социально-экологический проект «Город зелёного цвета»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Спириденкова Ирина Анатольевна

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое. Экологическое образование и просвещение должно быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.

Проблема:     формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gor.zel_.tsv_.novyy_.docx33.3 КБ
Файл prezent.zapovedniki.pptx1.15 МБ
Файл nod_k_zelenomu_gor.docx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

                               

Городской конкурс

социально-значимых педагогических проектов

среди педагогов дошкольных образовательных организаций

города Смоленска

Спириденкова Ирина Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

воспитатель

(должность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

(полное наименование образовательной организации)

социальный экологический проект «Город зелёного цвета»

 (направление и  название разработки)

2022 год

       

Пояснительная записка

Вид проекта:      целевой, практико-ориентированный        

Тип проекта:      детско-взрослый, открытый

Продолжительность:    средней продолжительности

Сроки реализации:   2-3 кварталы (май, июнь, июль, август)

Участники:   воспитанники старшей группы, педагоги, узкие специалисты, родители, другие работники детского сада

Возраст участников: 5-6 лет

Место проведения:  групповая комната, ИЗО-студия в детском саду, клумбы на территории детского сада, Аптекарский огород, музыкальный зал

Охватываемые образовательные области:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, экологическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность темы:    Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое. Экологическое образование и просвещение должно быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.

Проблема:     формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Цели проекта:   

  •  формирование начал экологической культуры, т.е. становления осознанно-правильного отношения детей непосредственно к самой природе (во всем ее многообразии), к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;
  • отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
  •  познакомить с разнообразием окружающего мира, его богатством и

красотой;

  • Формирование элементов патриотического и эстетического воспитания

Задачи проекта:

  • формировать бережное отношение детей к окружающей среде;
  • формировать навыки коммуникативного общения, учить работать в сотворчестве со сверстниками и взрослыми;
  • учить детей самостоятельно ухаживать за растениями;
  • развивать художественный вкус, эстетическое восприятие окружающего пространства;
  • вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
  • реализовывать творческие замыслы детей, поощрять проявление инициативы;
  • расширять представление детей о растительном и природном мире;
  • знакомить детей с методами и средствами ухода за растениями и способами улучшения экологической среды;
  • воспитать моральные и нравственные качества, необходимые человеку будущего.

Принципы и подходы:

  • систематичность
  • наглядность
  • доступность
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • сезонность

Материалы и оборудование:  мультимедийные файлы, аудио и видеозаписи, оборудование для их демонстрации, дидактические и развивающие игры по данной теме, изобразительные материалы, особо выделенные участки, на которых дети могут проявить свои умения в уходе за растениями, книги о животных и природе (В.Бианки, Н.Сладков, М.Пришвин, К.Паустовский, Г.Снегирев, В.Чаплина, И.Акимушкин, Ю.Дмитриев и др.писатели), музыкальные произведения для прослушивания в группе (Лакен «Кукушка», Григ «Утро», Чайковский «Времена года» и др.).

Структура проекта:

1. Содержание

  • просмотр видеоматериалов о животных, растениях, насекомых, птицах, природоохранных заповедниках
  • беседы с детьми об охране окружающей среды, просмотр видеоматериалов о заповедниках в РФ
  • мини-экскурсии в Музей насекомых
  • оборудование «Огорода на подоконнике»
  • чтение сказок и рассказов о природе
  • прослушивание современных и классических музыкальных произведений на темы, связанные с природой
  • проведение НОД по познавательному развитию согласно плану
  • организация дидактических игр
  • выставки детского творчества согласно плану
  • оформление стенгазеты «Лечебные растения Смоленской  области»

2. Формы организации детей

  • продуктивная деятельность
  •  занятия по познавательному развитию
  • музыкально-художественная деятельность
  • самостоятельная игровая деятельность в уголке природы, Музее насекомых, на участке
  •  работа в изостудии, уголке творчества
  • беседы, чтение рассказов и сказок о природе
  • прослушивание музыкальных произведений
  • создание мини-галереи творческих работ воспитанников

3. Методы и приемы организованной деятельности

  • игровые
  • демонстрационные
  • объяснительно-иллюстративные
  • словесные (диалог, беседы, чтение художественных произведений)
  • дидактические игры
  • совместная деятельность взрослых и детей
  • создание и оформление выставки творческих работ детей
  • прослушивание музыкальных произведений
  • двигательная активность (физминутки, подвижные игры)

4. Предполагаемый результат

           Дети  проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, вместе со взрослыми участвуют в доступных их возрасту природоохранных мероприятиях, выражают свои эмоции в творчестве, работают на природе и выделенных участках, в них закладывается чувство ответственности за свою меру участия в охране окружающей среды.

5. Контроль и оценка деятельности

         Представление продуктов деятельности (НОД по тематике проекта, совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ, организация мини-выставки детских работ, оформление стенгазеты, участие в конкурсах детско-родительского творчества).

6. Заключительный этап

  • анализ и оформление результатов проектной деятельности.
  • анкетирование и опрос детей.
  • создание презентации.
  • создание выставки детского творчества.

Тематическое планирование занятий по проекту «Город зеленого цвета»

Месяц  

№№

         Тема занятия

Май

1

Наш зимний сад

Экскурсия с детьми в зимний сад в здании д/сада

2

Комнатные растения

Вместе с детьми рассмотреть комнатные растения, живущие в группе (декоративные цветы, огород на подоконнике)

3

Рост и развитие растений

Беседа с детьми о том, как живут и растут растения, что им необходимо для жизни

4

Природа живая и неживая

Беседа с детьми в группе о том, что такое живая и неживая природа

Июнь

1

Многообразие растений и их связь со средой обитания

Беседа с детьми на участке о многообразии живого мира вокруг нас

2

Растения – друзья и враги

Рассказать детям о пользе растений для человека, о том, что среди растений встречаются и вредные, ядовитые для людей растения.

3

Растения на участке

Экскурсия по территории д/сада, чтобы вместе с детьми рассмотреть деревья и цветы, растущие там

4

Удивительное – рядом (растения)

Рассказать детям об удивительном мире растений, о необычных деревьях и цветах (просмотр видео)

5

Цветочные фантазии

Предложить детям помогать воспитателям ухаживать за цветами на участке, объясняя, что нужно цветам для того, чтобы они хорошо росли. Вместе с детьми создать их собственную клумбу.

Июль

1

«Есть у нас огород…»

Привлекать детей к уходу за грядками в огороде на территории д/сада, рассказать им о том, что необходимо овощам для хорошего роста.

2

Вкусно и полезно

Вспомнить и обсудить с детьми пользу овощей и фруктов для здоровья человека. Напомнить о витаминах.

3

Аптекарский огород – что это?

Рассказать детям об «аптекарских огородах», провести экскурсию на Аптекарский огород д/сада.

4

Лекарства с клумбы

Совместно с детьми и родителями выпустить стенгазету «Таблетки растут на ветке», про лечебные растения Смоленской области.

Август

1

Что такое – заповедник?

Рассказать детям о заповедниках мира и России. Просмотр видео о заповедниках России.

2

Как человек использует природу

Беседа с детьми о том, как люди используют природу, о необходимости бережного к ней отношения.

3

Красная книга

Рассказать детям о том, что такое Красная книга. Чтение Красной книги вместе с детьми.

4

Как человек охраняет природу

Беседа с детьми о том, какими методами человек сохраняет окружающую природу, что могут сделать даже дети для сохранения Зеленого города.

5

Зелень для осенних дней

Предложить детям создать в группе огород пряных трав, салатов и зеленого лука для борьбы с зимним авитаминозом.

Провести беседу, в которой подвести итоги летних наблюдений за растениями в природе, объяснить детям, что скоро наступит осень, и растения уйдут на покой.

                          Список использованной литературы:

  1. М.Васильева, Н.Веракса, Т.Комарова – «ФГОС Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
  2. В.Гербова, Н.Губанова, О.Дыбина – «Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» (4-5 лет)
  3. О.Соломенникова – «Ознакомление с природой в детском саду (4-5) лет», конспекты занятий
  4. Н.Веракса, О.Галимов – «ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
  5. Е.Крашенинников, О.Холодова – «ФГОС Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7 лет)»
  6. Л.Куцакова – «ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 лет)»
  7. Т.Комарова – «Изобразительная деятельность в детском саду (4-5 лет) средняя группа»
  8. С.Николаева – «ФГОС Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада (4-5 лет) 
  9. С.Николаева  Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома
  10. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей
  11. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет.
  12. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
  13. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе
  14.  Е.Яковлева – «Важность экологического воспитания дошкольника»

АНКЕТИРОВАНИЕ

«ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕЕ ОХРАНЕ»

  1. Проявляете ли вы интерес к проблемам экологии?________________
  2. В чем это выражается? ____________________________________________________________
  3. Что такое природа?__________________________________________________________________________________________________________________
  4.  Что такое экология? __________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Что такое охрана природы?__________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какую ценность имеет природа для человека?__________________________________________________________________________________________________________________
  7. А для вас лично?____________________________________________________________________________________________________________________
  8. Каковы правила поведения человека в природе?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Что такое Красная Книга?____________________________________________________________________________________________________________________
  10.  Правильно ли делить животных и растения на полезные и вредные? __________________________________________________________________________________________________________________________
  11.  От кого человек должен охранять природу? __________________________________________________________________________________________________________________________
  12.  Что лично вы делаете для сохранения природы? __________________________________________________________________________________________________________________________
  13.  Что вы можете сделать еще? __________________________________________________________________________________________________________________________
  14.  Чем вас привлекает природоохранная деятельность? __________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАПОВЕДНИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ РОССИИ

Слайд 2

АРКТИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Слайд 3

КУРШСКАЯ КОСА

Слайд 4

ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ

Слайд 5

ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Слайд 6

КРОНОЦКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Слайд 7

ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ

Слайд 8

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МОРСКОЙ ЗАПОВЕДНИК

Слайд 9

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «БАШКИРИЯ»

Слайд 10

ПРИМОРСКИЙ ПАРК «ЗЕМЛЯ ЛЕОПАРДА»

Слайд 11

СМОЛЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ

Слайд 12

СМОЛЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ

Слайд 13

Охранять природу — значит охранять Родину. Пришвин М. М .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально –экологический Проект «Зелёное золото Югры!»

Проект:  «Сохраним хвойные деревья!»Цель: вовлекать подрастающее поколение  в решение реальных проблем Задачи:vдать понятие, что Земля наш общий дом;vпознакомить с экологиче...

Проект "Наш город зелёный и чистый"

Красткосрочный информационно-практический проект, направленный на формирование у детей гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы родного города....

Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"

Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным  цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....

Методическая разработка - конспект совместной деятельности в соответствие с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»: «День зелёного цвета, или Путешествие в Изумрудный город»

Данная методическая разработка была произведена с целью корректировки психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста. Этот конспект совместной деятельности был создан в соответствие с ФГОС Д...

Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...

Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...