Проект "Удивительный водоём" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект "Удивительный водоём" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnyy_vodoem.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №14
Калининского района
Санкт-Петербурга
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Удивительный водоём»
Воспитатель: Щербак М. Б.
Санкт-Петербург
2020
Цель: расширить представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.
Задачи:
• сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
• расширять и обобщать знания детей о водоеме как экологической системе;
•развивать самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта;
• воспитывать любознательность, интерес к жизни водоема.
Вид проекта: информационный.
Сроки реализации: 1 неделя
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования представлений о водоемах.
Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги.
Принципы реализации проекта: интеграция, системность, учёт возрастных особенностей, сезонность, координация деятельности, преемственность с семьёй.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира,
умения видеть красоту окружающего мира.
Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях,
закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в
природе и в быту.
Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и
улучшению.
Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности,
интереса к познавательной деятельности.
Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать,
самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером,
уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием;
формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Этапы проекта:
Первый этап – подготовительный.
Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.
Второй этап – основной.
Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью насекомых в экологической системе.
Третий этап - заключительный:
Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.
Содержание работы по теме проекта в пяти образовательных областях
Образов ательн ые области | Виды детской деятельно сти | Формы работы с детьми |
Физическое развитие | Двигатель ная | Утренняя гимнастика: Дыхательные упражнения: Бодрящая гимнастика для дошкольников Т.Е. Харченко стр. 52, СПб, Детство — Пресс 2012 Физминутки: «На дне», «Речка» Пальчиковая игра: «Чайка» Игровой самомассаж: Бодрящая гимнастика для дошкольников Т.Е.Харченко стр. 34 Профилактика нарушения осанки и свода стопы: «Дорожка здоровья» -ежедневно |
Игровая | Физические упражнения: Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Водяной», «Водолаз». Народные (хороводные) игры: «Ручеек» Спортивные упражнения: «Гребцы» | |
Познавате льное развитие | Познавате льно- исследова тельская | Экспериментирование: «Очистка грязной воды», «Пар –это вода», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода» Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир): наблюдения за свойствами воды: цвет, температура, состояние. Беседа «Что растет в водоеме?», «Какие животные живут в водоеме и у водоема?», создание описательных рассказов о водных растениях, а также о насекомых, птицах, зверях, обитающих в водоеме или около него. |
Конструир ование | Строительный материал: бумага, напольный конструктор, Детали конструктора: кубики, модули, настольный деревянный конструктор, игрушка для обыгрывания. Бумажный театр: | |
Игровая | Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Угадай звук животного», «Чья тень?», Развивающие, настольные игры: «Лото», «Соедини точки». Конструктивные игры: «Строим дамбу», «Строим мост через реку» Викторина «Чудеса подводного мира» | |
Речевое развитие | Коммуник ативная | Беседа: Какие водоемы на нашей планете ты знаешь? • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной? • Какие свойства воды ты знаешь? • Зачем человеку нужна вода? • Что было бы, если бы с земли ушла вода? Моделирование речевой ситуации: «Откуда берется вода», Словарная работа: Подбери ласковое словечко для обитателей водоемов(прилагательное). Грамматический строй речи словообразование прилагательных: «Сочиняем сказку про капельку», «Кто где обитает?» «Потерянное словечко» договори словечко по сказке «Мойдодыр» Диалоговая речь: Активизировать в речи названия водоемов и их обитателей. |
Восприяти е художеств енной литератур ы и фольклора | Чтение (слушание): Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;В. Степанов «Кувшинка», И. Токмакова «Лютик», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», «Лебеди», П. Комаров «Про выдру», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», Л. Пантелеев «Две лягушки», Н. Сладков «Серая цапля» (на выбор воспитателя). Разучивание (выразительное прочтение стихотворения): В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка». Малые фольклорные формы: загадки о подводном мире, пословицы, поговорки, словотворчество (на выбор воспитателя) | |
коммун икатив ное | Игровая | Театрализованные, режиссерские, игры-фантазирования (по мотивам литературных произведений) : «Мойдодыр» |
Коммуник ативная | Свободное общение: по сказке «Дюймовочка» Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы) репродукции И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море». | |
Игровая | Игровые ситуации: «Тили-тили бом загорелся Кошкин дом» «Посадил дед репку» Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция» Игры-драматизации: «Мойдодыр» Театрализованные игры: настольный театр «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» Игры на развитие эмоций: Зеркало, Царевна Несмеяна Коммуникативные игры: «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом». | |
Трудовая | Самообслуживание закрепление навыка самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать вещи на стул Хозяйственно-бытовой труд Наведение порядка в уголках группы, литературного уголка, сбор игрушек на прогулке, уборка веточек на площадке, полив растений. Труд в природе собери листочки для поделок, убери участок от веточек. | |
Художественно- эстетическое направление | Изобразит ельная | Творческая мастерская: Рисование: плакат «Безопасность на воде» (коллективная работа), «Круговорот воды в природе» Лепка пластилинография: «Необыкновенные рыбки» Оригами: «Кувшинка» |
Музыкаль ная | Слушание: «Две лягушки вечерком», «Песня о бобре», «Ерши-малыши», «Песенка про золотую рыбку», «Три желания», «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды» | |
для самосто ятельно | Игровая | Настольные и развивающие игры: «Разрезные картинки, кубики, сказки Сюжетно-ролевые: «Поход в океанариум» |
Познавате льно- исследова тельская | Игры с водой и песком: емкости для песка и воды, лейки, совочки, пластмассовые фигурки. | |
Конструир ование | Кубики, модули, настольный деревянный конструктор, игрушка для обыгрывания. | |
Изобразит ельная | Трафареты, карандаши, мелки, альбомные листы, цветная бумага, разноцветный картон, пластилин, | |
Трудовая | Емкости для сбора природного материала (листочки, веточки для поделок) | |
Познавате льно- исследова тельская | Игры с водой и песком: емкости для песка и воды, лейки, совочки, пластмассовые фигурки. | |
Коммуник ативная | Атрибуты, элементы костюмов, модули, декорации к сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом», Иллюстративный материл Ю. Васнецова, по русским народным сказкам, к произведениям «Сказка о глупом мышонке», «Гуси лебеди», «Кошкин дом» , «Волк и семеро козлят». | |
Конструир ование | Кубики, модули, настольный деревянный конструктор, игрушка для обыгрывания. | |
Изобразит ельная | Трафареты, карандаши, мелки, альбомные листы, цветная бумага, разноцветный картон, тесто, пластилин, | |
Двигатель ная | Маски животных, птиц, машины, разноцветные обручи, рули, кегли, вертушки, султанчики, мячи, тематические ориентиры, платочки | |
Музыкаль ная | Иллюстрации: «Грустное настроение», «Мамам и папа»; маски птичек и шарфики разноцветные (крылья); карточки с изображением сказочных персонажей. | |
Трудовая | Емкости для сбора природного материала (листочки, веточки для поделок) |
Примерное содержание беседы «Что растет в водоёме?»
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о растениях водоема. Подбор картин и иллюстраций с изображением растений водоема. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном растении водоема, нарисовать его или создать художественную поделку.
Ход беседы:
Педагог вносит игрушку-Капельку. Капелька предлагает ребятам совершить путешествие в Водное царство, но сначала разобраться, где это царство находится. Вносится глобус или карта мира, педагог с детьми находят на нем океаны, моря, реки и озера.Педагог обобщает: «На Земле существует целое Водное царство – это океаны, моря, реки, озера. Даже обыкновенные ручейки и лужи – это тоже маленькие частицы большого Водного царства. Вода нужна всем живым существам, но есть растения и животные, для которых водоем – это единственный дом. Давайте вместе разберемся, какие же растения живут в водоеме».
Дети называют растения, педагог выкладывает соответствующие изображения на панно.Примерный перечень растений: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка.
Педагог: Как эти растения приспособились к жизни в воде? Что у них для этого есть? (У всех растений крепкие надежные корни, которыми они прикрепляются ко дну водоема, а стебли и листья этих растений поднимаются под водой).
А какое растение не прикрепляется не прикрепляется ко дну? (ряска).
Примерное содержание беседы «Какие животные живут в водоеме и у водоема?»
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о животных водоема. Подбор картин и иллюстраций с их изображениями. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном животном водоема, нарисовать его или сделать художественную поделку.
Ход беседы:
Педагог предлагает детям вспомнить, каких животных водоема они знают. Дети называют, педагог выкладывает на панно соответствующие изображения (рыбы, моллюски, головастики, жуки-плавунцы, водомерки, бобры, ондатры, раки).
Педагог: Вы назвали так много животных. Но когда подходишь к озеру или реке, никого из животных обычно не видно. Почему? (Животные или плавают, или ползают на дне, или прячутся в водных растениях).
Примерные рассказы детей:
По поверхности воды стремительно бегают водомерки. Они не тонут, потому что очень легкие, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому не намокают и водомерки не тонут. Водомерки – хищники, они охотятся на комаров и других мелких насекомых.
Педагог: Кто из животных плавает в толще воды? (Жуки-плавуны, головастики лягушек, разные рыбы).
А кто в водоеме предпочитает жить на дне?
Примерный рассказ:
На дне обитают моллюски, мы их обычно называем ракушками. Их мягкое тело защищено раковиной. Оно состоит из двух створок.Ракушки питаются очень необычно: они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Получается, что ракушки очищают воду, делают ее прозрачной. А еще на дне водоемов живут раки. Они чистят водоемы, питаясь остатками других животных.
Педагог: Ребята, а какие звери приспособились к жизни в воде? (Бобры, выдры, ондатры).
Примерный рассказ:
Бобры селятся по берегам тихих водоемов, вся их жизнь связана с водой. Бобры очень хорошо плавают. На берегу водоема бобер строит свое жилище – хатку, входы в которую скрыты под водой.
Педагог: Жизнь каких птиц связана с водоемами? (Около водоемов живут многие птицы – дикие гуси, утки, лебеди, цапли, журавли, чайки).
Ребята, мы с вами узнали, что жизнь водоема – это загадочный и интересный мир. Он нужен и животным и растениям, и людям. Растения обогащают воду кислородом, которым дышат рыбы. Маленькие рачки и моллюски очищают воду от мути. Водоросли – это корм для рачков и головастиков. В воде мечут икру лягушки, рыбы. В зарослях водоема подстерегают свою добычу хищные рыбы. Все нужны друг другу в водоеме: водоросли – рачкам, рачки – рыбам, рыбы – птицам. Между обитателями водоема устанавливаются тесные связи, и нарушить их нельзя.
Физкультминутки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат –
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь не капли!
(А. Барто)
«Где спит рыбка?»
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу,
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь…
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(Е. Токмакова)
«Посмотри-ка на бобра»
Посмотри-ка на бобра –
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
(Н. Костарев)
Загадки
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки,
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически,
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется?
(Озеро, пруд, река)
Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
(Рыбка)
Драчун и забияка живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит.
(Ёрш)
Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту держит.
(Кит)
Собой тонок, голосом звонок, летит - пищит, сядет - молчит.
(Комар)
Не кузнец, а с клещами, с длинными усами. Когда он черен – куслив и задорен, а лишь покраснеет, так и присмиреет.
(Рак)
В воде родится, а воды боится.
(Стрекоза)
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
(Вода)
Игры
«Удочка»
Цель: упражнять детей в подпрыгивании (подпрыгивая надо сильно отталкиваться и потянуть ноги, укреплять здоровье детейю
«Напоминающие знаки»
Цель: воспитывать желание делами охранять и беречь воду, соблюдать правила поведения у водоемов.
«Рыбки»
Цель: вызвать у детей стремление выиграть, одержать победу, развитие ловкости.
«Море и ручеек»
Цель: развитие музыкального слуха, положительных эмоций, внимания.
«Ручеек и озера»
Цель: дать представление детям о том,что в природе есть разные источники воды: родники, ручейки, озера – это бесценный дар природы; бег в разных направлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)
Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы, с участием детей старшего дошкольного возраста...