Проект "Воздух-невидимка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Исследовательский проект "Воздух-невидимка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh_nevidimka.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Газовичок» г. Надыма»
Исследовательский проект
«Воздух-невидимка»»
Воспитатель:
Цибульская Т.В.
Надым, 2020
Гипотеза: можно предположить что, посредством изучения различных источников и экспериментов дети смогут охарактеризовать то, что нас окружает.
Объект исследования: воздух
Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе; объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
Основная образовательная задача | Формы организации | Работа с родителями | ||
Специально организованные занятия | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Свободная самостоятельная деятельность детей | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны. | Занятие 1 Тема: «Этот удивительный воздух». Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи. Опыты, используемые на занятие.
Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.
Проводится конкурс «Самый большой пузырь». Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь? | Наблюдение за ветром. Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Чтение С.Маршака «Мыльные пузыри». Беседа на тему: «Как услышать воздух». Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных. Рисование с помощью мыльных пузырьков. Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение. | Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера. Проведение опытов по теме мини-музея. Сюжетно-ролевая игра «Полёт на самолёте». Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Игры с различными конструкторам. Тема: «Самолёт» Цель: развивать творчество детей; в процессе анализа закрепить тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный) | Беседа с родителями на тему: «Роль музеев в формировании необходимых качеств детской личности». |
Занятие 2 Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики). Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Опыты, используемые на занятие.
Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.
Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку». | Наблюдение за ветром. Цель: учить определять направление ветра, определять силу ветра. Чтение И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н.Некрасов «Заунывный ветер», А.Барто «Эти капризы». Беседа на тему: «Носы нужны не только для красы». Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Дидактическая игра: «Какой ветер». Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас. Конструирование «Воздушный змей», «Парашютный десант». Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Подвижная игра: «Солнышко и тучка». Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу. | Рисование способом выдувания. Проведение опытов по теме мини-музея. Игры с мячами. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре». Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении). | Привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Ветер». | |
Занятие 3 Тема: «Воздух, ветер, человек». Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер). Опыты, используемые на занятие.
Сравнить ветряную мельницу с вертушкой. Чем они похожи?
Опустить парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.
| Наблюдение за ветром. Цель: закрепить знание о появлении ветра. Чтение С.Михалкого «Три ветра», С.Жупанин «Нарисую ветер», М.Джалиль «Вольные ветры», Н.Матвеева «Дуб и ветер». Беседа на тему: «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Дидактическая игра: «Угадай, от какого дерева эти семена». Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. Рисование «Ветреная погода». Цель: учить детей рисовать ветреную погоду; самостоятельно подбирать цвета, использовать палитру. Подвижная игра «Одуванчики». Цель: закрепить знание детей о летающих семенах; учить действовать по сигналу. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на парусном корабле». Цель: учить детей договариваться о последовательности совместных действий: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д.; закрепить знания об использование ветра человеком. Дидактическая игра: «Что лишнее?». Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов. Лепка «Летающие животные». Используя летучие семена (клёна, ясеня) и пластилин, слепить любого насекомого, животного, опираясь на свой личный опыт. Цель: развивать изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?» Цель: учить выстраивать логические цепочки. | Провести анкетирование родителей. Предложить родителям ответить на вопросы мини-анкеты: «Что даёт ребёнку посещение музея?» | |
Занятие 4 Тема: «Вот труба – над нею дым». Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Опыты, использованные на занятие.
Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти. | Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д. Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым. Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»? Цель: учить детей составлять рассказ по картинке. Беседа на тему: «Зелёные пылесосы» Цель: обобщить представление об уходе комнатных растений; объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.
Чтение рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка». Конструирование «Винни-Пух и пчёлы». Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях | Игры со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт». Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность. Проведение опытов по теме мини-музея. Подвижная игра «Обгони ветер». Цель: развивать быстроту бега. Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений. Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора. Игры-превращения. «Угадай, кто я!» Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. | Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров». |
Реализация проекта
1 ЭТАП - Планирование
- Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
- Узнать про воздух, как можно больше.
- Провести опыты с воздухом.
2 ЭТАП - Реализация
- Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»
- Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи, ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);
- Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.
- Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
- Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».
- Организация и проведение опытов в домашних условиях.
- Изготовление ветерков.
- Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.
- Рисование «Воздушные шары»
- Создание картотеки занимательных опытов про воздух.
3 ЭТАП - Публичная защита проекта
- Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
- Оформление проектной папки.
- Презентация результатов исследовательской деятельности.
Перспективный план по организации мини-музея «Ветер» и
создание системы работы с детьми и родителями.
Результаты работы над проектом
Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах воздуха;
Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.
Обобщили все накопленные знания в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.
Практическая значимость проекта
Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.
Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, будет способствовать усвоению новой информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;