. | Игра «Земля, вода, огонь, воздух» закреплять слова лексической темы «Животные» Чтение, обсуждение книг «Птица Додо», «Тигренок Амурчик» Обогащение словаря «птица Додо», «амурский тигр», «большая акула», «большая панда» | Рисование плакатов «Правила для Дино» Рисование страниц «Красной книги» | КВН «Быть здоровым здорово!» дети в командах по 6 человек отвечают на вопросы динозавров по теме здорового образа жизни. П.и.эстафета «в гости к тигренку Амурчику» развивать ловкость, координированность. | ||
Работа с родителями | Родители, бабушки и дедушки совместно с детьми рисуют стенгазеты, плакаты о здоровом образе жизни и (или) сочиняют сказку об экологических проблемах. | |||||
4 этап заключительный | Продукт: Совместная с родителями конференция «Что сделать сегодня для здорового завтра». Дети проводят экскурсию по палеонтологическому музею в кабинете «Моя планета». Семьи представляют стенгазеты и плакаты по экологии, рассказывают свои экологические сказки. | |||||
Создание условий для самостоя-тельной деятельно-сти детей | Подборка в книжном уголке художественной литературы, иллюстраций, демонстрационных материалов. Создание в группе лаборатории «Почемучка» (песок, окаменелости со следами древних животных, минералы, уголь, вода) Развивающие игры: собери динозавра из элементов скелета, «Вулкан». Дино-мастерская: трафареты динозавров, пластилин для лепки динозавров, лего конструктор Конструкторы, схемы сборки для конструктивной деятельности. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Разбуди воображение»: атрибуты, «Рецепты здоровья». Модели для составления описательных рассказов о динозаврах. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» (карточки по теме экологии и здорового образа жизни) | |||||
Взаимодействие с семьей | Создание папки-передвижки «Здоровье» и «Экология» Разработка маршрутов выходного дня: Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?» Оформление стенгазеты, экскурсия с детьми «В поисках древних ископаемых» по Санкт-Петербургу Ссылки в группе «Смешарики» социальной сети вконтакте на фильмы «ВВС Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров», «Первая жизнь» Девида Атенборо, на виртуальные экскурсии музеев естественной истории в Нью-Йорке и Париже. | |||||
Результаты | За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности экологической культуры у детей и родителей значительно повысился. Дети стали лучше знать историю животного и растительного мира Земли, увлеклись наукой палеонтологией. Усвоили нормы экологического поведения. Дети стали обращать внимание на экологическое состояние ближайшего окружения. Так, семья Н. принесли саженцы девичьего винограда и посадили вдоль забора детского сада. Семьи благоустроили клумбы на участке детского сада. Дети и их семьи расширили представления о здоровом образе жизни. По наблюдениям педагогов семьи воспитанников получили новые увлечения, с удовольствием делились друг с другом фотографиями «находок» следов окаменелостей в городской среде, пополнили домашние библиотеки и фильмотеки. По словам родителей, многие дети захотели посещать кружок палеонтологии. За время проведения проекта укрепились детско-родительские отношения. |
Используемая литература и источники информации
- Гладыш Катарина, Лячек Павел, Вайс Джоанна Атлас исчезнувших животных, -М, Речь, 2019
- Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.:Эгмонт Россия, 2001.
- Я познаю мир: Палеонтология: Дет.энцикл./ Наугольных С.В Издательство АСТ, 2004
- Тесакова Е., Виниченко А. Палеонтологическая азбука в стихах и картинках. Стихи для детей. – Москва: Издатель И.Б.Белый, 2013
- Орен Р. Секреты пластилина. Динозавры. Учебное пособие. –М: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012
- Травина И.В. Моя первая книга о динозаврах. Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 95 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».
Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем....
Методическая разработка исследовательского проекта с детьми старшего дошкольного возраста " Огород на окошке "
Разработка исследовательского проекта детьми старшего дошкольного возрата...
проект с детьми старшего дошкольного возраста "Здравствуй осень золотая"
Тема моего проекта «Здравствуй осень золотая». Изучая эту тему, закрепляем с детьми 5-6 лет названия овощей и фруктов, умение различать их по внешнему виду и на ощупь. Проект предусматривает продуктив...
Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»
Эколого-исследовательский проектс детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»...
Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Юные палеонтологи - охотники за прошлым".
Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологи...
Информационный проект с детьми старшего дошкольного возраста "Телефон - прошлое и настоящее"
В ходе проектной деятельности решались следующие задачи: расширить представления о телефонных аппаратах прошлого и современности,о принципах передачи информации;закрепить знания телефонного этикета;сп...
Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...