Занятие в старшей группе " Международный день лесов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рябухина Нина  Никитична

 «Международный день лесов»

 

Задачи:

  • Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателей.
  • Формировать у детей представления о взаимосвязи леса и человека, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, закрепить правила поведения в лесу; активизировать и обогащать словарь детей;
  • Развивать творческую, познавательную активность детей, устойчивость внимания, мелкую моторику.
  • Воспитывать у детей интерес, любознательность, бережное отношение и ответственность за лес и его обитателей.

Материалы и оборудование:

Сюжетные картинки деревья, силуэты птиц, цветы, мольберты, указка, магниты, разрешающие и запрещающие знаки, альбомные листы и карандаши.

Ход нод:

Воспитатель:

Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в лес. В этом лесу живут лесные жители

В лесу с утра до вечера

Дежурит Дед Лука…

Дремучий лес доверчиво

Встречает лесника.

А дед глазами добрыми

Глядит на темный лес.

Живет в лесу он издавна,

Следит за лесом пристально:

Чтоб лес не заболел,

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сытыми,

Чтоб жук кору не ел.

Воспитатель:

А что вы про лес знаете? Порядки лесные соблюдаете?

Дети: Да.

Воспитатель:

Вот я сейчас это и посмотрю.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это?

Дети: Дерево.

Воспитатель:

А какие деревья вы знаете? Назовите их.

Воспитатель выставляет мольберт с сюжетными картинками деревьев,дети называют изображенные на них деревья:

Береза, Дуб, Клен, Ель, Сосна, Осина, Липа.

Воспитатель:

- Чем деревья похожи между собой?

- Чем отличаются друг от друга?

Дети: У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей, называются хвойными.

Воспитатель:

- Как будет называться лес, в котором растут хвойные деревья? – хвойный.

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные деревья? – лиственный.

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?

Дети: Смешанным.

Воспитатель:

Случается, что в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Как называют лес или его часть, где растут только ели.

Дети: Ельник.

:Воспитатель:

Вот давайте поиграем, я называю деревья, а вы лес, состоящий из них.

• Дидактическое упражнение «Какой бывает лес?»

Лесовик называет деревья, дети лес,состоящий из них:

Береза – березовая роща

Дуб – дубрава

Осина – осинник

Сосна – сосновый бор

Ольха – ольховник.

Воспитатель:

Молодцы, справились с моим первым заданием! Отгадав загадки, вы узнаете, что еще растет в лесу.

Загадки

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Черемуха.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками …

- Малина.

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане.

Богач не велик,

А орешками наделит.

- Орешник

Черемуха, малина, орешник – как это назвать одним словом?

Дети: Кустарники.

Воспитатель:

Ребята, а чем деревья отличаются от кустарников?

Дети: У деревьев – один толстый ствол, у кустарников – несколько более тонких стволов.

Какие молодцы! Все знают! Но в лесу растут еще травы и цветы. А какие, узнаете, рассмотрев эти картинки.

Дидактическое упражнение«Собери картинку»:

Колокольчик, одуванчик, гвоздика, ромашка, Иван-да-Марья, лесная фиалка, ландыш, незабудка, лютик едкий, клевер.

После выполнения задания воспитатель опрашивает детей, кто какую картинку собрал.

Как одним словом это назвать?

Дети: Цветы.

Если много разных трав растет на опушке леса или на лугу, то их называют красивым словом «Разнотравье».

Травы, кустарники, деревья – что это?

Дети: Растения.

Ребята, лес – это дом, в котором живут звери и птицы.

Воспитатель:, я предлагаю ребятам немного поиграть. Игра называется «Прилетели птицы». Ребята, покажем деду, каких птиц мы знаем.

Если я буду произносить названия птиц – машем руками, как птицы крыльями.

Если я назову что-то другое – хлопайте в ладоши.

Дети выходят на ковер, проводится игра «Прилетели птицы».

• Игра малой подвижности «Прилетели птицы».

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, галки и скворцы,

Комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Дятлы и стрижи, вороны, грачи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки.

Лебеди и утки – и спасибо шутке!

Игра«Что такое хорошо и что такое плохо». Правила игры. Дети делятся на две команды. Участники первой команды должны назвать все, что для деревьев хорошо, а участники второй – все, что для деревьев плохо.

Воспитатель говорит, что в лесу живут разные обитатели, что лес это дом для лесных жителей. Спрашивает, кто живет в лесу (ответы детей).

В-ль: А вы знаете, что не всегда обитателям леса живется в лесу хорошо? Кто бывает виноват, если в лесу случается пожар? Или лес завален мусором? Как можно помочь лесным жителям?

- А как же нужно вести себя в таком красивом лесу?

- Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

-Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

- Молодцы!

Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены альбомные листы и карандаши. Дети рисуют листовки «Деревья»

Читаю четверостишье

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

- Молодцы ребята!

- Ребята скажите, где мы побывали?

(В лесу).

- Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Международный день прав человека»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе«Международный день прав человека»...

Конспект занятия в старшей группе "Международный день коренных народов Севера"

Формирование знаний детей с жизнью и бытом коренных жителей Севера...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Международный День Земли»

Конспект  НОД по познавательному развитию в старшей группе «Международный День Земли»...

НОД в поготовительной группе "Международный день леса"

Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателей.Формировать у детей представления о взаимосвязи леса и человека, растений и животных, их пищевой зависимости дру...

НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Международный день птиц"

quot;Международный день птиц" конспект к занятию в старшей группе....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Международный день леса».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Международный день леса»....