Конспект НОД по познавательному развитию, нравственно-патриотическому воспитанию "Пограничник - это тот, кто охраняет нашу Родину"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фуртуна Екатерина Сергеевна

Данный конспект предлагается для проведения занятия или совместной деятельности педагога с детьми подготовитльной группы детского сада и направлен на знакомство детей с профессиями пограничников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Пограничник – это тот, кто охраняет нашу Родину» в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать у детей первоначальные представления о России – государстве, имеющем свою историю, свои границы, которые необходимо защищать, о назначении и функциях армии. Знакомить детей с профессией пограничников и их службой, а также их помощниками – пограничными собаками. Воспитывать уважение к российским войнам, желание подражать их поступкам.  Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, любовь и гордость за свою Родину, желание охранять и защищать свое Отечество.

Наглядный материал: географическая карта, иллюстрации солдат (пограничников на службе), пограничного столба, герба России, иллюстрация «Охрана границы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в какой стране мы живём?

Дети.

Воспитатель: Правильно, в  России. А кто может сказать, какая она наша Россия? 

Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Воспитатель: Россия – очень огромная страна, рядом с которой находятся другие страны-соседи. Как вы думаете, как отделяются страны друг от друга?

Дети.

Воспитатель: Верно, границей. Вот если посмотреть на карту или глобус, то будет четко видно как одна страна очерчена линией, которая называется границей. Но это на карте граница прочертена линией, а на земле вдоль всей границы тянутся (стоят) специальные пограничные столбы, которые имеют красно-зеленую раскраску, наверху герб  страны, на границе которой столб установлен. А еще каждый столб имеет номер.  Кто помнит, что изображено на гербе нашей страны?

Показ иллюстрации пограничного столба.

Дети.

Воспитатель: Правильно, и стихотворение про герб есть:

У России величавой.

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток.

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный. (В. Степанов)

Воспитатель: А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? 

Дети. Предположения детей.

 Воспитатель: Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому, что все страны охраняют свои границы. А как вы думаете: (загадка)

Кто, ребята на границе

Нашу землю стережёт,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ?

Дети: Пограничники.

Воспитатель: Верно! Пограничники – так называются  военные, которые охраняют границу своего государства. Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства.

Показ картины пограничников на службе.

Воспитатель: Посмотрите на картину, кого вы видите на этой картине? 

Дети: Это пограничники.

Воспитатель: Давайте рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма? 

Дети: Чтобы их не было заметно.

Воспитатель: А что вы видите за спинами пограничников? 

Дети.

Воспитатель: Да, точно, вспаханную полосу, похожую на поле. Ее называют контрольно-следовая полоса. Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? 

Дети. Предположения детей.

Воспитатель: Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы. Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителями. Повторите новое для вас слово – контрольно-следовая полоса. 

Дети. Дети повторяют слово хором и индивидуально.

Воспитатель: Скажите, а кого вы еще видите на некоторых картинках рядом с пограничниками?

Дети. Собаку.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем пограничникам собака? 

Дети. Предположительные ответы детей.

Воспитатель: Собака может по запаху учуять следы, если кто-то прошелся по вспаханной контрольно-следовой полосе. Пограничники дают собаке понюхать следы, а она их затем ведет по следу, куда мог пойти шпион. Но здесь тоже есть хитрый момент, ведь следы могут оставить не только люди. А кто еще?

Дети.

Воспитатель: Да, еще и животные. Если следы оставили животные, пойдут пограничники по этим следам? 

Дети. Предположения детей.

Воспитатель: Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников, а собака может по запаху определить человек ли это был или животное.

Ребята, когда вы вырастите, вы тоже можете пойти служить в армию, и быть пограничником. Причем, это могут быть не только мальчики, но и девочки. Кто из вас хотел бы стать пограничником?

Дети.

Воспитатель: Давайте представим, что мы сейчас с вами превратились в солдат:

Физкультминутка: 

Встали ровненько, ребята

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочки потянись.

Раз рывок, два – рывок.

Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно.

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукою правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукою левой.

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

Если ты солдатик бравый,

Маршируем до заставы!

Вот шагает дружно в ряд,
Наших мальчиков отряд.
Раз-два, раз-два,
Наших девочек отряд. (Маршируют по кругу.) 
А теперь внимание:
На команды разделись,
В две команды становись! Девочки и мальчики!
(Дети по сигналу воспитателя выстраиваются в две команды.) 

Итог:

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную службу пограничники, основной задачей которых является охранять государственные границы. Каким должен быть пограничник? 

Дети. Ответы детей. (Пограничник должен быть сильным, выносливым, чтобы суметь задержать нарушителя. Ведь иногда приходится его долго преследовать и вступать с ним в борьбу. Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что кто-то перешел границу. Пограничники должны уметь дрессировать своих помощников – собак. Поэтому, чтобы стать такими, им нужно много учиться и тренироваться.

Воспитатель: Как вы думаете, пограничников можно назвать защитниками Отечества? 

Дети. Да

Воспитатель: Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу. Они, как и все военные, – защитники Отечества.

Физкультминутка: 

Встали ровненько, ребята

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочки потянись.

Раз рывок, два – рывок.

Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно.

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукою правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукою левой.

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

Если ты солдатик бравый,

Маршируем до заставы!

Загадка:

Кто, ребята на границе

Нашу землю стережёт,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ?

         

Вот шагает дружно в ряд,
Наших мальчиков отряд.
Раз-два, раз-два,
Наших девочек отряд. 

А теперь внимание:
На команды разделись,
В две команды становись! Девочки и мальчики!
(Дети по сигналу воспитателя выстраиваются в две команды.) 

стихотворение про герб:

У России величавой.

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток.

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

План:

В какой стране мы живем

Есть границы

Пограничный столб и герб на нем, стих

Кто охраняет границу загадка

Рассматривание картин пограничника

Что за пограничниками – контрольно-следовая полоса

Кто рядом с пограничником – собака и зачем

Кто хочет стать солдатом

Физминутка

Итог

https://healthimpactnews.com/wp-content/uploads/sites/2/2014/01/guard-with-dog.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе по теме «Наша Родина – Россия».

Формировать у детей представление о России, как о родной стране; уважительное отношение к государственной символике; представление о родах войск (лётчик, танкист, моряк, пограничник, об армии, службе ...

Конспект ООД по познавательному развитию (нравственно - патриотическому воспитанию) «Мое Отечество» в подготовительной к школе группе

Конспект ООД  по познавательному развитию (нравственно - патриотическому воспитанию)  «Мое Отечество» в подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»

Конспект направлен на ознакомление детей с картой и символикой России; активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, ч...