НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Традиционный праздник народа Саха «Ньукуолун»
(занятие –ознакомление для старшей возрастной группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Николин день" | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №2 «Василек» ГО Жатай
Традиционный праздник народа Саха «Ньукуолун»
(занятие –ознакомление для старшей возрастной группы)
Воспитатель: Белолюбская Ирена Михайловна.
Технологическая карта ООД
Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, вызвать у детей интерес к самобытности народа Саха
Задачи:
- - развивать память, воображение, мышление, речь детей;
- - развивать физическую активность и мелкую моторику детей;
- - воспитывать культуру общения, уважение к природе и друг к другу;
- - воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта предков;
- -формирование нравственно-эстетических ценностей.
Предварительная работа:
- ознакомление с традициями и бытом народа Саха
-ознакомление с традиционными промыслами народа Саха
-чтение художественной литературы, беседы
- рассматривание иллюстраций, предметов быта народа Саха
-ознакомление с основными видами узоров, народа Саха
Материал и оборудование:
- ингредиенты якутских оладий;
- Салама: лоскутки ткани, шнур, картонные заготовки «тууйас»; ножницы, клей;
- отварная утка;
- макет березы (2шт)
-телевизор
-посуда в национальном стиле;
Место проведения:
- Спортивный зал
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей | Время | |
Мотивационно- побудительный. | Включение детей в образовательную деятельность, мотивация; Включение музыки – Посмотрите ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Я здороваюсь везде – дома и на улице (поочередно показывать правую и левую руку) Даже «Здравствуй» говорю я знакомой птичке (изобразить взмахи крыльев) Здравствуй солнце золотое (обеими руками описать круг Здравствуй небо голубое (обе руки вверх) Здравствуй теплый ветерок (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками) Здравствуй низенький пенек (присесть) Здравствуй утро (правая рука вперед) Здравствуй день (левая рука вперед) Нам здороваться не лень (руки на поясе) Теперь, я вам предлагаю взять «сидушки», и удобно устроится возле телевизора. Но телевизор нам ничего не показывает, а чтобы он показал необходимо ответить на вопросы! -ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы с вами проживаем? Правильно в России! (На экране карта России) -а как называется наша республика? Да, республика Саха (Якутия) (На экране карта республики Саха (Якутия). -какой можно назвать нашу республику? Правильно ребята, а еще мы свами живем в многонациональной республике, где проживает много разных наций. Какие вы можете назвать? Да, действительно в нашей республике проживает очень много наций! (На экране дети в разных национальных костюмах) Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции, и передают своим детям из поколения в поколения знания умения и.т.д. | Дети входят в зал за воспитателем. Здороваются с гостями, выполняют основные движения в кругу, повторяя за воспитателем. Дети, берут «сидушки» и рассаживаются -в России -республика Саха(Якутия) -красивой, щедрой, богатой полезными ископаемыми итд - русские, саха, эвенки, юкагиры, таджики, буряты итд. | ||
Организационно – поисковый. | Дети сегодня мы с вами поговорим о традиционном празднике народа Саха «Ньукуолун», это праздник встречи лета! Давайте попробуем сказать НЬУ-КУО-Лун! Молодцы! После долгой суровой якутской зимы, земля «Олонхо», постепенно пробуждается, жители нашей многонациональной республики радуются, что пережили зиму! В этот день в каждой семье, в каждом доме делают оладьи, варят насыщенные супы из уток и угощают родственников, друзей, соседей. Таким образом, они благословляют наступающее лето, чтобы лето было урожайным хорошим, и прощаются с зимой и благодарят за благосклонность. В это время наши поля покрывают самые первые полевые цветы. Какие цветы как они называются? Правильно подснежники! А какими они бывают? (желтыми, фиолетовыми, белыми) Ребята, а можно их срывать? Почему нельзя? Молодцы ребята, подснежники занесены в красную книгу, их нельзя срывать можно только любоваться! - А давайте ребята и мы с вами организуем этот замечательный праздник! Что нам для этого нужно сделать? Какие задачи надо решить? -для подготовки к празднованию в первую очередь нам надо добыть уток. -испечь якутские оладьи. -сделать «саламу» -теперь мы знаем, что нужно делать. Для решения первой задачи помните, что мы делаем? Правильно добываем уток! Стук в дверь в зал заходит охотник! Охотник: Здравствуйте, ребята я Бэргэн-булчут проходил мимо и услышал, что вы собрались на охоту и решил сходить вместе с вами. Воспитатель: Здравствуй Бэргэн, рады тебя видеть! Сезон охоты на уток открыт! с этим мы тебя поздравляем! Но мы идем не на настоящую охоту, а хотим поиграть в нашу любимую игру « Охотники и утки». Ты знаешь эту игру? Бэргэн: конечно знаю! Это моя любимая игра. Давайте вместе поиграем! (подвижная игра ). Подвижная игра "Охотники и утки - игра на развитие ловкости и быстроты реакции. Место и инвентарь. Площадка, зал, мяч. Подготовка. На полу чертится большой круг. Если игра проводится в узком зале, рекомендуется нарисовать посередине две черты поперек зала на расстоянии 7-10 м одна от другой. Таким образом, получается прямоугольник, две стороны которого - стены зала и две - начерченные линии. Играющие делятся на две команды - "охотников" и "уток". "Охотники" становятся по кругу, за его чертой (или за начерченными линиями, разделившись пополам). "Утки" становятся в середину круга, или в середину прямоугольника, размещаясь произвольно. У одного из "охотников" в руках мяч. Описание игры. По сигналу тренера "охотники", перебрасывая мяч между собой в разных направлениях, не входя в круг, стараются осалить им (подстрелить) "уток". Осаленная мячом "утка" выходит из игры. Когда все "утки" подстрелены, тренер отмечает в течении какого времени "охотники подстрелили всех уток". Играющие меняются ролями и игра продолжается. Побеждает та команда, которая быстрее другой "подстрелила всех уток". Правила: 1. При броске мяча в "уток" "охотникам" не разрешается переступать линию круга; попадание игроками, переступившими линию, не засчитывается. 2. Если "утка", увертываясь от мяча, выбежала за круг, она считается осаленной. 3. "Подстреленные утки" в игре не участвуют до тех пор, пока не будут осалены все "утки" и не произойдет смены команд. Бэргэн: Здорово поиграли. За веселую игру я вас угощаю вкусными весенними утками, которых я сам добыл. Воспитатель: Большое спасибо Бэргэн, за веселую игру и за угощение, желаем тебе удачной охоты! До новых встреч! - До свидания, ребята и вам всего хорошего! -Итак, утки у нас есть! В якутских семьях, в «Николин день» принято готовить оладьи. Вы любите оладьи? Конечно, любите. Мы свами даже знаем песенку про оладьи в ней поется о разновидности оладушек . Какие бывают оладьи ?(ответы детей) -А для приготовления якутских оладий нам понадобятся: 2ст.молока 1ст. воды 1 яйцо 1 ч.л. соли 1-3ч.л. сахара Мука Итак, начнем нашу работу (воспитатель дает поручения, дети выполняют) (дети вместе с воспитателем делают тесто) -ребята у нас получилось замечательное тесто! Давайте отправим наше тесто нашим поварам и попросим их испечь наши оладьи. (Передаем кастрюлю помощнику воспитателя). В «Николин» день якутские семьи выходили на природу любоваться на первые цветы на оживление живой и неживой природы. А также проводили ритуал: Развешивали «Саламу» на березы. Что же такое «Салама»? Как вы думаете? Молодцы ребята правильно! -Давайте и мы с вами изготовим «Саламу». -это шнур -это лоскутки -это береста (картон имитация бересты) -ножницы. Все необходимое для работы мы имеем. Встанем вокруг стола и начнем работу. «Саламу» ребята, украшают не только разноцветными лоскутками ткани, но и завязывают «Тууйас». Что такое «Тууйас?» Да правильно, «Тууйас» это якутская национальная посуда из бересты! Не забываем, какие якутские национальные узоры мы с вами знаем. Сперва, наводим узоры, затем придаем форму нашей посуде. А еще ребята есть в народе Саха поверие, что когда в «саламу» завязываете украшения можете загадать желание, и оно обязательно сбудется! -Молодцы ребята мы справились, у нас получилась благородная «Салама»! Помните, на какое дерево мы должны его повесить? (Ответы детей). Да на березу! а почему именно на березу? да, потому что хозяйка земли обитает на березах. -возьмем нашу красивую «Саламу» и подойдем к нашим березкам, постараемся повесить нашу «Саламу» очень красиво. -Вот ребята мы провели обряд поклонения и почитания природы. А также справились со всеми тремя заданиями! - В зал заходит помощник воспитателя и заносит приготовленные оладьи. Помощник воспитателя: Ребята, какие вы молодцы, со всеми заданиями справились, вы готовы к традиционному празднику народа Саха «Нькуолун»! а вот и ваши оладушки. -давайте накроем наш стол ! Стол у нас получился настоящий «Сандалы!» что в переводе добротный, все необходимые угощения для празднования «Ньукуолун» (встречи лета) у нас имеются, все по традиции народа Саха! Давайте ребята встанем в круг и поиграем, я начну мы будем передавать по кругу этот замечательный самый первый цветок «Ньургусун-подснежник» например: я передаю этот подснежник Степе и говорю сегодня я узнала что в «саламу» вешают не только лоскутки ткани но еще и вешают «Тууйас», далее Степа передает и тоже говорит я узнал сегодня….? Итак по кругу передаем наш подснежник в конце он должен вернуться ко мне. Мы ожидаем хорошее, благоприятное лето! Пусть наступающее лето принесет нам много радости и успехов! | Дети с интересом слушают воспитателя. Отвечают на вопросы, могут задать вопросы . -Подснежники -подснежники бывают фиолетовыми, белыми и желтыми. Мы видели желтые! - Подснежники нельзя срывать потому, что они занесены в красную книгу -испечь оладьи, уток приготовить нужно! -здороваются с гостем, с радостью соглашаются поиграть с ним в игру. Во время игры соблюдают правила. Прощаются с гостем благодарят за угощение. -да любим оладушки! Они бывают разные, с грибами, с капустой, с малиной, вишней итд. Дети поочередно передают ингредиенты входящие в состав теста воспитателю. Помогают замесить тесто. Поют песню «Бабушкины оладушки». -это шнур из конского волоса с привязанными лоскутками тканей развешивается на деревья. - Саламу повязывали на березу. Считалось, что хозяйка земли –образ родной земли обитала на крупных березах, поэтому ее увешивали «подарками». Ленты саламы являлись проводниками между духами природы и людьми. - «Тууйас» это якутская национальная посуда из бересты! Начинают свою деятельность, изготавливать из «бересты» (картон) маленькие «Тууйасы». При завязывании в шнур элементов украшения дети про себя загадывают свои желания. -мы завязываем «Саламу» на березы, потому что хозяйка земли обитает на березах. Дети радуются, что оладьи уже готовы. Охотно начинают помогать накрывать на стол угощения! Дети встают в круг с воспитателем и передают подснежник рядом стоящему повторяя: «Я сегодня узнал, что…» | 5-7мин 2-3мин 3мин 2-3 мин 4 мин 10мин 5-7мин |