Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Возраст детей: 5 – 7 лет.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях;
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений
(перец, лук, огурец, овес);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для
роста растений;
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных
условиях;
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять
разнообразие детских работ, вариативность;
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив,
взрыхление, прополка сорняков);
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте
растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать
наблюдения в рисунке;
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатамРазвивать
познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста
растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и
разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
1
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в
огороде на подоконнике.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я недля.
2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.
1 этап – подготовительный.
Этапы реализации проекта.
1-я неделя
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике» (Приложение 1) Цель: Просвещать родителей по данной теме.
3. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
2 этап – основной.
2-я неделя
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
5. Занятие «Дикорастущие и культурные растения» (Приложение 2)
2
Цель: Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.
6. Рассматривание семян овощей через лупу.
Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам
7. Практическая деятельность: посадка лук, огурца, перец, овса Цель: Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
3 - неделя
8. Опыт – наблюдение No1 за ростом лука, огурца, перца, овса (Приложение No 3)
Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, огурца, перца, овса.
9. Труд в уголке природы.
Цель: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
10. Опыт- наблюдение No2 за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. (Приложение No 3)
Цель: Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). 11. Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». (Приложение 4)
Цель: Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
12. Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды» (Приложение 4)
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.
13. Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений, заполнять дневник наблюдений.
14. Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».
Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
3
3 этап – заключительный.
4-я неделя
15. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. 16. Анализ результативности
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности
по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили
необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на
окне.
4. Задание на лето: сделать огородный фоторепортаж о выращенных овощах
(посадка, прополка, полив, консервирование).
5. Предложить родителям собрать коллекцию семян распространенных в нашем
регионе.
Список литературы
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г
2. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
5.Интернет ресурсы.
4
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие растения».
Цель: Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.
Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.
Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод.
Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).
Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.
Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.
Конспект занятия в старшей группе «Дикорастущие и культурные растения»
Цель занятия: Сформировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения» нашей местности. Раскрыть значение культурных растений для человека, показать их разнообразие, познакомить с трудом овощевода, садовода. Развивать познавательную активность детей, умения обращаться с дикорастущими растениями, учить детей наблюдать.
5
Оборудование: иллюстрации, муляжи овощей и фруктов, атрибуты к национальной игре «Огородная».
Задачи:
1. Дать детям понятие о дикорастущих и культурных растениях.
2. Показать разнообразие культурных растений и их значение в жизни человека.
Ход занятия:
В лесу, на лугу, в водоеме растут растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживает. Это дикорастущие растения. Например, береза, дуб, акация, одуванчик, подорожник и т. д.
Назовите дикорастущие растения нашего края. (Ответы детей)
Есть еще в природе культурные растения? Как вы думаете, ребята, какие это растения? (которые выращивает человек (в поле, в саду, в огороде.).
Приведите примеры культурных растений. (Слива, яблоня, смородина, малина, овес, пшеница, огурцы, редис и т. д.).
Человек выводил культурные растения из дикорастущих. Он отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни, листья и сеял нужные растения поблизости от своего дома, ухаживал за ними.
Назовите культурные растения нашей местности. (Ответы детей)
Культурные растения могут быть разнообразными, мы с вами поиграем в игру «Овощи, фрукты, зерновые культуры», а потом вы подумаете и скажите о значении культурных растений в жизни человека
Игра «Овощи, фрукты, зерновые культуры».
Дидактическая задача: повторить названия овощей, фруктов, зерновых культур; закрепить умение обобщать их в группы.
Воспитатель показывает иллюстрацию культурных растений, муляжи овощей, фруктов, а дети называют группу, к которой они относятся. (Ответы детей)
Например: морковь – овощи, лук – овощи, овес – зерновые культуры, груша – фрукты, рожь – зерновые культуры, яблоко –фрукты и т. д.
6
Послушайте стихотворение и назовите культурные растения, которые вы услышали
Щедрый урожай
...Все повсюду золотится,
И поля, и лес, и луг.
Сколько вызрело за лето Ягод, фруктов, овощей...
За оградой, у оград
Вызрел сочный виноград. Перед входом в огород Чудо-яблонька растет;
Стали яблоки, как сахар,
А точнее – просто мед.
И везде, как на подбор,
К помидору помидор Поднялись по огороду Перевалы красных гор. Листья редкие кружат
Тыквы желтые лежат... Завернувшись в листья густо, Набирает сил капуста; Слитки золота вокруг –
Это убран спелый лук. Урожай, урожай!
Собирать успевай! А. Игебаев
7
(Проверяем ответы детей с помощью презентации 1)
Овощевод занимается выращиванием овощных культур для получения овощей (капуста, свекла, огурцы, помидоры, редис, морковь и т. д.). Методом рассады в парниках можно выращивать овощи круглый год. Овощеводы занимаются посадкой, поливом, прополкой, сбором овощей.
Садовод занимается выращиванием плодовых культурных растений для получения фруктов (яблоки, груши, сливы и т. д.). Садоводы сажают плодовые деревья и кустарники, обрабатывают их от вредных насекомых, поливают, собирают урожай фруктов.
Назовите, что созревает в наших садах? (Ответы детей: малина, смородина, крыжовник, вишня, яблоки и т. д.)
А теперь поиграем в игру «Огородно-хороводная»
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет. Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
Ты морковь поспеши, Ты немножко попляши, А потом не зевай
и в корзину полезай.
Дальше поем про капусту, лучок, картофель. Игра повторяется 2-3 раза, «Ребенок-овощ» меняет атрибут.
В конце занятия подводится итог (Презентация 2)
Сегодня мы с вами узнали много о дикорастущих и культурных растениях.
1. Назовите, пожалуйста, одно культурное растение: овощ, фрукт или зерновое. (Ответы детей)
8
2. Назовите, пожалуйста, одно дикорастущее растение. (Ответы детей)
3. Почему жизнь дикорастущих растений не зависит от человека? (Ответы детей) 4. Из каких растений человек вывел культурные растения? (Ответы детей)
Молодцы! Наше занятие подошло к концу, мы с вами много узнали о дикорастущих и культурных растениях.
Наблюдение No 1 «Выращиваем лук»
Цель: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц. Мы сажали лук на прошлой неделе, в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков - дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук.
Консультация для родителей «Огород на окне»
Природа является неисчерпаемым источником познания, развивая мыслительную деятельность, она оказывает воздействие на эстетическое и нравственное воспитание ребёнка.
В «городских джунглях» нет земледелия, а за частую не все дети выбираются загород и не имеют возможности наблюдать за ростом растений и участвовать в посадке и уходе за ними. Но есть
простой выход – огород на подоконнике! Это не только возможность вырастить урожай своими руками, но и привлечь ребёнка к посадке и уходу за растениями, помочь понять секреты и тайны природы. Приобщая ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем мини-огороде, не забывайте, что ребёнку для лучшего познания нужно задействовать все органы чувств: всё понюхать, пощупать, посмотреть, попробовать на вкус, послушать. Не лишайте его этой возможности.
Выращивать дома можно зелень, бобовые, лук, листовой салат, перец и другие овощные культуры. Обсудите с ребёнком, что будете высаживать, подготовьте почву, инструменты, и за дело!
9
Несколько подсказок перед началом работы
Внимание детей непродолжительное, привлекает всё интересное, поэтому и занятия с растениями должны быть увлекательными, доставлять удовольствие
Высаживайте растения, которые быстро растут и дают урожай, так как видимые результаты помогают поддерживать интерес ребёнка к деятельности
Наблюдая и выращивая цветы, сравнивайте их по форме, размеру, обращайте внимание на результаты труда
Выращенные собственными руками овощи обязательно пробуйте вместе с детьми. Собственный опыт дает ребёнку ощущение успеха, поможет ближе познакомиться с природой, установить взаимосвязь между растениями и людьми, а главное - это
прекрасная возможность провести время со всей семьей.
Желаю вам с пользой и удовольствием провести время со своими детьми!