социально-экологический проект «Город зелёного цвета»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое. Экологическое образование и просвещение должно быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.
Проблема: формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gor.zel_.tsv_.novyy_.docx | 33.3 КБ |
prezent.zapovedniki.pptx | 1.15 МБ |
nod_k_zelenomu_gor.docx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс
социально-значимых педагогических проектов
среди педагогов дошкольных образовательных организаций
города Смоленска
Спириденкова Ирина Анатольевна
(фамилия, имя, отчество)
воспитатель
(должность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
(полное наименование образовательной организации)
социальный экологический проект «Город зелёного цвета»
(направление и название разработки)
2022 год
Пояснительная записка
Вид проекта: целевой, практико-ориентированный
Тип проекта: детско-взрослый, открытый
Продолжительность: средней продолжительности
Сроки реализации: 2-3 кварталы (май, июнь, июль, август)
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, узкие специалисты, родители, другие работники детского сада
Возраст участников: 5-6 лет
Место проведения: групповая комната, ИЗО-студия в детском саду, клумбы на территории детского сада, Аптекарский огород, музыкальный зал
Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, экологическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы: Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое. Экологическое образование и просвещение должно быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.
Проблема: формирование начал экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Цели проекта:
- формирование начал экологической культуры, т.е. становления осознанно-правильного отношения детей непосредственно к самой природе (во всем ее многообразии), к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;
- отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
- познакомить с разнообразием окружающего мира, его богатством и
красотой;
- Формирование элементов патриотического и эстетического воспитания
Задачи проекта:
- формировать бережное отношение детей к окружающей среде;
- формировать навыки коммуникативного общения, учить работать в сотворчестве со сверстниками и взрослыми;
- учить детей самостоятельно ухаживать за растениями;
- развивать художественный вкус, эстетическое восприятие окружающего пространства;
- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- реализовывать творческие замыслы детей, поощрять проявление инициативы;
- расширять представление детей о растительном и природном мире;
- знакомить детей с методами и средствами ухода за растениями и способами улучшения экологической среды;
- воспитать моральные и нравственные качества, необходимые человеку будущего.
Принципы и подходы:
- систематичность
- наглядность
- доступность
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
- сезонность
Материалы и оборудование: мультимедийные файлы, аудио и видеозаписи, оборудование для их демонстрации, дидактические и развивающие игры по данной теме, изобразительные материалы, особо выделенные участки, на которых дети могут проявить свои умения в уходе за растениями, книги о животных и природе (В.Бианки, Н.Сладков, М.Пришвин, К.Паустовский, Г.Снегирев, В.Чаплина, И.Акимушкин, Ю.Дмитриев и др.писатели), музыкальные произведения для прослушивания в группе (Лакен «Кукушка», Григ «Утро», Чайковский «Времена года» и др.).
Структура проекта:
1. Содержание
- просмотр видеоматериалов о животных, растениях, насекомых, птицах, природоохранных заповедниках
- беседы с детьми об охране окружающей среды, просмотр видеоматериалов о заповедниках в РФ
- мини-экскурсии в Музей насекомых
- оборудование «Огорода на подоконнике»
- чтение сказок и рассказов о природе
- прослушивание современных и классических музыкальных произведений на темы, связанные с природой
- проведение НОД по познавательному развитию согласно плану
- организация дидактических игр
- выставки детского творчества согласно плану
- оформление стенгазеты «Лечебные растения Смоленской области»
2. Формы организации детей
- продуктивная деятельность
- занятия по познавательному развитию
- музыкально-художественная деятельность
- самостоятельная игровая деятельность в уголке природы, Музее насекомых, на участке
- работа в изостудии, уголке творчества
- беседы, чтение рассказов и сказок о природе
- прослушивание музыкальных произведений
- создание мини-галереи творческих работ воспитанников
3. Методы и приемы организованной деятельности
- игровые
- демонстрационные
- объяснительно-иллюстративные
- словесные (диалог, беседы, чтение художественных произведений)
- дидактические игры
- совместная деятельность взрослых и детей
- создание и оформление выставки творческих работ детей
- прослушивание музыкальных произведений
- двигательная активность (физминутки, подвижные игры)
4. Предполагаемый результат
Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, вместе со взрослыми участвуют в доступных их возрасту природоохранных мероприятиях, выражают свои эмоции в творчестве, работают на природе и выделенных участках, в них закладывается чувство ответственности за свою меру участия в охране окружающей среды.
5. Контроль и оценка деятельности
Представление продуктов деятельности (НОД по тематике проекта, совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ, организация мини-выставки детских работ, оформление стенгазеты, участие в конкурсах детско-родительского творчества).
6. Заключительный этап
- анализ и оформление результатов проектной деятельности.
- анкетирование и опрос детей.
- создание презентации.
- создание выставки детского творчества.
Тематическое планирование занятий по проекту «Город зеленого цвета»
Месяц | №№ | Тема занятия | |
Май | 1 | Наш зимний сад | Экскурсия с детьми в зимний сад в здании д/сада |
2 | Комнатные растения | Вместе с детьми рассмотреть комнатные растения, живущие в группе (декоративные цветы, огород на подоконнике) | |
3 | Рост и развитие растений | Беседа с детьми о том, как живут и растут растения, что им необходимо для жизни | |
4 | Природа живая и неживая | Беседа с детьми в группе о том, что такое живая и неживая природа | |
Июнь | 1 | Многообразие растений и их связь со средой обитания | Беседа с детьми на участке о многообразии живого мира вокруг нас |
2 | Растения – друзья и враги | Рассказать детям о пользе растений для человека, о том, что среди растений встречаются и вредные, ядовитые для людей растения. | |
3 | Растения на участке | Экскурсия по территории д/сада, чтобы вместе с детьми рассмотреть деревья и цветы, растущие там | |
4 | Удивительное – рядом (растения) | Рассказать детям об удивительном мире растений, о необычных деревьях и цветах (просмотр видео) | |
5 | Цветочные фантазии | Предложить детям помогать воспитателям ухаживать за цветами на участке, объясняя, что нужно цветам для того, чтобы они хорошо росли. Вместе с детьми создать их собственную клумбу. | |
Июль | 1 | «Есть у нас огород…» | Привлекать детей к уходу за грядками в огороде на территории д/сада, рассказать им о том, что необходимо овощам для хорошего роста. |
2 | Вкусно и полезно | Вспомнить и обсудить с детьми пользу овощей и фруктов для здоровья человека. Напомнить о витаминах. | |
3 | Аптекарский огород – что это? | Рассказать детям об «аптекарских огородах», провести экскурсию на Аптекарский огород д/сада. | |
4 | Лекарства с клумбы | Совместно с детьми и родителями выпустить стенгазету «Таблетки растут на ветке», про лечебные растения Смоленской области. | |
Август | 1 | Что такое – заповедник? | Рассказать детям о заповедниках мира и России. Просмотр видео о заповедниках России. |
2 | Как человек использует природу | Беседа с детьми о том, как люди используют природу, о необходимости бережного к ней отношения. | |
3 | Красная книга | Рассказать детям о том, что такое Красная книга. Чтение Красной книги вместе с детьми. | |
4 | Как человек охраняет природу | Беседа с детьми о том, какими методами человек сохраняет окружающую природу, что могут сделать даже дети для сохранения Зеленого города. | |
5 | Зелень для осенних дней | Предложить детям создать в группе огород пряных трав, салатов и зеленого лука для борьбы с зимним авитаминозом. Провести беседу, в которой подвести итоги летних наблюдений за растениями в природе, объяснить детям, что скоро наступит осень, и растения уйдут на покой. |
Список использованной литературы:
- М.Васильева, Н.Веракса, Т.Комарова – «ФГОС Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
- В.Гербова, Н.Губанова, О.Дыбина – «Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» (4-5 лет)
- О.Соломенникова – «Ознакомление с природой в детском саду (4-5) лет», конспекты занятий
- Н.Веракса, О.Галимов – «ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
- Е.Крашенинников, О.Холодова – «ФГОС Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7 лет)»
- Л.Куцакова – «ФГОС Трудовое воспитание в детском саду (3-7 лет)»
- Т.Комарова – «Изобразительная деятельность в детском саду (4-5 лет) средняя группа»
- С.Николаева – «ФГОС Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада (4-5 лет)
- С.Николаева Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома
- Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет.
- Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
- Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе
- Е.Яковлева – «Важность экологического воспитания дошкольника»
АНКЕТИРОВАНИЕ
«ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕЕ ОХРАНЕ»
- Проявляете ли вы интерес к проблемам экологии?________________
- В чем это выражается? ____________________________________________________________
- Что такое природа?__________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое экология? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое охрана природы?__________________________________________________________________________________________________________________
- Какую ценность имеет природа для человека?__________________________________________________________________________________________________________________
- А для вас лично?____________________________________________________________________________________________________________________
- Каковы правила поведения человека в природе?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое Красная Книга?____________________________________________________________________________________________________________________
- Правильно ли делить животных и растения на полезные и вредные? __________________________________________________________________________________________________________________________
- От кого человек должен охранять природу? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Что лично вы делаете для сохранения природы? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Что вы можете сделать еще? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Чем вас привлекает природоохранная деятельность? __________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АРКТИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
КУРШСКАЯ КОСА
ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ
ПРИОКСКО-ТЕРРАСНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
КРОНОЦКИЙ ЗАПОВЕДНИК
ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МОРСКОЙ ЗАПОВЕДНИК
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «БАШКИРИЯ»
ПРИМОРСКИЙ ПАРК «ЗЕМЛЯ ЛЕОПАРДА»
СМОЛЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ
СМОЛЕНСКОЕ ПООЗЕРЬЕ
Охранять природу — значит охранять Родину. Пришвин М. М .
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально –экологический Проект «Зелёное золото Югры!»
Проект: «Сохраним хвойные деревья!»Цель: вовлекать подрастающее поколение в решение реальных проблем Задачи:vдать понятие, что Земля наш общий дом;vпознакомить с экологиче...
Проект "Наш город зелёный и чистый"
Красткосрочный информационно-практический проект, направленный на формирование у детей гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы родного города....
Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"
Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....
Методическая разработка - конспект совместной деятельности в соответствие с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»: «День зелёного цвета, или Путешествие в Изумрудный город»
Данная методическая разработка была произведена с целью корректировки психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста. Этот конспект совместной деятельности был создан в соответствие с ФГОС Д...
Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...
Социально – экологический проект «Мы за чистый город!» для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Мы за чистый город!" направлен на изучение экологической обстановки городе Усть-Лабинска, изучение роли жителей, проживающих в нашем городе в загрязнении окружающей среды и определен...