проект Христова Пасха
проект по окружающему миру (младшая группа)
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hristova_pasha.docx | 168.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 20 «Светлячок» г.Сафоново Смоленской области
|
|
Проект:
«Дорого яичко к Христову Дню ».
Вид проекта: творческо-информационный.
Срок реализации проекта: краткосрочный 1 неделя.
Автор-составитель:
Юлия Юрьевна Курзанова
г. Сафоново
2020
Актуальность темы:
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети имеют недостаточно представления об этом празднике.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы: узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
Задачи:
Воспитывать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».
Формировать эмоциональную отзывчивость к истории родного края.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение кругозора детей.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.
Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация.
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный.
Обоснование актуальности темы.
Определение цели и задач проекта.
Создание развивающей среды: подбор литературы, пособий, атрибутов.
2 этап. Основной.
Реализация проекта через интеграцию различных видов деятельности по 5 образовательным направлениям. В том числе:
Основная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему:
«Что такое хорошо, что такое плохо?»
Цель:
Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное».
Цель: развивать воображение, творческую активность, умение украшать всю поверхность, развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к прикладному искусству.
Лепка из солёного теста « Пасхальный кулич»
Музыка.
Слушание фонограммы «Колокольный звон».
«Пасхальный перезвон» (игры с колокольчиками)
Цель: Вызвать положительные эмоции, чувство восхищения, воспитывать умение удивляться красоте звучания колокольчиков, формировать у детей представление о колокольчиках их звучании, активизация словарного запаса.
Совместно образовательная деятельность с детьми состоит из :
Дидактических игр: «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты), «Подбери по цвету», «Большой - маленький».
Цель: развивать умение находить отличительные признаки картинок, закрепить названия большой – маленький, развивать зрительную память, развивать внимание и мышление.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи).
Пасхальные игры-забавы: «Собрать в корзину яйца» «Катание яиц», «Раскрути яйцо», (кто дольше), «Найди яйцо под шляпами» «Пасхальное гнездышко».
Цель: Вызвать положительные эмоции, интерес к играм, закрепить умение сочетать движение и речь .
Игра драматизация по сказке «Курочка Ряба». Тема: «Курочка Ряба»
Цель: Развивать желание рассказать сказку вместе
с воспитателем, прививать интерес к драматизации
вызвать положительные эмоции от восприятия.
Подвижная игра «Курочка – хохлатка»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.
Индивидуальная беседа Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
Художественная литература.
Чтение: Л. Зилов «Легенда о Христовом жаворонке»;
Заучивание стихотворения о празднике Пасхе;
Работа с родителями.
Папка-передвижка Тема: «Как объяснить ребёнку, что такое Пасха», «Как праздновать Пасху», «Пасхальные традиции и значение для семьи» Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».
Цель: повышение педагогической компетентности родителей: ознакомление с историей и традициями народного праздника «Пасха»
3 этап: Заключительный
Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
Критерии эффективности проекта:
- расширение активного словаря детей
- развитие познавательной активности детей через продуктивную и познавательно – экспериментальную деятельность
- развитие творческих способностей детей
- повышение интереса родителей к совместной с детьми художественно – творческой деятельности
Результат реализации проекта.
В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.
Конспект ООД по познавательному развитию детей младшей группы
« Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель:
Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Задачи:
1. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
2. Развивать стремление ребёнка совершать добрые поступки.
3. Формировать представление о доброте, как о важном человеческом качестве.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Мишка: «Здравствуйте! »
-Ребята, кто к нам пришёл в гости?
Давайте поздороваемся с Мишкой.
- Что случилось, Мишка? Почему ты такой печальный?
Мишка рассказывает детям свою невесёлую историю:
- Наш лес, где я живу, заколдован: не поют своих песен птицы, а лесные звери впали в спячку и не слышат, как от голода и холода плачут их малые детки. Одному мне удалось вырваться из этого заколдованного леса. Я пришёл к вам за помощью, чтобы вы помогли мне расколдовать лес.
- Дети, вы согласны помочь нашему гостю?
Мишка, подскажи, пожалуйста, как тебе помочь?
Мишка: «Помогут мне ваши добрые поступки. А вы умеете
совершать добрые поступки? (Ответы детей) .
- Ребята, что значит «совершать добрые поступки»?
- Правильно, вы назвали добрые поступки, а тех людей, кто их
совершает, называют добрыми. Послушайте стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться: «Доброе утро! »
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Мишка: «Ребята, а вы утром при встрече здороваетесь?
А с кем ещё вы здороваетесь?
Вот видите, одно доброе дело у вас уже есть! »
Мишка: «Но одним добрым делом не расколдовать лес! »
- Не расстраивайся, Мишка, мы постараемся с ребятами совершить ещё немало добрых дел и эту копилочку ты отнесёшь в лес. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Букет вежливых слов». Каждый из вас берёт по цветку и становится в круг. Мы будем составлять красивый букет из вежливых слов: назовите свое вежливое слово и поставьте цветок в вазу. Красивый букет у нас получился? Вам нравится он? Ваши вежливые слова похожи на эти красивые цветы. А вежливые слова всегда всем нравятся. Я благодарю всех вас за такой красивый букет вежливых слов.
-Ребята, пока мы с вами играли, наши цветочки заплакали. Давайте посмотрим. А почему они заплакали? Подскажите, как помочь нашим цветам?
Мишка: А как ещё можно им помочь? (Протереть пыль с листьев, взрыхлить почву) .
- Молодцы! Какие вы добрые, заботливые. Посмотрите, как наши цветы обрадовались и говорят вам «спасибо».
Мишка: Вот, ребята, вы сделали ещё одно доброе дело. Я опускаю в копилку еще одну добринку.
А сейчас давайте поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо? ». Я буду называть разные поступки, а вы их оценивать: какие из них хорошие, а какие-плохие. Если поступок хороший, то вы хлопаете, а если поступок плохой- топаете.
Начинаем!
-Мальчик не помыл руки перед едой.
-Помог сестрёнке одеться.
-Девочка помогла маме помыть посуду.
-Мальчик поломал машинку.
-Дети подарили маме цветы.
-Теперь я буду говорить, как вы ведёте себя, а вы оцените : хорошо это или плохо: бегали по кроватям, капризничали и не слушались маму, накормили на прогулке птиц, перебивали разговор взрослых, вежливо обращались с просьбой.
(Звучит сигнал бедствия)
-Ребята, к нам поступил сигнал бедствия от книжек. Давайте подойдём к книжному уголку и посмотрим, какая помощь нужна книжкам.
Дети: Они разбросаны, их надо аккуратно разложить по полочкам.
- Вот теперь вы молодцы! Вы опять сделали ещё одно доброе дело. Опускаем добринку.
Участие детей в мини-инсценировке : два мальчика не поделили игрушку, ссорятся. - Что случилось? Почему вы ссоритесь? Вы, наверно, забыли правило? Напомните, ребята.
Дети: Нельзя отбирать игрушку, надо вежливо попросить, глядя в глаза: «Дай, пожалуйста! »
- А ещё нам поможет помириться «Мирилка» (мальчик-игрушка) .
Подойдите к нему и произнесите волшебные слова глядя друг другу в глаза: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а только улыбнись! Молодцы! Уже помирились!
Мишка: А когда дети мирятся- это тоже добрый поступок. Я опускаю ещё одну добринку.
-Скажите, дети, какие поступки приносят радость окружающим вас людям? А какие огорчают?
- Да, ребята, к окружающим нас людям надо относиться так, как бы вы хотели, чтобы так относились к вам.
Мишка: Мне было очень интересно у вас в садике, но я так хочу помочь своим лесным друзьям – расколдовать лес!
- Мишка, в нашей копилке набралось уже немало добрых дел. Отнеси её своим друзьям в лес.
(Мишка благодарит детей за помощь, забирает копилку и прощается.)
Сюрпризный момент: «Вкатывается» снежный ком.
- Что это? Снежный ком, да он не простой (потряхиваю, в нём
что-то есть: достаю свёрнутый лист, разворачиваю его, читаю:
«Дорогие ребята, мы лесные жители шлём вам волшебное слово «Спасибо! », за то, что вы помогли нам своими добрыми поступками расколдовать лес и дарим вам эти замечательные сердечки, передавая свою любовь вам, доброту и сердечность.
Желаем оставаться такими же добрыми и заботливыми, совершать только добрые поступки.
- О чём мы с вами сейчас говорили? – про доброту и добрые поступки.
- Каким человеком лучше быть добрым или злым? – добрым.
- А что делает добрый человек? – помогает, делится игрушками, любит растения и животных.
- У каких людей больше друзей? – у добрых.
- Каких людей на свете больше добрых или злых? – добрых.
Жизнь для добрых дел дана,
Ими славится она!
Счастлив ты, когда успел
Сделать много добрых дел!
Литература.
1. Алябьева, Е. А. Тематически дни и недли в детскрм саду: Планирование и конспекты/ Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 160с.
2. Кочеткова, А. В. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Практикум: Учебно – методическое пособие для студентов факультета дошкольного и начального образования/ А. В. Кочеткова. – Арзамас: АГПИ им. Гайдара, 2005. – 199с.
3. Мосалова, Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста/ Л. Л. Мосалова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 29с.
4. Г.Ю. Низова «Наши праздники»
-«Православные праздники для детей», Издание Свято - Успенского Псково – Печерского монастыря, 2006
5.Князева О.Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
6.http://detochka.ru/articles/a_9059/
http://deti-burg.ru/tvorchestvo/
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Роспись пасхального яйца» Цель: Знакомство с традициями русского народа.
Задачи:
- Познакомить с историей праздника Пасха и традициями, связанными с росписью пасхальных яиц. Закрепить в понятии детей, что яйцо – символ начала новой жизни, победы добра над злом. Познакомить детей с народной игрой «Катание яиц».
- Воспитывать уважение к русской народной культуре.
- Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук. Получить удовольствие от работы.
Предварительная работа:
Организовать в группе выставку пасхальных яиц. Подготовить формы яйца и раскрасить их в красный цвет.
Материал: заготовки « яйца», окрашенные в красный цвет, гуашевые краски, сундучок, салфетки, кисти, деревянное расписное яйцо.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре, воспитатель показывает детям сундучок.
Воспитатель: Ребята, вы знаете какой сегодня необыкновенный день? Со мной с самого утра начали происходить чудеса. Представляете, проснулась, потянулась немножко, посмотрела в окошко, чтобы поздороваться с солнышком, а на окне стоит вот этот сундучок, а открыть его ни как не могу, только на обратной стороне загадка написана. Вот послушайте эту загадку:
«Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он открылся и оттуда,
Живое выбежало чудо! ».
Дети: Это яйцо!
Воспитатель: А как вы думаете, кто может появиться из этого яйца?
Дети: Цыплёнок, это яйцо куриное!
Воспитатель: Яйцо — маленькое чудо, в нем таится жизнь.
Каждый год весной многие люди отмечают праздник - Пасхи. Символом этого праздника является яйцо.
Люди начинают готовиться к нему заранее: наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца. - Пасхальные яйца – специально расписанные яйца, которые дарят друг другу православные на Пасху. Раскрашивание яиц - давний обычай. Среди разноцветных яиц главное- яркое красное. На Пасху мы радостно говорим: "Христос Воскрес! " и обмениваемся крашеными яичками.
Предложить детям рассмотреть небольшую выставку пасхальных яиц.
Воспитатель показывает расписное яйцо, обращая внимание на элементы росписи и предлагает самостоятельно расписать яйцо самыми яркими красками. Дети выполняют задание.
Воспитатель: посмотрите, какие красивые получились пасхальные яйца, вы правильно подобрали краски для их украшения. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
ОД заканчивается народной игрой «Катание яиц».
Конспект занятия для младшей группы. Лепка из соленого теста «Пасхальные куличи».
Программное содержание:
Познакомить детей с праздником - Пасха. Упражнять детей в лепке овальных форм, расплющивании теста. Продолжать учить украшать изделия с помощью предметов, дающих оттиск. Развивать эстетический вкус.
Материалы к занятию:
Соленое тесто, гречневая крупа, доска для лепки.
Состав теста:
1 стакан муки, 1 стакан соли, 1 ст. ложка растительного масла, 0, 5 стакана воды. Окрасить тесто в разные цвета, добавив гуашь.
Ход занятия: Воспитатель задает вопросы детям
Какое сейчас время года?
Почему вы так решили? Какие изменения в природе вы заметили?
Затем взрослый читает стихи К. Фофанова
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
Перед праздником хозяйки убирают дом. После этого красят яйца, пекут куличи, ходят в гости. На Пасху мы радостно говорим: "Христос Воскрес! " и обмениваемся крашеными яичками.
Предложить детям порадовать своих близких - сделать в подарок пасхальный кулич из соленого теста. Для этого проходите в нашу «мастерскую». Дети замешивают солёное тесто, под руководством воспитателя, проговаривая и выполняя пальчиковую гимнастику:
Посмотрите вы на нас,
Мы печём кулич для вас.
Вот яйцо, а вот мука
И немного творога.
Тесто месим мы руками-
Убедитесь в этом сами.
Месим, улыбаемся.
Мы для вас стараемся.
Вы пекитесь куличи
В нашей пламенной печи.
Делят тесто на кусочки
Нужно взять кусочек теста и катать его круговыми движениями рук. Затем получившийся шарик кладем на доску для лепки и расплющиваем ладошкой (для получения цилиндрической формы). После этого нужно украсить свое яичко с помощью гречневой крупы.
Дети приступают к выполнению работы. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, хвалит детей за работу.
Восп: Давайте поставим наши куличики в печку ( куличи выпекают в микроволновой печи 4-5 мин.)
Восп: Печку, детки, открываем,
Куличи мы вынимаем.
О Д можно закончить чаепитием с настоящими куличами, которые принесли из дому.
ЛЕГЕНДА О ХРИСТОВОМ ЖАВОРОНКЕ. Зилов Л.
В утро воскресения Христа, на ранней-ранней заре, вблизи пещеры, куда положили тело Спасителя, спал в траве маленький серенький жаворонок. В предутреннем холоде спалось ему так сладко ... Снилось жаворонку, будто он летит над северными странами, лежат внизу поля, кое-где еще покрытые снегом, стоят ещё голые деревья, и только пушатся бархатными шариками вербы. Затянулось небо мглой, и едва-едва просвечивает тусклое солнышко; но рад жаворонок лететь домой, знает он, что скоро всё зазеленеет и зацветет на милом севере.
И вдруг что-то разбудило жаворонка. Яркий, ослепительно яркий свет озарил его, и встрепенулся жаворонок, видит: стоит над ним весь сияющий небесным светом Христос.
Не испугался жаворонок, а только вспорхнул и закружился, очарованный, над головой Спасителя. И услышал жаворонок нежное небесное пение - то пели ангелы о воскресении Христа.
А Христос поднял Своё лицо к жаворонку и сказал:
- Лети на далёкий холодный север и воспой там песню о Моём воскресении.
И взвился жаворонок в голубую высь неба, и собрал жаворонок тысячи других жаворонков, и полетели они на свою далёкую хмурую родину.
И там, над полями, ещё покрытыми кое-где снегом, над голыми деревьями с ещё нераскрывшимися почками, ,над вербами с милыми бархатными шариками, - запели они в мутном холодном небе песню о воскресении Христа.
- Христос Воскресе! - пели жаворонки.
Смертью победил смерть и дал жизнь тем, кто умер!
А дети кричали, хлопая в ладоши:
- Жаворонки, жаворонки прилетели!
И взрослые поздравляли друг друга с весной и говорили:
- Им всё равно, этим жаворонкам: пусть туман, пусть валит снег налетает суровый ветер - они поют свою песню.
И вспоминали взрослые свои далёкие лучшие годы, когда они были молоды, и ещё раньше, когда они были детьми, и думали:
«Они вернули нам радость, эти жаворонки! Они
умеют сделать чудо своей песенкой! Они поют, и мы снова молоды! Мы воскресли, как воскресло всё вокруг - и леса, и поля!».
В это время кто-то из детей сказал:
- Они поют «Христос Воскресе» ... Вы только вслушайтесь хорошенько!
И взрослые улыбнулись мальчику и прислушались.
- Христос Воскресе! - пели жаворонки. - Он смертью победил смерть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Светлая Пасха"
Педагогический проект «Светлая Пасха».Цапурова Ирина ИвановнаМДОУ д/с №4 «Светлячок» г. Бологое Тверская область. Целеполо...
Праздник Воскресения Христова.Пасха.
Конспект занятия религиозного воспитания "Праздник Воскресения Христова. Пасха". Работа с детьми ведется на базе программы "Добрый мир.Православная культура для малышей"....
Час досуга "Воскресение Христово. Пасха"
Цель: познакомить учащихся с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к н...
Презентация "Светлое Воскресенье Христово . Пасха".
Презентация "Светлое Воскресенье Христово . Пасха"....
Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)
На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэ...
Конспект на тему: «Праздник Воскресение Христово. Пасха.».
Это комплексное занятие в рамках программы "Добрый мир", которое включает в себя познавательную часть (воспитатель рассказывает детям о празднике светлой Пасхи, знакомит их с традициями этог...
Разработка НОД по духовно- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО" ("ПАСХА КРАСНАЯ").
Цель занятия: формирование представления о православном празднике "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО" ("ПАСХА КРАСНАЯ") и приобщение дошкольников к традициям и обычаям русского праздника....