Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_krugovorot_vody_v_prirode.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по окружающему миру в старшей группе
«Путешествие капельки»
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.
Воспитательные:
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, прививать бережное отношение к воде.
• Воспитывать у детей экологическую грамотность.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений.
• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• Формировать умение отгадывать загадки.
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа: чтение рассказов познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек», «Путешествие капельки» беседы на темы: «Где можно встретить воду», исследовательская деятельность в уголке природы, игры с водой, рисование на тему «Где живут капельки», отгадывание загадок, наблюдение за водой на прогулке, изготовление пособия «Круговорот воды в природе», книжки-малышки «Капелька»
Материалы: наглядное пособие «Круговорот воды в природе», атрибуты к сказке «Путешествие капельки», муз. сопровождение «Шум дождя», опыт № 1 (термос горячей водой, зеркальце), опыт № 2 (кувшин с водой, банка, пена для бритья, пипетки, пищевая синяя краска, прозрачные стаканчики, бумажные салфетки)
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно… поздороваться!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
В ручьях и океанах обитает, Бывает – в воздухе летает, Как только надоест летать, На землю падает опять. | Жила она в туче, А туча — плакуча. Когда заревёт, Она вниз упадёт. Ответ: капля воды |
Воспитатель: Что это?
Дети: Капелька воды.
Воспитатель: А где же живут капельки?
Дети: В воде
Воспитатель: Сегодня вы будете не обычными детьми, а мы превратимся в волшебные водяные капельки. Произносим волшебные слова: «Кручусь, верчусь, в капельку превращусь».
Как вы думаете, можем ли мы найти капельки в группе?
Путешествие – поиск капелек воды по группе.
Дети с воспитателем ходят по группе и показывают, где можно встретить воду, затем объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов.
1 объект: лейка с водой.
Дети: Растениям нужна вода. Они живые и без воды погибнут.
2 объект: на кухне, около мойки.
Дети: Вода нужна помощнику воспитателя, чтобы мыть посуду полы, вытирать пыль, убирать в группе.
3 объект: на столе чайник с водой.
Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить.
Только люди должны пить воду?
4. объект: раковина.
Дети: Вода нужна, чтобы умываться и мыть руки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. Вот, ребята сколько в нашей группе – капелек живет, они приносят нам большую пользу. Но капельки воды можно найти не только в группе, но и на улице. Где их можно встретить на улице?
(Дети рассказывают: в луже, реке, озере, море, снежном сугробе, сосульке, дожде и т.д.)
Воспитатель: Всё верно, а вот как вода попадает в реку или озеро, вы мне сейчас покажете и подскажете.
Воспитатель раздает атрибуты (капелька, солнышко, тучка)
Сказка «Путешествие капельки»
(Звучит музыка ручейка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В кругу стоит капелька)
Автор:
Жила-была маленькая капелька в одном огромном-преогромном озере. Вокруг плавали такие же маленькие капельки. Им было хорошо и весело вместе. (Капельки танцуют в кругу.)
А сверху на них светило яркое солнышко.
(Солнышко размахивает руками вправо-влево)
Капелька:
Ой-ой-ой! Как жарко ты греешь! Так жарко, что я превращаюсь в пар.
Автор:
Наша капелька стала лёгкая-лёгкая, такая лёгкая, что полетела вверх, прямо к солнышку.
Капелька:
-Солнышко, я лечу к тебе!
(Капелька поднимается на носочки, поднимает руки вверх и бежит к солнышку)
Автор:
Там, наверху, она встретилась с другими бывшими капельками.
Их было так много, что из них получилось целое огромное облако.
(Капельки берутся за руки и кружатся вместе вокруг солнышка).
Но с каждой минутой их становилось всё больше и больше.
Пока из лёгкого пушистого облака не получилась тяжелая серая туча.
(Выходит тучка и встает перед солнышком)
Туча закрыла солнышко. Капелькам стало холодно.
(Капельки потирают ручки от холода)
Они стали падать вниз одна за другой. Начался дождь, а потом целый ливень!
(Капельки разбегаются по группе)
Наша маленькая капелька тоже полетела вниз.
Летела, летела, пока не достигла земли.
Там из капелек получилась целая лужа, а потом ручеёк.
(Капельки образуют цепочку, двигаются по комнате)
А потом они вместе с ручейком снова попали в то же самое озеро.
(дети возвращаются в круг и берутся за руки, образуя озеро)
Капелька:
Вот это чудеса, - воскликнула капелька, - я снова очутилась дома!
Воспитатель: Какое явление, связанное с водой, мы показали? Как оно называется? Кто из вас, капелек, помнит и расскажет, как вода возвращается на землю? Мы заранее сделали вместе с вами схему «Круговорот воды в природе».
Дети (работа с пособием): Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.
Воспитатель: Капельки мои, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Место, где ученые ставят эксперименты и проводят опыты.
Воспитатель: Как надо вести себя в лаборатории? Давайте сегодня мы с вами побудем учёными и проведем интересные опыты для исследования воды. Для этого нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. А вы готовы?
Опыт № 1 «Пар – это тоже вода»
Воспитатель: Это— термос.
Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.
Я возьму зеркало и подержу его над паром.
(на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их).
Откуда же здесь появилась вода? (Ответы детей.) Пар охладился и превратился в воду.
Значит, пар — это тоже вода.
Вывод: пар – это капельки воды.
Опыт №2 «Дождевые облака»
Попросить любого ребенка налить воду из кувшина в банку.
Воспитатель: Давайте представим, что это атмосфера.
Теперь прямо на поверхность выдавим пену – это дождевые облака.
С помощью пипеток накапаем на облако несколько капель синего красителя и немного подождем.
Что происходит? (Ответы детей.)
Капельки красителя постепенно проходят через облака — это дождевые капли, падают на землю и продолжают свое путешествие.
Из чего состоит облако? (Ответы детей.)
Вывод: облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.
Дождь – это обычная вода.
Воспитатель: Ну что же, капельки, мы с вами говорили про круговорот воды в природе, и мы догадываемся, какие чудеса происходят иногда, благодаря воде.
Теперь послушайте стихотворение:
Дождь прошел. На небе чудо –
Разноцветная дуга.
Кто художник и откуда?
Как забрался он туда?
Это трое рисовали:
Солнце, небо и вода,
Чтобы мы не забывали –
Радость в жизни есть всегда!
Догадались? Давайте же нарисуем радугу, чтобы она порадовала нас в этот весенний день.
Воспитатель: Молодцы! Какая веселая радуга у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пора превращаться обратно в детей: «Кручусь, верчусь, обратно в ребенка превращусь».
Воспитатель:
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы узнали из опытов о воде?
Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...
Конспект открытого занятия интегрированной деятельности старшей группы" Путешествие в страну здоровья"
В этом занятии я ставила цель, донести до детей зачем делать зарядку, как стать сильным,откуда берутся болезни.Научить формировать умение заботиться о своем здоровье.Развивать мелкую моторику пал...
Конспект открытой образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну Геометрических фигур"
Формировать у детей знания о геометрических фигурах....
Конспект открытого итогового занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на занятиях и в процессе повседневной деятельности. Задачи:...
Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие к Гномам за секретами здоровья»
Цель: создать условия для развития двигательной деятельности детей.Задачи:- закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; учить бегать легко, ритмично, энергично отталк...
Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Интеграция образовательных областей:«Физическое развитие», «Х...
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое карандаша»
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных вида...