Картотека опытов для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Описание экспериментальных опытов для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека опытов | 53.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Обыкновенное чудо»
г. Йошкар-Олы
Картотека опытов
для детей подготовительной к школе группы
Подготовила:
Воспитатель
Петухова Т. А.
Йошкар-Ола, 2021 – 2022г.г.
«Тайны бумаги»
Цель: Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. Развивать познавательную активность.
Оборудование: Бумага различная по плотности, (4 вида) ножницы, ёмкость с водой.
Ход: Воспитатель: Бумага есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть бумага? Для чего она нам нужна? А что можно изготовить из бумаги? (Ответы детей).
Ребята, мы с бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки.
Я хочу пригласить вас в мини-лабораторию.
Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории., где мы будем проводить эксперименты с бумагой.
Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д. (использовать карточки символы).
Опыт «Волшебный цветок».
Воспитатель: Переходим к эксперименту для определения свойств бумаги.
- Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).
- А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется!
Показ опыта. (Взрослый опускает цветок в воду и предлагает посмотреть, что произойдет. Цветок в воде начинает раскрываться).
Самостоятельное проведение опыта детьми.
- Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы детей).
- Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).
«Бумага-мост»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Развивать познавательную активность.
Оборудование: Лист бумаги, ножницы.
Ход: Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что бумага издаёт звуки, если ее потереть или смять, бумага под воздействием воды может распрямляться. Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого проведем опыт «Бумага – мост».
- Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Они большие, прочные, по ним ходят пешеходы и проезжает много машин. Но прежде чем построить мост, нужно рассчитать конструкцию. Нужно много чего учесть: и силу трения, напряжения, предел прочности материала, и условия рельефа и много чего еще.
- Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Как вы думаете может ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).
- Давайте проверим. Нам потребуется два стакана, два листа бумаги и одно яблоко.
Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока. Обсуждение с детьми причины падения яблока.
- Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.
Дети складывают лист бумаги гармошкой.
Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.
- Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете, почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).
- Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.
«Танцующие бумага»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Развивать познавательную активность.
Оборудование: полоски фольги (конфетная обертка) воздушный шарик; шерстяной свитер, скотч.
Ход: Ребята, вы уже знаете, что бумага издаёт звуки, если ее потереть или смять, бумага под воздействием воды может распрямляться. Бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.
А сегодня я принесла полоски фольги (конфетная обвёртка). И хочу спросить вас может ли бумага летать? Для этого предлагаю сделать веер и помахать им, чтобы получился ветерок. (Дети делают веер и размахивают им, чтобы получился ветерок). Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Как же нам собрать всю эту бумагу? (Предложения детей). А я предлагаю взять воздушный шарик и потереть его и шерстяной шарф, а потом поднести к полоскам бумаги и посмотреть, что произойдет. Полоски начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? (Дети собирают полоски с помощью шарика). Натирая шарик шерстяной тканью, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы (электроны). Когда мы поднесли шарик к полоскам электроны в них начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона полосок, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие полоски к себе. Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер они разлетаются. Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу.
«Таинственное письмо»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Развивать познавательную активность.
Оборудование: бумага, зубочистки, лимонная кислота, йод.
Ход: Ребята, мы уже выяснили, что бумага издаёт звуки, бумага под воздействием воды может распрямляться. а может бумага быть жёсткой. А как вы думаете, может ли бумага быть таинственной, для этого проведем опыт «Таинственное письмо». Для этого возьмем сок лимона (или растворяем лимонную кислоту в небольшом количестве воды). Обратной стороной кисточки (или любой другой палочкой) наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода и кисточкой наносим этот раствор на тайную записку. Как только бумага намокнет, вы сможете прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок.
(Наносить текст желательно палочкой, так как кисточка излишне смачивает бумагу, текст растекается, и прочитать такую записку потом сложно.)
Обращаем внимание детей на то, как изменился цвет бумаги, ведь до смачивания ее раствором йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют модифицированный крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств, а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
- Спасибо за работу!
«Как распространяется звук»
Цель: Помочь детям понять, как распространяются звуковые волны.
Оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.
Ход: Сегодня я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.
Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д. (использовать карточки символы).
Воспитатель: Сегодня мы будем проводить эксперименты со звуком.
Мы все время слышим очень много звуков. Лай собаки, детский смех, звук работающего автомобиля. А знаете ли вы, что такое звук, и как он появляется?
Загадочный звук невозможно увидеть или потрогать, предлагаю выяснить, почему мы можем слышать друг друга.
Звук невозможно увидеть или потрогать, но его легко можно представить, если бросить камень в речку. Что произошло? Из того места, куда попал камень, начали расходиться волны воды. Звук – это такие же волны, только невидимые. Они проходят по воздуху, уходят под воду и даже проникают под землю. Они проникают барабанной перепонки в нашем ухе, и тогда мы слышим звук. Взрослый предлагает детям бросить камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху).
Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости) или краю бассейна). Другое ухо закрывают тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Выясняют, что происходит с водой (по воде пошли волны- передается звук).
Звука нет только в космосе: там нет воздуха, по которому звуковые волны смогли бы распространяться вокруг. На земле звук может отталкиваться от разных предметов: деревьев, зданий, машин, и возвращаться обратно – совсем как мячик, брошенный в стену. Поэтому, если ты крикнешь в лесу, ты услышишь свой голос – эхо.
Педагог предлагает детям представить, что заблудились в лесу, и позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче, если приложить руки рупором ко рту, (звук усилился). Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
«Самодельный телефон»
Цель: Развивать познавательные способности детей. Познакомить детей с тем как появляется звук.
Оборудование: 2 стаканчика из-под йогурта, веревка длиной 2 метра, ножницы.
Ход: Ребята, помните, на предыдущих занятиях мы говорили о том, что звук проходит по воздуху, под землей. Сделав несложный опыт, мы сможем посмотреть, как это происходит. Для этого нам понадобятся: 2 стаканчика из-под йогурта, веревка длиной 2 метра, ножницы.
Сначала мы проткнем донышки обоих стаканчиков посередине, проденем веревку через дырочки в донышко стаканчиков и завяжем на концах веревки узелки. Теперь растянем веревку, и кто-то один из вас прижмет ухо к стаканчику, а другой что-то скажет в свой стаканчик, словно в микрофон. Вы сможете хорошо слышать друг друга. Как же это получается? Все очень просто: натянутая веревка передает звуковые волны из одного стаканчика в другой.
«Бутылочный оркестр»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами звука. Развивать любознательность.
Оборудование: Несколько стеклянных бутылок, вода.
Ход: Мы говорили, что все время слышим очень много звуков. Лай собаки, детский смех, звук работающего автомобиля, звуки бывают разные. Сегодня предлагаю устроить настоящий оркестр без гитар, барабанов и фортепиано. Для этого нам понадобятся несколько стеклянных бутылок, вода.
Нальем воду в бутылки. Пусть в бутылках будет разное количество воды. И предлагаю осторожно подуть по очереди в бутылочные горлышки. И вы услышите свист, и у каждой бутылки он будет свой. Почему так происходит?
Вы заставляете воздух двигаться в пустой части бутылки, и от этого получается свист. У каждой бутылки он свой, потому, что количество воды в них разное. И в одной бутылке места для потока воздуха больше, а в другой меньше. У нас получился бутылочный оркестр. А теперь предлагаю постучать по бутылкам разными предметами (деревянной палочкой, металлической ложкой) Сравните какие звуки у вас получились.
«Коробочка с секретом»
Цель: Помочь детям выявить причины ослабления звука.
Оборудование:
Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном.
Ход: Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий- металл; звук шуршащий- крупа).
Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обклеивая внутри поролоном. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким- подушкой, одеялом).
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
- Спасибо за работу!
«Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о свойствах снега.
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход: Сегодня я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.
Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д. (использовать карточки символы).
Воспитатель: Сегодня мы будем проводить эксперименты со снегом.
Ребята вам нравится зима? Что можно делать зимой? Зимой много разных зимних забав: можно лепить снеговика, строить снежные крепости и башни. И сегодня мы узнаем почему снег мягкий.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? (Снег легкий, а песок тяжелый).
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
«Сколько в снеге воды?»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами снега.
Оборудование: банка, которую вы можете заполнить снегом, маркер, линейка, лист бумаги, карандаш, часы.
Ход: Помните, на прошлом занятии мы говорили, что в снеге много воздуха, поэтому он легкий и пушистый. Это очень легко проверить, проведя простой опыт. Давайте, когда пойдем с прогулки наберем литровую банку снега. Сразу же отметим маркером уровень набранного снега. Теперь пойдем в группу продолжать эксперимент. Запишем в научный дневник время начала наблюдения и величину снежного «столба» в сантиметрах. Теперь оставим снег таять. Посмотрим после тихого часа насколько снег уменьшится в банке, снимем новые замеры (время и высоту снега в сантиметрах). Как только снег растает, измерим - сколько получилось в банке воды? Запишем время и высоту теперь уже водного «столба».
Этот опыт, демонстрирует то, насколько много в снеге воздуха! И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания опыта. Литр снега не равен литру воды.
Вывод: у снега очень низкая плотность, т.е. между снежинками содержится 95% воздуха, поэтому снег такой легкий и пушистый.
В этом эксперименте можно обратить внимание детей на то, почему именно тает снег, как много времени ему требуется. А еще воду от снега можно рассмотреть в микроскоп (буквально капельку). В снегу с обычной городской улицы, много примесей и грязи в воде. У многих детей вид грязной лужи от снега навсегда отобьет желание его пробовать на вкус.
«Откуда берётся иней?»
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.
Ход: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. через некоторое время на тарелке появляются капельки воды.
- Ребята посмотрите на тарелку. Что вы на ней видите? (капли воды). Как вы думаете, откуда она там взялась? (дети делают умозаключение).
- Правильно ребята, когда я держала тарелку над паром, то он, поднимаясь вверх остывает и превращается в капельки воды. Тоже происходит в природе.
Послушайте, как об этом сказано в книге писательницы Марины Гумилевской «Почему так бывает?» (показ пособия «Круговорот воды в природе»).
- «Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха. Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко туда, где постоянно даже в самый жаркий летний день очень холодно, как зимой, пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в холодные капельки воды. Они легкие, как пух и отлично держаться в воздухе. Теплый воздух подбрасывает капельки еще выше, холодный тащит их вниз, так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз, они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее. Их очень- очень много и все вместе они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают – там очень холодно, они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее, снова становятся капельками воды, сливаются вместе и на земле идет дождь».
Давайте эту запотевшую тарелку оставим до конца прогулки, и посмотрим, что будет. В конце прогулки дети легко увидят на ней образование инея.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Изготовление искусственного снега 1
Цель: Опытным путем изготовить искусственный снег в домашних условиях.
Оборудование: клеёнки на стол, фартуки для детей, блокноты для фиксирования результатов, технологические карты для проведения опытов, мерные стаканчики, малые мерные стаканы для масла. крахмал, масло подсолнечное, сода пищевая, пена для бритья, пенопласт, вата, манка.
Ход: Мне очень нравится зима. Но придет весна и снег растает. А так весело зимой, можно лепить снеговика, строить снежные крепости и башни. «Неужели, чтобы поиграть со снегом, нужно снова ждать следующую зиму?» Давайте сделаем искусственный снег, который не будет таять в тепле, на ощупь будет теплый и при этом выглядеть как настоящий.
- Тогда давайте уточним правила безопасности во время проведения опытов.
- Не брать руки в рот.
- Не тереть грязными руками глаза.
- У меня есть 2 разные технологические карты для получения искусственного снега. Поэтому предлагаю разделиться на 2 группы и попробовать самостоятельно провести опыты.
(Дети выполняют опыт, используя технологические карты).
Расскажите, какие ингредиенты вы брали и что из этого у вас получилось?
(Мы брали крахмал и тщательно перемешивали его с маслом. У нас получился супер хрустящий, приятный на ощупь живой снег, который немного напоминает кинетический песок)
(Мы брали пену для бритья и перемешивали с содой. Снег у нас получился ароматный, прохладный и влажный.)
- Какой снег вам понравился больше?
- Предлагаю вам ребята чтобы не забыть наш опыт, зашифровать всё в схему. (Дети зарисовывают алгоритм получения снега в блокноты для наблюдений).
Вот мы и узнали, как делают искусственный снег, а для чего нужен искусственный снег?
- Искусственным снегом покрывают горнолыжные трассы, если настоящего снега мало или совсем не выпал. А еще его используют летом на съемках кино про зиму. Снежные пушки хитро устроены. Под высоким давлением вода подается на форсунки, они распыляют ее так мелко, что превращают в туманность. И вентилятор гонит эту водяную дымку вверх. Другие, водно-воздушные, форсунки выпускают микро - льдинки — ядра будущих снежинок. В воздухе эти микро - льдинки и туманность встречаются и падают на землю уже снежинками.
А для украшения помещений к зимним праздникам используют средства помельче — спреи, синтепон, вспененный полистирол.
Ещё искусственный снег применяют врачи для остановки крови и заживления ран.
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
- Спасибо за работу!
«Опыт-иллюзия» (тауматроп)
Цель: Познакомить с инертностью зрительного восприятия. (при быстром вращении, две картинки с разных карточек сливаются в одну, образуя новую картинку).
Оборудование: шпажки, круглые картонки с разным изображением (например: птица, клетка), клей, картинки-загадки, картинки-перевертыши.
Ход: Ребята, я приглашаю сегодня вас окунуться в волшебный мир превращений, где живут картинки-загадки, картинки-перевертыши и даже картинки, которые умеют двигаться! Вы готовы?
Ребята скажите, для чего нам нужны глаза?
Наши глазки очень сложно устроены. Они помогают нам познавать окружающий мир. А еще наши глазки иногда нас обманывают!
Давайте рассмотрим картинки, что вы видите? А теперь переверните изображение, что вы видите теперь?
Такие изображения называются картинки-перевертыши. То, что мы видим, зависит от расположения картинки.
Ребята, скажите, нарисованное изображение может двигаться?
Давайте посмотрим на другие картинки. Как вы думаете, колеса крутятся или нет?
Нам, кажется, что колеса крутятся, а на самом деле глаза нас обманывают, потому что нарисованное изображение двигаться не может!
Удивительную способность глаз обманывать нас называют «оптическая иллюзия». Слово оптика обозначает зрение, а иллюзия обозначает обман – обман зрения.
А сегодня я научу вас делать интересную оптическую игрушку.
Волшебная вертушка
Выбираем распечатанную картинку, наклеиваем ее на картон и вырезаем по контуру. Затем намазываем белую сторону клеем, по центру кладем шпажку так, чтобы низ палочки совпадал с точкой на кружке, и аккуратно приклеиваем вторую сторону, аналогичным образом, рисунком вверх. Игрушка готова.
Если быстро вращать шпажку между ладонями, то обе картинки сливаются в одно изображение. Такая игрушка называется тауматроп, в переводе с греческого значит "thauma" — чудо, "tropos" — вращение…
Принцип работы тауматропа - инертность зрительного восприятия. Это означает, что при быстром вращении, две картинки с разных карточек сливаются в одну, образуя новую картинку. Выглядит это как настоящее чудо.
Способность зрения обманывать нас используют при создании мультфильмов. Рисуют много картинок с изображением, например, человека, с разными положениями тела. Если эти изображения или кадры, быстро прокрутить, то фигурка человека начнет двигаться!
Ребята! Вы все молодцы! Отлично справились с работой! Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Ребята, что вы сегодня нового узнали?
Какие новые слова?
Что научились делать?
«Оптическая иллюзия»
Цель: Продолжать знакомить детей с явлением оптическая иллюзия
Оборудование: листы бумаги, фломастеры 2 цветов.
Ход: На прошлом занятии мы говорили с вами об «оптической иллюзии». Это удивительную способность глаз обманывать нас.
Сегодня вы научитесь, придавать нарисованной руке иллюзию объёма.
Для работы нам понадобиться белый лист бумаги, карандаш, два маркера разных цветов или фломастеры.
Для начала волшебства возьмите листок бумаги и обведите карандашом свою руку. Затем, сверху вниз, нарисуйте одинаковые линии по ширине листа, но не рисуйте их внутри контура руки.
Внутри контура руки нарисуйте дуги, начало и конец которых будут находиться на одной линии. Теперь сделайте все тоже самое, но другим цветом по белым линиям.
Готово! На плоском листе бумаги мы отчетливо видим объемный рисунок нашей руки. Настоящий фокус.
Напоминаю, прямые линии должны четко совпадать с дугами в начале и в конце контура руки. Будьте внимательны, и у вас обязательно все получится.
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
- Спасибо за работу!
«Знакомство со свойствами воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Оборудование: пакет, резиновая игрушка, стакан, тазик с водой, соломинки, одноразовые стаканчики.
Ход: Ребята, как вы думаете, что такое воздух?
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату.
Что вы видите? (игрушки, столы, и т.д.)
А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать.
Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).
Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.
Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы слышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.
Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки). Да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
Ребята, что вы сегодня узнали?
Что научились делать?
«Воздух всегда в движении»
Цель: Помочь детям доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование: Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
Ход: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций: ветряная мельница, парусник,), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций урагана). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Давайте рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы почувствовать запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветра или сквозняка.
«Сколько весит воздух?»
Цель: Помочь детям доказать, что воздух весит.
Оборудование: палка 60 см, воздушные шарики, иголка.
Ход: Ребята, мы продолжаем говорить про воздух. Вы узнали, что воздух - это газ. Он невидимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Как вы думаете воздух весит? (Предположения детей). Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку, на её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за верёвочку в горизонтальном положении. Педагог предлагает детям подумать, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом. Протыкаем иголкой один из надутых шаров. Из шарика выходит воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче.
- Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверяем это на практике. У нас опять восстановилось равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: воздух весит.
«Как образуются барханы»
Цель: Показать детям как образуются барханы в пустыне, помочь детям сделать вывод почему в пустыне мало растений.
Оборудование: иллюстрация песчаной пустыни, поднос с сухим песком, соломинка, палочка.
Ход: Ребята, сегодня я хочу показать вам иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
- Перед вами стеклянные банки с сухим песком и трубочки. Песок в банке - это ваша личная пустыня. Предлагаю вам превратиться в ветры: несильно, но довольно долго подуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Посмотрите еще раз на иллюстрацию с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Как вы думаете почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь вы должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если вы правильно будете это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь пусть ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, и оно упадёт.
Давайте вернемся опять к вопросу, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Ребята, что вы сегодня узнали?
«Делаем облако»
Цель: показать детям процесс формирования облаков, откуда берется дождь? Оборудование: трехлитровая банка горячей воды (примерно 2,5 см.), крышка, кубики льда.
Ход: Вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких?): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими?) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь.
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете.
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Давайте вспомним откуда в природе берется дождь?
Смотрите у меня в трехлитровой банке горячая вода (примерно 2,5 см.). закроем ее стеклянной тарелочкой и положим на нее несколько кубиков льда и посмотрим, что будет происходить. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, стал охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар стал конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент показывает процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
«Радуга на салфетке»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды.
Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.
Ход: Мы продолжаем говорить про воду. Вода находится в постоянном движении, сейчас мы это проверим. У вас на столах стоят стаканы с водой на (1/3 часть) и кусочек салфетки, (салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник и от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной). Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки фломастерами разного цвета. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку нужно поместить в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. А теперь давайте понаблюдаем, что будет происходить. Что вы видите?
Объяснение: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.
«Плавающее яйцо»
Цель: Познакомить со свойством воды: плывучесть.
Оборудование: яйцо, два стакана с водопроводной водой, 2 столовые ложки соли.
Ход: Мы продолжаем говорить про воду. И мы говорили, что вода может быть в трех состояниях: жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении. И сегодня мы познакомимся с еще одним свойством воды: плавучесть.
Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать, в реке или в море? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. Нам понадобится яйцо, два стакана с водопроводной водой. В одном стакане – простая вода, а в другую – добавим 2 столовые ложки соли. Сначала яйцо опускаем в обычную воду. Что с ним произошло? Оно утонуло, т. к. тяжелое. Опустим яйцо, в стакан с соленой водой. И что мы видим? Яйцо плавает. (Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная вода. Именно соль поднимает яйцо на поверхность).
Если в стакан с плавающим яйцом добавить пресной воды: яйцо постепенно станет тонуть, если будем подливать солёную воду – яйцо снова всплывет. Значит, соленая вода держит предметы лучше. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, можно заставить яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добиться того, что яйцо зависнет на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть лучше.
Ребята, чем больше в воде соли, тем сильнее она выталкивает помещённые в неё предметы. В очень солёных морях даже нельзя утонуть. Есть море, которое называется «Мертвое море», в нём вода такая солёная, что там невозможна никакая жизнь - в нём нет ни рыб, ни морских животных. Именно поэтому оно называется Мёртвым.
«Окрашивание воды»
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, краски, марганцовка, перекись водорода.
Ход: Сегодня мы начинаем опыт на окрашивание воды. На занятии по изодеятельности, вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня есть две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Давайте проверим! (Двое детей выходят и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
Вывод: Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом, могут даже обесцветить ее, таким образом работают выводители пятен. Если вы знаете чем поставлено пятно, и чем его можно вывести. Надо это средство нанести на пятно, и оно исчезнет.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Спасибо за работу!
«Увеличительное стекло – микроскоп, наш помощник»
Цель: Создать условия для знакомства детей с микроскопом, формировать навыки обращения с микроскопом.
Оборудование: Микроскоп, предметные стекла, за ламинированный листок бумаги формата А4 с мелкими предметами, изображенными на нем, лупа.
Ход: Давайте откроем коробку и посмотрим, что же там лежит (лупа, микроскоп).
-Для чего нужны эти увеличительные приборы? (Для того, чтобы рассмотреть лучше самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так).
-Сначала появилась лупа. А знаете, как всё начиналось?
- Давным - давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак. Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так, случайно, посмотрел сквозь него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть. Так люди стали пользоваться лупой.
-С помощью лупы учёные увидели то, чего не могли разглядеть раньше. Например, строение цветка растений, глаза, усики, ножки насекомых и т. д.
-Лупа-простейший увеличительный прибор, состоящий из линзы, оправы и ручки.
-Возьмите лупу в правую руку и рассмотрите за ламинированный листок бумаги с мелкими предметами (дети рассматривают)
-Что вы заметили? (ответы детей: маленькое стало большим)
- Какими стали предметы?
-Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через увеличительное стекло- лупу. Человек любознателен, ему хочется все знать,
узнать, из каких частичек состоит кровь, увидеть микробы. Для этого ученые создали микроскоп.
-Давайте повторим его название. (Индивидуальные ответы детей)
-Через микроскоп можно увидеть много необычного.
- Ребята, микроскоп является увеличительным прибором.
-Значит, что он делает? (Микроскоп увеличивает).
-Это очень сложное устройство. Если под лупой, маленькое становилось большим, так как там одно волшебное стёклышко, то в микроскопе волшебных стёклышек 2-3, поэтому увеличение сильнее. Всё самое крохотное становится большим, видимым.
-Существуют много видов микроскопов: микроскопы старого образца и современные микроскопы, механические и электронные. Но, несмотря на все это разнообразие, все они работают по одному принципу.
(Воспитатель показывает части микроскопа и рассказывает о них)
Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют –увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр - это часть микроскопа. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.
-Посмотрите, эта часть микроскопа называется – тубус!
-На что он похож? (Тубус похож на трубу, на трубку).
-Верно, на трубку! Тубус –это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! Тубус –это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить!
Предметный столик –это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
Отражающее зеркало –это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! Сложное название, давайте повторим его название вместе по слогам!
(Дети называют хором: ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ!)
Этот механизм умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр, например, на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит он на помощь. Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна.
У микроскопа есть маленькие помощники:
пинцет – с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;
предметное стекло – нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;
покровное стекло – покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.
Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову — окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив.
«Клетки лука»
Цель: Создать условия для рассмотрения клеток лука, листа фиалки.
Оборудование: Микроскоп, предметное стекло, пинцет, покровное стекло, игла, йод, кипяченая вода.
Ход: На прошлом занятии мы познакомились с лупой и микроскопом. И сегодня рассмотрим строение лука. Для этого разрежем луковицу на части и отделим один слой. От этого слоя отрежем маленький кусочек, а затем с вогнутой стороны этого кусочка луковицы при помощи пинцета отделим тонкую пленочку. Затем на предметное стекло капнем кипяченой воды, опустим в нее пленочку и аккуратно расправим иголкой. После чего капнем на препарат водного раствора йода (для окрашивания бесцветных клеток лука). Накроем покровным стеклом и промокнем выступившую воду. И теперь посмотрим в объектив. Что вы там видите? (дети по очереди подходят к микроскопу, смотрят в объектив и рассказывают, что они увидели).
Таким же образом рассматриваем листок фиалки.
Вывод: всё живое в природе состоит из клеток.
«Вот какой мой волос»
Цель: Помочь детям установить внешний вид волоса.
Оборудование: Микроскоп, кусочки волос разного цвета, седой волос, предметное стекло, покровное стекло.
Ход: На прошлом занятии мы рассматривали под микроскопом лук, лист фиалки. И сделали вывод: всё живое в природе состоит из клеток.
А сегодня мы посмотрим из чего же состоит наш волос.
Для этого положим кусочек волоса на предметное стекло и прижмем покровным стеклом посмотрим в объектив. Чем покрыт волос? (Чешуйками) Погладьте волос пальчиком и посмотрите, как изменятся чешуйки. Если чешуйки прижаты, то волосы выглядят блестящими и гладкими, если – взъерошены, то тусклые и неухоженные.
Под чешуйками (кутикулой) находится средний слой пигментный, он придает волосам цвет. Сравните волосы по толщине различного цвета и у разных по возрасту людей, седые волосы.
Вывод: Волосы покрыты крохотными чешуйками, называются кутикулой. Если чешуйки прижаты, то волосы выглядят блестящими и гладкими, если – взъерошены, то тусклые и неухоженные.
«Что за жители у нас на зубах?»
Цель: Создать условия для установления вредных микробов на зубах.
Оборудование: Зубочистка, зубной налет, микроскоп, капля воды, предметное стекло.
Ход: На занятиях мы рассматривали под микроскопом лук, лист фиалки, волос. Узнали из чего состоит волос. А сегодня посмотрим, что же есть на наших зубах.
Воспитатель предлагает кому - нибудь из детей зубочисткой осторожно взять с зуба зубной налет. Размешиваем его в капле воды на предметном стекле, прижимаем покровным стеклом и начинаем рассматривать, для этого посмотрим в объектив. Что вы видите? (Дети по очереди подходят и смотрят в микроскоп).
Вы увидели микроорганизмы, которые живут на ваших зубах. Они питаются остатками пищи (очень любят сахар), «покушали» и выделили кислоту (вредное для зубов веществе), она разрушает зубную эмаль. Из-за этого начинается кариес или зуб совсем разрушается. Поэтому мы чистим зубы, удаляем эту кислоту и вредные микробы.
Животные не чистят зубы, потому что они не едят сахар и у них зубы не разрушаются.
Вывод: Чтобы зубы не болели, их нужно обязательно чистить, 2 раза в день.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)
Опыты для детей...
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)
опыты для детей...
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)
Картотека опытов и экспериментов(подготовительная к школе группа) СЕНТЯБРЬ ОПЫТ № 1«Росток»Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.Матери...
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)
Картотека опытов и экспериментов(подготовительная к школе группа)...
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)...
Картотека опытов и экспериментов ( подготовительная к школе группа)
Помощь педагогам для осуществления экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе....
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)...