НОД в старшей группе по Ознакомлению с окружзающим
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галимова Гузель Ниязовна

" Экспериментирование с лимоном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_limon.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе

Познавательно-исследовательской деятельности

На тему«Секреты лимона»

Воспитатель: Галимова Гузель Ниязовна

Цель: 1. Создать условия для расширения познавательных представлений через опытно-экспериментальную деятельность

Образовательные задачи:

1. Расширять кругозор на базе ближайшего окружения.

2. Начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире.

3. Упражнять в словарном описании свойств лимона, расширять словарный запас.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.

2. Развивать навыки целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображения.

4. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.

Оборудование:

Проектор, экран, ёмкости с водой, лимоны, йод, ватные диски, сок лимона.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов.

- Дидактические игры«В гостях у Каркуши»«Письмо Черепахе».

(составление рассказа детьми по схемам)

- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек на тему «Фрукты»

- Игры «Исправь ошибки»«Что хорошего, что плохого»«Фантастическое животное»

-Экспериментальная деятельность на темы «Вода»«Свойства снега»«Свойства магнита» и т. д.

Планируемый результат:

Воспитанники умеют высказать свое мнение, выдвигать гипотезы, производить действия с предметами, делать выводы, адекватные возрасту. Сумеют найти ошибки в рассказе.

Выразят положительные эмоции: интерес и радость. Активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками в решении познавательных задач.

Ход занятия:

Приветствие.

В: - Я вас приглашаю к столу с колокольчиками.

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.

- Пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит играть.

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит смотреть мультфильмы.

В: Ребята обратите внимание на экран

Слайд1 (На экране появляется Гений Евгеньевич)

- Кто это? (Ответы детей)

- С какого мультфильма? (Фиксики)

В: Очень интересно! Чем занимается Г, Е.? (Ответы детей)

- Он так много знает. А можно его назвать исследователем?

В: Г. Е. раскрывает секреты многих предметов и явлений.

- Он нас попросил ему помочь раскрыть секреты одного предмета.

- А, какого предмета, мы узнаем, отгадав загадку (Загадка в книге)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его … (лимон)

В: Правильно дети – лимон.

В: Чтобы узнать лимона секреты

Нужно дать поскорее ответы.

В: Давайте его рассмотрим. Становитесь в круг.

Дидактическая игра«Лимон какой»

ВоспитательЛимон желтый и упруг

Знают все ведь это? – фрукт!

ВЛимон какой?

Ваш ответ будет начинаться со слова "лимон", передавайте его друг другу (желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный)

Воспитатель поднимает лимон.

Лимон витаминный!

В: Молодцы! А чтобы узнать все секреты лимона, мы сегодня с вами станем исследователями, как Г. Е. и Фиксики.

-Проходите, присаживайтесь на стульчики.

- За осанкой мы следим, все красиво мы сидим.

- Обратите внимание на экран.

Исследуем части лимона.

Слайд 2 (картинка лимона)

В: Что вы видите?

- Кто знает - руку поднимает.

- А, чем покрыт плод лимона снаружи(Кожурой)

- Что находиться внутри лимона(Сочная мякоть и семена).

- Мякоть лимон в основном состоит из воды и лимонной кислоты.

Слайд3 (росток и дерево лимона)

- Из семени лимона вырастает маленький росток, затем взрослое дерево и на нем поспевают сочные лимоны.

Познавательная Беседа«Где используют лимон»

Ребята, а как вы думаете где используют лимон (ответы детей)

В: Правильно, сейчас мы об этом узнаем подробнее.

Слайд 4 (картинка конфет и пироженых)

Лимонный сок и лимонная кислота широко используются в кулинарии (При изготовлении конфет, тортов, пирожных)

- Сушеные корки (цедру) кладут в кондитерские изделия. А если корки лимона сварить, посыпать сахаром и высушить, то получится замечательное лакомство - цукаты.

Слайд 5 (картинка лимонад, чай, сок)

Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам. Подскажите, в какие напитки добавляется лимон(Чай, лимонад)

Слайд 6

Лимонный сок применяется в косметологии и парфюмерии.

Он смягчает и осветляет нашу кожу, обладает приятным ароматом.

Хочу спросить у девочек, в какие косметические средства по уходу за кожей добавляют лимонный сок(Крема, маски, духи, масла)

Будьте осторожны! Чистый лимонный сок на кожу наносить нельзя, можно получить ожоги и аллергическую реакцию.

Слайд 7

- В состав лимона входит множество витаминов, благотворно влияющих на организм человека, поэтому лимоны широко используют в медицине, добавляя их в лекарства).

Какие витамины содержатся в лимоне(С и др.)

Чем они полезны для человека? (Укрепляют защитные силы организма - иммунитет)

Лимоны убивают вирусы и бактерии и помогают людям бороться с гриппом и простудой.

Слайд 8

- Если лимон разрезать напополам, на что он будет похож? (Он будет похож на маленькое солнышко).

- Так вот, ученые выяснили, что лимонный аромат, подобно яркому солнышку, улучшает настроение, поэтому с прекрасным настроением я приглашаю вас на танец "Лимонадный дождик!"

Динамическая пауза.

В: Чувствуете, какое настроение прекрасное! (Ответ детей)

Игровая ситуация:

В: Мы много узнали о лимоне, но это еще не все секреты о нем.

- Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (Ответы детей)

- А как мы можем это сделать? (С помощью проведения опытов)

-Тогда я предлагаю вам стать настоящими учеными - исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых экспериментов.

(Дети надевают фартуки и становятся учеными)

- Проходите, пожалуйста, к первому столу.

- Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь и не толкаться.

- Внимательно слушать.

- Работать по инструкции.

- После каждого опыта делать выводы.

- Быть аккуратными с материалом для экспериментов.

- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.

Опыт 1. «Тонет-не тонет».

В: А сейчас мы с вами раскроем секреты лимона.

- Посмотрите, у вас на тарелке два лимона.

- Чем они отличаются?

Ответы детей.

ВЛимон без кожуры погружаем в контейнер с водой и аккуратно опускаю туда лимон в кожуре.

- Что вы наблюдаете? Что с лимоном случилось(Лимон в кожуре всплыл)

В: А как вы думаете, почему всплыл лимон в кожуре (ответы детей)

В: В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность.

В: С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?

Ответы детей: Мы можем сравнить кожуру со спасательным жилетом и со спасательным кругом.

В: Скажите, а внутри спасательного жилета и спасательного круга, какое вещество находится, которое помогает оставаться на поверхности воды?

Ответы детей: В спасательном жилете и в спасательном круге находится воздух, так же и в кожуре лимона есть воздух, поэтому он не тонет.

В: Мы перейдем к следующему опыту (Дети проходят к следующему столу)

Профессор Гений Евгеньевич проводил опыт с чернилами и поставил пятно на своей любимой рубашке. Чем можно удалить пятно (Ответы детей)

А как вы думаете, сок лимона может вывести пятно (Ответы детей)

Давайте проверим.

Опыт № 2 "Лимон - пятновыводитель"

Подходите к столу. Перед вами ватные диски и сок лимона. Для начала я вам капну на диск капельку йода, представим, что это пятно на одежде. Теперь вам нужно вылить сок лимона на пятно. Но прежде чем это сделать, скажите мне, пожалуйста, что, по вашему мнению, произойдет с пятном? (Ответы детей) Давайте проверим. Оно действительно исчезло.

- Какой вывод мы можем с вами сделать?

Выводлимон может выводить некоторые пятна с одежды.

- Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Он нам пригодится в жизни? (Ответы детей)

Опыт №  "Лимон – Художник."

- Сейчас мы свами узнаем можно ли лимон использовать вместо карандаша. нам для этого понадобится тарелка с водой, йод, лист бумаги, кисточка и лимонный сок. Наливаем в тарелочку воды, добавляем в нее 10 капель йода, перемешиваем. Выжимаем  лимонный сок в блюдечко. Берем листочек , кисточку окунаем в лимонный сок и рисуем наш лимон. Затем мы с вами станем вентиляторами сильно дуем на листочек чтобы он высох. Теперь наш листочек опускаем в тарелочку где наш раствор с  йодом и наблюдаем что же произойдет.

Весь наш листочек стал синим, а лимон который мы нарисовали остался белым как наша бумага. Почему же это произошло? Крахмал, находящийся в бумаге, соединяется с йодом образует сине-фиолетовые молекулы. Витамин С тоже  соединяется с йодом и образует бесцветные молекулы. Те места на бумаге, куда попал лимонный сок, не изменились в цвете, так как лимон содержит витамин С.

   - Мы закончили работу в лаборатории. Все оставьте на столах и можно снять защитную одежду.

Рефлексия:

Подходим снова к столу с колокольчиками.

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кому понравилось наше занятие.

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей, что нового они узнали).

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто считает, что мы выполнили задание профессора - разгадали секреты лимона.

- Колокольчик зазвонит у того, кому было сегодня трудно. (Расспросить какие трудности испытали дети).

В: Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, что было трудно. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.

- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне было очень приятно поработать с вами в одной команде. Вы прилежно и дружно трудились, И новые секреты нам сегодня открылись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»

Конспект занятия в старшей группе   по ознакомлению с природой  в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»...