«Нефть - черное золото Югры»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Экология) для детей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет Тема: «Нефть - черное золото Югры».
Программное содержание:
Познакомить со свойствами нефти; определить пользу, которую извлекает человек из нефти.
Продолжать знакомить с богатством родного края.
Закрепить понятие «полезные ископаемые»
Развивать мышление, речь, интерес к познавательно — исследовательской деятельности, понимание какой вред может нанести нефть экологии и окружающей среде.
Воспитывать бережное отношение к природе, потребность рачительного отношения к природным богатствам и чувство гордости за свой край.
Оборудование: колбы с нефтью, водой, с яблочным соком; пипетки, тарелочки с водой, перья по количеству детей; картинки предметов изготовленные из нефти; картинка как нефть загрязняет природу; картинки смайликов грустный и весёлый; презентация «История происхождения нефти»; запись звука вертолёта, голос птицы;
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Полезные ископаемые».
Чтение рассказа о нефти Экологическая сказка Альфира Батырова «Путешествие Нефтяной Капельки», стихотворение «Черное золото» Л. Гайкевич
Рассматривание иллюстраций.
Презентация «Что сделано из нефти»
Опыт «Нефть на воде».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neft.docx | 28.6 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №8» «Белоснежка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Экология) для детей группы общеразвивающей направленности 5-6 лет Тема: «Нефть - черное золото Югры»
Воспитатель: Ситникова Т.Н.
Мегион, 2019 года
Программное содержание:
Познакомить со свойствами нефти; определить пользу, которую извлекает человек из нефти.
Продолжать знакомить с богатством родного края.
Закрепить понятие «полезные ископаемые»
Развивать мышление, речь, интерес к познавательно — исследовательской деятельности, понимание какой вред может нанести нефть экологии и окружающей среде.
Воспитывать бережное отношение к природе, потребность рачительного отношения к природным богатствам и чувство гордости за свой край.
Оборудование: колбы с нефтью, водой, с яблочным соком; пипетки, тарелочки с водой, перья по количеству детей; картинки предметов изготовленные из нефти; картинка как нефть загрязняет природу; картинки смайликов грустный и весёлый; презентация «История происхождения нефти»; запись звука вертолёта, голос птицы;
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Полезные ископаемые».
Чтение рассказа о нефти Экологическая сказка Альфира Батырова «Путешествие Нефтяной Капельки», стихотворение «Черное золото» Л. Гайкевич
Рассматривание иллюстраций.
Презентация «Что сделано из нефти»
Опыт «Нефть на воде».
ХОД НОД.
Организационный момент
(Воспитатель с детьми входит в группу, дети становятся в круг).
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся и передадим друг другу (в своих ладошках) доброе, радостное настроение, пожелания).
Воспитатель, соединяет свои ладони и вкладывает их в ладони ребёнка, рядом стоящего, при этом произносит слова: Элиза, - я тебе передаю хорошее и радостное настроение от встречи со всеми)
Воспитатель: - А теперь давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Дидактическая игра « Доскажи словечко»
Воспитатель: - Давайте ребята, поиграем в игру « Доскажи словечко»
Сейчас я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будите на них отвечать.
Как называется наша страна. (Россию)
Как называется город, главный город страны, сердце России? (Город Москва.)
Как называется край, в котором мы живём? (Мы живём на Севере.)
Как называется наш округ (Ханты – Мансийский автономный округ)
Как называется наш город (Мегион).
Какие полезные ископаемые вы знаете?
Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?
Почему они называются ископаемые?
А почему полезные?
Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно. Газ и нефть – это главное богатство нашего края.
Слышится гул вертолёта. В группу вносят посылку.
Воспитатель: - Ребята, нам пришла посылку. Интересно, от кого же она. Вы знаете и я не знаю. Ой, здесь стихотворение, я вам сейчас его прочитаю, а вы внимательно слушайте.
Читает стихотворение про нефтяников.
Его работа непростая –
Нефть добывать из-под земли.
Без нефти мы, я точно знаю,
Ступить и шагу б не могли.
Из нефти делают бензин
Для мотоциклов и машин,
Из нефти делают дороги,
Куда ступают наши ноги.
Представьте, и не только это
Нам с вами нефть одна дала.
Без нефти не было бы света,
Без нефти не было б тепла.
Автобусы тогда б не шли
И самолёты б не летали,
Когда б нефтяники не стали
Нефть добывать из-под земли.
Воспитатель: - О людях какой профессии это стихотворение?
Дети: - нефтяники.
Воспитатель: - Правильно, эту посылку нам прислали нефтяники. А чтобы узнать, что в ней находиться, надо отгадать загадку.
Камни, почву раздробил
Специальный бур -
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.
Ответ: Нефть
Воспитатель: - А хоте ли бы вы узнать, как появилась нефть на нашей планете и где она находится? Послушайте, рассказ про нефть.
Рассказ про нефть.
1с.
В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще.
2 с.
Животные были большими и сильными.
3 с
Но погода на планете стал резко меняться, из-за чего многие растения и животные погибли.
4с.
Их останки были засыпаны толстым слоем морского ила. Со временем они
превратились в нефть.
5с
И вот однажды, много веков назад на ближнем Востоке люди обнаружили на поверхности
зеркальной глади озера тёмную, маслянистую, неприятно пахшую жидкость. Её была так много, что она просачивалась на поверхность из глубин земли. Люди стали думать, как же назвать эту жидкость. И назвали её нефть что означает, горючее ископаемое.
6 с.
Люди стали собирать нефть и смазывали ей бока кораблей. Суда становились крепкими и надежными.
7 с.
В Древней Греции нефть приспособили для военных действий. Хитроумные греки к стрелам вместо наконечников привязывали смоченную в нефти тряпку. Такими огненными стрелами поджигали паруса вражеских кораблей.
8 с.
Изобретательные китайцы первыми догадались добывать нефть при помощи бурения.
9с.
С годами люди все больше находили применений нефти: нефть способна обогревать и давать свет… Из неё делали……..
10с.
Со временем люди поняли, что нефть способна не только обогревать и давать свет, но и приводить в действие различные механизмы. Благодаря бензину, который был получен из нефти, по улицам помчались автомобили.
11с.
Керосин – который тоже сделан из нефти поднимает в небо большие самолёты. Что бы мы с вами могли путешествовать по разным странам.
12с.
Нефть нашла и другое применение. Когда в семье кто-то заболевает, ему требуется лекарство. Мы идем в аптеку и покупаем нужное средство для борьбы с болезнью. Оказывается, многие лекарства делают тоже из нефти, так же как и упаковку для них- все эти баночки, скляночки, коробочки…
13с.
Посмотри на витрины магазинов – горы пластмассовых игрушек, школьные линейки,
Авторучки, обложки для дневников и тетрадей. А ведь пластмасса своим рождением тоже обязана нефти. Как и автомобильные покрышки, асфальтовое покрытие дорог, резиновые шланги , одежда из синтетических материалов, обувь, Пластиковые бутылки - всего не перечислишь… Сколько всего полезного можно изготовить из нефти.
Воспитатель: - Может вы тоже назовёте предметы сделанные при помощи нефти.
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, представим, что мы с вами тоже нефтянки и пробуем добывать нефть.
Динамическая пауза.
(Воспитатель вместе с детьми проговаривают слова и выполняют движения, согласно тексту)
-Мы качалки, мы насосы — дети приседают
Нефть качаем, мы качаем — руки вытянуть вперёд, согнуть в локтях
И по трубам, и по трубам — руки прямые в стороны,
На заводы отправляем — плавные движения руками
(Дети присаживаются за столы).
Воспитатель: - Ребята, но здесь в посылке несколько бутылочек, как вы думаете, в какой из них нефть в 1, 2 3?
Воспитатель:- Как вы узнали?
Дети:- Нефть чёрного цвета.
Воспитатель: - Правильно. Посмотрите, у меня 3 пробирки, помогите мне найти пробирку в которой спряталась нефть, если вся жидкость одного цвета.
Дети:- По запаху.
Опыт 1. Определи по запаху.
Воспитатель: - Да, действительно нефть пахнет неприятно. Правильно определили.
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, нефть растворяется в воде или нет?
Ответы детей.
Воспитатель:- А что бы это узнать, давайте пройдём в нашу лабораторию. Чтобы не испачкаться, мы с вами оденем фартуки
Опыт 2. Растворимость нефти и воды.
- Наберите в пипетку нефть и капните её в тарелочку с водой.
- Что вы видите? (Нефть плавает по поверхности; капельки не расходятся.)
- Значит, нефть не растворяется в воде.
Включается запись жалобного крика птицы. На экран выводится фотография «Птица в нефти»
Воспитатель: - Почему так жалобно кричит птица? Что с ней произошло?
Дети: - Потому что она попала в нефть и не может взлететь. А почему она не может взлететь, сейчас мы с вами узнаем.
Дети берут пёрышки, выходят на ковёр.
Опыт 3. Птицы и нефть.
Воспитатель: - Возьмите перо. Выходите на ковёр. Подбросьте его, какое оно?
Дети: - Пёрышко белое, пушистое, легкое, воздушное, невесомое.
Воспитатель: - А теперь, возьмите пёрышко и опустите его в воду с нефтью. Что вы видите? (Пушинки слиплись)
- Будет оно также легко падать и почему? (Перо стало тяжёлым, оно не полетит)
- Сможет птица летать с такими перьями? (Птица с такими перьями летать, не сможет. Может погибнуть)
- Да, перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь, и просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.
Воспитатель: - Молодцы, хорошо вы поработали в лаборатории. Ребята скажите, нефть какая?
Дети: - Она жидкая, чёрная, неприятно пахнет.
Воспитатель: - Вот мы с вами и закончили свою работу в нашей лаборатории. Снимаем фартуки, вешаем их на спинки стула, грязные салфетки выбрасываем в корзинку. Проходим и садимся на свои места.
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, нефть приносит пользу или вред.
Ответы детей.
Воспитатель:- Да ребята. Нефть не только приносит польз, но и может повредить природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных. Эта земля долгое время будет мертвой. Это – экологическая катастрофа.
Воспитатель:- Есть такие люди, которые следят за чистотой нашей планеты. Это экологи. Они и помогли спасти нашу птицу, теперь она снова может спокойно летать.
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем с вами в игру: «Хорошо или плохо»? Подумайте, и выберите картинки, где нефть помогает человеку, а где вредит. Картинки, где нефть помощница поставьте к улыбающемуся смайлику, а где вредит к грустному смайлику.
Дети подходят, берут со стола картинки и ставят их к определённому смайлику, при этом обосновывают свой выбор.
Воспитатель: - Так все- таки, нефть приносит пользу или вред. Да правильно нефть приносит большую пользу людям. Если бы её не было, то мы бы не могли ездить на машинах, летать на самолётах, строить дороги. Но с ней надо обращаться аккуратно. А за то что мы с вами так хорошо позанимались я вам приготовила сюрприз.
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут,
Черным золотом зовут
Воспитатель раздаёт детям раскраски с предметами, которые сделаны из нефти.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Керосиновый обогреватель Керосиновая лампа Керосиновый фонарь
Нефть дает тепло и свет – Ей замены просто нет. Делают из нефти много: И асфальтные дороги, И костюмы, и рубашки, Удивительные чашки! Вспомните, как тепловоз Вас когда-то к морю вез… В его топках нефть горела, А без нефти что за дело? И не даром в нашем крае, Всяк нефтяник это знает, С нетерпением ее ждут, Черным золотом зовут.
Спасибо за внимание
Источники : Книжка-раскраска «Самое полезное ископаемое» Бушуева Н., г . Ханты-Мансийск, 2008 г. Иллюстрации, использованные в презентации, из интернет ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголь-черное золото Кузбасса
Реализация представленного конспекта занятия позволит расширить и закрепить знания детей о природных ископоемых; уточнить знания свойствах и применении каменного угля....
конспект занятия в старшей группе Уголь-черное золото.
конспект занятия в старшей группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12020843","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode"...
Интерактивная игра "В поисках черного золота"
Компьютер, на сегодняшний день, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании...
Проект "Черное золото Югры"
В данной работе представлена инженерная книга, которая участвовала в районном лего турнире....
Занятие по математике: «Путешествие по городу белых ночей и черного золота»
Конспект по организации образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по городу белых ночей и черного золота» (ОО «Познание»)....
Проект: « Черное золото Калининградской области»
Знакомство с полезным ископаемым Калининградской области - нефть. Изучение возможностей проектной деятельности в развитии познавательного интереса старших дошкольников....
Непосредственно-образовательная деятельность «Нефть – черное золото»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Нефть и ее свойства. Газ»...