НОД "Вода-волшебница"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_voda-volshebnitsa_.doc464.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ №6 «Светлячок»

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие

Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: Вода-волшебница

                        старший дошкольный возраст

                                                     Выполнила: воспитатель 1 квалификационной

      категории

      Маркеева О.А.

                                                              г. Бердск 2021

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде, дать представления свойствах предметов «сухой»«мокрый, влажный»; способствовать обогащения словаря.

Задачи:

- Вызвать интерес к познанию окружающего мира в процессе экспериментирования

- Помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода

- Познакомить через эксперименты (вода содержится в листьях, хлебе, в овощах и фруктах)

- Воспитывать умение работать в группах, выслушивать товарищей,

оценивать свое участие в занятии, и других

Словарная работа: космонавт, планета Земля, суша, лаборант, Тихий, Индийский, Атлантический, Северо-Ледовитый океаны

Предварительная работа: наблюдение за «огородом на подоконнике», проведение серий опытов о разных физических состояниях воды (лед, вода, пар), работа с иллюстрациями природных зонах и ландшафтах (лес, болото, пустыня).

Оборудование: картинки Земли из космоса, письмо, шапочки капелек, фотоснимки Космоса, глобус, халаты на каждого ребенка, стаканчики, вода, ложки, молоко, яйца, соль, картинки сюжетные.

Ход НОД:

Воспитатель: дети я вам предлагаю встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и подарить друг другу свои добрые улыбки, а также тепло своих рук.

 (кто-то подкидывают в группу письмо)

Ребята посмотрите, письмо пришло в нашу группу. Интересно от кого оно? Давайте посмотрим.

(открываем и читаем письмо)

Письмо пришло от космонавта «Ребята здравствуйте! Меня Зовут Григорий Иванович. Я российский космонавт. И когда-то я тоже ходил в ваш детский сад. Находясь в открытом космосе, я каждый раз удивляюсь, какая наша планета Земля красивая, и сделал для вас фотоснимки Земли из космоса. Полюбуйтесь вместе со мной.»

Ребята давайте рассмотрим фотоснимки.

На них хорошо видно, что Земля - круглая. Темные участки - вода. Светлые –

суша. Белые - облака.

Многие люди называют нашу планету голубой. Почему? Где живет вода?

Давайте разбираться?!

Рассматривание глобуса.

Чем покрыта большая часть земли? Ответы детей (водой)

Воспитатель: а меньшая часть земли? Ответы детей (суша)

Обратите внимание, какой цвет преобладает на глобусе. Ответы детей (голубой)

Воспитатель: О чем говорит этот цвет? (голубая планета)

Покажите на глобусе океаны. Давайте вместе назовем их (Тихий океан, Индийский, Атлантический, Северно-ледовитый океан)

Воспитатель: ребята, а зачем нужна вода? Можно ли прожить без воды? И почему вода никогда не заканчивается?

Ответы детей

Воспитатель: вода нужна человеку для того чтобы жить, без воды человек может прожить не более 3 дней, для того чтобы ухаживать за собой.

Растения не могут без влаги существовать, даже семечко не сможет прорасти без воды.

Люди заставляют воду давать электроэнергию, перевозить грузы, орошать землю, лечить и развлекать человека.

Подвижная игра «Капельки и тучка»

(дети надевают шапочки капелек)

Мы капельки
Я ваша мама-тучка

А вы мои – капельки-детки

Пусть облако вас подружит

А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте

И со мною повторяйте

Мы будем весело шагать и улыбаться!

Руками солнышку махать и наклоняться,

Чтоб растения полить и животных напоить!

Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели.

Ребята, мы уже знаем много о воде. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Давайте приготовимся и наденем специальную одежду, так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде. (надевают халаты)

А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

Вот мы и попали в научную лабораторию.

Свойство 1: Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Свойство 2: Вода прозрачная.

На столе лежат две ложки и стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

– Что заметили?

В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Свойство 3: Вода не имеет собственной формы

Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана) и лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло).

Вывод: яйцо утонуло, потому что оно тяжелее воды.

А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет).

Вывод: солёная вода тяжелее пресной.

Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз 

Дети самостоятельно проводят эксперимент и разбавляют солёную воду пресной водой.

Закрепление знаний детей о значении воды.
Игра «Кому нужна вода»

Рассмотрите картинки и подумайте: «Кому нужна вода?» и соедините стрелочкой.

Рефлексия

Воспитатель: давайте подведем итог: с какими свойствами воды мы сегодня познакомились?

Кому же нужна вода?

Ответы детей: вода нужна людям, животным, растениям. Без воды нет жизни на Земле.

Воспитатель: Молодцы ребята! Итак, мы завершили свои исследования. А теперь закрываем свою лабораторию и возвращаемся в группу.