К о н с п е к т ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Поможем капельке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие направлено на воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу. Основными задачами являются развитие экологического мышления в процессе опытнической деятельности, формирование представления о причинах нарушения баланса в экосистеме, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
К о н с п е к т
ООД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Поможем капельке»
Провела воспитатель МКДОУ «Детский сад № 19 «Звёздочка»
Аксёнова Наталья Борисовна
Дата проведения: 11.02.2020
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ :
-Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Формировать представления о причинах нарушения баланса в экосистеме;
- Расширять знания о различных видах водоёмов;
- Развивать умение ориентироваться в условных цветовых обозначениях на глобусе;
- Развивать экологическое мышление в процессе опытнической деятельности;
-Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
- Закрепить желание правильно вести себя в природе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Познакомить детей с понятиями: «круговорот воды в природе», «акватория»;
Активизировать в речи детей слова: пресная, круговорот, фильтр, испарение, очистка, опыт.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
письмо с фотографией, картина- схема, картинки живой и неживой природы, глобус, макет «Круговорот воды в природе», баночки с грязной водой, баночки с воронкой (по 4 шт.), марля, вата для фильтра, знаки «Правила поведения в природе».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1-я часть.
Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло странное письмо. Давайте его прочитаем. «Текла по равнине чистая, прозрачная река. Построили на берегу завод игрушек. Стало много разных игрушек, что радовало малышей. А завод стал брать чистую воду и сбрасывать в него грязную. Было много воды в реке, а стало мало – завод много расходует. Рыба в реке заболела. Птицы и звери перестали пить воду из неё. Погибает река! Помогите! Капелька».
Поможем Капельке и всему живому вернуть чистую речку! Но прежде давайте вспомним, кому и зачем нужна вода?
2-я часть
Воспитатель проводит дидактическую игру «Кому нужна вода?»
Дети подходят к картине схеме. На столах лежат картинки с изображением живой и неживой природы. Из них выбирают только те объекты, которым необходима вода. Прикрепляют картинки к картине-схеме и объясняют, зачем нужна им вода.
3-я часть
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, на Земле много воды? Очень хорошо видно на глобусе, сколько места на земле занимает вода и суша. Каким цветом обозначена суша? А каким цветом вода?
Дети. Зелёным, коричневым и жёлтым выделена суша, голубым – вода.
Воспитатель: Можно сказать, чего больше на Земле – воды или суши?
Дети. На Земле больше воды.
Воспитатель: Всё это голубое пространство на земле называется акваторией. Она состоит из водоёмов. Какие водоёмы вы знаете?
Дети. Есть реки, озёра, ручьи, моря и океаны.
Воспитатель: Какие водоёмы самые большие?
Дети. Океаны.
Воспитатель: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озёрах?
Дети. Вода в морях и океанах солёная. А в реках и озёрах пресная, т.е. несоленая.
Воспитатель: Правильно! А какую воду больше всего использует человек?
Дети. Пресную.
Воспитатель: Расходует человек пресную воду в огромном количестве, а её запасы на земле постоянно пополняются. Хотите узнать как?
4-я часть.
Воспитатель: Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма. Много-много капелек - подружек резвятся и играют в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Они летят всё выше и выше, высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь - это маленькие капельки воды. Упали они на землю, напоили растения, животных, промочили землю. Под землёй капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы.
Вот так пополняются запасы воды на Земле. Этот процесс называется круговорот воды в природе, от слова «круг», т.е. вода движется по кругу. С земли на небо, с неба на землю. Кто может повторить, как движется Капелька?
Дети. По кругу, с земли на небо, с неба на землю.
Воспитатель: Как это называется?
Дети. Круговорот воды в природе.
5- часть
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Давайте превратимся в капельки и поиграем в их путешествие.
Звучит лёгкая музыка.
Я - мама-тучка, а вы - детки-капельки. Вам пора отправляться в путь.
Под музыку «капельки» прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.
Дети «капельки составляют ручейки, взявшись за руки
Встретились ручейки и стали большой рекой.
Ручейки соединяются в одну цепочку
Плывут капельки в большой реке. Текла-текла река и попала в океан.
Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. И Тучу как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые весёлые вернулись к маме Тучке.
Присевшие на корточки дети поднимаются и вытягивают руки вверх.
6-я часть
Воспитатель: Ребята, нашей Капельке плохо живется в грязной реке. Как ей помочь? Может остановить завод игрушек и другие заводы и фабрики?
Дети. Нельзя, не будет игрушек, машин, посуды.
Воспитатель: Тогда давайте научим директора завода, как очистить воду, которую сливает завод. Мы это умеем?
Дети. Да, мы уже проводили опыты и очищали воду.
Воспитатель: Процесс очистки воды Лидия Семёновна снимет на видеокамеру, а диск отправим директору завода. С помощью чего можно очистить воду?
Дети. С помощью фильтра.
Воспитатель: Из чего мы сделаем наш фильтр?
Дети. Из марли и ваты.
Дети занимают свои места и начинают фильтровать воду.
Что произошло после фильтрования грязной воды? Посмотрите , у всех ли получился опыт? Что осталось на фильтре.
Дети. На фильтре осталась грязь.
Воспитатель: Ребята, какой совет мы можем дать директору завода.
Дети. Поставить фильтры на трубы.
7-я часть
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к нашему письму. Сточную воду очистят фильтрами. Достаточно ли этого, чтобы нашей Капельке и другим в водоёме жилось уютно? Что можно сделать ещё для реки и как надо вести себя в природе?
Дети. В природе нельзя мусорить, рвать цветы, бросать бутылки. Все люди должны сохранять и беречь природу.
В этот момент раздаётся звук льющейся воды.
Воспитатель: Что случилось? Кто открыл воду? Пойду, посмотрю.
Ребята, да это волшебная Капелька просочилась к нам через кран.
Воспитатель вводит взрослого одетого капелькой.
Капелька. Ребята, всё слышала и не могла удержаться, чтобы не навестить вас. Какие вы молодцы! Как хорошо придумали поставить фильтры на трубы завода. И правила поведения в природе вы знаете. И за это я хотела бы вас повеселить. Я превращусь в волшебника и обычную воду превращу во вкусный сок.
Показывает фокус с окрашиванием воды в оранжевый цвет, а затем помещает бутылку с окрашенной водой в ящик с двойными стенками и вытаскивает бутылку с соком, приговаривая заклинания
Ахалай-махалай
Воду в сок превращай.
Капелька. Ребята, угощайтесь!
Дети пьют сок, благодарят и прощаются с Капелькой.