Проект "Космос - это мы!"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Реализованный проект в старшей группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.odt | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Технологическая карта проекта
Разработчик :
Гребнева С. А.,
воспитатель
Г. Полевской
“Человечество не останется вечно на земле,
но, в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Название проекта: «КОСМОС – это мы!» для старшей группы.
Тип: обучающий – игровой
Вид: творческий, познавательный,игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации проекта: апрель 2021г
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель: формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, представлений о роли человека в изучении космического пространства
Задачи:
Для детей:
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
• расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (50-летием первого полета в космос);
• формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
• развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
• воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
• воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
• воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики
Для педагогов
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат:
Дети
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств, в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Актуальность проекта: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Этапы реализации проекта
- Этап подготовительный
1.Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
2 этап этап реализации
1.Художественно-продуктивная деятельность:
(«Предметы космоса», рисование («Космос», «Созвездий», «Путь к звёздам») конструирование («Наш космический корабль») .
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
- этап заключительный
1.Организация выставки (совместная работа детей и родителей)
2. Коллективное изготовление книжек-малышек по теме «Космос»
3. Сюжетно-ролевая игра: «Подготовка в космос»
4. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
Предварительная работа:
1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта:
Первый этап | Второй этап | Третий этап |
Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Говоря о развитии познавательной активности детей, Л. С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития. А вопросов у нас возникло очень много: «Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» «Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» «Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?» «А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?» «Почему нельзя достать до неба?» И еще много-много разнообразных вопросов: «Почему Солнце горячее?» «Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?» «Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?» «Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» «Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» «Почему Луна не падает, а звезды падают?» Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос? Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов. • Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики. • Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений. • Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни. • Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Как найти ответы на все интересующие вопросы: - Маша предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете; - Жорик сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии - Миша решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, тестирование, анкетирование детей и родителей. | Решение поставленных задач с детьми: Деятелность, предложенная коллективу детей: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель «Полёт в космос» Решение поставленных задач с родителями: Организация выставки совместных с детьми рисунков «Наш космос» Решение поставленных задач с родителями: Организация выставки совместных с детьми рисунков «Наш космос» Физкультурная деятельность «Тренировка будущих космонавтов» Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. Беседа «Кого принимают в космонавты?» Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам. Безопасность Занятие «Поможем жителям грустной планеты» Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы. Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её. Сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам» Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. Конструирование « Книжки-малышки» Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом. Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”. Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние; Конструирование соты Кайе и палочки Кюизинера «Ракета». Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь» Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии. Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях. Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. Просмотр фильма. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках Развитие речи Занятие «Встреча с Марсиком», заучивание стихов о космосе, отгадывание загадок, сочинение рассказов на тему «Космические истории» Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение. Чтение художественной литературы А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Художественное творчество Рисование «Инопланетяне, какие они?», «Космонавты», «Тренировка космонавтов», «Северное сияние» Рисование «Звездное небо», «Ракета», Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность. Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Работа с родителями Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных рисунков «Наш космос» | В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: • Какие планеты есть в нашей Солнечной системе? • Кто летает в Космос? • Кто первый полетел в космос? • Как звали первого космонавта? • На чем летают в космос? • Зачем люди летают в Космос? Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе. |