Картотека зимних опытов и экспериментов
картотека по окружающему миру
В картотеке представены опыты со снегом и водой зимой. Материал может быть исползован как педагогами ДОУ так и родитеями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_zimnih_opytov_i_eksperimentov.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г.Улан-Удэ
МУ Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №56 «Теремок» комбинированного вида
КАРТОТЕКА ЗИМНИХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Подготовила:
воспитатель первой категории
Ситникова И.В
2022
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).
Ход эксперимента:
Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.
Таким же образом проследите за таянием снега.
Вывод: лед, снег — это тоже вода.
Опыт №2 «Снег – это вода»
Цель: развитие умения детей определять свойства снега, развитие наблюдательности, внимания, любознательности, воспитание интереса детей экспериментированию.
Материалы: снег, ведерко, прозрачные пластиковые стаканчики, кружка с горячей водой.
Ход эксперимента:
Эксперимент проводится в группе.
Воспитатель приносит в ведерке снег. Рассмотрите вместе с детьми снег, отметьте цвет. Предложите детям взять снег в руки, почувствовать, какой снег холодный. Затем предложите детям сесть за стол, на котором стоят стаканчики со снегом. Воспитатель достает кружку с горячей водой и предлагает поставить стаканчик со снегом в кружку с горячей водой, и немного подождать.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что теперь в стаканчике? (Ответы детей.)
- Правильно, в стаканчике вода. Но ведь в стаканчике был снег. А куда же он делся? Ответы детей.)
- Да, снег растаял.
Далее воспитатель объясняет детям, что на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду. В остальных стаканчиках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
Воспитатель: а теперь, ребята, мы пойдем на прогулку и поиграем со снегом, а когда зайдем с прогулки, посмотрим, растает ли снег в других стаканчиках, станет ли он водичкой.
Опыт №3 «Лед легче воды»
Цель: Выяснит лёд в воде плавает или тонет.
Материал: Ёмкость с водой, лёд.
Ход эксперимента:
Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.
Опыт №4 «Вода не имеет формы»
Цель: Познакомить детей с формой воды.
Материалы: Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Ход эксперимента:
Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: наполнить разные формы водой и заморозить их (воздушный шарик, форма для льда, стаканчик для йогурта и т.п).
ПОМНИТЕ! Вода при замерзании расширяется.
Опыт №5 «Замерзшая вода двигает камни»
Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды, их особенностях.
Материал: вода, пластилин, трубочка для коктейлей.
Ход эксперимента:
Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.
Опыт №6 «Превращение в воду»
Цель: закрепить знания о разнообразных состояниях воды
Материал: ведро, снег, колба.
Ход эксперимента:
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Опыт №7 «Почему тает снег?»
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
Материал: Емкости для снега.
Ход эксперимента:
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с
разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через
некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними
и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
Опыт №8 «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и
твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Ход эксперимента:
Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.
Опыт №9 «Почему снег мягкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход эксперимента:
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
Опыт №10 «Замерзание жидкостей»
Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход эксперимента:
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Опыт №11 «Где лучики?»
Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход эксперимента:
Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод: снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Опыт №12 «Какое ведро тяжелее?»
Цель: развитие умения детей определять свойства снега, развитие наблюдательности, внимания, любознательности, воспитание интереса детей экспериментированию.
Материал: два ведерка разного цвета, вода, снег.
Ход эксперимента:
Эксперимент проводится на прогулке.
Рассмотрите с детьми снег на улице. Отметьте, что он легкий, пушистый. Предложите детям поиграть, определив какое ведро тяжелее: с пушистым снегом, или с мокрым. Для этого предложите детям насыпать в одинаковые по объему, но в разные по цвету ведерки снег. Затем предложите детям взять в руки по очереди эти ведерки и сравнить легкий снег или тяжелый. После этого нужно в одном ведерке смочить снег водой и опять предложить детям определить легкий снег или тяжелый. В конце игры поясните, что пушистый снег легкий, а мокрый снег – тяжелый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Копилочка" зимних опытов и экспериментов
Предложенные опыты и эксперименты позволят детям и родителям не только вместе провести время, занявшись совместной деятельностью, но и провести время с пользой. Ведь с помощью родителей де...
зимние опыты и эксперименты
зима...
Зимние опыты и эксперименты для детей
Зимним днем можно не только играть в снежки или лепить бабу. Зима — это замечательное время для экспериментов и опытов, которые помогут ребенку узнать много нового о законах природы...
Картотека "Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников"
Картотека "Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников".Картотека будет полезна воспитателям, педагогам детских садов, родителям....
Консультация для родителей «Зимние опыты и эксперименты»
Зима-это особенное время года, прекрасный сезон для активных игр на свежем воздухе. Зимняя прогулка может быть очень познавательной. Во время прогулки удобно рассказать детям о природных явлениях, сво...
Картотека зимних опытов и экспериментов
В картотеке представлены зимние опыты и эксперименты со снегом и водой, которые мажно использовать педагогами ДОУ и родителями. ...