Проект "Почемучка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет «Почемучка»
Период реализации: 1 неделя
Возраст участников: 6 - 7 лет
Воспитатель: Касаева И.О.
Актуальность:
Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. В своей работе в этом направлении приоритет отдаю опытам, экспериментам, самостоятельной поисковой деятельности детей.
Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет и комкает бумагу и смотрит, что из этого получится; проводит опыты с разными предметами; мешает песок с водой на участке, бросает камешки в лужу, измеряет глубину снежного покрова и т.д. Все это - объекты исследования.
Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения - представление результатов, полученных в исследовании, что в свою очередь приведет их к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Проблема: сегодня в дошкольном образовании особенно строго стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка способную к саморазвитию и самосовершенствованию, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Поисково– исследовательская деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельности: наблюдением, трудом, речью , экспериментированием и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач.
Новизна: взаимодействия педагога с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности как одной из составных условий успешности в жизни.
Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в детском саду способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей дошкольного возраста.
Цель: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.
Задачи:
- организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
- развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
- стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
- организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
- развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.
Общие сведения о проекте:
Место реализации: | МБДОУ № 83 |
По методу | информационно – практический |
По содержанию | педагогический |
По продолжительности: | Краткосрочный (1 неделя) |
По форме реализации: | групповой |
Участники проекта: | дети подготовительной группы, родители, воспитатель |
Возраст детей: | 6-7 лет |
Образовательная область: | «Познавательное развитие» |
Области интеграции: | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Предполагаемые результаты:
Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе - оформление уголка по экспериментированию;
Формирование у детей предпосылок познавательно – исследовательской деятельности, активное участие в экспериментировании, заинтересованное участие детей в образовательном процессе.
Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Рост уровня любознательности, наблюдательности.
Активизация речи детей, пополнение словарного запаса новыми понятиями. Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.
Методы проекта:
- игровой;
- творческий;
- проблемное общение;
- проблемно-поисковый;
- опытно – экспериментальный;
- использование ИКТ;
- развивающие игры.
Этапы реализации проекта:
- этап - информационный:
- определение темы проекта, формулировка цели, определение
задачи проекта;
- проработать и подобрать методическую литературу по данной
теме;
- подготовить картотеку опытов и экспериментов, в соответствии
с возрастом детей;
- организация развивающей среды в группе - оформление уголка
по экспериментированию;
- провести наблюдения с детьми природных явлений в реальной
жизни;
- анкетирование родителей. Оформление консультативного
материала для родителей.
- дать рекомендации родителям проводить опыты и исследования
с детьми в домашних условиях.
- подбор наглядно-дидактических пособий, методического и
демонстрационного материала, детской художественной литературы.
- подбор оборудования и материалов для оснащения центра
экспериментальной деятельности.
- разработка циклов НОД.
- этап - содержательный.
- Реализация запланированных мероприятий.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т.е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | НОД:
Беседы:
Опыты и эксперименты:
Презентации:
Наблюдения:
|
Речевое развитие | Чтение художественной литературы:
|
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры:
Сюжетно – ролевые игры:
Магнитные и настольные игры:
Ирга - драматизация:
Трудовая деятельность:
|
Художественно-эстетическое развитие | Оригами:
|
«Физическое развитие» | Артикуляционная гимнастика:
Пальчиковые игры:
Физкультминутки:
Подвижные игры:
|
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды:
Примерное оборудование для исследовательской деятельности:
- Различные ёмкости;
- Мерные ложки, воронки разного размера;
- Перчатки, фартуки, головные уборы;
- Пластиковые трубочки;
- Деревянные лопаточки;
- Пластиковые контейнеры;
- Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);
- Пластиковые разноцветные стеклышки;
- Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- Кинетический песок;
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- Серии картин с изображением природных сообществ;
- Журналы наблюдений.
Материалы для исследования:
- Пищевые материалы: соль, сахар, чай, мука.
- Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, семена, мел, листочки, и т.д.
- Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,
нитки, резина, поролон, кусочки ткани, и т.д.
Правила безопасности:
- Работа под наблюдением взрослого;
- Сначала спроси - потом экспериментируй;
- Вещества для экспериментов брать ложечкой;
- Не брать в рот ничего;
- Не трогать глаза грязными руками.
Работа с родителями:
Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Совместно с родителями мы стараемся многое сделать для развития детей, используя естественные ситуации (по дороге домой или в детский сад, дома на кухне, в магазине, на прогулке…). Детям очень интересны совместные занятия и мероприятия с родителями, с целью развития совместных интересов предложили родителям провести дома с детьми ряд опытов и исследований, ответить на некоторые вопросы, например: «Кому нужна вода- и ее роль в нашей жизни?», «Где можно найти воду дома, в природе?» и т.д. Именно поэтому, привлекаем родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:
- анкетирование « Детское экспериментирование в семье»;
- родительского собрания на тему: «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
- домашнее задание по подготовке к проекту: «Значение поисково – исследовательской деятельности в развитии ребёнка» (представление презентаций);
- привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;
- консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
3-этап - заключительный .
- Презентация проекта;
Вывод:
На протяжении реализации проекта дети, родители, воспитатель находились в тесном контакте. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих исследований. Наш проект заинтересовал и привлек более 70% родителей.
Поэтому можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей для саморазвития дошкольника.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества
И в заключении хочу отметить, что работая в системе по внедрению познавательно - исследовательской деятельности в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Используемая литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005..
3.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».2016г.
4. Л.И.Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ», 2012г.
5. Использование интернет ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Почемучка" | 1.18 МБ |