Проект "Чудесная вода"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мирзаянц Александра Олеговна

1. Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально- организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx460.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муницыпальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 детский сад №45

Исследовательский проект в старшей группе на тему: «Чудесница вода»

Воспитатели:Чапайкина Н. В.

                        Мирзаянц А.О.

г.Новороссийск

2022 год

Исследовательский проект в старшей группе. Тема: «Вода чудесница»

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий

По содержанию: естественнонаучный.

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители

Содержание:

  • Актуальность выбранной темы
  • Проблема, цель и задачи проекта
  • Предполагаемые результаты
  • Взаимодействие с родителями
  • Взаимодействие с педагогами
  • Модель трех вопросов
  • Этапы проекта (подготовительный, основной, заключительный)
  • Формы работы
  • Конечный продукт проекта
  • Результат проекта
  • Литература 12 Приложение:
  • Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности во всех блоках.
  • Дидактические игры.
  • Сценарий развлечения для детей средней группы «Капелька».
  • Стихи и загадки о воде.
  • Опыты-эксперименты с водой.
  • Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально- организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

  • Проблема проекта:

«Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников среднего возраста в изучении неживой природы. Вода»

Цель проекта:

Разработать систему работы по организации опытно - экспериментальной деятельности дошкольников в изучении неживой природы (воды).

Задачи:

  • Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
  • Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
  • Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
  • Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
  • Разработать систему работы по организации опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.

4.        Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

  • Предполагаемые результаты:

  • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
  • Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Взаимодействие с родителями:

  • Изготовление книжек – малышек.
  • Создание альбома «Вода чудесница»
  • Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
  • Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  • Составление описания игр-экспериментов с водой
  • Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

5. Взаимодействие с педагогами:

  • Методические рекомендации по теме.
  • Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.
  • Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
  • Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
  • Составление конспектов для работы с детьми среднего возраста по данной теме.
  • Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можем узнать?

Вода белая.

Какая вода?

Спросить у мамы,

Вода нужна для супа.

Где есть вода?

папы.

Вода нужна чтобы

Кому нужна вода?

Позвонить бабушке.

помыть руки, лицо,

Спросить у

В воде можно плавать.

Вода можетзамѐрзнуть.

Посмотреть по телевизору.

Узнать в компьютере.

Взрослые почитают в книге.

\

  • Этапы проекта:

Подготовительный:

— выбор темы;

-постановка проблемы;

-определение цели и задач исследовательской работы;

-изучение методической литературы;

-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;

-разработка плана мероприятий проекта.

Основной:

-занятия;

-наблюдения на прогулках;

-беседы;

-игры-эксперименты;

-чтение художественной литературы;

-работа с родителями.

Заключительный:

-повторное обследование детей;

- итоговое занятие по теме «Чудесница — вода»;

-создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;

-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.

  • Формы работы:

  • оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;
  • оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;
  • проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;
  • дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо- плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);
  • наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;
  • чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,

«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой

  • беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»;

«Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»).

  • беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»;

«Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

  • опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»).
  • Конечный продукт проекта:

  • Методические разработки занятий
  • Методические рекомендации
  • Результат проекта:

  • У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
  • Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
  • Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
  • У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
  • Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Список используемой литературы:

  • Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие.

– СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006
  • Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006
  • Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005
  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005
  • Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005

12. Приложение:

Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности во всех блоках

Вид деятельности

Цель

Действия

1.Организованная форма:

  • Занятие «Вода – источник жизни»

2.Занятие

«Вода вокруг нас, какая она?»

Показать значение воды в жизни живых существ.

Закрепить знания о воде, как ее использует человек.

Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Изучить свойства и признаки воды. Помочь понять детям, где в каком виде существует вода в

окружающей среде,познакомить с водоемами.

1.Поиск «Кому нужна вода?»

Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека.

Решение проблемных вопросов:

  • ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?»
  • ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?»

Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.

1.Опыт «Вода прозрачная»

Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко.

Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки.

Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему?

Вывод: вода прозрачная.

2.Опыт «У воды нет вкуса»

Перед детьми ставят 2стаканчика: с водой, с соком. Предлагают поочередно попробовать жидкости из стаканчиков через индивидуальную трубочку для коктейля.

Вопрос: Есть ли вкус у воды?

Вывод: У воды нет вкуса.

2.Совместная деятельность:

1) Наблюдение за таянием снега и льда

Помочь детям установить зависимость агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха ( переход из одного состояния в другое)

1.Опыт «Снег, лед – это застывшая вода» Принести комочек снега и кусочек льда, положить их в разные емкости. Предложить детям наблюдать за состоянием снега и льда, их изменениями. Вопрос: Что произошло со снежным комочком и кусочком льда?

Почему?

Вывод: Снег, лед – это вода.

2)Дидактическая игра «Волшебница вода»

Закрепить знания о том, кому нужна вода

3)Просмотр фильма

«Круговорот воды в природе»

Расширять знания детей об использовании ее

человеком, познакомить с

Побуждать детей делать выводы, обосновывая их.

  • Игры с водой

  • Выставка рисунков «Вода – наше богатство»

  • Чтение А.И.Шапиро

«Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей.

Лужа»

устройством водопровода

Закреплять умения детей

Пропаганда знаний о воде среди родителей и малышей

Изучение свойств воды

Побуждать интерес к экспериментальной деятельности.

Оформление выставки

1.Опыт «Как растянуть воду?»

В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз.

После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным.

Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды

3.Самостоятельная деятельность детей. 1)Изготовление цветных льдинок.

Закрепить знания детей о зависимости состояния воды от температуры

окружающего воздуха.

Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски,

перелить их в формочки и вынести с

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности - учить ставить эксперименты с

водой самостоятельно.

собой на прогулку в морозный день.

Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось.

Стирают кукольное белье, учатся смешивать воду разной температуры до получения желаемого результата, наблюдают свойства смачивания ткани водой.

Рисуют сюжеты о воде, об использовании ее человеком.

2)Сюжетно-ролевая

игра «В прачечной»

Закреплять знания о свойствах воды.

3)Рисование для выставки по темам:

«Кому нужна вода», «Давайте беречь воду!»

Закрепить знания о том, кому нужна вода и почему ее нужно беречь.

1.Организованная форма:

1)Занятие «Кто живет в реке?»

Познакомить детей с обитателями водоемов.

Выяснить могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде?

1.Опыт. «Очистка грязной воды» Детям предлагают сравнить воду в двух

стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная.

Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет?

Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут.

Вопрос: Как можно очистить воду?

Воспитатель

2)Конструирование из бумаги

«Кораблик»

предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах.

Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров.

Учить детей делать кораблик для игр с водой

Детям предлагают запускать в тазик бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.

3)Дидактическая игра «Маленькие человечки»

Продолжать знакомить детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.

На примере

«маленьких человечков» смоделировать агрегатное состояние снега и воды (твердого и жидкого вещества)

3.Самостоятельная деятельность детей:

1) Конструирование из бумаги корабликов

Закреплять умение мастерить, развивать желание

Самостоятельные игры с водой.

подарить поделку малышам

2. Совместная деятельность:

1) Наблюдение в группе, как моют пол

Закрепить знания детей о том, что вода испаряется.

Наблюдение за высыханием пола.

3.Самостоятельная деятельность детей:

1) Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на дне океанов», набора открыток

«Мир аквариумов»

Расширять знания детей о жизни в воде.

Сравнение обитателей водоемов – океанов и аквариумов.

  • Раскрашивание в альбомах – раскрасках

  • Рисование на тему «Вода – наша помощница»

Расширять знания детей о водных обитателях.

Закреплять знания детей о роли и значимости воды в жизни человека

Выявление и передача отличительных особенностей обитателей аквариумов Рисование сюжетов о воде.

Дидактические игры

Дидактическая

игра

Цель

Игровые действия

«Маленькие человечки»

Знакомство детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.

На примере «маленьких человечков» моделируют агрегатное состояние воды (твердого, жидкого, пара)

«Волшебница вода»

Изучение и закрепление знаний о свойствах воды и значении ее для всего

живого

Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.

«Хорошо – плохо»

Учить находить противоречия

Поиск противоречий в свойствах и явлениях

природы

«Береги живое» (экологическая игра)

Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты.

Сценарий развлечения для детей старшей группы «Гномики»

«Вода- чудесница»

Цель: закрепление знаний и представлений о свойствах воды, развитие речи детей, создание эмоционально приподнятого настроения, ощущение радости от праздника.

Оборудование: вода, напитки, соки, тазик с водой, ложки, музыкальное сопровождение для игр.

Действующие лица: Незнайка

Предварительная работа: заучивание стихотворений о воде. Ведущий. – Ребята сегодня у нас праздник и на наш праздник мы пригласили гостя, он спешит к нам.

Звучит музыка вбегает Незнайка с книгой

Незнайка:- Здравствуйте ребята! Я Незнайка, спешил к вам из Солнечного города. Мне подарили книгу с загадками, а я не могу отгадать загадки.

Помогите мне, пожалуйста!

Дети отгадывают загадки о воде.

Незнайка. – Молодцы! Загадки вы знаете, а знаете ли вы стихи о воде?

Дети читают для Незнайки стихи о воде.

Ведущий приглашает Незнайку и ребят поиграть в игру.

Подвижная игра «Солнце и снежинки»

Ведущий. - Незнайка, а ты хотел бы принять участие в викторине? Незнайка. - Да, очень хочу! С вашей помощью ребята, я много узнал о воде.

Ведущий. – Незнайка, тогда помоги оценить правильные ответы детей при нашей викторине «Вопрос – ответ»

Викторина «Вопрос – ответ»

Дети делятся на две команды «Капелька» и «Снежинка». Команда

«Капелька» отвечает на вопрос «Кому нужна вода?», а команда

«Снежинка» на вопрос «Зачем нужна вода?»

За правильный ответ ребята получают от Незнайки фишки. Чья команда наберёт больше фишек, та команда выиграла.

Ведущий. – Незнайка, ты много слышал о воде, но сможешь ли ты узнать воду закрытыми глазами?

Незнайка. – Не знаю, я еще не пробовал так узнавать воду?

Ведущий приглашает Незнайку и детей поиграть в игру «Угадай на вкус и сравни с водой»

Игра «Угадай на вкус и сравни с водой»

Дети закрытыми глазами должны угадать какой напиток они выпили и сказать чем отличается напиток от воды (вода прозрачная, а молоко белое;

вода не имеет запаха, а сок пахнет; вода не умеет вкуса, а компот сладкий и т.д.)

Ведущий. – Незнайка ты уже знаешь, что вода нужна всем. Без воды всѐ живое погибнет. Поэтому воду надо беречь.

Стихотворение «Берегите воду»

Ведущий: - Мы приглашаем тебя поиграть с нами, и ты увидишь какие наши ребята бережливые. Они умеют переносить воду, не проронив ни капли.

Подвижная игра «Донеси не проливая»

Дети делятся на две команды и переносят воду в мерный стаканчик деревянными ложками.

Незнайка. – Спасибо большое ребята, я много узнал о воде. Какая она, как вода всем помогает, я узнал от вас, что воду надо беречь. Спасибо Вам, а мне пора обратно в Солнечный город. Там меня ждѐт Знайка. Побегу и расскажу ему, какие умные, ловкие, бережливые дети ходят в детский сад

«Брусничка». До свидания!

Дети прощаются с Незнайкой дарят ему чистую воду.

Стихи и загадки о воде

Я по воде могу ходить! Я по воде могу ходить! Хотите, я вам покажу? И даже ног не замочить.

Сейчас легко вам докажу. Там, за углом залит каток Я по нему сейчас пройду, Не замочив своих я ног.

По скользкому иду я льду. Вы скажете, что я схитрил? Но лед- замерзшая вода.

Прошел- и ног не замочил. Сказал я правду, как всегда.

Что может быть в прозрачной капельке воды?

Что может быть в прозрачной капельке воды? На первый взгляд, конечно, ничего.

Но капни на стекло, оставь следы

И в микроскоп ты рассмотри его. И ты такое сможешь увидать,

О чем ты даже не подозревал. Секрет свой тайный может передать Вода тебе. Об этом ты мечтал?

Лишь только любознательным она Завесу своей тайны приоткроет.

Изведай ты ее, познай сполна.

И водный мир тебя собой накроет.

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться, и пить. Не менее, впрочем, полезна вода Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Что такое вода.

Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях-океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом и газообразном. Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Вода из-под крана

Я воду в стакан из под крана налил.

На свет посмотрел- она очень прозрачна, Понюхал ее и немного отпил.

Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно. А в горном ключе если воду набрать, На вкус она будет совсем уж иной.

Словами, пожалуй, и не передать,  Как вкусно напиться водой ключевой.

Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега? Быть может, изо льда? А может, с подземных ключей она бьет,

И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все-при все разузнать, Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг, Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Ручеек

Ручеек-журчалочка, Буль-буль!

Завертелась палочка Тирль-тюрль!

Козочка копытцами, Брык-брык!

Хорошо напиться бы! Прыг-прыг!

Окунула мордочку Хлюп-хлюп!

А пастух на жердочку Туп-туп!

У него есть дудочка, Ой-ой!

Дудочка-погудочка, Стой-стой!

И запела дудочка, Пой-пой!

Дудочка-погудочка! Ой-ой!

Все вороны каркают Кра-кра!

А лягушки квакают, Ква-ква!

Ручеек-журчалочка, Буль-буль!

Где же теперь палочка? Триль-трюль!

Ручеек.

Познакомьтесь, мой дружок - Маленький и быстрый Синеглазый ручеек

Чубчик серебристый. Он бежит издалека, По камням и сучьям. Я завидую слегка:

Ах, какой везучий! Он увидит океан, Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан О таком мечтает.

Поспешает ручеек По траве и шишкам А на спинке он везет Лодочку мальчишки.

Дождик.

Утром дождику не спится. Он в окошко к нам стучится. Нас вчера с подружкой Зиной Он настиг у магазина.

Мы не стали убегать, Мы с ним начали играть. Мы по лужицам плясали,

Как в реке, намокли сами. Он опять стучит в окошко — Поиграть зовѐт немножко.

Мы по лужице — туда. Мы по лужице — сюда. И ещѐ бегом — туда.

И опять — туда-сюда. Мы б ещѐ, да вот беда: В луже кончилась вода.

Дождинки. Мокрою тропинкой Я бегу домой.

Частые дождинки. Хлещут в зонтик мой. Саблей золотою

Тучу гром рассѐк. И бежит за мною Звонкий ручеѐк

Гонит капля дождевая… Гонит капля дождевая Ручеѐк за ручейком,

Те бегут не унывая.

В реки быстрые. Потом, А потом и синь морская! А за нею – океан!

Воду зря не выпуская, Закрывай покрепче кран!

Шутка

  • Что ты пьешь все время, Лешка?
  • У меня внутри – рыбешка! Без воды ей не прожить.

Как же мне теперь не пить?

  • А откуда там рыбешка?
  • Съел вчера икры немножко.

Снежок и Алешка

С улицы домой Алешка первый снег принес в ладошке.

«Мама! – закричал мальчонка, протянул вперед ручонку. –

Я снежок принес сюда!..» -

И замолк. Одна вода

на пол капала с ладошки. В голос заревел Алешка:

«Кто-то снег мой утащил, мне в ладонь воды налил!» Лешке тут его сестренка крикнула со смехом звонким:

«Догадаться сам не мог, что растаял твой снежок!»

Кто не умывается.

Кто горячей водой умывается, Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается, Называется храбрецом.

А кто не умывается, Никак не называется.

Моряк.

Как пройти мне мимо лужи? Я с водою очень дружен.

Ножкой шаркаю по дну - Проверяю глубину.

Вот не видно сапога, Значит лужа глубока.

Не волнуйтесь, я бывалый - Мой сапог и глубже плавал.

Загадки о воде

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я,

Кто я такая?

Много меня - пропал бы мир, Мало меня - пропал бы мир, Книзу летит капельками,

А кверху - невидимкою.

В жаркий день,

Самой желанной бывает. Мы говорим: она течѐт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперѐд, Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.

Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,  Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ... (Воды)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (Облака)

Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (Река)

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).

Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке, Узнаете меня. (Ручеек)

В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Кругом вода, а пить нечего. (Море)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото)

Сперва – блеск,

За блеском – треск, За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)

Вот по небу мчится конь – Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим, И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. (Молния, гром)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. (Дождь)

Не пешеход, а идет Мокнут люди у ворот. Ловит дачник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь)

Чист, ясен, как алмаз, Но дорог не бывает. От матери рожден,

И сам ее рождает. (Лед)

Он как алмаз:

И тверд, и чист, на солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)

Заклички Водичка, водичка, Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода,

С тебя худоба! Вода к низу,

А дитя к верху!

Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей по плошке, А на лешего в бору — Лей по целому ведру!

Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач!

Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки. На зелѐненьком лужочке!

Стихи

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.

Без неѐ нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без неѐ нам не прожить! Есть чудесная водица, Без нее нам не прожить, Не умыться, не напиться, И здоровыми не быть.

Утром только лишь проснешься - Сразу личико умой.

Будешь чистым и красивым, Подружись скорей с водой. Что же это за водица?

Кто ответит на вопрос? О водичке все мы знаем, И утрем любому нос: Это дождик и сосулька,

Белый снег и гладкий лед, Ручеек и речка: Каждый, Пусть запомнит и поймет. Познакомьтесь, мой дружок - Маленький и быстрый Синеглазый ручеек

Чубчик серебристый.

Он бежит издалека, По камням и сучьям. Я завидую слегка:

Ах, какой везучий! Он увидит океан, Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан, О таком мечтает.

Поспешает ручеек, По траве и шишкам. А на спинке он везет Лодочку мальчишки. Журчит, поѐт водица. Знакомую тропой

Медведь идѐт напиться Водою ключевой.

Нагнѐтся он лаская, Намочит бурый мех,

А ключ бежит, сверкая, И щедро поит всех.

Цветы, деревья, травы, Пьют ключевую влагу. И зеленью кудрявой Покрыто дно оврага.

Снежинка – балеринка Жила – была на свете Снежинка – балеринка. Кружил январский ветер Весѐлую снежинку.

Снежинка – балеринка Кружилась и  летала, А вьюга все тропинки Лесные заметала.

Дождик.

Дождик, дождик, веселей Капай, капай не жалей Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Иней

Всѐ вокруг укутал иней В заячий тулуп: Провода электролиний,

Крыши, дым из труб. Опушил пеньки лесные, На сосне – иголки,

И набросил ледяные Кружева на ѐлки.

Ягодам рябины алой, Подарил косынки,

Гроздь рябины засверкала Разноцветной льдинкой.

Росинка.

На тонкой паутинке, Качается росинка, Светлая, хрустальная Словно бусинка на вид. Лес зеркальный отразит Капелька зеркальная.

Солнце в марте ходит выше, Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши, Закричат в саду грачи.

Опыты –эксперименты с водой

Опыт 1.

«Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 2

«У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им  для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3

«У воды нет запаха»

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт 4

«Лед - твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются

сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт 5

«Пар - это тоже вода»

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт 6

«Вода - жидкая, может течь»

Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 7

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 8

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар.

В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 9

«Вода не имеет формы»

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт 10

«Вода нужна всем»

Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

Опыт 11

«Растения «пьют» воду»

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

Вывод: растения «пьют» воду.

Опыт 12

«У растения внутри есть вода»

Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.

Опыт 13

«Лед легче воды»

Опусти кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт 14

«Друзья - враги»

Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.

Опыт 15

«Спичка-пленница»

Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь, как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут, же замерзает.

Опыт 16

«Двухцветный цветок»

Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.

Опыт 17

«Спичечные бега»

Положи четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.

Положи кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.

Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.

Опыт 18

«Как выйти сухим из воды»

Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.

Опыт 19

«Животворное свойство воды»

Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажете их детям в теме

«Деревья».

Опыт 20

«Поверхностное натяжение воды»

Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.

Опыт 21

«Кораблик плывет по воде»

Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.

Опыт 22

Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю - шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.

Опыт 23

«Радуга»

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на

стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода исполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Радуга»? Что такое

«дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «Ра-круг».

Опыт 24

«Вода защищает растения от низких температур»

Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите за показанием термометров каждые 2 минуты в течение 10 минут.  Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.

Опыт 25

«Замерзшая вода двигает камни»

Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника,  то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.

Опыт 26

«Встреча с ручейком»

Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на I литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода

напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.

Опыт 27

«Капельки»

Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

Опыт 28

«Вода способна смачивать и очищать предметы»

Она без запаха, вкуса и цвета. Но всеми учеными признано это:

С любого грязнули всю грязь без следа Смоет обычная наша вода.

Возьмите сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положите ее на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна ткани и смачивает ее. Точно так же вода будет питать те веточки, которые вы поставили в сосуд с «живой водой».

Опыт 29

«Превращение в воду»

Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает - его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Опыт 30

«Иней»

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...