Рабочая программа кружка "Эврика"
рабочая программа по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Нефтеюганского районного муниципального
дошкольного образовательного бюджетного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»
ПРИНЯТО: на педагогическом совете НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» _____________Н.В.Никитина |
Протокол № ______ «____» ______ 20_____г. | Приказ № ______ «_____» ________ 20_____г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«Эврика»
для детей 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Федотова Татьяна Александровна,
воспитатель
гп. Пойковский, 2020 г
СОДЕРЖАНИЕ
| ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи рабочей программы | 4 |
1.3 | Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста | 4 |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
| ||
2.1 | Содержание работы с детьми 5-7 лет | 6 |
2.2 | Учебно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста | 8 |
2.3 | Методика организации и проведения занятий | 8 |
2.4 | Взаимодействие с семьями воспитанников | 11 |
2.5 | Педагогическая диагностика | 12 |
| ||
3.1 | Особенности организации образовательной среды | 16 |
3.2 | Методическое обеспечение программы. | 17 |
3.3 | Комплексно – тематическое планирование | 18 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
В настоящее время в системе образования происходят глубокие изменения, связанные с особенностями развития общества. Активно продвигается в образовании естественнонаучное направление. В современном понимании, содержание естественнонаучной направленности включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов детей в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение живой и неживой природы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в сфере образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018г.№196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Приложение к Письму Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 19.09.2019г. №07-13/631).
Рабочая программа «Эврика» разработана на основе Методического руководства для педагогов «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников» Е.А. Шутяевой 2015 г.
Программа рассчитана для детей 5-6 лет.
Срок реализации программы - 1 год (октябрь-апрель).
Данная программа позволяет детям познакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки общеобразовательной программы ДОУ, расширить целостное представление о живой и неживой природе. Создание ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят дошкольникам реализовать свои возможности, расширить, углубить и закрепить имеющиеся знания, показать детям, что наука – это не свод скучных и трудных правил, а увлекательное путешествие, наполненное интересными открытиями.
Диагностика проводится 2 раза в год (в октябре и в мае), которая позволяет более точно отобразить уровень овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности ребенка, предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в его развитии, увидеть дальнейшие перспективы и спланировать развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
1.2 Цель и задачи рабочей программы
Цель – Формирование и развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о живой и неживой природе, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- Развивать восприятие, мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания; инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.
1.3 Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и, действий и поступков других людей.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты:
- проявление интереса к исследовательской деятельности;
- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- развитие коммуникативных навыков.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы с детьми 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика» рассчитана на изучение 8 тем: «Температура», «Свет», «Электричество», «Сила», «Магнитное поле», «Пульс», «Звук», «Кислотность».
Тема занятиях используется детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», состоящая из 8 модулей. Каждый модуль посвящен определенной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность, пульс, магнитное поле.Тема | Задачи | Материалы и оборудование |
Температура | Познакомить детей с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура человека», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды»; Обучать ребенка измерять температуру различных объектов; Способствовать развитию интереса к исследованию и экспериментам. | В комплекте: датчик для измерения температуры «Божья коровка»; соединительный кабель; стаканы с наклейками разного цвета (4 шт.); подставка для стаканов; формочки для льда; антисептический гель; пищевой краситель (кофе); демонстрационные карточки с изображением различных термометров. Дополнительные материалы: кубики льда; одноразовые пластиковые стаканы (2 шт. для каждой пары детей); емкости с горячей и холодной водой; мороженное; лист бумаги; салфетки. |
Свет | Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность»; учить сравнивать освещенность различных объектов; объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов; развить у детей интерес к исследованиям и экспериментам. | В комплекте: датчик освещенности; соединительный кабель; фонарик; батарейки; поляризационные светофильтры; лампочка на подставке; батарейный блок; кювета; краситель (кофе); зажимы. Дополнительные материалы: не требуются. |
Электричество | Дать детям общее представление об электричестве; познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение», «электроны», «электроды»; познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством; научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока; развить у детей интерес к исследованиям и экспериментам. | В комплекте: датчик «Божья коровка» для измерения напряжения 5В; соединительный кабель; два электрода (цинковый и медный); батарейный блок с тремя батарейками; ванночка; батарейка; динамо-машина; баночка с солью. Дополнительные материалы: яблоко; лимон; клубень картофеля; емкость с соленой водой (половина чайной ложки на стакан); емкость с водой для промывки электродов после измерений; 6/у батарейки (1 штука на каждую пару или группу детей). |
Магнитное поле | Познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «кольцевой н плоский магниты», «магнитные полюсы», «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы»; учить измерять поле различных магнитов; показать на примерах взаимодействие магнитов; способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям. | В комплекте: датчик «Божья коровка» для измерения магнитного поля; соединительный кабель; кольцевые магниты; плоские магниты; компас; медная и стальная пластины; коврик из пористого материала; пластиковая палочка с подставкой. Дополнительные материалы: Пластмассовая или мягкая игрушка, различные бытовые магнитные предметы: магнит на холодильник, магнитные буквы и т.п. |
Пульс | Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и работе человеческого организма; знакомить детей с органами кровообращения; учить измерять пульс человека; формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни; способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | В комплекте: датчик пульса, соединительный кабель, фонендоскоп, рисунок строения сердца. Дополнительные материалы: не требуются. |
Сила | Познакомить детей с понятием силы как физической величины; познакомить с понятием «вес предмета»; учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора; способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | В комплекте: датчик давления «Божья коровка»; соединительный кабель; манжета с соединительным шлангом; резиновая груша; пластиковая пластина; поршень; воздушные шарики. Дополнительные материалы: небольшой игрушечный автомобиль (один на комплект лаборатории). |
Звук | Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма; знакомить детей с органом слуха; дать первичные знания о звуке как о физическом явлении; познакомиться понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки»; объяснять детям вред громких звуков, рассказать о плохом воз. Действии длительного шума на организм человека; способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | В комплекте: датчик звука «Божья коровка»; соединительный кабель; ксилофон; свистки (2 штуки); флейта; карточка со схемой строения органов слуха человека. Дополнительные материалы: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схему строения органов слуха человека. |
Кислотность | Познакомить с понятием «кислотность»; научить измерять кислотность разных продуктов; познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты; способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. | В комплекте: датчик кислотности, соединительный кабель, стаканы на подставках лимонная кислота, питьевая сода, флакон для промывки датчика. Дополнительные материалы: чашка, соки (апельсиновый, яблочный, лимонный), вода, сладкая газированная вода, сода. |
2.2. Учебный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа | Количество в нед. / год | Длительность в нед./год, мин. |
«Эврика» | 1/28 | 25/700 |
Итого: | 28 | 700 |
Программа «Эврики» рассчитана на 7 месяцев (октябрь-апрель). Количество занятий в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 28.
2.3. Методика организации и проведения занятия
Используемые технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»).
- Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в познавательной деятельности).
- Игровые технологии (компьютерная игра).
Формы и методы
Правильно подобранные формы, методы и приемы обучения, способствуют развитию познавательной деятельности у детей.
1. Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.
2. Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно - чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними.
3. Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности: использование игр и упражнений в совместной деятельности, на прогулке, индивидуально с каждым ребенком.
4. Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игрой. Игровые приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения;
- обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев и т.п.
Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения - это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ, постановка экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность.
Методы работы:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Наглядный.
В игровой форме вместе с персонажем Наурашей дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля.
Основная форма проведения занятий – научные опыты. Для поддержания интереса к опытам используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
- познавательная беседа;
- компьютерная игра;
- эксперимент;
- художественное творчество (описание результатов эксперимента).
Способы работы.
Каждое занятие состоит из 5 этапов:
- Постановка проблемы;
- Актуализация знаний;
- Выдвижение гипотез – предположений;
- Проверка решения;
- Введение в систему знаний.
Главный герой
Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям.
Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию – Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка» дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).
Главная задача лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.
Способы работы с лабораторией:
- Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы).
- Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
- Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
- Возможность повторить эксперимент.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Организация специальных педагогических ситуаций, в которых ребенок
приобретает опыт взаимодействия.
Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
В процессе совместной деятельности (взрослый-ребенок) избегать прямых указаний, «жестких» образцов.
Активное включение ребенка в поисковую ситуацию, способствующую
организации совместной деятельности детей.
Побуждать детей самостоятельно анализировать действительность, находить решение в новых неожиданных ситуациях.
Создание доверительных отношений между воспитателем и детьми: принятие личности ребенка, умение учитывать его индивидуальность, его точку зрения, его чувства, эмоции.
Создание соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающейся среды.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В основе взаимодействия детского сада и семьи при реализации программы лежит сотрудничество педагога и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагога и родителей позволяет качественно решить цели и задачи программы.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Правила взаимодействия с родителями при реализации программы:
- Доброжелательный стиль общения.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество.
- Динамичность.
Основные формы взаимодействия с родителями:
Цель: повысить интерес родителей к познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
- анкетирование, опрос;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- занятия – практикумы, мастер-классы;
- информационные стенды;
- мультимедийные презентации о результатах деятельности;
- буклеты.
2.4. Педагогическая диагностика
Задачи педагогической диагностики:
- Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.
- Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.
- Определить наличный уровень развития исследовательской активности старших дошкольников.
Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.
В процессе наблюдений производится оценка каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:
- предпочитаемые объекты для экспериментирования;
- проявление настойчивости а исследовательском поиске;
- умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;
- эмоциональное отношение к процессу экспериментирования;
- способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспериментированию, продолжить исследовательский поиск;
- поведение в случае неудачи;
- разнообразие экспериментальной деятельности.
Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, не отказывается от своей цели, ищет новые способы и средства достижения цели.
Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности помимо наблюдений используются практические ситуации:
Ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Порохова)
Цель: исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место экспериментирования в предпочтениях детей.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности (игровая, чтение книг, детское экспериментирование, труд в уголке природы, конструирование из разных материалов). Все три выбора фиксируются цифрами 1,2,3. За первый выбор дается 3 балла, за второй – 2, за третий – 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Проективная методика «Сахар» (Л.Н. Прохорова).
Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выявить умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако, в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?».
Вопросы:
- Кто взял сахар?
- Куда делся сахар?
- а как проверить, был ли в чае сахар?
Далее проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс - диагностики фиксируются в таблице:
Ф.И. ребенка | Качественный анализ ответов | |||
Полный ответ с аргументами | Правильный ответ без аргументов | Ответ с ошибками | Отсутствие ответа | |
Количественный анализ ответов:
Количество | % | |
Правильный ответ | ||
Способ проверки | ||
Нет ответа |
Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич).
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
1. Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него попросил? (6 мин.).
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты у него спросил? (засчитываются первые пять ответов, 6 мин.).
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (засчитываются первые пять ответов, 6 мин.).
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? (5 мин.).
5. В главной книге страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? (5 мин.).
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые пять ответов, 4 мин.).
Из ответов выбираются ответы познавательного характера:
· Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше;
· Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов;
· Низкий уровень познавательной потребности – от 2 и менее ответов.
Качественный анализ:
· Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливое проявление исследовательского интереса к миру;
· Средний уровень - потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем поверхностная;
· Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушку, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2,3, 4,5.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм и т.п.);
- наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:
- наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В помещении, где проводятся занятия, создана оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная среда.
Используя принцип комплексирования и свободного зонирования, созданы зоны для индивидуальной работы, подгрупповой работы, игровая зона.
В групповом помещении создана зона экспериментирования.
3.2. Методическое обеспечение программы.
1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
2. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.3. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов / Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. – 76 с.: ил.
4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – Санкт-Петербург 2008 г.
5. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г.
Использованные интернет-ресурсы:
http://org.naurasha.ru/ - описание лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;
http://nsportal.ru/ - опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии»;
https://infourok.ru/ - презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша»;
kolosok.vagayobr.ru - буклет «Наураша в стране Науранди
3.3. Комплексно-тематическое планирование
месяц | Темы ООД | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Октябрь | Тема: «Знакомство с Наурашей» Цель: Познакомить детей с исследователем Наурашей, его цифровой лабораторией, правилами безопасности в лаборатории. | Тема: «Задачки от Наураши» Цель: Выявить у детей интерес к экспериментиро-ванию с предметами и материалами, определить наличный уровень развития исследовательской активности. | Тема: «Задачки от Наураши -2» Цель: Выявить у детей интерес к экспериментиро-ванию с предметами и материалами, определить наличный уровень развития исследовательской активности. | Тема: «Температура, градус и термометр» Цель: познакомить с температурой, градусом, термометром, его строением, назначением, правилами использования. |
Ноябрь | Тема: «Водичка, водичка» (свойства и состояния воды) Цель: знакомство детей с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твёрдым, выявить свойства воды. | Тема: «Комфортная температура» Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов. | Тема: «Сила света» Цель: познакомить детей с понятиями свет, сила света, освещенность. | Тема: «Влияние света на жизнь растений» Цель: дать представление о Солнце, как о звезде; способствовать ознакомлению с понятием света и тени, и закреплению знаний детей о роли света в жизни растений. |
Декабрь | Тема: «Эксперименты со светом. Проведение опытов с отражателями» Цель: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч. | Тема: «Глаза человека. Мы видим благодаря свету» Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. | Тема: «Прохождение света через объекты» Цель: показать детям свойство света проходить сквозь предметы. | Тема: «Магнит. Полюсы магнита» Цель: познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы», учить измерять поле различных магнитов. |
Январь | Тема: «Земля - это магнит» Цель: познакомить детей с понятием «магнитное поле Земли», расширить знания о работе компаса, о южном и северном полюсах земли. | Тема: «Остаточный магнетизм» Цель: познакомить детей с понятием «магнитные и не магнитные материалы. | Тема: «Измерение звука» Цель: дать детям представление о звуке. | Тема: «Исследование звука свистка. Сравнительные измерения «Кто громче свистнет» Цель: дать детям представление о звуке, как физическом явлении; выявить особенности передачи звука на расстоянии. |
Февраль | Тема: «Почему в космосе нет звука. Исследование голоса взрослого, ребёнка» Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков. | Тема: «Исследование шума за окном. Игровые измерения «Создаём громкий и высокий звук» Цель: закрепить представление о звуке; выявить причины происхождения высоких и низких звуков. | Тема: «Волшебное электричество» Цель: познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком. | Тема: «Электричество и электроприборы» Цель: знакомство детей с электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности. |
Март | Тема: «Батарейка. Опыты с батарейкой» Цель: познакомить с устройством батарейки, ее свойствами. | Тема: «Лампочка. Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором» Цель: подведение детей к выводу, что каждая вещь имеет историю (на примере электрической лампочки). | Тема: «Что такое пульс?» Цель: дать детям первые представления о сердце и его работе. | |
Апрель | Тема: «Что такое вес?» Цель: познакомить детей с понятием «вес предмета»; способствовать развитию интереса детей к исследованиям. | Тема: «Что такое кислотность. Как мы чувствуем вкус». Цель: познакомить с понятием «кислотность»; научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами. | Тема: «Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке» Цель: закрепить знания детей об органах чувств; развивать вкусовое восприятие. | Тема: «Волшебница сода. Опыты на снижение кислотности» Цель: проводить эксперименты с содой; рассказывать о том, что при добавлении соды в напитки, кислотность снижается. |
Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...