Использование народных примет в наблюдении.
статья по окружающему миру
В статье собраны народные приметы,которые можно применять в детском наблюдении за погодой и природой в городских условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_primety_-_statya.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование народных примет в наблюдении
Бывает так, что когда идёшь по городу, то вдруг слышишь сначала какие – то неясные звуки, которые к тебе постепенно приближаются??? И вот уже различаешь крики, смех, а может и плач…и, наконец, видишь источник этих звуков – детский сад идёт гулять!!!
Прогулка для детей – это источник знаний, движений, наблюдений, опытов, повторений. Изучение природных явлений и различных погодных и природных особенностей – это начало, основа основ постижения детьми вечных природных законов окружающего мира. Возникает вопрос, а наблюдение за погодой и природой это интересно или нет? Зачем же можно наблюдать, гуляя на детской площадке? Если рядом есть лес или парк, то вопрос почти решён, а если площадка находится среди каменных джунглей и размером с пятачок, на котором едва умещается газончик, несколько деревьев и, может быть, цветочные клумбы. Даже на таком пятачке воспитатели учат деток называть и узнавать деревья, рассматривать листья с деревьев и собирать гербарий, вешать кормушки для птиц зимой, сажать цветы в клумбы, наблюдать за облаками и ветром, наблюдать за птицами. Наблюдение – это специально организованно воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы и погоды. Целью наблюдения должно быть усваивание знаний, таких как: установление свойств и качеств (песок сухой сыпется, а когда он мокрый, то из него можно лепить; снег бывает лёгким и рассыпчатым, а иногда мокрым, липким), структуры и внешнего строения предметов (у дерева ствол и ветки, а корни в земле; камень тяжёлый и гладкий), причин изменения и развития объектов – животных и растений (сначала набухают почки на ветках, а потом разворачиваются листочки; птица откладывает яйца, а потом появляются птенцы), а так же сезонных явлений (снегопад, туман, град). В ходе наблюдения принимают участие почти все органы чувств ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание), что обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение может проводиться с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—5 человек) и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: загадывает загадки, задает вопросы, предлагает обследовать или сравнивать объекты между собой, читает стихи, организовывает игру. Ещё издавна люди наблюдали за изменениями погоды и изменениями в природе. Веками накопленный опыт они передавали из поколения в поколение в виде народных примет. Если в своей работе использовать знание народных примет, то процесс наблюдения за погодными и природными явлениями может проходить более увлекательно, потому что они основываются на изменениях погоды, поведении насекомых, птиц, животных и растений. Ниже перечислены народные приметы, которые можно и нужно использовать во время наблюдения.
Осень
- Если в сентябре листья на деревьях держатся крепко – зима наступит поздно
- Раннее опадание листвы – к ранней зиме
- Гром в сентябре – это к тёплой и снежной зиме
- Тёплая осень – к долгой зиме
- Много желудей в сентябре на дубу – к лютой, холодной зиме
- Большой урожай рябины – к морозу
- Осенью много паутины – к ясной погоде
- Если осенью берёзы желтеют с верхушки – весна будет ранняя, а если снизу, то весна поздняя
- Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег
- Если осенью много туманов – быть мягкой зиме
- Уродилось много рябины – осень будет дождливая, а если мало рябины – осень сухая
- Осенний иней – к сухой солнечной погоде
- Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не чисто – жди суровую зиму
- Облака на небе редкие – будет ясно и холодно
- Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» - будет стоять хорошая осень
- Осенью птицы летят низко – к холодной зиме
- Тёплый октябрь предсказывает морозную зиму
- В ноябре снегири свистят – скоро зима наступит
- Несколько дней подряд на небе белые облака – к похолоданию
- Если в ноябре небо «заплачет», то следом за дождём зима придёт
- Комары в ноябре – быть мягкой зиме
- Гром в конце ноября – близится зима морозная и холодная
Зима
- Первый снег выпадает за сорок (40) дней до наступления зимы
- Тёплый декабрь – к долгой зиме и холодной весне
- Зимняя гроза – к сильному морозу, а молния – к буре
- Утром поют синицы – жди морозов, а если чириканье воробьёв – к оттепели
- Снегири прилетели в декабре – зима будет морозная
- Деревья в инее – грядёт потепление
- Увидеть радугу зимой – к перемене погоды, к морозу
- Коли в январе – март, бойся января в марте
- Вороны сбились в стайки на верхушках деревьев – к морозам, сидят на нижних ветках – к ветру, на земле – к оттепели, летают по воздуху – к снегу
- Если в январе висит много частых и длинных сосулек, то будет хороший урожай овощей
- Облака быстро плывут – к хорошей погоде
- Тёплый январь – к поздней весне
- Туманный февраль – к дождливому лету
- В конце февраля много длинных сосулек – к долгой весне.
Весна
- Если весной много паутины – к жаркому лету
- Если одуванчик зацвёл ранней весной – к теплу
- Воробьи купаются ранней весной – к теплу
- Если с крыш свисают длинные сосульки – то и весна будет длинной
- Если облака плывут высоко – к хорошей погоде
- Гром в марте – перед холодом
- Если в апреле днём жарко, а ночью прохладно – к хорошей (тёплой и безветренной) погоде
- Распустились листья дуба в мае – ждите похолодания
- Паук начинает плести свою сеть далеко от земли – весна будет тёплой
- Когда цветёт черёмуха – жди похолодания
- Комаров весной не видно – к сухому лету
Лето
- Дождевые черви выползают – быть сильному ливню
- Перед скорым дождём цветы бутоны закрывают, а перед сильной грозой птицы замолкают
- Комары вечером в стаях вьются – грядущий день будет погожим и без осадков
- В радуге больше красного цвета – к ветру
- Если в июне первые 2-3 дня льёт дождь, то весь месяц будет дождливым
- Если июль будет жарким, то декабрь будет морозным
- Мухи оживлённо жужжат – к теплу
- Вороны в небе – к ненастью
- Август без дождей – к сухой и тёплой осени
- Если в августе на деревьях, особенно на берёзе, появляется много жёлтых листьев, то осень будет ранняя
- Если видно всю дугу радуги – жди дождя
Систематическое использование наблюдения приучает детей подмечать особенности и перемены, происходящие вокруг, развивает речь и мышление, а также память, ведь дети запоминают названия деревьев, названия месяцев, усваивают цвета. Наблюдение позволяет показать детям природу и погодные факторы в естественных условиях во всем многообразии, и, значит, для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой и знание народных примет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Метеобюро "Народные приметы"
Проект «»Метеобюро «Народные приметы». Вид проекта: поисково – исследовательский. Продолжительность: краткосрочный (март – май). Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родите...
ЛЕТО. Народные приметы
Представленный материал поможет познакомить детей с народными приметами летом....
Народные приметы о весне
Обобщение представлений детей о характерных признаках весны....
Народные приметы
Приметы месяц-июнь...
Картотека "Народные приметы" по экологии
приметы на дождь, на хорошую погоду, на мороз и т.д....
Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях, сведения из народного календаря.
Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам...
Весенние приметы и игры с народными приметами для детей 5-7 лет. 13.03.2022
Сборник примет о весне. Игры для детей с использованием народных примет....