Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе «Здравствуй, осень золотая!»
Актуальность темы:
Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало разработана и представлена в практике современного дошкольного образования.
В данное время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры общества;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой. Таким образом, нивелируется один из главных постулатов любой коррекционной работы «лучше предупредить, чем исправлять».
Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Работая по программе «От рождения до школы», где заложено формирование речевых и коммуникативных умений. Речевые умения – это, прежде всего, умение логично выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию; коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.
В старшем дошкольном возрасте через речевое общение, познавательную деятельность – нужно помогать ребенку накапливать социальный опыт, развивать коммуникативную компетентность.
В подготовительной к школе группе (седьмой год жизни) важно формировать все стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, фонетическую).
Именно эти задачи позволяют успешно подготовить детей к школе.
Цель проекта:
- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в период ранней осени;
- формировать интерес к красоте окружающего мира;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления);
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);
- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Словарная работа:
- обогащение: старинные названия месяцев по народному календарю («златоцвет» - сентябрь, «листопад» - октябрь, «чернотроп» - ноябрь);
- активизация словаря – золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т. д.
Вид проекта:
Познавательно-творческий
Срок реализации:
Краткосрочный: сентябрь.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап (организационный);
2. Основной этап (реализация проекта);
3. Завершающий этап (презентация).
I. Подготовительный этап:
- изучение познавательной и методической литературы;
- подготовили подборку литературы для детей об осени; «Дюймовочка», «Листопадничек», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»;
- подготовили «Календарь осенних событий» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада), картотека «Осень».
Работа с родителями:
- сбор материала (фотографии);
- оформление выставки семейных работ, поделки из природного материала;
- организация сбора с детьми природного материала (семена, шишки, листья, камни) ;
- совместное словотворчество детей и родителей (стихи, загадки).
Оснащение предметно-развивающей среды:
- выставка совместных работ детей и родителей;
- выставка детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»;
- коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев;
- фотовыставка «Встречаем осень вместе».
II. Основной этап:
- НОД;
-Совместная деятельность;
-Самостоятельная деятельность.
Сентябрь:
1.«Дары осени»;
2. Рассматривание картины Шишкина «Рожь»;
3. Изготовление панно «Осенний букет» (коллективная работа)
4. Беседа о перелетных птицах - Дидактическая игра «Узнай на вкус», «Овощи или фрукты»;
- «Наблюдение за погодными явлениями на прогулке»;
- Дидактическая игра «С какого дерева листочек»;
- Рассматривание картотеки «Овощи, фрукты, ягоды»; мулежи; дид.игра «Чудесный мешочек», настольная игра «Осень», «Времена года»; «На лесной полянке»(игры-ассоциации);
- Викторина «Здравствуй ,Осень!»;
- Итоговая беседа на тему «Осень»;
- Рассматривание иллюстраций «Деревья, листья и плоды»
III. Завершающий этап:
Презентация результатов проекта в форме итогового занятия на тему: «Уходит осень золотая!» и выставка совместного творчества детей и родителей на тему «Осенняя фантазия», поделки из природного материала , осенний букет «Гербарий из листьев»).