Использование народных примет в наблюдении.
статья по окружающему миру

Лаврик Яна Анатольевна

В статье собраны народные приметы,которые можно применять в детском наблюдении за погодой и природой в городских условиях.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_primety_-_statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

             Использование народных примет в наблюдении

Бывает так, что когда идёшь по городу, то вдруг слышишь сначала какие – то неясные звуки, которые к тебе постепенно приближаются??? И вот уже различаешь крики, смех, а может и плач…и, наконец, видишь источник этих звуков – детский сад идёт гулять!!!

Прогулка для детей – это источник знаний, движений, наблюдений, опытов, повторений. Изучение природных явлений и различных погодных и природных особенностей – это начало, основа основ постижения детьми вечных природных законов окружающего мира. Возникает вопрос, а наблюдение за погодой и природой это интересно или нет? Зачем же можно наблюдать, гуляя на детской площадке? Если рядом есть лес или парк, то вопрос почти решён, а если площадка находится среди каменных джунглей и размером с пятачок, на котором едва умещается газончик, несколько деревьев и, может быть, цветочные клумбы. Даже на таком пятачке воспитатели учат деток называть и узнавать деревья, рассматривать листья с деревьев и собирать гербарий, вешать кормушки для птиц зимой, сажать цветы в клумбы, наблюдать за облаками и ветром, наблюдать за птицами. Наблюдение – это специально организованно воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы и погоды. Целью наблюдения должно быть  усваивание  знаний, таких как: установление свойств и качеств (песок сухой сыпется, а когда он мокрый, то из него можно лепить; снег бывает лёгким и рассыпчатым, а иногда мокрым, липким), структуры и внешнего строения предметов (у дерева ствол и ветки, а корни в земле; камень тяжёлый и гладкий), причин изменения и развития объектов – животных и растений (сначала набухают почки на ветках, а потом разворачиваются листочки; птица откладывает яйца, а  потом появляются птенцы), а так же  сезонных явлений (снегопад, туман, град). В ходе наблюдения принимают участие почти все органы чувств ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание), что обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение может проводиться с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—5 человек) и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: загадывает загадки, задает вопросы, предлагает обследовать или сравнивать объекты между собой, читает стихи, организовывает игру. Ещё издавна люди наблюдали за изменениями погоды и изменениями в природе. Веками накопленный опыт они передавали из поколения в поколение в виде народных примет. Если в своей работе использовать знание народных примет, то процесс наблюдения за погодными и природными явлениями может проходить более увлекательно, потому что они основываются на изменениях погоды, поведении насекомых, птиц, животных и растений. Ниже перечислены народные приметы, которые можно и нужно использовать во время наблюдения.

Осень

  • Если в сентябре листья на деревьях держатся крепко – зима наступит поздно
  • Раннее опадание листвы – к ранней зиме
  • Гром в сентябре – это к тёплой и снежной зиме
  • Тёплая осень – к долгой зиме
  • Много желудей в сентябре на дубу – к лютой, холодной зиме
  • Большой урожай рябины – к морозу
  • Осенью много паутины – к ясной погоде
  • Если осенью берёзы желтеют с верхушки – весна будет ранняя, а если снизу, то весна поздняя
  • Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег
  • Если осенью много туманов – быть мягкой зиме
  • Уродилось много рябины – осень будет дождливая, а если мало рябины – осень сухая
  • Осенний иней – к сухой солнечной погоде
  • Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не чисто – жди суровую зиму
  • Облака на небе редкие – будет ясно и холодно
  • Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» - будет стоять хорошая осень
  • Осенью птицы летят низко – к холодной зиме
  • Тёплый октябрь предсказывает морозную зиму
  • В ноябре снегири свистят – скоро зима наступит
  • Несколько дней подряд на небе белые облака – к похолоданию
  • Если в ноябре небо «заплачет», то следом за дождём зима придёт
  • Комары в ноябре – быть мягкой зиме
  • Гром в конце ноября – близится зима морозная и холодная

Зима

  • Первый снег выпадает за сорок (40) дней до наступления зимы
  • Тёплый декабрь – к долгой зиме и холодной весне
  • Зимняя гроза – к сильному морозу, а молния – к буре
  • Утром поют синицы – жди морозов, а если чириканье воробьёв – к оттепели
  • Снегири прилетели в декабре – зима будет морозная
  • Деревья в инее – грядёт потепление
  • Увидеть радугу зимой – к перемене погоды, к морозу
  • Коли в январе – март, бойся января в марте
  • Вороны сбились в стайки на верхушках деревьев – к морозам, сидят на нижних ветках – к ветру, на земле – к оттепели, летают по воздуху – к снегу
  • Если в январе висит много частых и длинных сосулек, то будет хороший урожай овощей
  • Облака быстро плывут – к хорошей погоде
  • Тёплый январь – к поздней весне
  • Туманный февраль – к дождливому лету
  • В конце февраля много длинных сосулек – к долгой весне.

Весна

  • Если весной много паутины – к жаркому лету
  • Если одуванчик зацвёл ранней весной – к теплу
  • Воробьи купаются ранней весной – к теплу
  • Если с крыш свисают длинные сосульки – то и весна будет длинной
  • Если облака плывут высоко – к хорошей погоде
  • Гром в марте – перед холодом
  • Если в апреле днём жарко, а ночью прохладно – к хорошей (тёплой и безветренной) погоде
  • Распустились листья дуба в мае – ждите похолодания
  • Паук начинает плести свою сеть далеко от земли – весна будет тёплой  
  • Когда цветёт черёмуха – жди похолодания  
  • Комаров весной не видно – к сухому лету

Лето

  • Дождевые черви выползают – быть сильному ливню
  • Перед скорым дождём цветы бутоны закрывают, а перед сильной грозой птицы замолкают
  • Комары вечером в стаях вьются – грядущий день будет погожим и без осадков
  • В радуге больше красного цвета – к ветру
  • Если в июне первые 2-3 дня льёт дождь, то весь месяц будет дождливым
  • Если июль будет жарким, то декабрь будет морозным
  • Мухи оживлённо жужжат – к теплу
  • Вороны в небе – к ненастью
  • Август без дождей – к сухой и тёплой осени
  • Если в августе на деревьях, особенно на берёзе, появляется много жёлтых листьев, то осень будет ранняя
  • Если видно всю дугу радуги – жди дождя

Систематическое использование наблюдения приучает детей подмечать особенности и перемены, происходящие вокруг, развивает речь и мышление, а также память, ведь дети запоминают названия деревьев, названия месяцев, усваивают цвета. Наблюдение позволяет показать детям природу и погодные факторы в естественных условиях во всем многообразии, и, значит, для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой и знание народных примет.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Метеобюро "Народные приметы"

Проект «»Метеобюро «Народные приметы». Вид проекта: поисково – исследовательский. Продолжительность: краткосрочный (март – май). Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родите...

ЛЕТО. Народные приметы

Представленный материал поможет познакомить детей с народными приметами летом....

Народные приметы о весне

Обобщение представлений детей о характерных признаках весны....

Народные приметы

Приметы месяц-июнь...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....

Весенние приметы и игры с народными приметами для детей 5-7 лет. 13.03.2022

Сборник примет о весне. Игры для детей с использованием народных примет....