Конспект "Растения рядом с вами"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Матросова Елена Николаевна

Конспект "Растения рядом с вами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» с.Шаран муниципального района

Шаранский район Республики Башкортостан

Конспект занятия по познавательному развитию

на тему : «Растения рядом с нами».

(подготовительная группа)

                                                                                Выполнила :

                                                                                                      воспитатель Е.Н.Матросова.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Цель: расширять и уточнять представление о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, воспитывать желание ухаживать за растениями; закреплять умение штриховать.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает и узнает комнатные растения; имеет представление о строении растений и названиях частей; знает способы ухода за комнатным растением и применяет на практике; эмоционально откликается на красоту домашних растений, цветов.

Материалы и оборудование: фотографии комнатных растений; комнатные растения (кактус, алоэ, герань, фиалка, плющ); белая бумага размером в писчий лист, мягкие графитные карандаши.

Содержание
организованной деятельности детей

В: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости – наши воспитатели. Давайте поприветствуем их. ( Дети здороваются ).

А вот чем мы сегодня будем заниматься и о чем говорить вы узнаете, отгадав загадку:

Воздух очищают,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

И зимой цветут.

Дети: Цветы

В.Правильно, а какие именно это цветы? Это комнатное растение. Повторим все вместе (дети повторяют).  И у нас в группе сегодня находятся комнатные цветы. (Показываю)

В: Ребята, нам сегодня Дюймовочка. прислала это письмо (На мольберте макет цветка)

 «Дорогие ребята, я очень люблю цветы, в том числе и комнатные, и много о них знаю. Надеюсь, что и вы имеете представление о комнатных растениях. Но все-таки я хочу это проверить и приготовила для вас задания на цветке. Чтобы узнать задание, нужно сорвать лепесток и прочитать его».

 Cпасибо, Дюймовочка, за интересное письмо. Давайте, мы с вами, ребята, постараемся и выполним все ее задания. Посмотрите, пожалуйста, на этот волшебный цветок. Это Цветик-семицветик. Элиза, иди и сорви, пожалуйста, красный лепесток. Итак, читаю первое задание. Дюймовочка предлагает вам поиграть в игру «Назови и покажи комнатные растения?» ( Загадываю загадку и показываю картинку с изображением цветка, затем дети должны найти и показать этот цветок живой). Отгадайте загадки и покажите это растение.

Рано-рано по утру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя
… (Фиалка) 

В. Молодцы! Еще загадка. 

 Круглый шарик словно ёжик,

 Но без мордочки и ножек.

 На моём растёт окне, очень нравится он мне.    (Кактус) 

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.    (Фикус.).

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алоэ.)

Лист – пушистый и душистый,

 А цветы о окне – словно шапка в огне. (Герань) 

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

                          (Плющ.) 

– Какие еще комнатные растения, кроме вышеперечисленных, вы знаете? (Дети называют) Молодцы, ребята!

В:  А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками. Встаньте, пожалуйста, в круг. Пальчиковая гимнастика «Цветок» 

Вырос красивый цветок на окошке. (Дети высоко поднимают руки, соединяя их ладонями друг к другу, разводят пальцы и слегка округляют их.)

Солнечным утром раскрыл лепестки (Разводят пальцы ).

Всем лепесткам красоту и питанье. (Ритмично соединяют и разъединяют пальцы)

 Дружно дают под землѐй корешки. (Руки опускают вниз, ладони тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).

 Воспитатель: Ну, вот и поиграли наши пальчики. Богдан сорви, пожалуйста, оранжевый лепесток. Сейчас Дюймовочка предлагает нам поиграть в игру «Собери цветок». Присаживайтесь, ребята, за свои столы. Работать будем в парах. У вас на подносах лежат разрезные картинки. Вам нужно составить из них целое изображение и назвать какое это растение. (Дети выполняют задание.)

 Ответьте, пожалуйста, что у вас получилось? Ответы детей. (Комнатные растения кактус, фиалка, герань, и т.д.)

 Ребята, почему мы называем их комнатными? Ответы детей. (Комнатные растения могут расти только в помещении).

Где мы можем встретить комнатные растения? Ответы детей (В детском саду, дома, в школе, в цветочном магазине).

 Для чего люди выращивают комнатные растения? Ответы детей (Чтобы было красиво и уютно; чтобы воздух был чище; растения выделяют кислород, которым мы дышим; растения лечат людей; растения поддерживают влажность воздуха в помещении). Хорошо, молодцы  ребята, давайте выполним следующее задание.

Софья, сорви, пожалуйста, жѐлтый лепесток. Дюймовочка задаѐт вам вопрос: Знаете ли вы, из каких частей состоит растение? Дети, я предлагаю вам по модели назвать части растения и объяснить, для чего растению нужна эта часть. (Показываю на моделях части растения, дети называют и показывают эти части на живых растениях)

 Ответы детей. Корень находится под землѐй. С его помощью растение всасывает из почвы воду и питательные вещества. Стебель это верхняя часть растения, он тянется вверх, к свету. На стебле расположены листья и цветы. По стеблю к ним поднимаются вода и питательные вещества. Листья Нужны растению, чтобы дышать. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Цветок растению нужен не только для красоты. В нѐм созревают плоды и семена.

В:  Молодцы, ребята. Вы всѐ понятно и подробно объяснили.

 Ребята, какой эксперимент мы с вами проводили, чтобы убедиться, что растение дышит листьями? И вот посмотрите, что у нас получилось. Мы поместили растение в закрытую баночку и что мы видим, на стенках баночки появились капельки воды. Как вы думаете, почему? Ответы детей. (Все растения дышит листьями и поэтому без доступа воздуха ли сточек выделил влагу, которая содержится в листьях). Воспитатель Правильно, ребята, растение дышит листьями.

Вода движется по стеблям растений, и как она попадает в листья и цветы.

Опыт: Мы  с вами налили в банку воду и добавили краситель в нее. Затем поставили в эту воду цветы. Что из этого получилось? Ответы детей (Стебли растения впитали воду и окрасились в красный цвет).

В: Ну, что же продолжаем дальше.  Егор, сорви голубой лепесток. Ой, ребята, нам Дюймовочка предлагает отдохнуть.

Физкультминутка. 

Наши алые цветки Распускают лепестки. (Плавно поднимают руки вверх).

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Качание руками влево вправо).

Наши алые цветки Закрывают лепестки, (Присели, спрятались).

Головой качают, (Движение головой влево вправо).

Тихо засыпают. (Руки под голову)

- Немного отдохнули, а теперь, Азалия, сорви зелѐный лепесток.

Дюймовочка хочет, чтобы мы рассказали о том, что необходимо растениям для жизни..

Вспомните, что необходимо для растений? (Почва, вода, свет, тепло, воздух.) Помощников растений пять – как 5 пальцев на руке. Растениям нужна вода – поэтому комнатные растения надо регулярно поливать. Как это надо делать? Растениям также нужна почва – поэтому растения растут в горшках с землей. Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол или под стол? (Нужен свет.) Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (Нужно тепло.) Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (Воздух.) Что надо делать, чтобы комнатным растения было легче дышать? Чтобы воздух попадал к корням растений, нужно рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны. А еще регулярно надо протирать толстые гладкие листья растений влажной тряпочкой, тонкие гладкие – сухой, мелкие – опрыскивать пульверизатором. Комнатным растениям нужна и чистота, поэтому их надо мыть. Растения ставят в тазик, землю закрывают целлофаном. Моют растения, поливая теплой водой, вытирая каждый листик. Кожистые листья моют мыльной водой и ополаскивают. Стараются, чтобы мыльная вода не попала на землю – корни мыла не выносят. После такой бани растения сразу позеленеют, похорошеют. Прежде чем поставить растение на окно, протирают подоконник. Растения размещают на подоконниках так, чтобы им было просторно. На каждый подоконник лучше поставить растения разной формы и величины. Красиво оформленное окно придаст праздничный вид комнате. Вспомните, какие помощники нужны растениям, чтобы расти? Скажите, что человеку нужно, чтоб расти? (Пища.) Как вы думаете, растению нужна пища, чтоб оно росло, развивалось? Где растение возьмет пищу? Кто знает, чем же человек может покормить растение? (Удобрением.) Действительно, чтобы растение хорошо развивалось, необходимо его подкармливать, и подкормку проводим минеральными удобрениями для корней, для листьев. (Рассказ и ответы детей сопровождается картинками.)

В: Ну, что ж хорошо, продолжаем дальше выполнять задания Дюймовочки. Тимур, сорви, пожалуйста, синий лепесток. Игра «Четвѐртый лишний». Следующее задание вам нужно выполнить на рабочих листах. Присаживайтесь, ребята, возьмите карточку с заданием. Подумайте и обведите тот рисунок, который, по вашему мнению, является лишним. (Дети выполняют)

Объясните, пожалуйста, почему вы так решили. (Ответы детей.)

В: Ой, ребята, на нашем цветке остался последний лепесток фиолетовый. Рамазан, сорви его, пожалуйста. Дюймовочка предлагает нам закрасить кактус в горшочке. На столе найдите лист с изображением кактуса и раскрасьте его, но сначала давайте рассмотрим  и назовем его основные части. (Толстый стебель.  Листья имеют форму колючек.)

(Дети выполняют задание). Выставка рисунков.

Итог занятия:

-О каких растениях мы сегодня говорили? (Мы говорили о комнатных растениях)

- Назовите некоторые из них. (Кактус, герань, алоэ, плющ)

- Что необходимо для жизни и роста растений? (Почва, вода, свет, тепло, воздух.)

- Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы)

Ребята, давайте тоже напишем Дюймовочке письмо, поблагодарим ее за интересные задания и обязательно пригласим к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Счастья - это когда тебя понимают или, знаете ли Вы какой ребенок рядом с Вами"

Семинар способсттвует развитию коммуникативных способностей педагогов,....

​ Сценарий ​ Автор: Татарина Т.Н. , инструктор по физической культуре МАДОУ№20 ​ ​ Познавательно-спортивно-музыкальное развлечение ​ для детей среднего дошкольного возраста «Птицы рядом с нами - о них заботиться должны мы с вами»

Цель: приобщать дошкольников к делу сохранения природы через самовыражение в творчестве.Задачи: ознакомить детей с наукой орнитологией, вызывать чувство порицания неправильного обращения с дикой приро...

«Птицы рядом с нами – о них заботиться должны мы с вами» разработка сценария

Цель: приобщать дошкольников к делу сохранения природы через самовыражение в творчестве. Задачи: ознакомить детей с наукой орнитологией, вызывать чувство порицания неправильного общения с дикой приро...

Тема: "Птицы рядом с нами о них заботиться должны мы с вами"

Тема: ПТИЦЫ РЯДОМ С НАМИ О НИХ ЗАБОТИТЬСЯ ДОЛЖНЫ МЫ С ВАМИИнтеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной ли...

Фото к ООД "Растения рядом с вами"

Фото к ООД "Растения рядом с вами"...

Проектная деятельность "Орхидеи рядом с вами"

Проектная деятельность с воспитанниками...