Проект "Дети - войны"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов. Дети наравне с взрослыми боролись с врагом, вступали в партизанские отряды, ходили в разведку, подрывали на железной дороге вражеские поезда, груженные пушками, танками, зенитными орудиями. Дети проявляли исключительную смелость, находчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_deti_voyny.docx | 551.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект. «Дети – войны».
Борзова Галина Ивановна.
Род деятельности. Образование.
Номинация. Наследники победы.
Муниципальное образование. Г. о. Королёв.
Кратко о себе. Я работаю воспитателем в МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 23 «Чебурашка» 17 лет. Двое детей и два внука. Люблю путешествовать, люблю рисовать, ухаживать за комнатными растениями. https://наше-подмосковье.рф/personal/project/2018/
https:// наше-подмосковье.рф /projects/34413/
Цель проекта:
Пополнить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди и дети в годы Великой Отечественной войны; обратить их внимание на то, как ныне живущие чтут память героических бойцов.
Задачи проект
Формировать понимания значимости патриотического подвига всех граждан страны, интерес к прошлому России, уважение к сверстникам военных лет. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжёлой войне с врагами, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, пережившим все ужасы и тяготы военного времени. Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи: продолжать работать над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; развивать слуховую память, зрительное внимание.
Словарная работа. Ветераны, партизаны, труженики тыла, почтить память, фронт, госпиталь, эшелоны, оккупация.
Описание проекта.
Актуальность. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов. Дети наравне с взрослыми боролись с врагом, вступали в партизанские отряды, ходили в разведку, подрывали на железной дороге вражеские поезда, груженные пушками, танками, зенитными орудиями. Дети проявляли исключительную смелость, находчивость. Многие из них награждены орденами и медалями, некоторым присвоено звание Героя Советского Союза. К несчастью, большинство детей-героев погибли смертью храбрых. На примере детей-героев Великой Отечественной войны можно развивать чувство патриотизма среди воспитанников.
Вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину обуславливает актуальность выбранной темы.
Этапы проекта.
1.Подготовительный этап.
Беседа с детьми о том, что они знают о детях ВОВ.
Написание плана проекта
Сбор информации о детях - Великой Отечественной войны: иллюстраций, художественной литературы, видеоматериалов, документов о ВОВ. Привлечение родителей к сбору информации и экспонатов для Аллеи славы. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен.
Налаживание связей с городским Советом ветеранов.
- Основной этап.
Проведение с детьми тематических занятий по теме: «Этих дней не смолкнет слава», «Сын полка», «Дети - герои войны», «Города - Герои», «Они защищали Родину», «Город – герой Москва», «День Победы».
В своей работе использовали презентации: «Как началась война», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Оборона Москвы 1941 года».
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дозор»;
С. Алексеев «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; А. Гайдар «Сказка о военной тайне»; Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Маршак «День Победы», «Пограничник».
В работе с детьми использовали пословицы и поговорки о Родине: «Жить – Родине служить», «В бою за Отчизну и смерть красна», «Тот герой кто за Родину горой», «Где кто родился, там и пригодился».
Взаимодействие с родителями: консультации «Как рассказать ребёнку о войне», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Как воспитать маленького патриота». Вместе с родителями изготовили стенгазету «Будем помнить!», оформили совместно с родителями «Аллею славы». На занятии изготовили открытки и поделки для ветеранов.
Оформили совместно с родителями «Аллею славы». Организация и проведение экскурсий к Вечному огню, в школу №1. Участие в конкурсе «Письмо с фронта» Встреча с ветеранами. Оформление в группе мини-музея «Военная техника». Составление детьми рассказов о родственниках - участниках ВОВ.
- Заключительный этап.
Размещение фотоматериалов, проекта на сайте детского сада.
Оформление «Аллеи славы». Оформление в группе мини-музея «Военная техника». Изготовление альбома с рассказами детей о родственниках - участниках ВОВ. Организация и проведение праздничного концерта для ветеранов. Налаживание связи с Советом Ветеранов для дальнейшего сотрудничества. Награждение победителей конкурса «Письмо с фронта».
Литература
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2003.
- «Дошкольникам о защитниках Отечества» под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М., 2016.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., 2016.
- Шорыгина Т.А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны. М., 2010.
Мероприятия в рамках проекта:
Беседы с детьми по теме. Просмотр презентации по теме.
Изготовление стенгазеты «Будем помнить!» Экскурсия к Вечному огню. Экскурсия в школу №1 на праздник посвящённый Дню Победы.
Экскурсия в Москву в Александровский сад к Вечному огню.
Участие в конкурсе, организованным городской детской библиотекой «Письмо с фронта». Изготовление поделок на тему: «Нет войне!». Оформление в группе «Аллеи славы». Привлечение родителей для сбора материала по теме. Встреча с ветеранами. Организация концерта для ветеранов.
Охват проекта:
Дети подготовительной группы -15 человек. Родители и педагоги - 17 человек. Школьники начальных классов. Ветераны - 4 человека.
Затраченные ресурсы:
Ресурсы затрачены минимальные: открытки, художественная литература по теме, цветная бумага, боевые награды дедов и прадедов воспитанников, аудиозаписи, видеоматериалы.
Достигнутые результаты:
Проект направлен на расширение знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг, познакомить с жизнью детей во время войны. Подборка книг и иллюстраций, выставка детских рисунков на тему «Великая Отечественная война»; работа с родителями: оформили стенгазету «Будем помнить!»; с детьми оформили «Аллею Славы». В детском саду проходил вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; принимали участие в городском конкурсе: «Письмо на фронт»; принимали участие в школьном концерте: «Никто не забыт, ни что не забыто».
Дата старта проекта: 19.06. 2019 г
Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта.
Познание. ФЦКМ. Тема: «Дети – Великой Отечественной войны».
Цель. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг, познакомить с жизнью детей во время войны.
Задачи.
Вызывать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны, восхищение подвигами детей во время войны.
Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, уважение к сверстникам военных лет.
Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжёлой войне с врагами, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.
Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи: продолжать работать над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; развивать слуховую память, зрительное внимание.
Словарная работа. Ветераны, партизаны, труженики тыла, почтить память, фронт, госпиталь, эшелоны, оккупация.
Предварительная работа.
Подборка книг и иллюстраций, выставка детских рисунков на тему «Великая Отечественная война»; работа с родителями: оформили стенгазету «Мы помним!»; с детьми оформили «Аллею Славы». В детском саду проходил вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; принимали участие в городском конкурсе: «Письмо на фронт»; принимали участие в школьном концерте: «Никто не забыт, ни что не забыто».
Ход занятия
Воспитатель: «Приближается всенародный праздник 9 мая – День Победы. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике?».
Дети: «В этот день закончилась страшная война, Великая Отечественная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся на войне, погибших и живых, которые защищали нашу Родину».
Воспитатель: «В том году у праздника была особая дата. Что вы о ней знаете?»
Дети: «В том году отмечали 73 год со дня окончания Великой Отечественной войны».
Воспитатель: «Дети, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?
Слово «великая» означает очень большая, громадная, огромная. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало великое множество людей, она длилась 4 долгих года.
Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направлена на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
Сегодня я вам расскажу о детях войны.
Когда началась война, все люди встали на защиту Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Тяжёлое было время для всего нашего народа, но особенно тяжело пришлось маленьким детям. Многие остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родных во время бомбёжек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвёртые оказались на оккупированной врагами территории, пятые в плену у немцев. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Чтение стихотворения «Война – не место для детей» смотри в приложении.
Дети, скажите, что могли делать женщины, старики, дети, чтобы помочь фронту?».
Дети: «Они выращивали хлеб и скот, чтобы кормить армию, работали на заводах, изготовляли снаряды и оружие для солдат, военную технику, вязали и шили одежду».
Воспитатель: «Вы помните, как назвалась одежда для солдат в годы войны?»
Дети? «Гимнастёрка, сапоги, ватник, шинель, шапка – ушанка, портянки».
Воспитатель: «А как вы думаете, чем в это время были заняты школьники?»
Дети: «Школьники помогали взрослым».
Воспитатель: «Правильно. Во многих городах были организованы госпитали. Вы знаете, что такое госпиталь?»
Дети: «Это больница для солдат. Там лечат солдат».
Воспитатель: «Чем дети могли помогать в госпиталях?»
Дети: «В госпиталях дети помогали медсёстрам ухаживать за ранеными солдатами: помогали кормить, приносили пить, убирали помещение, писали письма. А ещё выступали перед ними с концертами, читали стихи, пели песни, танцевали».
Воспитатель: «Молодцы, дети! А ещё ребята готовили подарки для бойцов, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши, тёплые вещи. Школьники работали на военных заводах, заработанные деньки передавали в фонд обороны. Многие дети тайком уходили на фронт или в партизанские отряды и воевали наравне со взрослыми, становясь сыновьями и дочерями полков.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Многие ребята воевали бесстрашно, смело и за свою отвагу были награждены орденами и медалями. Особо отличившихся в боях, были награждены высоким званием: Герой Советского Союза. Их имена известны не только в нашей стране, но и во всём мире. О некоторых из них я вам сейчас расскажу.
Когда на Родину напали фашистские захватчики, пионер Лёня Голиков ушёл в партизаны. Показать фото (смотри приложение). Лёня начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награждён орденом боевого Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За отвагу» (показать орден и медали, см приложение). Юному герою установлено несколько памятников. Его имя носит теплоход.
Марат Казей был разведчиком у партизан (показать фото, смотри приложение). Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой, уничтожал фашистских солдат, технику, подрывал вражеские эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944 - года Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу. Марат, отстреливаясь, залёг в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было – Марат был тяжело ранен. Пока были патроны , держал оборону, а когда магазин автомата опустел, взял в руки своё последнее оружие – две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил, когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Марату посмертно присвоено звание – Герой Советского Союза.
Валентин Котик. (Показать фото, смотри приложение). В 1941 году, когда началась война, Вале исполнилось всего 11 лет. Вскоре после начала войны немецкие захватчики уже хозяйничали в городе, где жил Валя. Однажды Валя с группой ребят, вооружившись гранатами, подкараулили машину начальника полиции, фашистский палач был уничтожен. Дерзкое нападение мальчиков привлекло внимание подпольщиков. Теперь Валя действовал только по их заданиям, он собирал оружие, распространял листовки. Летом опасаясь 1943 года, опасаясь за его жизнь, Валю переправили в партизанский отряд. Здесь он принял участие в подрыве трёх вражеских эшелонов. В 1944 году в бою за освобождение от оккупантов его родного города, Валю тяжело ранило. Это было третье ранение. Он умер на руках товарищей. Юный партизан был награждён орденом Отечественной войны 1-ой степени, партизанской медалью 2 степени, в 1958 году было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
О юных героях сложено много песен, стихов, их имена дают школам, улицам. Их подвиги нам особо дороги, ведь их совершали юные герои войны, дети, подростки!
Кем бы они стали, если бы они выросли – поэтами, учёными, космонавтами, строителями… Мы этого никогда не узнаем, но мы знаем , что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало доброго.
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – и нету середины,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм!
Вопросы:
1.Почему война против фашистской Германии называлась Великой Отечественной?
2.Кто встал на защиту нашей Родины?
3.Как дети помогали фронту?
4.Кто такие партизаны?
5.Как они защищали Родину?
6.Назовите имена детей - героев войны?
7.Чем награждали отличившихся на войне детей?
Наше занятие заканчивается. Вы, конечно, поняли сейчас, что каждый человек, не зависимо от возраста, может быть и мужественным, и смелым, и отважным, а самое главное – горячо любить свою Родину. Вам я желаю вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мы в войну не играли, мы дышали войной»
Методическая разработка сценарий праздника ко Дню Победы....
Презентация "Забытая война", посвящённая 100-летию начала Первой мировой войны.
Презентация посвящена событиям Первой мировой войны 1914 - 1918 г.г. Ключевые моменты в презентации выделены в цветные рамки, крупные заголовки акцентируют внимание на аспектах темы. Показ красочно пр...
Беседы о Войне. Великая Отечественная война
Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, самой крупной в истории человечества. Познакомить с историей детей, которым очень тяжко пришлось в военное время....
Музыкально-литературная композиция "Девчата на войне" для сотрудников ДОУ, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне
К конкурсу на лучшее мероприятие к 70 - летию Дня Победы...
Социально-патриотический проект «Мы читаем о войне» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Материал для ознакомления сверстников (учеников начальной школы) с событиями Великой Отечественной Войны через художественные произведения советской детской литературы....
Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Литературно-музыкальная композиция «Мы знаем, что была война», посвященная празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне....
" Великая Отечественная Война 1941-1945. Годы священной Войны"
Цель: Познакомит детей с прпаздником 9 мая в честь Победы в Великой Отечественной Войне.Задачи:Доступно рассказать детям о ВОВ.Формировать чувстыо гордости за свою Родину и свой народ.Воспитывать уваж...