Консультация для педагогов на тему: « Воспитание у детей любви к родному краю»
консультация по окружающему миру
Любовь к родному краю у детей необходимо прививать с самого младшего возраста. Через доброту, желание помочь птицам зимой, уткам в голодное время, через заботу о природе( не ломать ветки деревьев, не растаптывать насекомых и т.д.) Работа над нравственным воспитатнием детей должна проводиться систематически, на основе показа родителями и воспитателями положительного примера о том, как они ухаживают за природой, братьями нашими меньшими, как заботятся о них и каким становится вокруг нас мир, благодаря нашему показу заботы.Для воспитатния настоящих патриотов нам необходимо рассказывать детям о Великой Отечественной Войне, о подвигах наших предков, о том, какой ценой эти люди сохранили для нас мирное небо над нашей головой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов о привитии любви к родному краю детям | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Средняя общеобразовательная школа №4
Имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора »
( МОУ « СОШ имени Л.М. Доватора »)
143530, Московская область, Истринский район, г. Дедовск, ул. Ленина, д4
Тел./факс 8( 49832)7-82-95,7-86-08 Email: istr_mou_dovatora@mosreg.ru
Консультация для педагогов на тему:
« Воспитание у детей любви к родному краю»
Выполнила воспитатель:
Тюрина Марина Васильевна
г. о. Истра, 2022 год
Духовно-нравственное воспитание детей и родителей.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в дошкольном учреждении, является не только ребёнок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса, взаимодействия образовательных учреждений и семьи, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.
Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Духовно- нравственное воспитание как условие развития основных ( человеческих) способностей: нравственной ( различение добра и зла), эстетической ( различение прекрасного и безобразного) и религиозной( различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме , между семьёй и образовательным учреждением, между человеком( и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.
Особенности патриотического воспитания дошкольников.
1.Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Слушание и разучивание песен. Стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны.
Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.
2.Задача физического воспитания.
Развитие таких качеств, как сила, смелость. Ловкость, через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.
3.Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.
Труд ребёнка- дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей. В основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически. Дети 6-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
Следует так же воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность. Например, на своём огороде, дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить её. Собрать урожай. С помощью взрослых испечь хлеб. Всё это потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет более конкретным и личностно - окрашенным.
4. Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желание работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников, можно использовать следующие методы:
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Наблюдения ( например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике нашего города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.д.
- Рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
- Беседы с детьми о родном городе;
- Использование детских художественных произведений ,диафильмов, репродукций, картин, иллюстраций( их рассматривание и обсуждение);
- Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- Знакомство детей с народной декоративной росписью;
- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
- Привлечение детей к посильному общественно- полезному труду в ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.)
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения , за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример воспитателя, родителя, любящего свою работу, свою улицу, свой город, и принимающего активное участие в общественной жизни ( важно помнить, что мировоззрение педагогов ,родителей, их взгляды, суждения, активная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
Формируя начало патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда;
- проводить беседы о подвигах советских воинов в период великой Отечественной Войны, а так же о защите столицы нашей Родины – города Москвы;
- рассказать о детях- москвичах- сынах и дочерях полка;
- устраивать тематические праздники - утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.
Сказка в системе нравственного воспитания.
Закладывать основы нравственности , воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста , когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Эти сказки помогут педагогу показать :
- Как дружба помогает победить зло ( «Зимовье»);
- Как добрые и миролюбивые побеждают ( « Волк и семеро козлят»);
- Что зло наказуемо ( « Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка»);
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных . Положительные герои , как правило, наделены мужеством , смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой , честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица ( умница, рукодельница..), а для мальчиков - добрый молодец ( смелый, сильный, честный , добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Идеал для ребёнка является далёкой перспективой , к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.
Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям ( типа « Слушаться родителей», « Уважать старших», « Не уходить из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок , который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка « Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить- можно попасть в беду, ну, а если так случилось- не отчаивайся , старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки « Теремок», « Зимовье зверей « учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших- звучит в сказках « Гуси- лебеди», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , « Снегурочка», « Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке – « У страха глаза велики», хитрость - в сказках « Лиса и журавль», « Лиса и тетерев», « Лисичка - сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( « Хаврошечка», « Мороз Иванович», « Царевна - лягушка»), мудрость восхваляется ( « Мужик и медведь», « Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»), забота о близком поощряется ( « Бобовое зернышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. « Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадёжном и отчаянном положении, из которого его спасти сможет только глубокое размышление или удачная мысль. Но , так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания…приходят в форме персонифицированной мысли , например, в форме проницательного и способного помочь, старца…Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказке старец задаёт вопросы типа « Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а ещё чаще он даёт необходимый магический талисман- неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся… одной из особенностей целостной личности» ( Е.Г.Юнг).
Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он так же испытывает нравственные качества других (« Мороз Иванович»).
Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы , например, животных. « В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными – помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание , недоступные человеку»( « Иван- царевич и серый волк»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребёнка: запрет- нарушение- кара. Они постепенно из внешних , формальных преобразуются во внутренние качества( самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет ( не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к « страшилкам» , но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных ( вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети и взрослые в 19 веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живёт с дедушкой и бабушкой, отец- с тремя сыновьями , девочка- с отцом и мачехой. Поэтому - то с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности даёт только полная семья , только присутствие матери. В «страшилках» нет добрых помощников и пощады не бывает , если дети не одумаются, т.е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребёнка.
Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Список используемой литературы:
- Журнал « Обруч» № 6/ 2003 год
- Журнал « Дошкольное воспитание» №1/2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...
Консультация для родителей на тему:"Воспитание у детей любви к родному краю"
Консультация для родителей на тему:" Воспитание у детей любви к родному краю"...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю»
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу больш...
Консультация для родителей на тему : " Воспитание у детей любви к родному краю"
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут....
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Подготовила: Сысоева С.И.
laquo;С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела ...
Консультация для педагогов «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОО»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в го...
Консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...