Доклад по теме Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру

Левицкая Елена Анатольевна

В настоящее время причиной экологической ситуации на планете является низкий уровень экологического воспитания человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение        

 «Начальная общеобразовательная школа №5»

Доклад по теме

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Левицкая Елена Анатольевна,

                                                Воспитатель МБОУ «НОШ №5»

Г.Юрга 2021

Доклад по теме

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время причиной экологической ситуации на планете является низкий уровень экологического воспитания человека.

И воспитывать человека, прививая ему бережное и заботливое отношение к природе необходимо с раннего возраста.

С давних пор в педагогике одним из важнейших факторов считалось экологическое воспитание дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста, общаясь с природой, постепенно изучают мир, в котором они живут: раскрывают изумительное многообразие растительного и животного мира. Какова же роль природы в жизни человека? Ребята осознают роль природы и ее  ценность в жизни человека, испытывают нравственно – эстетические чувства и волнения к природе, побуждающие детей заботиться и приумножать богатства природы.

По мнению О. М. Леонтьевой, в раннем возрасте у детей формируется и постоянно совершенствуется его психические и физические качества. Это период роста и развития ребенка, начало становления личности человека.

Экологическое воспитание ребят - огромный потенциал их полного и всестороннего  развития. Это формирование у дошкольников знаний и представлений об окружающей среде, включающей в себя - общество людей и природу: понимание согласованности между этими составляющими мира и их зависимости между собой; а также разработку верных форм взаимодействия с природой и формирование у детей положительного и искреннего отношения к окружающей среде.

Вместе с термином «экологическое воспитание» в литературе (в том числе и дошкольной) инициативно используют термин «экологическая культура». В одних случаях он употребляется как синоним первого выражения, в других рассматривается как конечная цель экологического образования.

Очень удачное определение экологической культуры - это личная ответственность каждого человека за природу, его собственная деятельность в окружающей среде.

Если экологической сознание не будет привито человеку в детстве, то и в будущем такой человек не будет любить природу и заботиться о ней.

Именно в дошкольном возрасте, когда происходит раннее знакомство с природой, с объектами окружающей среды, у ребенка формируются основы экологического мышления и закладывается фундамент осознанного и правильного отношения к природе.

Экологическая культура – это новая категория, которая связана напрямую с наукой экологией и различными ее ответвлениями. Экология, в классическом понимании, включает такое центральное понятие, как взаимодействие какого-либо организма со средой его обитания. С помощью конкретных примеров из окружения дошкольника, могут быть заложены в его сознание основы его будущих взглядов на природу.

Вторым не менее важным аспектом экологии как науки является взаимодействие человека с природой. Именно этот аспект послужил развитию относительно новой отрасли в российской науке - социальной экологии, или экологии человека. В данном случае конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствий таких взаимодействий на здоровье самих людей и на состояние окружающей природы, могут быть взяты за основу для формирования у детей понимания данного вопроса.

Поэтому, в экологическом воспитании ребят дошкольного возраста, применяются соответствующие их возрасту главные идеи экологии:

  • среда и организм;
  •  человек и среда .

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека ответственных знаний и взглядов, готовность к деятельности, а также владению человеком практическими действиями, согласно требованию бережного, заботливого отношения к окружающей среде.

Исследования Гайдуровой И.А., Лаврентьевой Н.Г., Николаевой С.Н. и Рыжовой Н.П., доказывают, что дошкольники, в процессе целенаправленного влияния, формируют знания об экологии и основы экологической культуры.

Формируют разумно - правильное отношение к объектам живой и неживой природы, к явлениям природы.

Осознанно-правильное отношение рассматривают как связь знаний и оживленных проявлений ребенка, проявления интереса к явлениям природы .

Кроме того, экологическое воспитание дошкольников - огромный потенциал их общего развития ребенка. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него основные операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи среди объектов окружающей среды и обобщение.

Экологическая культура личности предполагает у человека определенные знания, а также владению практическими умениями, в соответствии  с нормами разумного и бережного отношения к природе .

Все знаменитые педагоги и философы прошлого времени придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Коменский ценил в природе источник знаний, определенное средство для развития чувств воли и ума.

Ушинский приветствовал «Введение детей в природу» и объяснять детям полезные и доступные знания для их речевого и умственного развития.

Направление: знакомство дошкольников с природой получило развитие в будущем в теории и практике в дошкольном советском воспитании в методических работах и  статьях: Быстрова А.А., Волкова Е.И., Степановой А.М.

Долгое время основной литературой для практиков дошкольного воспитания были методические пособия таких авторов, как:  М. М. Марковской, З. Д. Сизенко, С. А. Веретенниковой. Большое значение показали работы ведущих методистов и педагогов, в центре внимания которых значилось формирование наблюдения у детей за природой, как ведущего метода ознакомления с окружающим миром; разъяснение проверенных данных об окружающей среде.

В детских садах в настоящее время актуально проявление в экологическом воспитании нового поколения, которому свойственно особое видение природы, как предмета непрестанной заботы.

Возраст дошкольного детства – лучший этап в формировании экологической культуры у ребенка. Именно, в  этом возрасте формируются основы личности, в том числе доброе отношение к окружающему миру к матушке природе. В дошкольном возрасте маленький человек начинает выделять себя из окружающей среды, у ребенка развиваются правильные экологические позиции личности, которые, затем проявляются в осознанном взаимодействии ребенка с окружающей средой.

Благодаря этим качествам у дошкольников формируются знания, правила верного взаимодействия с природой, которые не могут ей навредить. Но при этом педагоги не ставят накопление знаний правильного отношения ребенка к природе самоцелью.

Дошкольное учреждение является необходимым звеном в системе непрерывного экологического образования, поэтому у воспитателей дошкольных учреждений стоит задача, сформировать у дошкольников правила ответственного отношения к природе и культуры рационального использования источников природы.

Необходимо у детей расширять знания и представления о природном и социальном мире, воспитывать осознанно - бережное отношение к природе, учить определять взаимосвязи между неживой и живой природой, учить основам элементарной экологической безопасности и умению взаимодействовать с окружающим миром.

Заботливое и доброе отношение ребенка к природе необходимо воспитывать в самом раннем возрасте, начиная с  семьи, затем продолжать знания об окружающей среде в дошкольном учреждении и в школе.

Ведь влияние природы на ребенка велико: природа встречает малыша океаном звуков, морем запахов, тайнами и загадками, заставляет ребенка остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира ,чувство привязанности к тому месту , где ты родился и живешь- прививает огромную любовь детей к природе.

Итак, воспитание экологической культуры у детей – основная задача дошкольного учреждения в настоящее время. Поэтому и начинать экологическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так как в этом возрасте у детей приобретенные знания и умения  преобразуются в крепкие убеждения.

Список используемых источников

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст ] / З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

2.Алябьева, С.А. Как организовать работу с детьми летом [Текст ] / Е.А. Алябьева. -  Библиотека воспитателя. - М., 2012. –128 с.

3.Алябьева, С.А. Пособие для воспитателей ДОО, групп продленного дня в начальной школе, студентов дошкольных факультетов. Игры – путешествия на участке детского сада [Текст ]/ Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.

4.Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. [Текст ]  / Л. Балаценко // Ребенок в детском саду. — 2012. — №5. — С. 80-82

5.Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии. Ребенок в детском саду [Текст ] И.В. Бодраченко. – 2013. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

6.Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст ]  / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. — 2008. — №7. — С. 36-42.

7.Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? [Текст ]  /  Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. — 2010. — №7. — С. 38-46.

8.Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст ]  / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. — 2010. — №7. — С. 12-20.

9.Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой [Текст ]  /  А.П. Букин. — М.: Просвещение. -2011. – 245 с.

10.Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст ]  / А.И. Васильева. — Мн.: Нар. света. -2012. – 74 с.

11.Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции [Текст ] / В.В. Войтенко . – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.

12.Волгина, В. С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции [Текст ] / В.С. Волгина.- М., 2017.

13.Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста[Текст] О.А. Воронкевич.-СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016.-512 с.

14.Воронкевич ,О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа. Методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. [Текст ]  /  О.А. Воронкевич.- Детство-Пресс, 2018 . – 512 с.

15.Воронкевич , О.А. Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. [Текст ]  /   О.А. Воронкевич.- Детство-Пресс, 2019.-176 с. 

16.Виноградова, Н.М. Работа с детьми в летний период   [Текст ] /  Н.М. Виноградова.  - М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Доклад на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период"

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период. Экологические проблемы являются глобальной проблемой населения земли. Ухудшение экологии влияет на здоровье взр...

Доклад на тему: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, и...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» »

Мы помним из долекого детства свои ассоциации,связанные с прикосновением природы....

Доклад по экологии " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста "

Доклад  по экологии " Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста "...

Доклад на тему"Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность."

дАННЫЙ ДОКЛАД БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП. в НЕМ ГОВОРИТСЯ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Доклад на тему " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. "

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...