Картотека проектов длядетей дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
картотека проектов спримерными темами, целями и задачами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_proektov_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 87.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДПРОЕКТ «ОСЕННИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Проблема: как лето в осень превращается
Цель:
- Обогащение представлений о жизни природы осенью, расширение кругозора;
- Развитие умения излагать свои мысли, делать выводы;
- Развитие мыслительных операций;
- Развитие воображения и речи;
- Развитие творческого продуктивного мышления;
- Развитие познавательного интереса.
№ п/п | Содержание работы | Продолжительность и срок | Вид деятельности |
Работа с детьми | |||
1. | Занятия по экологическому воспитанию: - Планета Земля в опасности - Дары матушки земли - Для чего нужна красная книга - Что такое заповедник? - Знакомство с Приокско – Террасным заповедником. - Обитатели нашего уголка природы - Осень в городе - Экскурсия «Люблю я пышное природы увядание» - Осень в лесу. - Осенние заботы - Осень в деревне - Для чего нужны семена? - Путешествие на далекий север | 3 месяца сентябрь-ноябрь | Эколог |
2. | Занятия по ознакомлению с окружающим Беседа «Как выращивают хлеб» | Спец. по разв.речи | |
3. | Изодеятельность: Аппликация «Натюрморт из фруктов» Рисование «Падают, падают листья» Лепка «В лес за грибами» | Спец.по изо | |
4. | Музыкальные занятия Слушание музыки: «Времена года» П.И. Чайковский Звуки окружающего мира «Шум в лесу» | Муз.рук. | |
5. | Эколого-психологический тренинг: «Разведчики природы» «Ароматная сказка» «Птицы» «Волшебные дощечки» | Психолог | |
6. | Минутки мышления: Почему расцвечиваются листья? (потому что наступает осень) Почему у ёлки зеленые иголки? (Ель вечнозеленое дерево) Где ночуют птицы? (в гнезде) | Воспитатели | |
7. | Минутки доброты: Что значит, быть добрым? Когда я был добрым в природе? Кто может считаться заботливым? Как заботится о комнатных растениях(животных)? Что такое красота? Чем красив цветок? | Воспитатели | |
8. | Беседы: - Что нам осень принесла - Почему желтеют листья - Зачем деревья сбрасывают листочки - Как наступает листопад - Лягушка молодая - Где зимуют лягушки - Как путешествуют семена - Любите Землю-матушку - Верные помощники земледельца | Воспитатели | |
9. | Природоохранные акции: - «Чистое утро» - «Покорми птиц» | Воспитатели | |
10. | Развивающие игры -«Где лучше и почему?» -«Подружись с природой» -«Найди, о чем расскажу» -«Опиши, мы отгадаем» «Когда это бывает?» «Когда это бывает?» «Кто знает, пусть продолжает» | Воспитатели | |
11. | Сюжетно-ролевые игры. Магазин «Семена», «Цветы», «Овощи-фрукты» Драматизация: «Медведь и солнце» (сказка Н. Сладкова) | Воспитатели | |
12. | Настольно-печатные игры: -Подружись с природой -«Живая и неживая природа» -Лото «Растения – животные» -«Вершки и корешки» «Зеленый друг» | Воспитатели | |
13. | Подвижные игры: -«Детки на ветке» -«Караси и щука» -«Хитрая лиса» «Лиса и куры» | Воспитатели, инстр. по физо | |
14. | Аудиовизуальные средства: Рассматривание картин и репродукций И. Михайлов «Овощи и фрукты» И. Левитан «Золотая осень», «Октябрь» И. Остроухов «Золотая осень» А.Пластов «Первый снег» Н. Осенев « Осень» Учебно-наглядное пособие «Картины из жизни диких животных. С.Н.Николаева, Н.Н. Мешкова. Картины об осени из учебно- наглядных пособий для д/сада. Прослушивание аудиозаписей П.И Чайковский «Времена года» А.Вивальди «Времена года» Звуки окружающего мира: «Шум в лесу», «Звуки леса»,»Звуки моря, ручейка», «Голоса птиц» М. Красев «Зайцы и лиса», «Медведюшка», «Ёжик и мыши» Мультфильмы «Вершки и корешки» «Как грибы с горохом воевали» «Снегурочка» «Куда летишь Марвин» Видеофильм «Животные северных (жарких стран)» Видеоальбом «Приокско-терасский заповедник и его окрестности | Воспитатели, эколог, муз.рук-ль | |
15. | Занимательная экология: -«Кролик и зайчиха» -«Катя и божья коровка» -«Рябина» -«Южный ветерок» -«Как скворец себе дом выбирал» -«Маленькие путешественницы» Легенды -«Легенды о деревьях» | Воспитатели | |
16. | Чтение художественной литературы: Сказки: «Легкий хлеб» (белорус.н.с.) «Колосок» (укр.н.с) Стихотворения: «Лесные хоромы» М.Михайлов «Жизнь леса» Д.Зуев «Осень» А.Марков «Осень», «Чаща леса», «Листопад»» И.Бунин «Унылая пора» А.С. Пушкин Рассказы: «Месяц прощания с родиной» В.Бианки «Синичкин запас» Н. Сладков «Осенняя сказка» Е.Шикова «Осень» Н. Павлова «Осень» Г. Скребицкий «Экология в картинках» В.Танасийчук « Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снегирев «Медведь в лесу» Л. Квитко | Воспитатели, эколог, спец-т по разв.речи | |
17. | Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок | Воспитатели | |
18. | Наблюдения: - Осенние явления (туман, затяжной дождь, заморозки, ветры, долгота дня, температура воздуха, состояние почвы и воды); - Растения (окраска листьев, листопад, почки деревьев и кустарников после опадения листьев, различение деревьев и кустарников, распространение семян деревьев, дикорастущих трав и т.д: - Насекомые (подготовка к зиме, исчезновение, нахождение мест их скопления); - Птицы, отлет насекомоядных, поведение птиц (объединение в стаи, добывание корма, установление последовательности отлета, птицы ближайшего окружения – воробей, голубь, снегирь, синица, галка, сорока – поведение, способы добывания пищи) - Труд взрослых (сбор овощей, фруктов, перекопка земли, пахота, обрезка сухих веток, подвязка раскидистых кустарников, выкапывание клубней георгинов, укрытие | Воспитатели, специалисты | |
19. | Опытно- исследовательская деятельность: - Необходимость влаги для роста растений - Установление способности растения к поиску света - Воздух-невидимка - Воздух необходим для дыхания - Вытаптывание почвы - Движение облаков | Эколог, воспитатели | |
20. | Труд в природе: - уборка листьев на участке - сбор осенних листьев, семян - сбор урожая на огороде, в саду - посадка деревьев, кустарников - установка и развешивание кормушек для птиц, подкормка птиц В уголке природы: – участие в выставке «Дары осени» - уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями (традесканция, кактус, узумбарская фиалка, алоэ) - определение потребности комнатных растений во влаге, свете - работа с календарем природы - уход за животными уголка природы - составление календаря, расцвечивание листьев деревьев на территории детского сада | ||
21. | Совместная работа: Панно «Осень разноцветная» | Воспитатели, родители, дети | |
22. | Развлечения: Осень в гости к нам пришла | Эколог, муз.рук-ль, дети | |
Работа с родителями | |||
1. | Консультация «На прогулку с ребенком» | Эколог | |
2. | Совместная природоохранная деятельность - участие в проведении акции «Чистое утро» - Изготовление кормушек для птиц | Эколог, воспитатели, родители | |
3. | Составление книжки-передвижки «Земля – наш общий дом» | Эколог | |
4. | Домашнее задание: - Участие в акции «Чистое утро» - Сбор природного материала для изготовления поделок и для подкормки птиц - Изготовление кормушек | Родители, дети | |
Работа с кадрами | |||
1. | Консультация «Моделирование в экологическом воспитании» | Эколог | |
2. | Проверка тематического плана наблюдений | Зам.зав. по ВМР | |
Организационно-административная деятельность | |||
1. | Оформление опытно-экспериментального уголка в зимнем саду | Заведующая, эколог | |
2. | Приобретение методической литературы | Заведующая | |
3. | Пополнение банка дидактических пособий по экологическому воспитанию | Зам.зав. по ВМР |
Результат:
- Продуктивный: панно «Осень разноцветная»
- Творческий: экологический праздник «Осень в гости к нам пришла»
- Развивающий: уточнение и закрепление знаний об осенних изменениях в природе.
ПОДПРОЕКТ «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ»
Проблема: как нам зиму пережить
Цель:
- Обогащение представлений о жизни природы зимой, расширение кругозора;
- Развитие умения излагать свои мысли, делать выводы;
- Развитие мыслительных операций;
- Развитие воображения и речи;
- Развитие творческого продуктивного мышления;
- Развитие познавательного интереса.
№ п/п | Содержание работы | Продолжительность и срок | Ответственный |
Работа с детьми | |||
1. | Занятия по экологическому воспитанию: - Кто как проводит зиму в лесу - Зима в городе - Экскурсия «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна - Изготовление плакатов «Сохраним елку – красавицу наших лесов» - Зимние превращения капельки - Зимние заботы - Зима на водоеме - Волшебница – вода - Как живут наши пернатые друзья зимой - Лес как экологическая система - Пищевые цепочки в лесу - Лес в жизни человека | 3 месяца Декабрь-февраль | Эколог |
2. | Занятия по ознакомлению с окружающим Беседа: «Как звери зимуют в лесу?» «О зимующих и перелетных птицах» | Спец. по разв.речи | |
3. | Изодеятельность: Рисование: «Зимний пейзаж», «Снежинка»,»Птицы зимой» Лепка: «Звери в зимнем лесу» Аппликация «Снегири на ветке»- | Спец.по изо | |
4. | Музыкальные занятия Слушание: «Метель» Свиридов «Звуки леса» «Времена года» Вивальди «Зайцы и волк» М.Красев | Муз.рук. | |
5. | Эколого-психологический тренинг: «Я березка» «Природный оркестр» «Лесной карнавал» «Чудо - краски» «Поздороваемся». | Психолог | |
6. | Минутки мышления: Чем полезен рыжий муравей?(санитар леса, уничтожает вредных насекомых) Как дышит береза?(все части растения дышат. Кого называют лесным доктором?(дятел) | Воспитатели | |
7. | Минутки доброты: Что, значит, быть ответственным? Когда я был ответственным? Чем удивительна лягушка? Что такое любовь? Как ты чувствуешь любовь своих близких? Как ты проявляешь любовь к животным, растениям, людям. | Воспитатели, эколог | |
8. | Беседы: - Ель-красавица наших лесов - Как дерево живет зимой - Где рождается снег - Как образуется иней - Елкины иголки - Может ли мороз убить дерево - Как зимуют животные Севера - Кто в лесу вредный, а кто полезный - Что помогает животным выжить - Птичья столовая | Воспитатели | |
9. | Природоохранные акции: - Зеленая елочка – живая иголочка - Птичья столовая | Эколог | |
10. | Развивающие игры: -«Что сначала, что потом?» -«Так бывает, или нет?» -«Чей дом?» -«Отгадай, что за растение(животное) -«Что сажают в огороде?» -«Угадай, какой наш дом?» - «Почтальон принес посылку» | Воспитатели | |
11. | Сюжетно-ролевые игры: «Зоолечебница» Драматизация «Зимовье зверей» | Воспитатели | |
12. | Настольно-печатные игры: «Детки на ветке» «Разложи плоды в корзину» «Времена года» Зоолото «Домашние животные» Лото «Цветы» | Воспитатели | |
13. | Подвижные игры: -«Медведь и пчелы» -«Лиса мышкует» -«лягушки и цапля» -«Волк во рву» -«Перелет птиц», -«Ловля обезьян» «Метелица» «Снежная карусель» «Два Мороза» | Воспитатели, инстр. по физо | |
14. | Аудиовизуальные средства Рассматривание картин и репродукций А. Пластов «Первый снег» И. Грабарь «зимний пейзаж» К.Юон «Волшебница зима» А. саврасов «Зимний пейзаж. Иней» И. Суриков «Взятие снежного городка» А. Дейпика «Хоккеисты» Панно «Лес и его значение в жизни человека» Картины о зиме из учебно-наглядных пособий д/сада «Картины из жизни диких животных» С.Н Николаевой, М.Н. Мешковой. Серия картиниз серии 2времена года»,»Зима в лесу», учебно-наглядные пособия. К.Юон «Русская зима», «Конец зимы», «Мартовское солнце» Прослушивание аудиозаписей Звуки окружающего мира:»Звуки моря, ручейка», «Голоса птиц» М. Красев «Медведюшка», «Ёжик и мыши» Мультфильмы «Лягушка путешественница» «По щучьему веленью» Видеофильм «Животные северных (жарких стран)» Видеоальбом «Приокско-терассный заповедник и его окрестности» | Воспитатели, эколог | |
15. | Занимательная экология: -«Чей дом лучше» -«Сказка о человеке и Золотой рыбке» -«Жила – была река» -«Великан и голубое озеро» -«Дождевой червяк» -Родник» «Снежная птица» Легенды: -«Легенды о цветах» | Воспитатели, эколог | |
16. | Чтение художественной литературы: «Ёлка» Е. Трутнева «Снежинка» К.Бальмонт «Мороз-воевода» Н.Некрасов «Февраль» С. Маршак «Зимнее утро» А. Пушкин «Зима» И.Суриков «Метель» И.Бунин «Пороша», «Белая береза» С. Есенин «В гостях у дедушки Мороза» В. Одоевский «Кто как зимует» И. Винокуров «»Стая птиц под снегом», «Лес зимой», «Январский снег», «Синичкин календарь» В. Бианки «Этажи леса» М. Пришвин «Что такое лес» Э. Блайтон | Воспитатели | |
17. | Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок | Воспитатели | |
18. | Наблюдения: - Зимние погодные явления (вьюга, поземка, снегопад, метель, мороз); - Состояние неба, тучи, звезды, солнце, луна, долгота дня, температура воздуха, ветер); Циклические наблюдения (за водой, льдом, сугробами на участке - Растения (окраска листьев, листопад, почки деревьев и кустарников после опадения листьев, различение деревьев и кустарников, распространение семян деревьев, дикорастущих трав и т.д: - Насекомые (подготовка к зиме, исчезновение, нахождение мест их скопления); - Птицы, отлет насекомоядных, поведение птиц (объединение в стаи, добывание корма, установление последовательности отлета, птицы ближайшего окружения – воробей, голубь, снегирь, синица, галка, сорока – поведение, способы добывания пищи) - Труд взрослых (сбор овощей, фруктов, перекопка земли, пахота, обрезка сухих веток, подвязка раскидистых кустарников, выкапывание клубней георгинов, укрытие | Воспитатели, эколог | |
19. | Опытно- исследовательская деятельность: - Необходимость влаги для роста растений - Установление способности растения к поиску света - Воздух-невидимка - Воздух необходим для дыхания - Вытаптывание почвы - Движение облаков | Эколог | |
20. | Труд в природе: -планирование деятельности детей на участке в зависимости от погоды -сбор снега в кучки для зимних построек -уборка участка от снега -вывешивание кормушек для птиц и их подкормка -уборка участка малышей -уборка сломанных веток -изготовление снежных построек -изготовление цветных льдинок -посыпка скользких дорожек -поливка снежных дорожек, горок -окучивание снегом деревьев участка и фруктового сада | Воспитатели, эколог | |
21 | Труд в уголке природы -выращивание зеленого корма для животных -проращивание семян для посадки -посев овса, лука -уход за растениями и животными уголка природы -работа с календарем природы -зарисовка наблюдений за ростом и развитием растений | Эколог, воспитатели | |
22. | Совместная работа: Коллективная работа «Птичья столовая» | Воспитатели, спец.по изо | |
23. | Развлечения: День Земли | Воспитатели, специалисты | |
Работа с родителями | |||
1. | Консультация «На прогулку с ребенком» | Эколог | |
2. | Совместная природоохранная деятельность - участие в проведении акции «Чистое утро» - Изготовление кормушек для птиц | Эколог, воспитатели, родители | |
3. | Составление книжки-передвижки «Правила поведения в природе» | Эколог | |
4. | Домашнее задание: - Участие в акции «Чистое утро» - Сбор природного материала для изготовления поделок и для подкормки птиц - Изготовление кормушек | Родители | |
Работа с кадрами | |||
1. | Консультация «Задачи и содержание экологического воспитания дошкорльников» | Эколог | |
2. | Проверка организации труда в природном уголке | Зам.зав. по ВМР | |
Организационно-административная деятельность | |||
1. | Приобретение методической литературы | Заведующая | |
2. | Пополнение банка дидактических пособий по экологическому воспитанию | Зам.зав. по ВМР |
Результат:
- Продуктивный: коллективная работа «Птичья столовая»
- Творческий: экологический праздник «День Земли»
- Развивающий: уточнение и закрепление знаний о зимних изменениях в природе.
ПОДПРОЕКТ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!»
Проблема: как природа пробуждается от сна
Цель:
- Обогащение представлений о пробуждении природы зимой, расширение кругозора;
- Развитие умения излагать свои мысли, делать выводы;
- Развитие мыслительных операций;
- Развитие воображения и речи;
- Развитие творческого продуктивного мышления;
- Развитие познавательного интереса.
№ п/п | Содержание работы | Продолжительность и срок | Ответственный |
Работа с детьми | |||
1. | Занятия по экологическому воспитанию: - Как поссорились март и февраль - Дом под крышей голубой - Полна чудес могучая природа - Чудеса в весеннем лесу. - Зеленая служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями - Весенний пейзаж - Зеленая аптека - Лесная школа - Весенние заботы - Весна на водоеме - Вода – источник жизни - Экскурсия «Здесь надо увидеть, здесь надо Всмотреться - Земля наш общий дом | 3 месяца март- май | Эколог |
2. | Занятия по ознакомлению с окружающим Беседа: «За что мы любим весну?» | Спец. по разв.речи | |
3. | Изодеятельность: Рисование «Голубая весна» С натуры «Комнатное растение» Декоративное»Растительный узор на поднос (хохлома) Лепка «Весенний луг» Аппликация «Цветущая весна» | Спец.по изо | |
4. | Музыкальные занятия | Муз.рук. | |
5. | Эколого-психологический тренинг: «Экологический пост» «Лесовичок» «На участке дождь» «Забавные птицы» «Если бы я был деревом» | Психолог | |
6. | Минутки мышления: Кого называют санитарами леса(птицы, муравьи) Где живет белка? Как называют домик, сделанный руками человека? (скворечник) | Воспитатели | |
7. | Минутки доброты: Нужны ли в жизни правила? Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю босиком? Что ты чувствуешь, когда смотришь на небо? Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? Что рассказала тебе природа? Что ты чувствуешь, когда видишь рассвет, закат солнца? | Воспитатели | |
8. | Беседы: - Почему весенние морозы страшнее зимы? - Почему они так называются? (комн. растения) - Птичий календарь - Встреча пернатых друзей - Царство растений - Лесное здоровье - Природа и человек - Берегите воду - «Вода вокруг нас. У воды, на воде, в воде» - Рыбная ловля. -Да сохранится шар земной. (посади дерево) -Как вести себя в природе | Воспитатели | |
9. | Природоохранные акции: «Чистое утро» «День цветов» «Встреча птиц» | Эколог | |
10. | Развивающие игры: -«Угадай, что в руке?» -«Угадал, что съел» -«Четвертый лишний» -«Подскажи словечко» -«Узнай дерево по коре, почкам, плодам». -«Съедобное – несъедобное» - «Собери урожай» -«Где, что зреет» | Воспитатели | |
11. | Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка в лес» Драматизация «Яблоко» (сказка В.Сутеева) | Воспитатели | |
12. | Настольно-печатные игры: -«Во саду ли в огороде» -Кто и как передвигается» -Домино «Ягоды-фрукты» -«Где, чей дом?» -Где, что растет?» -«Экологическая цепочка» -«Составь пейзаж по временам года» | Воспитатели | |
13. | Подвижные игры: -«Коршун и наседка» «Волк во рву» «Ловишки-елочки» «Детки на ветке» -«Лесная карусель» | Воспитатели, инстр. по физо | |
14. | Аудиовизуальные средства Рассматривание картин и репродукций И. Левитан «Большая вода»,»Март», «После дождя», «Первая зелень» А Саврасов «Грачи прилетели» Б.Бактеев «Голубая весна» В.Поленов «Заросший пруд» В.Поляский «Май», И. Айвазовский «Черное море», «Девятый вал», С.Николаева, Н. Мешкова «Картины из жизни диких животных». Серии картин «Времена года», «Весна в лесу» Картины о весне из учебно-наглядных пособий Панно «Вода в природе и в жизни человека» Прослушивание аудиозаписей П.И Чайковский «Времена года» А.Вивальди «Времена года» Звуки окружающего мира: «Шум в лесу», «Звуки леса»,»Звуки моря, ручейка», «Голоса птиц» М. Красев «Зайцы и лиса», «Медведюшка», «Ёжик и мыши» Мультфильмы «Лиса и волк» «Заяц хваста» «Приключения смешариков» Видеофильм «Животные северных (жарких стран)» Видеоальбом «Приокско-терасский заповедник и его окрестности | Воспитатели | |
15. | Занимательная экология: Экологические сказки: -«Весенняя сказка» -«Солнечный цветок» -«Сказка о храбром цветочке» -«Подожди и узнаешь» -«Лопушок» -«Как медведь пень потерял» -«Серая Шапочка и Красный волк» Легенды: -«Тайны растений» | Эколог. Воспитатели | |
16. | Чтение художественной литературы: Ф. Тютчев: «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Весенняя гроза»». С.Маршак «Ледоход» В. Жуковский «Жаворонок», Г. Ладонщиков «Весенняя песенка», В. Бианки «Синичкин календарь», «Апрель», «Последняя льдина» А. Тамбиев «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры» Б.Заходер «Про всех на свете» А.Шевченко «Весна-мастерица» Н. Садков «Апрель», «Шепчущие следы», «Трое на одном берегу» М.Пришвин «Жаркий час» | Воспитатели | |
17. | Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок | Воспитатели | |
18. | Наблюдения: -За солнцем, небом, луной звездами, долготой дня, первая гроза, гром. изменение снега, быстрота таяния, за сосульками, проталинами, ручьи. -За водоемам, половодье, ледоход, жители водоема -Прилет перелет птиц, гнездование, выведение птенцов, обрезка деревьев, окапывание, сокодвижение растений -Цветение орешника, ольхи, вербы, распускание почек, появление листочков у деревьев и кустарников, появление первой весенней травы, первых лесных цветов, декоративных трав. -Труд взрослых в огородах, в поле -Наблюдение за ветками в вазе, за черепахой, за мать – и – мачехой, одуванчиком, за ростом овса, гороха, цветочной рассады. | Воспитатели, специалисты | |
19. | Опытно- исследовательская деятельность: -определение возраста рыбы, -влияние силы тяжести на растение, -выращивание растений из морковных верхушек, -как змея меняет кожу, -из каких цветов состоит солнечный луч (радуга) -«путешествие за солнцем» (наблюдение за движением мать и мачехи, одуванчиком на открытом участке и в тени) «песочные часы» водопроницаемость песка | Воспитатели | |
20. | Труд в природе: Сбор талой воды с крыши для поливки комнатных растений, -подкормка птиц, -установление шестов со скворечниками, -сбор обрезанных веток, -очистка участков от веток, остатков листьев. -перекопка клумб, -помощь взрослым в разбивке огорода на грядки, -посадка семян и рассады в огороде, на клумбах, в цветниках. -посадка семян, лекарственных трав. -выполнение разнообразных видов ухода за растениями огорода и цветника (полив, прополка, рыхление, прореживание. | ||
21 | Труд в уголке природы -посадка гороха, овса цветов однолетних (бархатцы, календула, циннии, георгины) для рассады) зарисовка наблюдений роста и развития растений -помощь воспитателю в посадке комнатных растений -участие в размножении комнатных растений(черенкование, отделение отростков, деление корневищ, отделение деток) - подкормка комн. растений удобрениями | ||
22. | Совместная работа: -«Лесной карнавал» ( из природного материала родители и дети) | Воспитатели | |
23. | Развлечения: Весна пришла и сказку принесла День рождения друга – дедушки Дуба | Воспитатели, специалисты | |
Работа с родителями | |||
1. | Консультация: Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье | Эколог | |
2. | Домашнее задание: Совместное изготовление скворечников и их развешивание Совместная посадка, пересадка и выращивание комнатных растений Совместная посадка семян для рассады цветов и овощей, уход за рассадой Участие в акции «чистое утро» Участие в акции «День цветов» Совместная высадка рассады и семян овощей на даче, в огороде. Совместный уход за посадками. Акция «Встреча птиц» | Родители | |
Работа с кадрами | |||
1. | Консультация «Экологические тропы на территории детского сада» | Эколог | |
2. | Педагогические чтения «Наше родное Подмосковье» | Зам.зав. по ВМР | |
Организационно-административная деятельность | |||
1. | Обеспечение посадки «Огорода на окошке» в зимнем саду | Заведующая, эколог | |
2. | Приобретение методической литературы | Заведующая | |
3. | Пополнение банка дидактических пособий по экологическому воспитанию | Зам.зав. по ВМР |
Результат:
- Продуктивный: «Лесной карнавал» (из природного материала)
- Творческий: праздник «Весна пришла и сказку принесла»
- Развивающий: осознание цикличности и закономерности природных процессов
Проект : «Зеленая планета »
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем, удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала и росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала, не наукой, а частью души! »
Актуальность темы. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Проблема : рождение и формирование экологического сознания
Цели :
- Выработка правильного отношения к окружающему миру;
- Формирование положительной познавательной мотивации;
- Развитие мыслительных операций, логического мышления;
- Формирование гуманистического отношения к природе;
- Развитие воображения;
- Формирование практических навыков и умений деятельности в природе природоохранного характера;
- Обеспечение нравственного и духовного здоровья личности.
Предполагаемый результат:
качественно новое отношение к природе, высокая познавательная мотивация, развитие уверенности в собственных возможностях.
ПОДПРОЕКТ «ОСЕННИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Проблема: как лето в осень превращается
Цель:
- Обогащение представлений о жизни природы осенью, расширение кругозора;
- Развитие умения излагать свои мысли, делать выводы;
- Развитие мыслительных операций;
- Развитие воображения и речи;
- Развитие творческого продуктивного мышления;
- Развитие познавательного интереса.
(долгосрочный)
Учебный год 2015-2017
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Дата выполнения | Вид деятельности |
Работа с детьми | |||
1. | - Планета Земля в опасности - Дары матушки земли - Для чего нужна красная книга - Что такое заповедник? - Во саду ли, в огороде - Обитатели нашего уголка природы - Осень в городе - Экскурсия «Люблю я пышное природы увядание» - Осень в лесу. - Осенние заботы - Осень в деревне - Для чего нужны семена? - Осень урожайная | 3 месяца сентябрь-ноябрь | Занятия по экологическому воспитанию: |
2. | «Как выращивают хлеб» | Занятия по ознакомлению с окружающим (Беседа) | |
3. | Аппликация «Натюрморт из фруктов» Рисование «Падают, падают листья» Лепка «В лес за грибами» | Художественное - творчество | |
4. | Слушание музыки: «Времена года» П.И. Чайковский Звуки окружающего мира «Шум в лесу» | Музыкальные занятия | |
5. | Почему расцвечиваются листья? (потому что наступает осень) Почему у ёлки зеленые иголки? (Ель вечнозеленое дерево) Где ночуют птицы? (в гнезде) | Минутки мышления: | |
6. | Что значит, быть добрым? Когда я был добрым в природе? Кто может считаться заботливым? Как заботится о комнатных растениях(животных)? Что такое красота? Чем красив цветок? | Минутки доброты: | |
7. | - Что нам осень принесла - Почему желтеют листья - Зачем деревья сбрасывают листочки - Как наступает листопад - Лягушка молодая - Где зимуют лягушки - Как путешествуют семена - Любите Землю-матушку - Верные помощники земледельца | Беседы: | |
8. | - «Чистое утро» - «Покорми птиц» | Природоохранные акции: | |
9. | -«Где лучше и почему?» -«Подружись с природой» -«Найди, о чем расскажу» -«Опиши, мы отгадаем» «Когда это бывает?» «Когда это бывает?» «Кто знает, пусть продолжает» | Развивающие игры | |
10. | Магазин «Семена», «Цветы», «Овощи-фрукты» Драматизация: «Медведь и солнце» (сказка Н. Сладкова) | Сюжетно-ролевые игры. | |
11. | -Подружись с природой -«Живая и неживая природа» -Лото «Растения – животные» -«Вершки и корешки» «Зеленый друг» | Настольно-печатные игры: | |
12. | -«Детки на ветке» -«Караси и щука» -«Хитрая лиса» «Лиса и куры» | Подвижные игры: | |
13. | Аудиовизуальные средства: И. Михайлов «Овощи и фрукты» И. Левитан «Золотая осень», «Октябрь» И. Остроухов «Золотая осень» А.Пластов «Первый снег» Н. Осенев « Осень» Прослушивание аудиозаписей П.И Чайковский «Времена года» А.Вивальди «Времена года» Звуки окружающего мира: «Шум в лесу», «Звуки леса»,»Звуки моря, ручейка», «Голоса птиц» М. Красев «Зайцы и лиса», «Медведюшка», «Ёжик и мыши» Мультфильмы «Вершки и корешки» «Как грибы с горохом воевали» «Снегурочка» «Куда летишь Марвин» | Рассматривание картин и репродукций | |
14. | Занимательная экология: -«Кролик и зайчиха» -«Катя и божья коровка» -«Рябина» -«Южный ветерок» -«Как скворец себе дом выбирал» -«Маленькие путешественницы» Легенды -«Легенды о деревьях» | Воспитатели | |
15. | Сказки: «Легкий хлеб» (белорус.н.с.) «Колосок» (укр.н.с) Стихотворения: «Лесные хоромы» М.Михайлов «Жизнь леса» Д.Зуев «Осень» А.Марков «Осень», «Чаща леса», «Листопад»» И.Бунин «Унылая пора» А.С. Пушкин Рассказы: «Месяц прощания с родиной» В.Бианки «Синичкин запас» Н. Сладков «Осенняя сказка» Е.Шикова «Осень» Н. Павлова «Осень» Г. Скребицкий «Экология в картинках» В.Танасийчук « Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снегирев «Медведь в лесу» Л. Квитко | Чтение художественной литературы: Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок | |
16. | - Осенние явления (туман, затяжной дождь, заморозки, ветры, долгота дня, температура воздуха, состояние почвы и воды); - Растения (окраска листьев, листопад, почки деревьев и кустарников после опадения листьев, различение деревьев и кустарников, распространение семян деревьев) - Насекомые (подготовка к зиме, исчезновение, нахождение мест их скопления); - Птицы, отлет насекомоядных, поведение птиц (объединение в стаи, добывание корма, установление последовательности отлета; птицы ближайшего окружения – воробей, голубь, снегирь, синица, галка, сорока – поведение, способы добывания пищи) - Труд взрослых (сбор овощей, перекопка земли) | Наблюдения: | |
17. | - Необходимость влаги для роста растений - Установление способности растения к поиску света - Воздух-невидимка - Воздух необходим для дыхания - Сбор семян помидора (огурца, перца) - Движение облаков | Опытно- исследовательская деятельность: | |
28. | - уборка листьев на участке - сбор осенних листьев, семян цветов - сбор урожая на огороде - установка и развешивание кормушек для птиц, подкормка птиц В уголке природы: – участие в выставке «Дары осени» - уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями (традесканция, кактус, фиалка, алоэ) - определение потребности комнатных растений во влаге, свете - работа с календарем природы | Труд в природе: | |
19. | Панно «Осень разноцветная» | Совместная работа: воспитатель и дети | |
20. | Осень в гости к нам пришла | Развлечение: | |
Работа с родителями | |||
1. | Консультация «На прогулку с ребенком» | ||
2. | Совместная деятельность - участие в проведении акции «Чистое утро» - Изготовление кормушек для птиц - Изготовление поделок из природного материала - Сбор природного материала для изготовления поделок и для подкормки птиц | ||
3. | Составление книжки-передвижки «Земля – наш общий дом» | ||
Предметно-развивающая среда | |||
1. | Оформление опытно-экспериментального уголка в группе | ||
2. | Приобретение методической литературы | ||
3. | Пополнение банка дидактических пособий по экологическому воспитанию |
Результат:
- Продуктивный: панно «Осень разноцветная»
- Творческий: экологический праздник «Осень в гости к нам пришла»
- Развивающий: уточнение и закрепление знаний об осенних изменениях в природе.
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Название проекта: «Краски природы»
Актуальность: «Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
Проблемная ситуация: Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые/через детей/ поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Целеполагание: Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель проекта:Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно – бережного отношения к ней.
Основные задачи проекта:
1. Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира Пермских лесов;
2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;
3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;
4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;
5. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы;
6. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.
7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;
Тип проекта:
- По доминирующему методу: практико – ориентированный;
- По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;
- По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
- По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
- По количеству участников: фронтальный, групповой;
- По продолжительности: долгосрочный.
Запланированный результат: Разработанная экологическая тропа, приведенная в порядок «лесная полянка», как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае. Совместная исследовательская и трудовая деятельность по экологическому воспитанию
.Возможные риски: Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Введение.
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Педагоги группы №6 уже много лет работают по методической теме «Формирование осознанно бережного отношения к природе родного края у детей дошкольного возраста».
Продолжением работы явилось организация экологической тропы и «лесной полянки» /место для проведения мероприятий нашей группы, отдыха жителей микрорайона/. Разработка экомаршрутов: деревьев, кустов, цветов, расположенных на территории парка. Маршрут выбирался таким образом, чтобы показать многообразие растительного и по возможности животного мира.
Цель: Формирование у детей осознанно-бережного отношения к природе, понимание единства природы и человека с помощью экологического маршрута.
Задачи:
1. Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию;
2. Разработать экологический маршрут, как источник познавательной информации;
3. Познакомить с методами изучения природных объектов.
Экологический маршрут осуществляется под руководством воспитателя. Особенность экологического процесса заключается в том, чтобы ребенок в естественных условиях получил информацию о правилах поведения в природе, о многообразии природного мира родного края. Достигается это в ходе экскурсий, прогулок в лес, в сочетании разных видов деятельности /игровой, трудовой, исследовательской/ и в общении с взрослыми и сверстниками.
Экологический маршрут позволит детям почувствовать себя первооткрывателями и пропагандистами экологических знаний. Позволит приобрести такие ценные качества личности как – ответственность, доброта, состродание.
Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы детского сада. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.
Правила поведения на маршруте:
- На маршруте можно смотреть, удивляться, получать новые знания и впечатления;
- Приветствуются на маршруте такие страны как «Тишина», «Внимательность», «Наблюдательность», «Спокойствие».
- На маршруте нельзя рвать, ломать, мусорить.
Начало маршрута /деревья/
1. Ива;
2. Дуб;
3. Ель;
4. Пихта;
5. Клен;
6. Береза;
7. Лиственница;
8. Туя.
Конец маршрута:
9. Сосна.
Начало маршрута /кусты/
1. Чубушник /жасмин/;
2. Спирея рябинолистная;
3. Шиповник;
4. Малина лесная;
5. Боярышник.
Конец маршрута:
6. Можевельник.
Начало маршрута /полевые цветы/
1. Фиалка 3-х цветная;
2. Ландыш;
3. Одуванчик;
4. Гвоздика травянка;
5. Ромашка;
6. Цикорий;
7. Иван чай;
8. Герань луговая;
9. Лютик едкий;
10. Клевер луговой;
11. Иван – да - Марья;
12. Колокольчик.
Конец маршрута:
13. Василек.
При разработке педагогического процесса по формированию основ экологической культуры были учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному; от частного к общему.
Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению экологических навыков и умений. Знания о правилах поведения в природе помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей по отношению к природе, оказывают влияние на формирование осознанно – бережного отношения к растениям и животным. Формирование знаний – не самоцель в нашей работе главное – это формирование осознанно – бережного отношения ко всему, что окружает ребенка, это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.
Правила поведения в природе
«КАК СОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ЧИСТЫМ»
· Берегите растения, ведь они – зеленые легкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли и копоти.
· Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.
· Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.
· Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
· На автомобилях нужно устанавливать фильтры, чтобы очищать отработанные газы.
· На фабриках и заводах должны работать специальные установки по очистке воздуха.
«КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ»
· Не загрязняете воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
· Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
· Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
· Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран не исправен, то попросите взрослых его починить.
· Не расходуй воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!
«КАК СБЕРЕЧЬ ПОЧВУ»
· Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее, увеличивают слой перегноя.
· Нужно оберегать животных, обитающих в почве, - они увеличивают ее плодородность.
· В парках, скверах и садах нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.
· Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва смывается, и появляются глубокие овраги.
· Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почва высыхает.
· На полях нужно сеять разные растения, чтобы почва не истощалась.
«КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ»
· Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям.
· Запомните правило: нужно стараться ходить только по тропинкам!
· Не рвите полевые цветы, не собирайте их букеты. Можно составлять только из садовых цветов.
· Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
· Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например: божьих коровок). Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
· Не разоряйте муравейники.
· Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы. Птицы – друзья растений, они спасают растения от насекомых-вредителей.
· Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.
· Берегите редкие виды лекарственные растений, например, ландыш майский, который зацветает на 28-30-й год жизни, валериану, первоцвет и многие другие.
· Посадите одно или несколько деревьев, учитесь ухаживать за комнатными и садовыми растениями.
· Помните! Растения – живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
«КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНИТЬ ВРЕДА ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ»
· Старайтесь не шуметь, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.
· Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.
· Нельзя разводить в лесу костры, ломать ветки деревьев, кусты, вытаптывать траву, собирать букеты цветов.
· После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес – это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.
«КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ»
· Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
· Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
· Сметайте с кормушки снег.
· Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.
«КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ»
· Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
· Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
· Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
· Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
· Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
· Подкармливайте птиц зимой.
· В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
· Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.
«КАК СОХРАНИТЬ САМЫХ ДРЕВНИХ ОБИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ»
Не нужно рвать полевые цветы – будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар и пыльца нужна для питания.
· Берегите зеленый наряд Земли: травы, кустарники, деревья, и вы поможете насекомым, которые живут среди растений.
· Не разоряйте муравейники, так как муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи – санитары лесов и садов, оберегайте их.
· Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.
«КАК СОХРАНИТЬ ЖИВЫЕ ЦВЕТОЧКИ В ПРИРОДЕ»
· Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.
· Берегите деревья. Не вытаптывайте траву возле них, не ломайте ветки. Они кормят и поят лесных обитателей.
· Собирая в лесу ягоды, грибы всегда помните о лесных обитателях, которые ими питаются. Оставляйте часть даров животным.
· Березовый сок можно брать только у взрослых деревьев. Отверстие должно быть не большим, и после того, как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть.
· Не обижайте животных, они помогают сохранить зеленый наряд планеты.
· Не сбивайте ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные, например, лоси.
· Собирайте ягоды аккуратно, берегите ягодники. Вытоптанный ягодник сможет восстановиться и начать плодоносить только через 2-3 года.
«КАК СОХРАНИТЬ СВЯЗИ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
· Берегите реки, ручьи, родники от загрязнения, чистая вода необходима всем живым существам.
· Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.
· Растения сохраняют влагу, не дают рекам и озерам пересыхать, скрепляют корнями почву, повышают ее плодородность.
· Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, насекомых. Ведь они помогают почве получать влагу и «дышать» воздухом.
Проект по экологическому воспитанию дошкольников
"Земелюшка-чернозем"
Вся природа вокруг нас, как из кубиков, сложена из удивления и загадок.
(Н.Сладков)
Образовательная область: Формирование знаний взаимосвязи почвы с живой и неживой природой.
Вид проекта: Групповой, творческий.
Актуальность:
На нашей планете в последнее время всё чаще наблюдаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесию. Поэтому, чтобы человек задумывался над своим отношением к окружающему миру, мы - педагоги ДОУ, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в простом - чудесное, в привычном - необычное. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Чем раньше начнётся воспитание, тем ощутимее его результаты. Основное содержание экологического воспитания дошкольников - формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Цель проекта: Формирование знаний у детей о значении почвы для животного и растительного мира.
Задачи проекта:
- формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе и учёта этого в их практической деятельности;
- воспитывать у детей любовное, заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения детей с окружающей средой;
- развивать творчество, воображение, мышление, внимание;
- способствовать взаимопониманию и взаимоуважению между педагогами, детьми и их родителями.
Участники проекта: заведующая детским садом, старший воспитатель, музыкальный работник, педагоги дополнительного образования по живописи и хореографии, воспитанники, родители воспитанников, воспитатели.
Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам
Продолжительность проекта: Годовой.
Сроки реализации проекта:
Основные формы реализации проекта:
Занятия, экскурсии, наблюдения в природе, беседы, игры, поисково - исследовательская деятельность, экспериментальная лаборатория, мини - выставки, коллаж "Почва", развлечения, посадка дубовой аллеи, труд в цветнике и на огороде, создание коллекции "Мир природы", папки-передвижки и консультации для родителей.
Обеспечение: Материально-техническое:
фотографии земной поверхности на примере своего города, фотографии естественных срезов почвы, фотографии семей воспитанников, DVD (мультфильмы: "Лунтик" серия "Норка", "Дюймовочка"), кукла Корней Корнеич, лист ватмана, цветная гуашь, акварель, цветная бумага, вата, клей, различные виды почвы, песок, глина, камни, предметные картинки (растения, животные), сухие листочки, шишки, желуди, различные семена, ящики и стаканчики для посадки семян и рассады, видеокамера, фотоаппарат.
Учебно-методическое.
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] /: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М.Бондаренко. - Воронеж: Издательство "Учитель", 2002.- с. 143-148, 151.
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /М.А.Васильева
- Васильев, Ю.Р. Занимательное природоведение [Текст] /Ю.Р.Васильев. - М.: Омега, 1997. - с. 145-157.
- Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова. - М.: Просвещение, 1993.- с. 105-117.
- Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Мир растений [Текст] / А.И.Иванова. - М:ТЦ Сфера,2004 - с. 102- 114.
- Нестеренко, Н "Каменная" эпидемия [Текст] / Н.Нестеренко //Обруч. -1999.-№ 3. - с. 22-24.
- Рыжова, Н.А. Знакомим детей с почвой [Текст] /Н.А.Рыжова //Дошкольное воспитание. -1998.-№ 4. - с. 53-60.
- Рыжова, Н.А. Опыты с песком и глиной [Текст] / Н.А.Рыжова //Обруч. -1998. - № 2.-с. 18-20.
- Рыжова, Н.А. Наш дом - природа [Текст] / Н.А.Рыжова //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-8.
- Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада [Текст] / О.А.Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -с. 42-44.
- Шиманович, Ю Тайна песочницы [Текст] / Ю.Шиманович //Обруч. -2008. - с. 19-21.
Этапы проведения проекта
Период | Мероприятия | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
август | *Сбор и анализ литературы по данной теме. *Диагностика детей по данной теме. | Ст. воспитатель, воспитатель. |
*Совещание со специалистами. Составление плана работы. | Воспитатель. | |
*Анкетирование родителей. *папка-передвижка для родителей "Что такое экология". *Сбор природного материала для коллекции "Мир природы". | Ст. воспитатель, воспитатель, родители, дети. | |
*Разработка содержания проекта "Земелюшка-чернозём". Изготовление куклы Корней Корнеевич (сказочный герой проекта). | Ст. воспитатель, воспитатель, родители. | |
Основной этап | ||
сентябрь | Наблюдение за неровной поверхностью почвенного покрова на участке детского сада. Рассматривание земной поверхности на примере своего района (фотовыставка с мест семейного отдыха детей и родителей группы). Работа с коллажем: на листе ватмана рисуем неровную полоску земли. Серия наблюдений за почвой на участке детского сада в ясную погоду, отмечаем влияние солнца на почву. Стихи, потешки, загадки о солнышке. Работа с коллажем: рисуем чёрный слой почвы (гуашь), небо, солнце (акварель). Наблюдения за почвой в дождливую погоду. Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду. Урок мышления "Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет?" (проводится исследование почвы на цветнике и на дорожке с помощью палочки). Опыт на выявление свойства почвы - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду. Работа с коллажем: из ваты делаем облака, дождевую тучу. Из тучи идёт дождь (аппликация из цветной бумаги). Чтение художественной, русской народной литературы о воде. Серия опытов на выявление свойств воды (прозрачная, обладает текучестью, не имеет формы).
| Воспитатель, родители, дети. |
октябрь | Фотовыставка с естественным срезом почвы (земля, песок, камни, глина). Рассмотреть почву на месте бывшей песочницы (в руках рассыпается без комочков, цвет светло - коричневый, в ней попадаются камешки). Урок мышления: "Как можно назвать почву, в которой содержится много песка?" Опыт с песком (показать, что песок состоит из мелких зёрнышек песчинок, разного цвета, оттенка). Прогулка. Серия игр с песком, во время которых дети закрепляют свойства сухого и мокрого песка. Показать, что песок может двигаться. Подвижная игра "Мы - песчинки". Чтение Н. Байрамов "Узоры на песке" - познакомить детей с царством песка - пустыней. Опыт: показать, что происходит с песком в пустыне, когда дует сильный ветер. Игра "Путешествие в зеркально - песочное царство". Работа с коллажем: настоящий песок насыпаем на слой клея. Занятие лепка "Козлик" ( по мотивам дымковской игрушки). Экскурсия в краеведческий музей на выставку В.Н.Кирюшкина "Глиняная игрушка". Занятие лепка "Поможем Жихарке вылепить посуду". Опыт "Глина не пропускает воду" (в сравнении с песком). Настольный театр глиняной игрушки "Три медведя". Работа с коллажем - рисуем слой глины (гуашь коричневого цвета). Дидактическая игра "Ящик ощущений". (Сухая глина, камни, песок). Опыт на закрепление свойств сухой глины и камня в сравнении. Серия игр с камнями. Чтение сказки П. Бажова "Серебряное копытце". Аппликация из камней "Каменный сад". Выставка изделий из камня (сувениры, украшения, и. т. п.). Коллаж - наклеиваем "камешки" (аппликация, комочки сжатой бумаги). | Родители, дети, воспитатель, сотрудники краеведческого музея |
ноябрь | 1. Серия наблюдений на участке за деревьями, кустарниками. 2. Дидактичесие игры: "От какого дерева листок?", "Раз, два, три - к дереву беги!", "Назови дерево", "Найди по описанию", "Назови растение", "От какого дерева шишка?", "Собери дерево" (на ковролине). 3. Занятие "Мир комнатных растений". 4. Хозяйственно бытовой труд в природе по уходу за комнатными растениями. Опыт "В почве содержится воздух". 5. Аппликация из сухих листьев, трав "Осень наступила". 6.Эскурсия в парк. Урок мышления: "Верно ли выражение: "Растения живые. Почему?", "Что помогает растениям расти и развиваться?", "Почему деревья не падают?". 7.Коллаж - наклеиваем деревья, одуванчик с изображением корневой системы (аппликация с элементами рисования). | Воспитатель, родители, дети. |
декабрь | Занятие рисование "Ай, да ёлочка - краса". Рассмотреть плоды растений на участке (рябина, калина, шишки ели, сосны, лиственницы). Исследование "Что спряталось в еловой шишке?" Дидактическая игра "Коробка ощущений" (грецкий орех, яблоко, мандарин, огурец, жёлудь). Исследование "Что спряталось внутри плода?". Беседа "Зачем нужны плоды?" Опыт "Жёлуди - семена дуба". Сажаем желуди в горшочек с землей. Словесная игра с мячом "Назови плод". Экскурсия на площадь им. Ленина (наблюдение за дубом). Коллаж "Почва" - "сеем" желуди (аппликация из цветной бумаги). | Воспитатель, дети |
январь | Познавательное занятие "Подземные жители" (земляные черви). Мультфильм "Нора" (серия м /ф "Лунтик"). Чтение рассказа Г.Блинова "Как Стобед обидел бабочку и что из этого вышло". Лепка "Земляные черви". Коллаж "Почва" - наклеиваем "червей". | Воспитатель, родители, дети. |
февраль | Чтение сказки Г.- Х. Андерсен "Дюймовочка". Познавательное занятие "Соседи земляного червяка" (крот, мышь, жуки). Чтение экологической сказки Н.Рыжовой "Чей дом лучше?". Создание книжки - малышки "Крот". Коллаж "Почва" - рисуем крота в норке. Детская энциклопедия "Жуки" - майский жук, как обитатель подземного мира. Подвижная игра "Жуки". Заселяем в коллаж жука (аппликация) Чтение В. Бианки "Лис и мышонок". Подвижные игры "Кот и мыши", "Мышеловка". Заучивание стихотворения С. Маршака "Мышка". Чтение сказки В. Бианки "Сова". Коллаж "Почва" - заселяем мышь в норку (аппликация). | Воспитатель, родители, дети. |
март | Создание огорода на окне. Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Посадка лука". Опыт "Лучшие условия для роста лука" (лук сажаем в почву, в воду, в мох; ведем дневник наблюдения). Дидактическая игра "Вершки-корешки". Посадка семян цветов на рассаду. Коллаж "Почва"- создаём огород (аппликация "Овощи"). Беседа "Человек и земля". Коллаж "Почва".Отображаем труд хлеборобов через аппликацию "Хлебное поле". | Воспитатели, родители, дети. |
апрель | РМО "Русский фольклор как средство обогащения экологических знаний детей среднего возраста". Развлечение "День Земли". Осуждение проблемы. Опавшие листья часто сжигают. Хорошо ли это? Наблюдение за прошлогодними листьями в сравнении с засушенными осенними листьями. Опыт: "Как происходит загрязнение почвы". | Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, хореограф. |
Завершающий этап | ||
май | Диагностика экологических знаний, умений, навыков детей. КВН "Наш дом - природа" (с участием родителей). Презентация коллажа "Земелюшка - чернозем". | Дети, воспитатели, родители, старший воспитатель, музыкальный руководитель. |
Предполагаемый результат проекта:
- Знания о значении почвы для животного и растительного мира (включая человека), разнообразие почвы, свойств песка, глины, камней.
- Понимание элементарных взаимосвязей в природе.
- Умение делать простейшие выводы и умозаключения.
- Понимание положительного и отрицательного влияния человека на почву.
- Бережное отношение к природе.
- Владение навыками продуктивной деятельности, составления и оформления коллажа.
Продукт проектной деятельности: Коллаж "Земелюшка - чернозем", сборник методических разработок, фотоматериал.
Презентация проекта: КВН "Мы - друзья природы", передача опыта по теме проекта в детских садах города.
Продолжение проекта: Усложнение этапов проекта, проведение их с детьми в старшем возрасте, создать условия для выполнения системы заданий во время экскурсий по экологической тропе (тропа здоровья).
Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко - срочный
Предмет исследования: берёза.
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Реализация проекта:
Начальный этап | |
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?». 2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?» 3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу». | |
Технологический этап | |
Работа с детьми: Образовательная область «Познание»: 1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) . 2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» 3. Выбор березки на территории детского сада. 4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. 5. Разгадывание кроссвордов. 6. Исследование бересты под лупой. 7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…». Образовательной область «Чтение художественной литературы» 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…» В.А. Злоказова; « Секреты горы Трех Братьев» В.А.Трусов; «Ода берёзе» Н.И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три Берёзки под окном» Г.Н. Рахимов и т.д. 2. Разучивание пословиц, поговорок. 3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».
Образовательной областью «Физическая культура» 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».
Образовательной областью «Художественное творчество»: 1. Лепка: «Березовый пенек» ( из соленого теста). 2. Создание панно «Березка» (из соленого теста). 3. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник). 4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток) 4. Оформление уголка «Береза – символ России». Образовательная область «Коммуникация» 1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает". 2. Проведение совместного праздника «Русская березка» с детским садом № 144.
Образовательной область «Музыка» 1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера. 2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек. 3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко 4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла” Образовательной область «Труд» 1. Акция «Посадим березку на своем участке» | Работа с родителями: 1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!» 2. Помощь в оформлении: «Паспорта березы», центра в группе «Белоствольная красавица»; альбома «Люблю русскую красавицу»; 2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке». 3. Помощь в организации похода детей старшей группы «Рыбки» в детский сад № 144. 4. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство». 5. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”. |
Рефлексивный этап 1. Оформление газеты «Люблю березку русскую». 2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике. 3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу». 4. Конкурс «Читаем стихи о березке». 5. Организация совместного праздника «Русская березка» с детьми из МОУ ДОУ № 22 . 6. Экскурсия на Бульвар Великой Победы «Встреча с русской красавицей» и распространение бюллетеня “Береги Зелёного друга” |
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека для старшего дошкольного возраста "Безопасность дома"
Картотека как вести себя одному дома...
Картотека "Релаксация детей дошкольного возраста"
для воспитателей...
Картотека традиций старшего дошкольного возраста «Сладкий вечер».
Создание благоприятного психологического климата в группе, привитие культуры общения за столом, знакомство детей с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественн...
Картотека физминуток - младший дошкольный возраст
Материал представляет собой подборку физкультминуток, связанных с речью и движением. Картотека составлена в соответствии с комплексно-тематическим планированием по программе «От рождения до школ...
Картотека игр ( старший дошкольный возраст)
"Игровые упражнения игры для старшего дошкольного возраста"...
Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности длядетей дошкольного возраста 4-5 лет №7 на 2022-2023 уч. г....