Познавательно-исследовательский проект "Кто такие бабочки?"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Василенко Наталья Николаевна

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Большинство современных детей, особенно в Москве, редко общается с природой, а природу изучает по учебникам и другим книгам.Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. То есть познакомиться с объектами природы, конечно, можно, но вот научиться чувствовать себя частью природы,нет. В Москве можно найти много интересных объектов для наблюдений: это деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня метод проектов активно используется дошкольными педагогами и учителями начальных классов. Практика показала, что не только дети, педагоги, но и родители, бабушки, дедушки с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа и открывают для себя удивительный мир природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1373" ДОУ № 1901

Дошкольные группы по адресу: г.Москва, улица Чечулина, 20А

Познавательно - исследовательский проект в рамках экологического воспитания для детей среднего дошкольного возраста

Тема проекта: «Кто такие бабочки?»

          Автор проекта: воспитатель первой категории Василенко Наталья Николаевна

Москва, 2022

Проект. Тема: «Кто такие бабочки?».

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность в виде игр-занятий; рассматривание иллюстраций, художественных картин; слайд-шоу; чтение художественной литературы; дидактические и развивающие игры; подвижные игры; наблюдения; опытно исследовательская деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность; труд в природе.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, родители, воспитатель.

Возраст детей: от 4 до 5 лет.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ресурсное обеспечение: энциклопедическая, детская и методическая литература, фотографии, художественные картины, иллюстрации, настольно-печатные игры; дидактические игры в группе, технические средства обучения музыкального, спортивного залов.

Проблема проекта: кругозор у детей ограничен, представления о маленьких прекрасных соседях по планете бедны. Ребёнок действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам. Интерес к изучению к объектам природы поверхностный, неустойчивый.

Цель: познакомить с жизнедеятельностью бабочек, воспитывать желание любоваться красотой маленьких прекрасных существ, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи.

1.Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

2.Развивать наблюдательность, умение устанавливать взаимосвязи на примере цикла развития бабочки.

3. Обобщить представления детей о бабочках, их строении, приспособляемости к окружающей среде, образе жизни.

4.Воспитывать желание любоваться красотой бабочек, умение выразить это желание в художественном и речевом творчестве.

Организация проектной деятельности.

1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

На основе сюжетного момента, предложить детям рассмотреть гусеницу и послушать интересную историю, которая произошла с ней.

После обсудить с детьми вопросы, касаемые превращения гусенички в прекрасную бабочку. Узнать, какие бывают бабочки, какие легенды о них существуют, почему у бабочек разноцветные крылья, чем питаются бабочки и т.д.

2.Практическая деятельность по реализации проекта.

2.1.Познавательно-исследовательская деятельность.

Активизировать знания детей о бабочках. С этой целью дети рассматривают иллюстрации, художественные картины. Совместно с воспитателем решают кроссворды. Совместно с родителями собирают сведения о бабочках и оформляют их в виде поделок.

Воспитатель проводит небольшие опыты и эксперименты с целью выявления новых сведений о бабочках.

2.2.Коммуникативная деятельность.

В беседах с педагогом дети обсуждают, какие разные бывают бабочки. В ходе игровых ситуаций «Встречи учёных-исследователей бабочек» выясняют, почему у бабочек «разноцветные платья», кто такие чешуекрылые и как рождаются бабочки.

Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют описательные рассказы о воздушных красавицах, разгадывают загадки.

2.3.Чтение художественной литерауры.

С.Михалков «Гусеница и бабочка», А.Фет «Бабочка», К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Сутеев «Бабочка», Н.Грахов «Про бабочку», Ю.Коваль «Бабочка», Ю.Радов «О бабочках», С.Георгиев «Умный ёжик», А. Коренева «Бабочка,щекотка и качели».

2.4.Игровая деятельность.

Дидактическая игры: «Что сначала, что потом?», «Посади бабочек на цветы», «Крылышки», «Сложи узор».

2.5.Продуктивная деятельность. Художественное творчество.

1. Тема:«Пластилиновые бабочки». Цели. Развивать мелкую моторику рук; совершенствовать умение подбирать сочетание цветов, размазывать пластилин в пределах контура.

2.Тема:«Разноцветная полянка»(коллективная работа). Цели. Совершенствовать умение вырезать по контуру, развивать эстетический вкус, умение выполнять совместную работу.

3.Тема:«Весёлые бабочки»(обрывная аппликация). Цели. Развивать чувство цвета, эстетический вкус, развивать мелкую моторику рук.

4.Тема:«Бабочка-красавица» конструирование. Цель. Закрепить навыки работы с бумагой в технике оригами, развивать эстетический вкус.

5.Тема:«Такие разные бабочки»(техника-монотипия). Цели: учить создавать рисунок в технике «монотипии».Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок; развивать мелкую моторику рук

2.6.Двигательная деятельность.

Подвижные игры: «Бабочки», «Ловля бабочек», «Бабочки и птицы», «Гусеницы наперегонки».                                                                             Дыхательное упражнение:«Отправь бабочку в полет».

Динамические паузы:«Бабочка», «Моль», «Гусеница»

2.7.Музыкально-художественная деятельность.

«Песня-танец бабочек»(сл. И муз.М.Картушиной), «Пляска бабочек»(муз.Е.Тиличеевой).

Слушание музыки: Р.Шуман «Бабочки». Игровое упражнение «Бабочки».

Презентация проекта. «Видеорепортаж».

Бабочка: описание, строение, характеристика. Как выглядит бабочка?

Воспитатель.В нашем удивительном  и разнообразном мире, бабочки являются прекраснейшими созданиями. Сегодня  Так кто же они, бабочки?(Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, бабочки – это самые красивые насекомые в мире.  А почему, мы относим их к насекомым(потому что у всех насекомых 6 ног).

Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Представьте, что вы учёные- исследователи, которые изучают жизнь бабочек. И сейчас, мы более подробно поговорим  о том как выглядит бабочка.

Рассмотрите картинку, какие части есть у бабочки?(Следует объяснение).

У бабочки есть голова, на голове - крупные  глаза, два усика с помощью которых бабочки  чувствуют запахи, у бабочки есть  длинный тонкий хоботок, который заменяет ей рот. Обычно он свёрнут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Есть грудь и брюшко. У бабочки 2 пары крыльев: верхние и нижние.

Подскажите, ребята, почему у бабочек разноцветные крылья?(Тело и крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками. В них находятся красящие вещества. Из чешуек складываются в причудливые узоры.

Что произойдёт, если взять бабочку в руки?(Если взять бабочку в руки, можно повредить эти очень-очень  хрупкие чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту).

А зачем бабочкам нужен такой разноцветный наряд? (Действительно, некоторым бабочкам окраска помогает стать «невидимками» для врагов, это  искусство выживания в природе).

2.Где живут бабочки?

Бабочки живут во всех уголках планеты, за исключением Северного и Южного полюсов. Больше всего бабочек обитает в тропиках.                                3. Чем питаются бабочки?

Пыльца и нектар цветущих растений – вот главный рацион бабочек. Некоторые виды бабочек не прочь полакомится соками деревьев и перегнившими фруктами. Есть и такая интересная бабочка как бражник мертва голова, она примечательна тем, что любит залетать в улей к пчелам и лакомится их медом. Порой среди бабочек встречаются и настоящие гурманы, так например некоторые тропические бабочки пьют слезы черепах и крокодилов.

4.Виды бабочек (выступление учёных-исследователей).

 В природе существует много разных бабочек. Все они отличаются друг от друга.

Предлагаю сейчас послушать небольшие интересные рассказы про бабочек.

1.Пяденица (Соня)Бабочка пяденица, интересна тем, что  умеет очень хорошо маскироваться от своих врагов. Окраска её крыльев помогает ей становиться  «невидимкой». Пяденицы совершенно незаметны на стволах и веточках деревьев,  узор на их крыльях сливается с неровностями и трещинками коры.

2. Адмирал (Кира)Бабочка Адмирал -великая путешественница. Ранней весной тысячи чёрно-красных бабочек прилетают к нам с юга. Послетяжёлогоперелёта, бабочки откладывают яйца на жгучих листьях крапивы. Когда из яиц появляются новые Адмиралы, с приходом осени они отправляются на юг. Могут лететь по одиночке или сбиваются в стаи. Не все бабочки – адмиралы улетают, некоторые прячутся в щели, дупла и спят всю зиму, дожидаясь весны.

3.Голубянка(Алекса)

Бабочки-Голубянки, дружат с муравьями. Гусеница Голубянки выделяет лакомую жидкость для муравьёв. За это муравьи оберегают гусениц голубянок, даже приводят или приносят их в свои муравейники. Когда гусеница превратится в куколку, муравьи оберегают её, а затем помогают бабочке выбраться из муравейника.

4.Махаон(Платон)Бабочка Махаон большая, красивая и сильная бабочка. Даже когда она пьёт цветочный нектар, не садится на цветок. Для отпугивания врагов, бабочка издаёт неприятный запах. Когда эта бабочка летит кажется, что она хвостатая. В народе её так и прозвали – «ласточкин хвост».

5.Бражник.(Маша)Бражники- это ночные бабочки. Ночью, когда все спят, бражники вылетают, чтобы покушать цветочный нектар. Бабочки-Бражники, самые  лучшие летуны. Когда Бражники лакомятся цветочным нектаром, то они не садятся на цветок, а зависают возле него, как знаменитые птички колибри.

6. Лимонница(Оля К.)Раньше всех весной с первым весенним солнышком, появляется ярко жёлтая лимонница. Когда остальные насекомые спят, лимонницы входят просыпаются и начинают опылять цветочки. Они живут дольше всех бабочек-10 месяцев. Лимонница больше других бабочек любит солнышко. Лимонница умеет хорошо прятаться от врагов. Благодаря жёлтому цвету, она сливается с жёлтыми цветами.  

7.Капустница (Вика М.)Бабочку Капустницу можно встретить весной и летом на садовых участках. Гусеница ест только листья капусты, поэтому ее и прозвали Капустницей. Когда она превращается в бабочку, то  начинает есть нектар цветов, овощей и фруктов. Для людей Капустницы неопасны, но они очень вредны для урожая. Если дать волю бабочкам, они за пару дней съедят весь урожай капусты. Поэтому фермеры отрабатывают растения специальными растворами, чтобы бабочки не могли их есть.

8.Павлиний глаз (Саша). Павлиний глаз-это бабочка с яркой окраской. Благодаря интересным узорам на крыльях, бабочка защищается от птиц и других животных. При приближении птицы скромная бабочка раскрывает свои крылья и показывает «глаза»-пятна. Птица-охотница, увидев чужие глаза, точнее, их рисунок на крыльях бабочки, пугается и в страхе улетает. Так как рисунок на крыльях бабочки напоминает птицам, глаза их врагов птиц-хищников.

Спасибо, ребята за интересные рассказы!

Воспитатель. А теперь предлагаю посмотреть  красивый музыкальный номер. 

Танец «Цветы и бабочки».

5.Фазы развития бабочки.

Воспитатель. Для того чтобы появилась молодая бабочка, происходит много превращений. Давайте послушаем, как же происходит этот таинственный процесс.(Борис).

Воспитатель. Что происходит сначала?

Сначала бабочка откладывает яйца, причём она делает это на конкретных растениях. Это необходимо для того, чтобы вылупившаяся гусеница не голодала.

Вылупившаяся гусеница начинает есть растения и быстро растёт день ото дня. Чем больше она ест, тем быстрее растёт. Затем гусеница перестаёт кушать и ползать, устраивается в укромном месте на листочке или веточке и окутывает себя липкими нитями.

Гусеница превращается в куколку, которая спрятана в коконе. Куколка может спать несколько недель или месяцев. И вот однажды она вылупится из кокона и превратится в новую бабочку. Некоторое время она сидит неподвижно, слегка помахивая мокрыми крыльями, как бы сушит их, а потом начинает порхать над цветами, пить цветочный нектар и ищет место, где отложить яйца, чтобы на свет появились новые красивые бабочки.

6. Польза и вред бабочек

Воспитатель. Бабочки могут приносить и пользу, и вред для сельского хозяйства. Так находясь в стадии гусениц, они являются вредителями растений, из-за поедания листьев плодовых деревьев ухудшается, а то и вовсе теряется урожай. Зато взрослые бабочки наоборот приносят великую пользу, так как они способствуют перекрестному опылению и самоопылению многих растений.

Также отдельно можно выделить тутового шелкопряда, который является производителем натурального шелка, пользующегося великой ценностью с древних времен.

С каждым годом, бабочек становится всё меньше. Бабочки как и другие живые существа нуждаются в защите и охране.

(Федя). Бабочки красивы и прекрасны,

И собою украшают мир!

Чтобы радость приносили они часто,

Нужно нам оберегать их жизнь!

Запомните, друзья мои, скорее,

Что бабочек нельзя нам обижать!

И, чтобы не ушло от нас веселье,

Не вздумайте вы их уничтожать!

За это они скажут вам «спасибо».

И будут чаще к нам и больше прилетать!

Мы будем говорить: «Какое диво!»

За бабочкой красивой наблюдать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....

Познавательно- исследовательский проект «Что такое снег?»

      Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции :анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует поз...

Познавательно-исследовательский проект "Что такое дрожжевое тесто и с чем его едят?"

Познавательно-исследовательский проект "Что такое дрожжевое тесто и с чем его едят?"...

Познавательно - исследовательский проект "Кто такой дед Мороз?" старшая группа 10.02.16г.

Расширять и углублять знания детей о главномс сказочном герое  Нового года - Дед Морозе....

Познавательно -исследовательский проект "Что такое время?"

Детям предлагается осуществить путешествие – исследование времени. Данный проект также может быть направлен на интеграцию разных образовательных областей или подразумевает доминанту – обогащение позна...

Индивидуальный познавательно-исследовательский проект "Что такое белки, жиры и углеводы?" Епифанова Варя (5 лет).

Этот проект - маленькое исследование девочки, которая задала маме вопрос, когда услышала от воспитателя незнакомые ей слова (белки, жиры, углеводы)....

Познавательно исследовательский проект "Что такое снег"

Мы живем в Бурятии, где зима холодная и снежная. Зима- это великолепное время года. Дети любят зиму за ее снежные покрывала и стойкие морозы. Любим наблюдать как красиво падает мягкий, пушистый снег. ...