Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Юные палеонтологи - охотники за прошлым".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

    Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде, бережном отношении к ней. Но эти представления формируются не на пустом месте.Любой педагог, который работает с дошкольниками, уверенно скажет: «Дети любят динозавров!».  В каждой группе детского сада есть дети, которых интересует тема динозавров и палеонтологии.         Мы попробовали использовать страстное увлечение детей динозаврами в экологическом проекте и ответить на вопросы: Каким мир был во времена динозавров? Каким мир был до периода динозавров?  Что может сделать человек, чтобы сохранить окружающий мир?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunye_paleontologi.doc870.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 88 Центрального района Санкт-Петербурга                        

Проект

Юные палеонтологи - охотники за прошлым

                   Авторы-разработчики:

учитель-логопед

Арсеньева Екатерина Аркадьевна

Воспитатель

Мурзакова Светлана Станиславовна

                                                                           

Санкт-Петербург

Содержание

  1. Паспорт проекта                                                                            

3

  1. Актуальность проекта

4

  1. Схема реализации проекта

   6

  1. Используемая литература и источники информации

11

  1. Паспорт проекта

Участники: дети и родители подготовительной группы «Смешарики»

Место проведения: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88 Центрального района Санкт-Петербурга

Тип проекта:

*По ведущему методу: информационно-творческий проект;

*По содержанию: педагогический, ребёнок и семья;

*По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

* По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;

*По количеству участников: групповой;

*По длительности: краткосрочный (три недели).

Цель проекта:

       Формирование экологической культуры детей через отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Задачи проекта:
1. Познакомить с удивительными животными прошлого – с разнообразием видов динозавров и их предшественников. Сформировать представления о ленте времени, начальные представления о геохронологической шкале.

  1. Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом
  2. Продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.  
  3. Привлечь родителей к реализации совместной детско – взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.
  4. Повысить уровень знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.

Проблема:  

Всегда ли мир был таким, каким мы видим его сейчас? Что может сделать человек, чтобы быть здоровым, а окружающий его мир красивым и чистым?

Материалы:

 Книги и энциклопедии, изображения различных видов динозавров, фильмы, мультфильмы, слайды о жизни динозавров, пластилин, акварельные краски, кисти, цветные карандаши, набор игрушек «Динозавры», коллекция окаменелостей со следами трилобитов, аммонитов, белемнитов, песок, стол с ваннами для экспериментирования, кисти, молотки, лопатки, костюмы палеонтологов (жилет и панама), природные материалы (мох, сухие листья и ветки, камни, галька).

  1. Актуальность проекта

       Обретение экологической культуры, экологического мышления – это единственный путь для человечества выхода из экологической катастрофы.  Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших воспитанников: от того какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношения с природой.

        Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде, бережном отношении к ней. Но эти представления формируются не на пустом месте.

        Любой педагог, который работает с дошкольниками, уверенно скажет: «Дети любят динозавров!».  В каждой группе детского сада есть дети, которых интересует тема динозавров и палеонтологии.  Такие ребята готовы выдать научные названия десятков, если не сотен, динозавров. Они расскажут вам, чем эти существа питались, как выглядели, где жили. Они знают разницу между эпохой мезозоя и меловым периодом. Уровень знаний ребенка о динозаврах может поражать воображение, особенно учитывая, что средний взрослый готов назвать десяток динозавров в лучшем случае. Педагоги часто слышат от родителей воспитанников: «Он может назвать их всех! Я не понимаю, как он их запоминает»

          Такие увлечения чрезвычайно полезны для когнитивного развития. Интенсивные интересы способствуют росту внимательности и настойчивости, увеличивают уровень знаний о мире, а также формируют навык глубокой обработки информации. Интерес к динозаврам может оказаться веселым, но временным периодом в жизни ребенка, а может однажды помочь подающему надежды ученому раскрыть секреты выживания.

            Ученый - палеонтолог Кеннет Лаковар в одном из интервью сказал: «Людей, и даже палеонтологов, интересует больше не прошлое, а будущее, но у нас нет туда доступа. Мы не можем произвести в нем наблюдения или поставить эксперимент. А прошлое — перед нами. Мы можем его потрогать, что-то найти в нем, поместить эти находки в музей на всеобщее обозрение. И что наиболее важно, прошлое — это наш путеводитель в будущее». Древний мир динозавров - прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое.

         Мы попробовали использовать страстное увлечение детей динозаврами в экологическом проекте и ответить на вопросы: Каким мир был во времена динозавров? Каким мир был до периода динозавров?  Что может сделать человек, чтобы сохранить окружающий мир?

         Игры в палеонтологов, когда дети «откапывают» ископаемые окаменелости древних животных мы взяли не случайно. Каждая находка, каждый аммонит, трилобит или фрагмент окаменевшего дерева для ребенка – не просто красивая вещица. Это ниточка, связывающая наше настоящее с далекими эпохами. И может быть, благодаря им ребенок осознает себя частью удивительной истории, начавшейся сотни миллионов лет назад, поможет сформировать у ребенка осознание единства системы природы-общества-человек, где человек – часть природы.

3. Схема реализации проекта «Юные палеонтологи - охотники за прошлым»

Области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1 этап: определение темы проекта: Проблемное обсуждение «Всегда ли мир был таким, каким мы его знаем. Кто жил на Земле до появления человека?»

Обсуждение «Следы невиданных  зверей»

Знакомство с коллекцией  минералов.

2 этап: подготовительный. Анализ изображений по вопросам:

  • Что мы знаем о жизни до появления человека?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как мы можем узнать?

Выставка печатных изданий (энциклопедии, журналы, художественная литература) на тему: «Жизнь на планете Земля».

3 этап: основной.  

Подтема 1: До динозавров

Проблемное обсуждение: «Как мы можем заглянуть в прошлое?»

Области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Совместная деятель-ность

Проблемные ситуации: «Извержение вулкана», «Как ученые-палеонтологи узнали про историю земли?». «Как сохраняются древние животные и растения?»

Презентация «Строение земли» познакомить детей со строением Земли.

Д/и «Угадай день или ночь»: познакомить детей со сменой дня и ночи.

Экспериментирование: «Извержение вулкана» Знакомим с природными явлениями.

Пополнение словаря (лава, ядро, земная кора, вулкан)

Игра «Утро-день-вечер-ночь» на развитие связной речи, употребление предлогов до, после, перед, между 

Рассматривание картины «Последний день Помпеи» К. Брюллов

Совместная лепка модели вулкана для экспериментирования «Извержение вулкана» закреплять знания о природных  явлениях.

П.И «День-ночь»: упражнять в беге на команду день, и замирать на команде ночь.

Сюжетно-ролевая игра «Мы палеонтологи»: дети откапывают из песка окаменелости со следами древних животных.

Просмотр познавательного  видео: Трилобит.  Аммонит.

Экспериментирование «Раскопки ископаемых древних животных» опыты  со свойствами песка, камня. Определяют по картинкам какое животное в окаменелости.

Пополнение словаря (палеонтолог, трилобит, аммонит, белемнит, окаменелость, ископаемое)

Чтение, обсуждение и разучивание стихов Тесаковой Е. «Аммонит», «Белемнит», «Морской ёж» и др.

Лепка «На дне древнего моря»: учить лепить аммонитов, закреплять приемы скручивания.

П.И эстафета  «Туристический поход»: упражнять детей в беге  и прыжках.

П.И. «След в след»:  упражнять в координации движений, различении следов.

Работа с родителями

Консультирование родителей по теме: размещение в группе вконтакте «Смешарики» научно-популярных фильмов, мультфильмов, книг энциклопедий и подготовка к семейному «путешествию-экспедиции» по городу «В поисках древних животных».  Родители с детьми ищут в городском пространстве (облицовке станций метро, отделке цоколей и фасадов зданий, отделке Витебского вокзала) отпечатки и окаменелости древних животных (трилобитов, аммонитов, белемнитов и др.). Фотографии находок выкладывают в сети интернет в группе вконтакте «Смешарики». На основании этих открытий собираем карту «Ископаемые в Санкт-Петербурге»

Продукт: палеонтологический музей ископаемых животных в кабинете «Моя планета» в детском саду (карта «Ископаемые Санкт-Петербурга», окаменелости со следами трилобитов, аммонитов и др,)

Подтема 2: Загадочный мир динозавров.

Проблемное обсуждение: «Как палеонтологи узнали какими были динозавры?»

Области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

С\р игра «Палеонтологическая экспедиция» дети откапывают из песка части динозавра, учатся собирать динозавра из чатей скелета.

Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия на выставку динозавров»,

«Где яйцо? Что в нем?»

Театр из фетра «пальчиковый, плоскостной) «Найди маму динозаврика»

«Научная библиотека»,

Онлайн экскурсия в палеонтологические  музеи МУЗЕЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В НЬЮ-ЙОРКЕ и ПАРИЖСКИЙ МУЗЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Просмотр познавательных видео о динозаврах: познакомить с внешнем видом, способами питания,

Просмотр мультфильма «Земля до начала времен»

«Дети динозавров»: закреплять знания о видах динозаврах – травоядных, хищников, летающих,

«Найди отличия» лото «Веселые динозаврики», «ходилка» «Мир динозавров»

Д/и «Покорми динозавра»: закреплять знания о способах питания динозаврах

Опыты: вырастим яйцо динозавра

«На кого похожи динозавры»: определить ряд животных, существующих в настоящее время и похожих на динозавров.

Чтение и обсуждение: энциклопедия «Динозавры»

Чтение стихотворений о динозаврах.

Д/и «Назови динозавра» на формирование слоговой структуры  слова.

Разучивание стихов о динозаврах. Роджер Кур «Динозавры и планета Земля», Козлова Ю.М.

Д/и «Кто детёныш?» на формирование навыков словоизменения и словообразования

Разучивание стихотворения «Динозавр» Ю.Юркина

Лепка из пластилина «Стереозавр»: закреплять знания о внешнем виде

Рисование «Ихтиозавр» Совершенствовать умение отображать в рисунке свои знания о динозаврах, воплощать задуманное.

Рассматривание иллюстраций  с изображением динозавров.

Аппликация «Динозавры гуляют» (Развивать умение составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер и положение на бумаге).

Строительство «Дино-парка».

Рисование животных по шаблону и их раскрашивание

П.и. эстафета «Яйцо динозавра» учить ловкости в переноске мячей-яиц в совке по одному, в платке в парах

П.и..«Летает-не летает», учить переключаемости и координации движений

Игра «Волшебные мешочки» на развитие мелкой моторики, воображения

Экскурсия «Покажем Динику Летний сад"

 Продукт: инсталляция «Парк юрского периода» в кабинете «Моя планета»

Подтема 3  «Земля после динозавров. Современный мир природы»

Проблемное обсуждение: Отчего вымерли динозавры?  Все же мы считаем, что до наших дней дожили некоторые родственники динозавров. И они нам всем известны! И если мы не будем охранять окружающую среду, эти виды могут исчезнуть, как и динозавры.

Области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевая игра «Путешественники во времени»  

Проблемные обсуждения: «Почему надо беречь воду? Как сберечь воду?», «О чем рассказала Красная книга»

Рассказываем динозаврику Дино о современных животных, птицах, растениях.

Экскурсия для Дино к реке Фонтанке, рассказываем Дино как надо беречь воду.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух» закреплять слова лексической темы «Животные»

Чтение, обсуждение книг «Птица Додо», «Тигренок Амурчик»

Обогащение словаря «птица Додо», «амурский тигр», «большая акула», «большая панда»

Рисование плакатов «Правила для Дино»

Рисование страниц «Красной книги»

КВН «Быть здоровым здорово!» дети в командах по 6 человек отвечают на вопросы динозавров по теме здорового образа жизни.

П.и.эстафета «в гости к тигренку Амурчику» развивать ловкость, координированность.

Работа с родителями

Родители, бабушки и дедушки совместно с детьми рисуют стенгазеты, плакаты о здоровом образе жизни и (или) сочиняют сказку об экологических проблемах.

4 этап

заключительный

Продукт: Совместная с родителями конференция «Что сделать сегодня для здорового завтра». Дети проводят экскурсию по палеонтологическому музею в кабинете «Моя планета». Семьи представляют стенгазеты и плакаты по экологии, рассказывают свои экологические сказки.

Создание условий для самостоя-тельной

деятельно-сти

детей

Подборка в книжном уголке художественной литературы, иллюстраций, демонстрационных материалов.

Создание в группе лаборатории «Почемучка» (песок, окаменелости со следами древних животных, минералы, уголь, вода)

Развивающие игры: собери динозавра из элементов скелета, «Вулкан».

Дино-мастерская: трафареты динозавров, пластилин для лепки динозавров, лего конструктор

Конструкторы, схемы сборки для конструктивной деятельности.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Разбуди воображение»: атрибуты, «Рецепты здоровья».

Модели для составления описательных рассказов о динозаврах.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» (карточки по теме экологии и здорового образа жизни)

Взаимодействие с семьей

Создание папки-передвижки «Здоровье» и «Экология»

Разработка маршрутов выходного дня:

Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?» Оформление стенгазеты, экскурсия с детьми «В поисках древних ископаемых» по Санкт-Петербургу

Ссылки в группе «Смешарики» социальной сети вконтакте на фильмы  «ВВС Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров», «Первая жизнь» Девида Атенборо, на виртуальные экскурсии музеев естественной истории в Нью-Йорке и Париже.

Результаты

   За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности экологической культуры у детей и родителей значительно повысился. Дети стали лучше знать историю животного и растительного мира Земли, увлеклись наукой палеонтологией.  Усвоили нормы экологического поведения.  Дети стали обращать внимание на экологическое состояние ближайшего окружения.  Так, семья Н. принесли саженцы девичьего винограда и посадили вдоль забора детского сада.  Семьи  благоустроили клумбы на участке детского сада. Дети и их семьи расширили представления о здоровом образе жизни.  По наблюдениям педагогов семьи воспитанников получили новые увлечения, с удовольствием делились друг с другом фотографиями «находок» следов окаменелостей в городской среде, пополнили домашние библиотеки и фильмотеки. По словам родителей, многие дети захотели посещать кружок палеонтологии. За время проведения проекта укрепились детско-родительские отношения.

Используемая литература и источники информации

  1. Гладыш Катарина, Лячек Павел, Вайс Джоанна Атлас исчезнувших животных, -М, Речь, 2019
  2. Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.:Эгмонт Россия, 2001.
  3. Я познаю мир: Палеонтология: Дет.энцикл./ Наугольных С.В Издательство АСТ, 2004
  4. Тесакова Е., Виниченко А. Палеонтологическая азбука в стихах и картинках. Стихи для детей. – Москва: Издатель И.Б.Белый, 2013
  5. Орен Р. Секреты пластилина. Динозавры. Учебное пособие. –М: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012
  6. Травина И.В. Моя первая книга о динозаврах. Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 95 с

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем....

Методическая разработка исследовательского проекта с детьми старшего дошкольного возраста " Огород на окошке "

Разработка исследовательского проекта  детьми старшего дошкольного возрата...

проект с детьми старшего дошкольного возраста "Здравствуй осень золотая"

Тема моего проекта «Здравствуй осень золотая». Изучая эту тему, закрепляем с детьми 5-6 лет названия овощей и фруктов, умение различать их по внешнему виду и на ощупь. Проект предусматривает продуктив...

Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»

Эколого-исследовательский проектс детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»...

Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Юные палеонтологи - охотники за прошлым".

  Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологи...

Информационный проект с детьми старшего дошкольного возраста "Телефон - прошлое и настоящее"

В ходе проектной деятельности решались следующие задачи: расширить представления о телефонных аппаратах прошлого и современности,о принципах передачи информации;закрепить знания телефонного этикета;сп...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...