опыты
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Капустина Анна Леонидовна

опыты по тканям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_po_tkanyam.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт   «Какая ткань лучше сохраняет тепло»

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань:

1 – в шерстяную, 2- в хлопковую. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? Почему?

Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?

Вывод: осеннюю одежду шьют из шерстяной ткани, потому что она лучше сохраняет тепло.

Опыт  «Какая ткань не пропускает (не впитывает воду)»

Какая же ткань не пропускает воду.  (Дети наливают из ложечки на ткань воду)

Как вы думаете, если мы протрем хлопковую ткань салфеткой, она станет сухим? (нет, вода сильно впиталась в ткань)

- А теперь намочите кусок болоньи. Поднимите ткань, и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани. Протрите салфеткой ткань, какой она стала? (Почти сухой). Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод: Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Опыт  «Воздухопроницаемость тканей»

Ребята, чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу. Как проверить, пропускает ткань воздух или нет?

- Подуйте через каждый кусочек ткани на вату. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

Вывод: Через хлопок и лен воздух проходит хорошо, а через болонью плохо.

Опыт  «Впитывание воды тканью»

Ребята, чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо впитывать влагу. А как узнать впитывают ли влагу наши ткани?

- Каждый кусочек ткани опустите в воду. Что происходит?

(Лен и хлопок впитали в себя воду быстро, а болонь удерживает воду)

Вывод: Летнюю одежду лучше шить из льняной, хлопковой ткани.

Опыт  «Какая ткань мнется сильнее»

Смять в руках разные лоскутки. Расправить ткань, посмотреть, какая ткань сильнее смялась.

Вывод:  разная ткань сминается по-разному.

Опыт   «Какую ткань легче резать»

Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.

Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.

Опыт  «Какая ткань легкая – тяжелая»

 Проверим нашу ткань на лёгкость. Подбросим рукой наши лоскутки (джинсовая, хлопковая).

Как быстро они упали вниз? Какая ткань тяжёлая, какая  лёгкая?

Вывод: та ткань, которая быстрее упадет – тяжелее.

Опыт  «Прочность ткани»

 Проверим нашу ткань на прочность. Попробуем разорвать ткань. Потяните её двумя руками, что происходит? Где нам пригодится эта ткань прочная? (чтобы одежда быстро не рвалась)

Опыт   «Из чего состоит ткань»

– Мы знаем, что одежду шьют из тканей. А сама ткань из чего состоит? (из ниток)

Давайте проверим. Попробуем вытащить ниточку из нашей ткани.

- Возьмите лупу и посмотрите, видно, как переплетаются нити или нет?  (если ниточка не выдёргивается, значит нитки очень плотно лежат друг с другом и сильно переплетаются)

- Какой секрет ткани мы открыли? (плотная или нет)

Вывод: любая ткань состоит из ниток

Опыты по изучению свойств ткани

«Мир ткани»

Задачи: познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

Ход проведения:

Дети под руководством воспитателя рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности), повторяют правила безопасного обращения с ножницами.

Дети под руководством воспитателя описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: 1) смять ткань и сравнить степень сменяемости; 2) разрезать по полам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами; 3) попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия; 4) опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Затем делают общий вывод о сходстве и различиях видов ткани. Воспитатель обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что все ткани состоят из волокон. Ткани отличаются степенью сменяемости, лёгкостью разрезания ножницами, лёгкостью разрывания, скоростью промокания.

«Из чего шьют одежду»

Задачи: познакомить детей с тканями, из которых шьют одежду.

Ход проведения:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду для кукол и сравнить ткани, из которых она сшита. Затем предлагается вывернуть ее на левую сторону и рассмотреть швы. Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду друг друга. Определить, какая она на ощупь и какого цвета.

В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что из ткани шьется одежда.

Результат фиксируется в карточку опыта: на листе нарисованы куклы, которые нужно одеть. Для этого детям предлагается приклеить одежду на кукол (одежда вырезана из ткани разных цветов).

«Ткани для одежды разных сезонов»

Задачи: познакомить детей с тканями для одежды разных сезонов.

Ход проведения:

Воспитатель показывает одежду для кукол: платье, свитер, юбку, шубку и шапку. Затем предлагает детям их рассмотреть и сравнить.

В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что теплая одежда шьется из «пушистых» тканей: шерсть, мех и т.д., а летняя из тонких тканей: ситец, хлопок и т.п.

Результат фиксируется в карточку опыта: на листе нарисована девочка в шубе. Детям предлагается разукрасить с помощью пластмассовых вилок (нарисовать мех).

«Окрашивание ткани»

Задачи: познакомить детей со свойством ткани: она легко окрашивается.

Ход проведения:

Воспитатель выдает каждому ребенку по кусочку белой ситцевой ткани и предлагает разукрасить ее в любой цвет.

В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что ткань легко окрашивается.

Результат фиксируется в карточку опыта: на ткани предлагается сделать рисунок на свободную тему, а затем он приклеивается в карточку опыта.

«Необычное рисование»

Задачи: закрепить свойство ткани: она легко окрашивается.

Ход проведения:

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев, разного оттенка. Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Можно как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные «краски».

В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что ткань легко окрашивается с помощью растений, поэтому нужно бережно обращаться с вещами, чтобы не замарать её травой.

Результат фиксируется в карточку опыта: готовый в ходе опыта рисунок можно приклеить на карточку.

«Опыт с зонтиком»

Задачи: познакомить детей со свойством ткани: некоторые ткани отталкивают воду.

Ход проведения:

Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи – она непромокаемая.

А ткани из хлопка и льна - наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.

В ходе проведенного опыта дети должны узнать, что зонтик сделан из водонепроницаемой ткани.

Результат фиксируется в карточку опыта: на листе изображён зонтик. Детям предлагается нарисовать капельки с помощью пипетки и пищевого красителя.

«Волшебный клубок».

Задачи: показать детям, что ткани состоят из ниток.

Ход проведения:

Рассматривание разных видов нитей (мулине, швейные, шерстяные). Разрывание и разрезание нитей разных по фактуре. Демонстрация видов работ с нитью и готовых предметов.

В ходе проведенного опыта дети должны познакомиться со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых изделий из нитей.

Результат фиксируется в карточку опыта: предлагается выполнить простейший рисунок с помощью ниток (ниткография).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...