Занятие "Народный праздник "Жаворонки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие знакомит с культурой русского народа - народным праздником "Жаворонки". История праздника, обычаи, заклички привлекут внимание детей к празднику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие "Жаворонки" | 219.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №148»
«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ЖАВОРОНКИ».
Подготовила и провела:
Белоброва Л.Н.,
воспитатель I квалиф. категории,
г. Оренбург -2021г.
Тема: « Жаворонки весну кличут». ( 22 марта).
Цель: Формировать представление детей о народных праздниках.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому русского народа средствами эстетического воспитания: художественное слово, продуктивная деятельность.
- Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно относиться к ней.
Развивающие:
- Развивать интерес к истории русской культуры; умения самостоятельно действовать, при затруднении обращаться за помощью ко взрослому; творческие способности.
Образовательные:
- Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности ( умения работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции).
- Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.
- Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенностями поведения), упражнять в звукопроизношении.
- Познакомить детей с загадкой и стихотворением о жаворонке.
Приемы руководства деятельностью детей.
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: знакомство с народными праздниками.
- Приемы активизации деятельности детей : беседа, создание развивающей среды ,использование художественного слова
( чтение стихов, закличек, загадок).
- Приемы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, комментирование, практическая деятельность (изготовление жаворонков из теста и выпекание).
- Приемы поддержания интереса у детей: чтение стихов, загадок, закличек; физкультурная минутка, рассматривание иллюстраций.
Расширение словарного запаса: жаворонок, «пернатые друзья», противень,
земледельцы.
Создание среды для организации и проведения ОД: фотография хохлатого жаворонка, силуэт жаворонка на нитке, тесто для изготовления жаворонков, изюм, противень, аудиозапись «Песня жаворонка» П.И.Чайковского.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к традициям русского народа;
- сформировать представление о народном празднике встречи Весны – «Жаворонки»;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- расширение и активизация словарного запаса;
- продуктивная деятельность (изготовление из теста жаворонков и выпекание).
Критерии оценки деятельности детей.
- ребенок активно участвует в продуктивной деятельности;
- задает вопросы;
- проявляет самостоятельность;
- обращается за помощью ко взрослому и детям;
- эмоционально реагирует; проявляет волевое усилие.
ПЛАН.
- Вводная часть.
- Создание мотива для деятельности детей.
-Определение цели.
- Использование фольклора.
- Основная часть.
-Беседа.
-Объяснение нового материала.
-Пальчиковая игра.
-Слушание песни жаворонка (аудиозапись).
-Чтение закличек.
-Изготовление и выпекание булочек.
- Подвижная игра «Жаворонок».
- Заключительная часть.
- Оценка деятельности детей и самооценка.
- Подведение итогов НОД.
- Чаепитие.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Части занятия | Содержание | Области |
Вводная часть. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Использование фольклора. | Долго длится зима в России. Со светлой надеждой на будущее мы ожидаем прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны ее шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расстаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд - заклинание весны. Идет Весна – красна! Идет Весна ясна! С солнцем теплым, С дождем обильным. Принесет весна урожай В наш счастливый край! Одно из главных весенних событий – это то , что к нам прилетают из теплых краев птицы, наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком идет речь? | Познание. Социально-коммуникативная Речевое развитие |
Основная часть Работа по теме: Беседа. Объяснение нового материала. Пальчиковая игра. Слушание аудиозаписи пения жаворонка. Чтение закличек. Изготовление булочек из теста и выпекание. Подвижная игра «Жаворонок». | Вы, конечно же, догадались, о ком идет речь. Почему мы птиц называем «пернатыми» и «друзьями»? (ответы детей). Верно, «пернатыми» потому, что тело их покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая парки, сады, огороды. А как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются? (перелетные). Назовите известных вам перелетных птиц (ласточки, грачи, журавли, малиновки, лебеди). Сегодня мы поговорим о жаворонке, певце весны. А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке). Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, почему его называют «певцом весны»? Жаворонки — птицы, обитающие практически на всех континентах. Птица жаворонок — житель открытых пространств. Жаворонки селятся в степях, лугах, полях, пустынях, полупустынях, и только немногие виды (а всего их 75-90) встречаются на лесных полянах, опушках лесов, в горах. Птицы имеют окраску под цвет почвы, совсем небольшие или средние размеры: массу 15-80 г, длину 10-25 см. Ноги у жаворонка короткие, однако отлично приспособленные для передвижения по поверхности, потому что корм птица находит себе именно на земле: насекомых, моллюсков, части растений (почки, семена, цветки и др.). На земле же жаворонок устраивает гнездо, маскируя его пучком травы, кустиком, камнем. В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков. Уж вы, пташечки, жавороночки. Прилетите к нам. Весну ясную, весну красную Принесите нам. А мамы пекли из теста булочки – заплетушки, похожие на птичек. Мы с вами с утра уже замесили тесто. Сейчас мы тоже сделаем булочки. (дети делают из теста булочки - «жаворонки». Пока наши булочки пекутся, мы поближе познакомимся с жаворонком. Прилетают жаворонки в Крым маленькими стайками, не любят они шумных компаний. А прилететь к нам стараются тогда, когда уже тепло. Поэтому существует примета: «Жаворонок летит к теплу». Весной у жаворонков много забот, как и у всех птиц. Что это за заботы? (Ответы детей). Жаворонку нужно найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов. Свадьбы у жаворонков происходят в воздухе. Взлетев повыше, самцы поют своим невестам красивые песни, примерно так: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю». Давайте немножко поиграем. Переплетите большие пальцы,как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-лю». Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И поет, поет, поет. Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А делают это они для того, чтобы не повредить яйца. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. Затем высиживает их. А сейчас мы поиграем в подвижную игру « Жаворонок». Дети становятся в круг и поют: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. « Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг в разных направлениях. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». | Познание. Физическое развитие. Художествено-эстетическое развитие. Речевое развитие. |
Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД | Итак, ребята, сегодня мы познакомились с народным праздником « Жаворонки». Мы познакомились с самим жаворонком,услышали, как он поет, узнали, почему так называется праздник,послушали стихи о жаворонке, поиграли в игры. Мы с вами приготовили булочки «жаворонки». Они уже испеклись. Я предлагаю вам рассмотреть булочки ( похожи ли они на жаворонков) и приступить к чаепитию. | Познание. |