Проект по социально-педагогическому направлению для детей 4-5 лет тема: «Изучаем времена года»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта | Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе. |
Задачи проекта | для детей:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izuchaem_vremena_goda.docx | 535.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ул.Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru, ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ
Проект
по социально-педагогическому направлению
для детей 4-5 лет
тема: «Изучаем времена года»
Срок реализации 1 месяц
п. Пангоды, 2020 год
Содержание
№ | Название раздела | Страница |
Паспорт проекта | 3 | |
1. | Пояснительная записка. | 4 |
2. | Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект | 4 |
2.1. | Цель и задачи проекта | 5 |
2.2. | Дидактические принципы обучения детей | 5 |
3. | Этапы реализации проекта | 5 |
3.1. | Взаимодействие с родителями | 7 |
3.2. | Ожидаемые результаты | 7 |
3.3. | Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа) | 8 |
3.4. | Материально-техническое оснащение | 8 |
4. | Список используемой и рекомендуемой литературы | 8 |
5. | Формы оценивания качества образовательной деятельности по проекту | 8 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | Изучаем времена года |
Основания для разработки проекта |
|
Руководитель проекта | Кириллова Н.А., воспитатель МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды». |
Участники проекта | Воспитатель, дети группы «Румяные щёчки» |
Цель проекта | Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе. |
Задачи проекта | для детей:
|
Сроки реализации проекта | 01.10.2020 – 31.10.2020 г. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационный 2 этап – основной 3 этап – аналитический |
Ожидаемые результаты |
Дети имеют представление о понятии времена года; могут объяснить что такое погода, климат и как они влияет на образ жизни людей и животных; могут рассказать о том, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года; бережно относятся к природе; обогащён и активизирован словарный запас детей. |
Предполагаемые продукты проекта | Деревянная игра «Магнитная яблоня» |
Территория реализации проекта | МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района» |
- Пояснительная записка
Актуальность
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.
Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Обоснование проблемы:
В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.
Решение проблем:
Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.
На основании выше изложенного мы решили разработать и реализовать с детьми группы «Румяные щёчки» данный проект.
Новизна проекта: данный проект, позволяет формировать элементарные представления о временах года, их периодичности, последовательности месяцев в году.
Практическая значимость проекта: данной методики состоит в том, что создаются условия для развития познавательной и творческой деятельности.
Использование технологии предполагает внедрение различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект
Данный проект направлен на организацию представлений о понятиях времена года, погода, климат и как они влияет на образ жизни людей и животных, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года;
Одним из эффективных методов является наглядный и практический.
Значимость и целесообразность использования нами проекта объясняется тем, что, его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.
Цель проекта: Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Задачи:
- Дать понятие о временах года.
- Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.
- Дать представление о понятии климата.
- Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- Развивать связную речь, ее выразительность;
Форма и методы организации:
Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют развивать познавательную и творческую деятельность детей.
Важное значение имеет системность, наглядность, практико – ориентированность.
При знакомстве детей с темой «Времена года» использованы различные методы и приемы.
3. Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• разработка проекта по теме «Времена года»;
• оформление уголка природы;
• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;
• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года»;
• разработка конспектов;
• подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;
Основной (практический):
• Наблюдения за объектами и явлениями природы;
• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;
• прослушивание музыкальных композиций
• наблюдение за объектами и явлениями природы;
• беседы;
• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;
Итоговый:
• Создание слайд презентации проекта «Времена года».
Тема «Осень» (с 5 по 9 октября)
• Беседа на тему «Осень в гости к нам пришла».
• Знакомство с календарем (времена года и месяцы)
• Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, К. Коровина.
• Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.
• Дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету».
• Словесно-речевые игры : «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Так бывает или нет?»; «Мыши».
• Дыхательные упражнения: ««Дерево на ветру»; «Синьор – Помидор»; «Ёжик»; «Гуси летят»; «Задуй свечку».
• Подвижные игры: «Картошка»; «Огуречик, огуречик»; «У медведя во бору»; «Лиса в курятнике»; «Зайцы и волк».
• Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»; «Васька - кот».
• Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень».
• Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние листья»
• Взаимодействие с семьей: привлечь к изготовлению поделок к выставке «Осень в гости к нам пришла»;
Тема «Зима» (с 12 по 16 октября)
• Беседа о зиме «Зимние братья»
• Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская лазурь», И Шишкина «Зима».
• Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Пришвин «Беличья память», И. Соколов- Микитов «Тетерева». Русск. Народная сказка «Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы».
• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются».
• Словесно-речевые игры : «Так бывает или нет?»; «Карусель»; «Зайка»; «Какое время года?»
• Дыхательные упражнения: «Лыжник»; «Ушки»; «Дышим тихо, спокойно и плавно»; «Язык «трубкой»
• Подвижные игры: «Снежинки и ветер»; «Попади снежком в круг»; «Мороз – Красный нос»; «Снежная королева»; «Снежная карусель».
• Прослушивание аудиозаписей П. Чайковский «Декабрь», В. Шаинский «Снежинки»
• Взаимодействие с семьей: Привлечь к изготовлению елочных украшений; изготовлению костюмов; изготовление поделок для выставки «Зимняя сказка»; разучивание стихов с детьми о зиме.
Тема «Весна» (с 19 по 23 октября)
• Беседа на тему «Весна».
• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»(см. прил. в разделе зима, «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу».
• Словесно-речевые игры : «Что дальше?», «Коршун», «Так бывает или нет?», «Кто в домике живет?».
• Дыхательные упражнения: «Пчелка», «Косим траву», «Ветер», «Радуга, обними меня».
• Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Паук и муха», «Золотые ворота»
• Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне.
• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
• Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», К. Ушинский «Ласточка», Русская народная сказка «Снегурочка».
• Рассматривания фотографий, открыток.
Тема «Лето» (с 26 по 30 октября)
• Беседа «Беседа о Лете».
• Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)
• Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А. Вивальди «Времена года».
• Пословицы и поговорки про лето, стихи.
• Дидактические игры: «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей».
• Словесно-речевые игры : «Какое время года?», «Что дальше?», «Когда это бывает?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
• Дыхательные упражнения: «Ёж», «Трубач», «Жук», «Цветы»
• Хороводные игры: «Веселые музыканты», «Кто у нас хороший?», «Мы на луг ходили».
3.1. Взаимодействие с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на познавательное развитие и мыслительную деятельность ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.
При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:
- родительские собрания;
- консультации;
- информационные стенды.
С целью повышения родительско-педагогической компетентности.
3.2. Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений.
Для детей:
Дети имеют представление о понятии времена года; могут объяснить что такое погода, климат и как они влияет на образ жизни людей и животных; могут рассказать о том, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года; бережно относятся к природе; обогащён и активизирован словарный запас детей.
Для педагогов:
Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.
Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал;
Составлен кейс дидактического материала по теме.
Для родителей:
Сформировано представление о методике
Прогнозы проекта:
осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме; развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов; совершенствование экологической среды группы; вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; оформление картотеки наблюдений; праздник Осени.
3.3. Ресурсное обеспечение:
-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);
-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации);
-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).
Вывод:
В процессе всех этапов работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Проект «Времена года» уже многому научил нас и детей. Дети изменились, они стали более любознательные, активные и дружелюбные.
По нашим наблюдениям, процесс коллективного творческого сотрудничества во многом близок к коллективной игре, в которой ребенок, управляя действиями своего персонажа, одновременно сотрудничает с другими детьми. Это взаимодействие особенно важно для детей тревожных, замкнутых, склонных к неконструктивному поведению.
Любая творческая коллективная деятельность– это приключение, в котором дети выходят победителями.
Результат проектной деятельности: Магнитная игра «Яблоня. Времена года»
Достоинством работы проекта «Изучаем времена года» можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.
4. Информационно – методическое обеспечение проекта:
Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. Учебное пособие.– М.: Педагогическое общество России, 2008
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: ≪КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА≫, 2008.
Масленникова О.М., Филиппенко А.А..- Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель,2011
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие /. – 4-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2009.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой 6-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Рыжова Н.А.– Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Изучаем времена года»
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...
Сезонное дерево. Изучаем времена года.
Макет сезонного дерева, сделанный своими руками. С помощью него детям легко запомнить последовательность времен года, особенности и отличительные признаки. Каждое время года разделено на три цве...
ИЗУЧАЕМ ВРЕМЕНА ГОДА И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Материал разработан для изучения времен года и их особенностей. Можно использовать на занятиях по развитию речи или окружающему миру....
Дерево из пуговиц. Изучаем времена года.
С детьми старшей группы повторяли времена года. Решили сделать пособие из пуговиц. Очень красиво и удобно получилось. Можно использовать в разных возрастных группах как наглядный материал на занятии....
Изучаем времена года.
Изучаем времена года с детьми.В данной статье есть загадки, разные задания, раскраски , что будет очень интересно ребенку....
Изучаем времена года с детьми дошкольгого возраста.
Предложен практический материал с рекомендациями для педагогов детских дошкольных учреждений....
Долгосрочный творческий проект в средней группе "Изучаем времена года"
Долгосрочный творческий проект в средней группе "Изучаем времена года"...