Открытый досуг «День чая» в средней группе №4.1 «Улыбка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Литарская Светлана Михайловна

Знакомство с историей чая, правилами чаепития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_chaya.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый досуг

«День чая»

в средней группе №4.1 «Улыбка»

Подготовила и провела

Воспитатель 1-ой квалификационной категории

Литарская Светлана Михайловна

Москва

2021г.

Дети и ведущая одеты в русские народные костюмы.

Цель: знакомство с историей чая, правилами чаепития.

Задачи:

- познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара;

- развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание;

- воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.

Оборудование: костюмы русские народные, чайный сервиз, чай для заваривания, угощения к чаю.

Ход праздника.

Ведущая: Дорогие наши гости! Сегодняшнюю встречу, мы посвящаем прекрасному, полезному напитку, пришедшему к нам из далеких времен – его величеству ЧАЮ! Чай, чаек, чаище… В старинных лечебниках сказано: «Он освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, побуждает мысль и прогоняет лень». Для многих народов он также необходим и ничем не заменим как хлеб.

Чай горячий ароматный

И на вкус весьма приятный

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт

С благодарностью весь мир

славит чудо — эликсир

Родиной чайного дерева принять считать Китай.

Одна из старинных легенд так рассказывает о происхождении чая.

Давным — давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев зелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили использовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая прилив сил.

В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые услуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Чай поэты воспевали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и производство шелка, фарфора и бумаги.

В древности китайцы считали чай противоядием от 72 ядов и применяли только для лечения больных.

2 ведущая: А знаете ли вы как чай попал в Россию?

В1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то, какого дерева или травы, варят в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют. Называя чаем».

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» — так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но хан настоял на своём. Утверждая, что царю, напиток из листьев, который он посылает, придётся по душе.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.

Для бедных людей чай был лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться» а многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Чтобы чай получился вкусным и ароматным нужно уметь правильно его заваривать.

Мы сейчас проверим, умеете ли вы заваривать чай. Отвечайте на мои вопросы верно или неверно:

1. При длительном хранении чай теряет аромат? Верно.

2. Чай нужно хранить в пластиковой посуде. Неверно

3. Чай нужно заваривать водой, ее температура должно быть не более 60 градусов. Неверно

3. Заварочный чайник нужно ополоснуть кипятком Верно

4. Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем, чтобы не улетучились ароматические вещества.

5. Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней. Неверно

6. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок. Верно.

Как заваривать чай мы узнали, теперь необходимо накрыть на стол для чаепития.

В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле.

Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, хохломская расписная посуда.

С появлением самовара родился обычай посидеть за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела, а отгадаем загадки

Есть загадки в нашем зале

До того мудреные

Кто загадки отгадает

Попадет в ученые.

1.В брюхе – баня.

В носу – решето.

На голове – пупок.

Всего одна рука

И та — на спине. (Чайник)

2.Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)

3.Что на сковородку наливают.

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают? (Блин)

4.Ножек четыре.

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (Стол)

5.Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

6.Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут, и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его… (Лимон)

7.Он пыхтит как паровоз.

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

Наш следующий конкурс таков. Из каких произведений взяты эти строчки?

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит

И пыхтит,

И на бабу поглядывает. (К.И.Чуковский. Федорино горе)

Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!» (К.И.Чуковский. Муха-Цокотуха)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. (К.И. Чуковский. Мойдодыр)

Хоть закончен разговор

Приглашаем всех за стол

Чашка чаю ждёт гостей

Приглашаем всех друзей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг "День летних именинников" в средней группе

Досуг в средней группе с участием родителей...

Досуг «День матери» - для детей средней группы

Вашему вниманию представляем методическую разработку по проведению досуга для детей средней группы. К сценарию прилагаются тексты песен и разработка танцаСанкт-Петербурга, 2017. —  6 с....

Досуг "День рождения Деда Мороза" средняя группа

Досуг "День рождения Деда Мороза" средняя группа...

Конспект досуга «День птиц» для детей средней группы

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц.Задачи:показать многоцветие и разнообразие мира птиц;через загадки, стихи и игры обобщить знания детей о птицах.воспитывать чувство любви к родно...

Досуг "День Великой Победы" для средних групп

Сценарий досуга, посвященного Великой Победе, для средних групп...

Методическая разработка Спортивный досуг «День Матери» для детей средней группы и их мам

Спортивный досуг«День Матери»для детей средней группы и их мам Форма проведения: совместный с родителями (мамами) праздник.Цель: привлечь родителей воспитанников к участию в совместно...

СЦЕНАРИЙ Физкультурно-Музыкального досуга «День здоровья» для детей средних групп

Задачи: 1. Прививать детям навыки и привычки здорового образа жизни в процессе игровой, двигательной деятельности; 2. Закрепить знания о пользе витаминов, фруктов и овощей; 3. Развивать...